Интеракционистский подход к поведению.

Принципы интеракционистского подхода:

· Поведение – функция многомерного взаимодействия и обратной связи между индивидом и ситуациями, с которыми он сталкивается.

· Человек является сознательным, активным субъектом процесса взаимодействия.

· Детерминантами поведения являются познавательные и мотивационные факторы.

· Для индивида важнейшим предопределяющим фактором является субъективное знание и понимание ситуации.

ТЕОРЕМА У. ТОМАСА
Если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям независимо от того, насколько она в действительности реальна

2.5. Синергетический подход– рассматривает организацию как единую, целостную, открытую, самоорганизующуюся систему, в которой все элементы взаимодополняют и взаимоусиливают друг друга.

Бихевиористский подход.

Поведение – реакция организма (R) на изменения внешней среды – стимул (S).

Механизм поведения (по Б.Ф. Скиннеру)

Интеракционистский подход к поведению. - student2.ru

С тоски зрения бихевиористов любой раздражитель (стимул) вызывает реакцию. Основная задача – выработать определенные реакции на конкретные стимулы. Скиннер считал, что поведение людей обусловлено последствиями их действий в прошлом. Положительные последствия ведут к тому, что человек повторяет такой же тип поведения в будущем. Эту идею развил Торндайк.

Закон эффекта Торндайка
Из нескольких реакций на один стимул с большей вероятностью будет повторена та, которая сопровождалась положительным подкреплением, те же, которые сопровождались дискомфортом, будут повторены с меньшей вероятностью.

Подкрепление бывает положительное (поощрение) и отрицательное (наказание). Положительное подкрепление используется для закрепления желательных способов реагирования на стимул, а отрицательное – для исключения нежелательных.

Теории «X», «Y», «Z».

Теоретическое обобщение научного управления и бихевиоризма нашло обобщение в теории «X» и теории «Y» Д. Макгрегора. Он проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что менеджер может контролировать задание, которое получает подчиненный, и качество выполнения задания, которое определяет действия исполнителя. На основании этого Д. Макгрегор сформулировал два подхода к управлению и назвал их теорией «X» и теорией «Y». Существует два типа управления, отражающие два взгляда на работника.

Для теории «X» характерны следующие предпосылки:

· обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избежать ее;

· большинство людей могут быть побуждены к работе путем принуждения, контроля, с помощью приказов, угроз наказания;

· средний человек предпочитает, чтобы им управляли, имеет низкие амбиции и старается не брать на себя ответственность.

Теория «Y» имеет следующие предпосылки:

· выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека естественно, как во время игры и отдыха;

· человек может воспринимать работу как удовольствие или наказание в зависимости от условий труда;

· люди могут осуществлять самоконтроль, самопобуждение к деятельности для интересов организации;

· ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения;

· наилучшим является то вознаграждение, которое связано с удовлетворением потребности в самовыражении и самоактуализации;

· обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но и даже стремится к этому.

Американский профессор У. Оучи, развивая идеи Макгрегора, предложил свое понимание вопроса, сформулированное в теории «Z». Оучи опирался на изучение японского опыта. Основным пунктом этой теории является положение, что человек – основа организации и от него зависит ее успех.

Положения теории «Z»:

· долгосрочный наем кадров;

· групповое принятие решения;

· индивидуальная ответственность;

· медленная оценка кадров и умеренное продвижение;

· неопределенный неформальный контроль четкими и формализованными методами;

· неспециализированная карьера;

· всесторонняя забота о работниках.

Наши рекомендации