Организационно-техническое моделирование проектно-строительных систем управления
Диверсификация и индивидуализация общественных потребностей строительной продукции требует высокой гибкости хозяйственного механизма, его способности быстро и без потерь реагировать на смену направления развития науки и техники, на структуру спроса.
Такая форма деятельности основывается на расширении рискового предпринимательства и системной организации современного производства.
Системная организация предполагает, прежде всего, формирование научно-строительного комплекса, конкурентоспособность строителей не только на внутреннем, но и на мировом рынках. Научные исследования по формированию и развитию организационно-технологических строительных систем на основе новых информационных технологий являются весьма актуальными и плодотворными.
Элементы модели технологической системы, активизирующей контроль над любыми потоками информации, представлены в табл.1
Таблица 1
Элементы модели информации внешней и внутренней среды
строительного производства
Элементы | Содержание |
1.Внутренней среды | |
1.1 Производственные | Виды производства, ресурсы и технология проектирования и возведения различных типов зданий |
1.2 Функциональные | Функции ИТР и служащих, обеспечивающих достижение конечной цели – создание качественного и надежного объекта. |
1.3 Процедурные | Технология, опережение формирования документации, ее согласования, экспертизе, технико-экологической информации. |
1.4 Технические | Формирование документации: средств связи, ЭВМ, программное обеспечение. |
1.5 Экологические | Ценообразование на проектную и строительную продукцию, методы стимулирования качества, надежность новой строительной продукции. |
1.6 Кадровые | Количество, состав, квалификация кадров. |
2.Внешней среды | |
2.1 Заказчики | Состав исполнителей, инвесторов, главных исполнителей работ, отвод земельных участков для строительства. |
2.2 Госнадзор | Согласование проектно-сметной документации, главгосэкспертиза, оформления земельных участков, начальная стоимость, проектно-изыскательские работы. |
2.3 Заводы изготовители | Формирование заявок на исполнение необходимой продукции, заключение контрактов, гарантированное качество продукции и сроки поставок. |
2.4 Снабжающие организации | Заявки на строительные материалы, календарные графики поставок, транспорт. |
2.5 Шефмотнажное оборудование | Состав и квалификация исполнителей, создание новых технологий и оборудования, затраты на качество продукции. |
Процесс формирования организационной структуры включает:
- формулировку целей и задач;
- определение состава и места строительных подразделений;
- численность работающих и ресурсное обеспечение;
- разработку регламентирующих процедур и документов;
- формы, методы, процессы, осуществляемые в системе управления.
Разработка организационно-технической системы управления предприятием предусматривает следующие стадии:
- Формирование общей структурной схемы аппарата управления
- Разработка состава основных подразделений и связи между ними.
- Регламентация организационной структуры.
Формирование общей структурной схемы предусматривает:
- определение целей и проблем производственно-хозяйственной деятельности;
- общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижения;
- число уровней в системе управления, степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления;
- основные формы взаимоотношений организации с внешней средой и требования к срокам обработки информации, кадровому обеспечению и экономическому механизму.
Разработка состава подразделений и связи между ними предусматривает реализацию организационных решений, включает как совокупность крупных предприятий, так и подразделения отдельных предприятий.
Разработка состава подразделений и связи между ними предусматривает:
- реализацию организационных решений, включает как совокупность крупных предприятий, так и подразделения отдельных предприятий аппарата управления малого и среднего производств.
- распределение основных задач и построение внутрипроизводственных связей, включая отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории. Регламентация организационной структуры включает:
- разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности;
- определение состава внутренних элементов: бюро, групп и должностей;
- определение проектной численности подразделения, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава;
- распределение задач и работ между конкретными исполнителями и установление ответственности за их выполнение;
- разработку процедур в подразделениях порядка их взаимодействия при выполнении взаимосвязанных комплектов работ;
- расчеты затрат на управление и показатели эффективности аппарата управления в условиях проектной организационной структуры.
Детализированная регламентация ответственности и принятия решений разрабатываются процессограммы – графическая интерпретация процесса выполнения управленческих функций (рис. 5).
Рис. 5. Процессограмма строительства объектов
Совокупное участие вышеперечисленных организаций в процессе создания новой строительной продукции отражает логическую структуру и возможные исходы этого процесса.
Основные этапы создания новой строительной продукции определяются в соответствии с требованиями текущего законодательства. В связи с выходом ряда постановлений правительства, внесениями изменений в градостроительный кодекс РФ, стал актуальным вопрос оценки влияния изменений законодательства на модель организационно-технологической системы.
Принимаются две группы методов исследования системы: априорные и экспериментальные.
К априорным методам относятся:
- экспертиза проектной, технологической, управленческой документации;
- моделирование возможного перераспределения затрат между проектными и строительными организациями;
- моделирование технологии формирования проектно-сметной документации и строительства.
К экспериментальным относятся:
- оценка возможных путей рациональной разработки документации на объектах аналогах с целью экономии затрат труда проектировщиков;
- контрольные наблюдения и получение объективных данных во время строительства и опытной эксплуатации.
На основании полученных данных производится выявление резервов повышения эффективности, надежности и качества новой строительной продукции.
Примером исследования, как правило, являются объекты регионального финансирования, промышленного, общественного и жилого типа.
Модель проектно-строительной системы ориентированной на создание новой строительной продукции, моделирование и анализ степени влияния изменений на проектирование и эксплуатацию объектов, структуризация резервов повышения эффективности, надежности и качества новой строительной продукции.
Развитие автоматизированных систем управления строительством происходит с 1970 года в три этапа: на основе больших ЭВМ и вычислительных центров, персональных ЭВМ и автоматизированных рабочих мест (АРМ), планшетных компьютеров с использованием интернет. Эффективная система управления должна рассматриваться как постоянно изменяемая органическая структура, способная к бесконечному развитию и приспособлению к значительной скорости сменяемости событий (рис. 6).
Рис.6. Управление процессами развития познаний и деятельности
Следовательно, весь блок информации в процессе, задействованный в процессе управления становится определяющим ресурсом, таким же, как финансирование, материальное обеспечение и т. п. Вместе с тем организационно – технический уровень производства должен соответствовать необходимости решения задач во времени и пространстве, обеспечивающих непрерывность и устойчивость производственных процессов.
Порядок и содержание выполнения предпроектных работ, ведения проектирования и строительства определены регламентом, который включает в себя предпроектные работы, проектирование и ведение строительно-монтажных работ (СМР) (Табл.2).
Таблица 2
Порядок оформления документации
Предпроектные работы |
1 Оформление правоустанавливающих документов на земельный участок |
2 Определение потребности в строительстве |
3 Получение технических условий с оформлением договоров на технологическое присоединение, согласование с муниципальными службами города |
4 Подготовка и утверждение задания на проектирование |
5 Составление максимальной начальной стоимости проектных работ |
6 Проведение конкурса на проектные работы |
7 Оформление градостроительного плана (архитектурно -планировочное задание, инженерно-техническое задание) |
Проектирование |
1 Согласование проектно-сметной документации (ПСД) |
2 Главгосэкспертиза |
3 Ведомственная экспертиза |
4 Составление максимальной начальной стоимости проектно-исследовательских работ |
5 Оформление земельного участка |
Ведение строительства |
1 Получение разрешения на строительство |
2 Извещение в надзорные органы РГСН (Российский градостроительный надзор, отдел РТН, ФСБ) |
3 Начало строительства |
Для автоматизации обработки и использования при проектировании решений в управлении производством необходима нормативно – справочная информация (Табл. 3).
Таблица 3