Горизонтальная и вертикальная интеграция
Интеграция предприятий это процесс экономического и производственного сотрудничества на основе централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Данный процесс связан с частичным отказом предприятия от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.
Преимущества интеграции:
1. Увеличение размеров рынка – эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
2. Возрастает конкуренция между фирмами.
3. Обеспечение лучших условий торговли.
4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
5. Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
1. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
2. Олигопольный сговор между фирмами, который приводит
к повышению цен.
3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
Существует два направления процессов интеграции: горизонтальная и вертикальная (определяется с позиции субаддитивности издержек) (табл. 9.1).
Таблица 9.1
Формы интеграции | |
Горизонтальная интеграция (определяется горизонтальными границами) | Вертикальная интеграция (определяется вертикальными границами) |
Определяется положительным эффектом масштаба (субаддитивностью издержек): если при увеличении объемов производства происходит рост издержек на единицу выпуска, то происходит формирование технологической границы фирмы | В случае производства комплектующих внутри фирмы при условии субаддитивности издержек она является вертикально интегрированной. Проблема «безбилетника» повышает издержки контроля |
Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме, приобретающей сырье и материалы для производства товара на определенном рынке.
Вертикальная интеграция предприятий является способом перехода от одной организационной формы экономического (в частности, инновационного) процесса к другой. Расширение фирмы вдоль технологической «цепочки» приводит к замене ценового регулятора отношений на количественный. Это позволяет специалистам говорить о том, что в условиях вертикально интегрированной фирмы меняется сигнал, на который ориентируется производитель. Хозяйствующий субъект начинает стремиться не к максимизации прибыли, ориентируясь на цены, а выполнять исходящие из центра указания, принимающие «количественную» форму: квоты, планы, целевые показатели или приказы.
Например, отделение Х разрабатывает новый продукт, который нуждается в комплектующем приспособлении. Другое отделение –
Y располагает исследованиями и оборудованием, необходимыми для производства данного приспособления. Отделение X назначает цену на основе объема производства 500 единиц в год. Отделение Y определило, что переменные затраты составят 0,24 тыс. руб. на единицу. До выпуска приспособлений отделение Y производит продукт А
в количестве 350 единиц в год. Он реализуется по цене 1,35 тыс. руб., переменные затраты составят 0,75 тыс. руб. на единицу. Какую трансфертную цену назначит отделение Y за комплектующее приспособление?
Валовая маржа, упущенная от продаж внешним покупателям, 0,42 тыс. руб.:
Цена реализации продукта А .............................. 1,35 тыс. руб.
Переменные затраты на единицу ....................... 0,75 тыс. руб.
Валовая маржа на единицу.................................. 0,60 тыс. руб.
Количество продаваемого продукта А ......................... 350 ед.
Итого упущенная валовая маржа ....................... 210 тыс. руб.
В расчете на одно приспособление упущенная валовая маржа составит 0,42 тыс. руб. Тогда минимальный уровень трансфертной цены рассматривается как
Трансфертная цена | = | 0,24 тыс. руб. (переменные затраты) | + | 0,42 тыс. руб. валовая маржа, упущенная от внешних продаж | = | 0,66 тыс. руб. за одно комплектующее приспособление |
Отделение Х может назначить и более высокую цену, но не ниже 0,66 тыс. руб. за единицу, иначе прибыли компании упадут. Если отделение Х не устраивает цена 0,66 тыс. руб., то оно может обратиться к внешнему производителю.
Если у отделения Y будут свободные мощности, то тогда трансфертная цена будет снижена. Нижним пределом будут переменные затраты в сумме 0,24 тыс. руб. Если же отделение Y не захочет снижать цену до этой цифры, то она будет выше 0,24 тыс. руб. – по взаимной договоренности руководителей двух отделений. В подобных ситуациях продающее отделение будет часто добавлять к своим затратам какую-то «предельную» величину при назначении трансфертной цены покупающему подразделению.
Основной же причиной интеграций в развитых странах является стремление предприятий сократить издержки производства и усилить инновационный потенциал.
Процессы вертикальной и горизонтальной интеграции, происходившие в России с начала 1990-х гг., в значительной мере были обусловлены требованиями инновационных процессов. Одним из
аргументов в пользу этой связи является то, что если к середине 1990-х гг. среди интегрированных структур преобладали конгломераты, то в последующие годы началось интенсивное выстраивание вертикально и горизонтально связанных групп.
Установление связей, объединяющих производителей однотипной продукции (горизонтальная интеграция), также позволяет интенсифицировать инновационные процессы. В частности, горизонтальная интеграция обеспечивает ускоренную диффузию нововведений,
а также является средством защиты инноваторов от имитации нововведений.
Исследование взаимосвязи интеграции и инновационных процессов проводилось на основе анализа состояния основных фондов
и динамики инвестиций (за период 1995–2002 гг.), показателей инновационной деятельности (1998–2001 гг.) и процессов интеграции (1992–2005 гг.).
Предприятия машиностроения являются менее структурированными в вертикально интегрированные холдинги по сравнению
с металлургическими и нефтяными. Это связано с особенностями машиностроительной отрасли промышленности. Тем не менее в ряде случаев наладить интеграцию удавалось. Наиболее структурированными оказались самые «тяжелые» подотрасли машиностроения,
а также производители сельскохозяйственной техники. Среди компаний «тяжелых» подотраслей выделяются «Энергомашкорпорация», «Силовые машины» и «Объединенные машиностроительные заводы».
Состав групп «Энергомашкорпорация» и «Силовые машины» сформирован таким образом, чтобы обеспечивать весь комплекс продукции, требующийся для создания крупных энергетических объектов. В том числе оборудования для производства, передачи и распределения электроэнергии, аппаратуры управления и коммутации для электрических машин, а также оборудования общего машиностроения. В компании «Силовые машины» утверждают, что именно объединение дало возможность обновления технологических мощностей предприятий.
«Объединенные машиностроительные заводы» включили в холдинг крупнейшие предприятия энергетического и общего машиностроения, судостроения, а также проектные организации. У компании три основных профиля: производство оборудования для атомных станций, продукция судостроения и оборудование для добычи и переработки полезных ископаемых. К 2003 г., после получения контроля над третьим в мире поставщиком оборудования для АЭС
(ОАО «Атомэнергоэкспорт»), а также ОАО «Зарубежэнергопроект», ОМЗ начали контролировать всю цепочку энергетического машиностроения – от проектирования деталей для АЭС до их монтажа. Базой для машиностроения служит уникальный комплекс мощностей для производства спецсталей. Для изготовления ответственных изделий для атомной энергетики, нефтегазового комплекса, металлургической и горной отраслей промышленности, судостроения используются полуфабрикаты, создаваемые в самой компании.
В крупные холдинги интегрировались и производители сельскохозяйственной техники. Среди них выделяются «Агромашхолдинг», «Новое содружество» и группа «Мост». «Агромашхолдинг» объединил две основные технологические «цепочки»: производство комбайнов и производство тракторов. «Цепочка» по производству комбайнов включает в себя Красноярский завод комбайнов (основное производство), Назаровский машиностроительный завод (жатвенные части), Красноярский завод прицепной техники и Сибирский судостроительный завод (мосты для комбайнов), два завода по сборке комбайнов: «Орловский завод комбайнов» и «Лозовский комбайновый завод». «Цепочка» по производству тракторов состоит из Волгоградского тракторного завода, Алтайского моторного и Кустанайского дизельного заводов. Эти две «цепочки» «пересекаются» на заводах по производству дизельных двигателей. Сегодня на долю предприятий «Агромашхолдинга» приходятся 45 % российского производства комбайнов, 70 % гусеничных тракторов и 60 % дизельных двигателей.
«Новое содружество» объединило производителя комбайнов «Ростсельмаш» и его смежников: предприятие «Сельмаш-Урюпинск» (производитель запчастей), «Ростовский завод цветного литья», Ростовский литейный завод, «Ростовский завод специнструмента и техоснастки». Холдинг стал контролировать более половины отечественного рынка комбайнов. До прихода «Нового Содружества» все предприятия промышленного союза находились в предбанкротном состоянии, имели огромную задолженность, деятельность на них была практически приостановлена. Сегодня, по утверждению самой компании, они безусловные лидеры в своих отраслях. Продукция, выпускаемая на заводах «Нового Содружества», на равных конкурирует с лучшими зарубежными аналогами.
Группа «Мост» практически полностью поставила под свой контроль производство колесных тракторов в России. С 2000 г. группа консолидировала чебоксарский «Промтрактор», Владимирский
и Липецкий тракторные заводы, Чебоксарский агрегатный завод. Через подконтрольный концерн «Тракторные заводы» – Звениговский судостроительный завод (Республика Марий Эл), Камышинский кузнечно-литейный завод (Волгоградская область), Грязинский культиваторный завод (Липецкая область), Тульский комбайновый завод,
а также отраслевой государственный автотранспортный институт.
«Трансмашхолдинг» в 2001 г. получил контроль над Брянским машиностроительным заводом (производство тепловозов) в партнерстве с «Трансгрупп» и ОАО «Кузбассразрезуголь». В 2002 г. аффилированные с ТМХ фирмы приобрели около 25 % акций Тверского вагоностроительного завода и контрольный пакет Муромского стрелочного завода. В 2003 году ТМХ установил контроль над Новочеркасским электровозостроительным заводом и Кушвинским заводом транспортного оборудования.
Приведенные примеры интеграции не охватывают большинство предприятий машиностроения – в отличие от химической, нефтехимической промышленности или металлургии. Однако очевидно, что по ряду подотраслей машиностроения имеет место интеграция, включающая основных субъектов, контролирующих большую часть соответствующих рынков. Предприятия оборонно-промышленного комплекса являются еще более интегрированными, чем предприятия указанных отраслей. Значительное их количество объединено под контролем государства. Это подтверждает гипотезу о необходимости интеграции для осуществления инноваций.
На основе сопоставления фактических и статистических данных развития российской промышленности можно сделать вывод о существовании влияния вертикальной и горизонтальной интеграции на инновационную активность предприятий. Происходит инициирование как прямых, так и обратных эффектов нововведений. Процессы интеграции позволяют определить направления и масштабы инновационных процессов в экономике.
Горизонтальная интеграция (объединение производителей аналогичного продукта) стимулирует инновационные процессы, происходящие в форме диффузии нововведений, показавших свою эффективность на «пилотных» проектах.
Вертикальная интеграция (вдоль технологической «цепочки») включает производителей как инновационного, так и традиционного продукта. К последним относятся в первую очередь поставщики энергии и значительной части сырого материала. Интеграция такого рода участников технологической «цепочки» направлена на уменьшение «двойной надбавки» и, соответственно, увеличение прибыли всех субъектов в качестве источника финансирования нововведений. В значительной мере она имеет целью обеспечение стабильности предложения промежуточного продукта или спроса на создаваемый продукт.
В экономике СССР была невысокая степень вертикальной интеграции, поскольку управление было централизовано. В годы либерализации предприятия на разных этапах технологической цепочки производства приобрели формальную самостоятельность. Разрушение административной системы сопровождалось дезорганизацией промышленных контрактов. Одной из основных причин дезорганизации явилась ориентация менеджеров на краткосрочные критерии эффективности. Эта ориентация в совокупности с разрушением старых связей привели к сокращению объемов выпуска предприятий.
В первые годы реформ еще сохранялась высокая специализация производителей. При этом отсутствовала информационная инфраструктура, необходимая для поиска новых партнеров, что привело
к безальтернативности хозяйственных связей. А это предполагает существенную рыночную власть. Отсюда появилась проблема «отбирания» прибыли у предприятий отрасли-потребителя, так как альтернативная ценность промежуточной продукции нулевая. Это и позволяет отбирать прибыль. В таких условиях внешние сделки заменяются внутренними (диверсификация и вертикальная интеграция). При наличии государственных ограничений на процессы вертикальной интеграции в большинстве отраслей предприятиям оставалось использовать лишь гибридные формы координации: бизнес-группы
и особые формы контрактов (например, бартерные расчеты).
Основной стимул при объединении предприятий в группы в начале 90-х годов – это индивидуальные интересы руководства. В результате многие предприятия, по существу, укрепились в прежней административной системе, что особенно характерно для крупнейших из них (численность занятых более 5000 человек). Кроме того,
в промышленности получила распространение практика вывода активов и банкротства предприятий для извлечения выгоды собственника при их разделении (см. об этом: «Темы для эссе» п. 1).