Интеракционистский подход к поведению.
Принципы интеракционистского подхода:
· Поведение – функция многомерного взаимодействия и обратной связи между индивидом и ситуациями, с которыми он сталкивается.
· Человек является сознательным, активным субъектом процесса взаимодействия.
· Детерминантами поведения являются познавательные и мотивационные факторы.
· Для индивида важнейшим предопределяющим фактором является субъективное знание и понимание ситуации.
ТЕОРЕМА У. ТОМАСА |
Если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям независимо от того, насколько она в действительности реальна |
2.5. Синергетический подход– рассматривает организацию как единую, целостную, открытую, самоорганизующуюся систему, в которой все элементы взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга.
Бихевиористский подход.
Поведение – реакция организма (R) на изменения внешней среды – стимул (S).
Механизм поведения (по Б.Ф. Скиннеру)
С тоски зрения бихевиористов любой раздражитель (стимул) вызывает реакцию. Основная задача – выработать определенные реакции на конкретные стимулы. Скиннер считал, что поведение людей обусловлено последствиями их действий в прошлом. Положительные последствия ведут к тому, что человек повторяет такой же тип поведения в будущем. Эту идею развил Торндайк.
Закон эффекта Торндайка |
Из нескольких реакций на один стимул с большей вероятностью будет повторена та, которая сопровождалась положительным подкреплением, те же, которые сопровождались дискомфортом, будут повторены с меньшей вероятностью. |
Подкрепление бывает положительное (поощрение) и отрицательное (наказание). Положительное подкрепление используется для закрепления желательных способов реагирования на стимул, а отрицательное – для исключения нежелательных.
Теории «X», «Y», «Z».
Теоретическое обобщение научного управления и бихевиоризма нашло обобщение в теории «X» и теории «Y» Д. Макгрегора. Он проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что менеджер может контролировать задание, которое получает подчиненный, и качество выполнения задания, которое определяет действия исполнителя. На основании этого Д. Макгрегор сформулировал два подхода к управлению и назвал их теорией «X» и теорией «Y». Существует два типа управления, отражающие два взгляда на работника.
Для теории «X» характерны следующие предпосылки:
· обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избежать ее;
· большинство людей могут быть побуждены к работе путем принуждения, контроля, с помощью приказов, угроз наказания;
· средний человек предпочитает, чтобы им управляли, имеет низкие амбиции и старается не брать на себя ответственность.
Теория «Y» имеет следующие предпосылки:
· выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека естественно, как во время игры и отдыха;
· человек может воспринимать работу как удовольствие или наказание в зависимости от условий труда;
· люди могут осуществлять самоконтроль, самопобуждение к деятельности для интересов организации;
· ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения;
· наилучшим является то вознаграждение, которое связано с удовлетворением потребности в самовыражении и самоактуализации;
· обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но и даже стремится к этому.
Американский профессор У. Оучи, развивая идеи Макгрегора, предложил свое понимание вопроса, сформулированное в теории «Z». Оучи опирался на изучение японского опыта. Основным пунктом этой теории является положение, что человек – основа организации и от него зависит ее успех.
Положения теории «Z»:
· долгосрочный наем кадров;
· групповое принятие решения;
· индивидуальная ответственность;
· медленная оценка кадров и умеренное продвижение;
· неопределенный неформальный контроль четкими и формализованными методами;
· неспециализированная карьера;
· всесторонняя забота о работниках.