Противопожарные разрывы между зданиями.
Степень огнестойкости зданий или сооружений | |||
Степень огнестойкости зданий | 1 - П | III | IV—V |
Расстояние между зданиями и сооружениями, м | |||
1-Н III 1У-У | 9 — для категорий А, Б" и В. Не нормируется для категорий Ги Д 9 - 12 | .9 12 - 15 | 12 -15 |
Расстояния между производственными зданиями и сооружениями не нормируют в следующих случаях: 1)если площади полов двух зданий и более или сооружений III—IV степеней, огнестойкости не более размеров, допускаемых между противопожарными стенами, считая по наиболее пожароопасному производству и низшей степени огнестойкости;
2) когда стена более высокого здания, обращенная в сторону другого, соответствует противопожарным требованиям;
3) если здание III степени огнестойкости имеет противостоящие глухие стены или стены с проемами, заполненными стеклоблоками или армированными стеклами с пределом огнестойкости не менее 45 мин.
Санитарные разрывы между зданиями, освещаемыми через оконные проемы, принимают не менее наибольшей высоты (до карниза) противостоящего здания.
Прогрессивным приемом проектирования генеральных планов с целью достижения высоких технико-экономических показателей является блокировка, т, е. объединение производственных, подсобно-производственных ив ряде случаев складских зданий в блоки с наиболее простой формой в плане. Блокировка позволяет эффективнее использовать заводскую площадь, повысить плотность застройки, более четко разбить территорию на кварталы (панели) и организовать транспортные связи по прямолинейным магистралям и проездам. Кроме этого, при объединении здании в крупные блоки сокращается протяженность транспортных путей, и инженерных коммуникаций. Все это позволяет снизить стоимость строительства и эксплуатацию зданий и предприятия.
Внутризаводской транспорт на территории предприятия проектируют с учетом его особенностей. Виды внутризаводского транспорта выбирают на основе технико-экономического сравнения различных вариантов. При этом в первую очередь предусматривают обеспечение непрерывного транспортного процесса с передачей перерабатываемого сырья и материалов от мест складирования к местам потребления без перегрузок. При проектировании внутризаводского транспорта следует предусматривать также удобные пути перемещения грузов и движения людей. При этом людские потоки должны быть изолированы от грузовых потоков. Пути передвижения людей должны быть краткими с избежанием пересечений с транспортными путями.
Вспомогательные помещения (санитарно-бытовые и административные) размещают таким образом, чтобы максимально приблизить их к основным потокам рабочих от входа на предприятие до рабочих мест. Расстояния от рабочих мест в неотапливаемых зданиях или на открытом воздухе до санитарно-бытовых помещений должны быть не более 500 м. Расстояния от цехов до пунктов питания принимают от 100 до 300 м. Медицинские пункты размещают вблизи наиболее многолюдных цехов или опасных в отношении возможности травматизма.Внутризаводской транспорт подразделяют на железнодорожный
и автомобильный. Первый предусматривают в тех случаях, когда готовая продукция имеет большой вес и габариты или при транспортировании сырья и топлива с больших расстояний. Железнодорожные пути обычно располагают в зоне складских зданий и сооружений, а в некоторых случаях вводят в производственные здания. .
Для предприятии легкой, пищевой и химической промышленности железнодорожный транспорт применяют для группы предприятий при грузообороте более 200т в сутки. В других случаях, как правило, используют автомобильный транспорт, который является более маневренным. Автомобильные дороги на территории предприятия устраивают по тупиковой, кольцевой или смешанной схемам. В первом случае для разворота автомобилей р, конце тупика устраивают петлевые объезды или площадки размерами не менее 12X12 м. При кольцевой схеме предусматривают дорогу, охватывающую основную часть застроенной территории.
Территория промышленного) предприятия одной из своих границ обычно примыкает к улице или дороге общего пользования. Если протяженность стороны превышает 1000 м, на ней устраивают не менее двух въездов на предприятие. Расстояние между въездами не должно первышать 1500 м.
Внутризаводские автомобильные дороги подразделяют ' на три категории: I — при грузонапряженности ,в обоих направлениях более Л,2 млн. т брутто в год, II—1,2—0,3 млн. т, III—менее 0,3 млн. т. Ширину проезжей части дорог I и II категории принимают 6—9,5 м, III категории —3,5—5 м. .
Приближения автомобильных дорог от края проезжей части до наружной грани стены зданий принимают: при длине здания более 20 м —не менее 3 м, при наличии въезда в здание электрокаров и двухосных автомобилей — 8, трехосных— 12 м.
В проект благоустройства территории, промышленного предприятия входит решение комплекса вопросов по созданию необходимых эксплуатационных, санитарно-гигиенических и эстетических условий для работающих. Основными элементами благо: устройства являются дороги, тротуары, стоянки автомобилей с покрытием, обеспечивающим качественную их уборку, а также площадки и зоны, отдыха с цветниками, фонтанами, беседками. Большое внимание должно уделяться архитектурному оформлению различных сооружений и элементов: лестниц, сходов, вентиляционных шахт, противопожарных водоемов, брызгальных бассейнов и т. п.
Озеленение территорий является основным элементом благоустройства, обеспечивающим Необходимую чистоту воздуха, защищая здания от ветра, пыли и копоти. Многие породы деревьев (ель, сосна, липа, тополь, можжевельник, черемуха) выделяют бактерицидные летучие вещества, оздоровляющие воздушную среду.
Озеленение территорий следует предусматривать в виде кустарниковых насаждений, групповой и рядовой посадки деревьев, цветников и газонов. Породы деревьев и кустарников выбирают с учетом специфики предприятий и климатических условий. При этом следует учитывать требования пожарной безопасности и влияние на насаждения производственных вредностей.
Площадь участков насаждений в среднем должна составлять до 20% площади территории. При этом следует соблюдать нормативные расстояния приближений деревьев к зданиям и сооружениям.Так, расстояние от наружных стен до высоких древесных насаждений должно быть не менее 4 м> от подземных сетей коммуникаций (газопровод, теплопровод, электрокабель) — 2, от оси железнодорожных путей — 5 м.
В основные технико-экономические показатели генерального плана входят следующие: общая площадь территории, га; количество зданий и сооружений; площадь застройки, м2; плотность застройки, %; площадь озеленения, га; протяженность подземных я надземных инженерных сетей, км; протяженность ограждения, км. .
Одним из основных показателей из перечисленных следует считать плотность застройки. Этот показатель, выраженный в %, представляет собой отношение площади застройки к общей площади предприятия. Так, для предприятий легкой промышленности этот показатель составляет 25—60%, для предприятий пищевой промышленности—36—50, для химической промышленности — 28—45 % .