Оценка финансового состояния

За 1994–1995 гг. активы ЦУМа росли умеренными темпами, зато стабильно. А вот роста собственных активов за первые три квартала ми­нувшего года не заметно. Доля оборотных активов компании, колебав­шаяся в 1994–1995 гг. на уровне 40–60 %, резко сократилась в первом квартале 1996 г. до 30 %, что было вызвано получением
в собственность строения 2.

В свою очередь, в объеме оборотных средств росла доля запасов, за­трат и дебиторской задолженности (с 60–65 % в 1994 г. до
85–90 % в 1996 г.). Столь сильное снижение доли денежных средств связано с банкротством Московского городского банка, в котором находились счета ЦУМа и одного из крупных арендаторов – фирмы «Иллюзион». В результате в 1995 г. только прямые убытки ЦУМа составили около миллиона долларов.

Структура капитала компании вполне удовлетворительная, хотя в случае дальнейшего снижения рентабельности активов придется долю кредитов снизить до минимума. Малый объем денежных средств и тот факт, что все привлеченные Торговым домом кредиты являются кратко­срочными, отразились на показателях ликвидности. Некоторую тревогу вызывает показатель текущей ликвидности: при необходимости немед­ленно погасить всю задолженность магазину едва хватит оборотных активов.

Тем не менее ЦУМ остается прибыльным предприятием, что позво­ляет ему расплачиваться с кредиторами и частично финансировать мо­дернизацию.

Характеристика акций

Акции ЦУМа стали котироваться на рынке с 1993 г., но длитель­ное время они были на нем малозаметны. Курс акций практически был стабилен, разброс между ценой покупки и продажи был весьма значительным (60–100 %), а желающих продать акции было в 3–5 раз больше, чем покупателей. Положение коренным образом изменилось в начале второго квартала 1996 г. после сообщений об увеличении но­минала акций и подготовке к реконструкции магазина. В третьем квартале 1996 г. спрос на акции впервые вдвое превысил предложение. Такое положение дел позволило компании успешно (по цене, вдвое превышающей номинал) разместить свои акции. Стреми­тельный рост курса увеличил рыночную капитализацию компании
в 13,5 раза. Сей­час рыночная капитализация выше стоимости собственного капитала компании (по балансу) приблизительно в 2,4–2,6 раза, что характерно для предприятий с выгодным и перспективным бизнесом.

Глава 8. КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
И КАПИТАЛА

Продолжая обсуждение вопроса формирования рыночной власти, нельзя не затронуть такие явления, как концентрация производства и концентрация капитала. Они не дают возможность определить место возникновения рыночной власти, так как в ряде случаев рыночная власть является причиной концентрации, а при смене точки зрения на явление – следствием.

8.1. Концентрация капитала.
Процессы слияния и поглощения

Концентрация капитала – процесс увеличения функционирующего капитала в рамках одной организационной фирмы. Выделяется два основных типа концентрации капитала в рамках интеграции, когда происходит объединение организационных структур в одно целое и кооперации, которая характеризуется принятием совместных решений для достижения поставленных целей без создания общего органа управления юридически самостоятельными фирмами.

Мотивами концентрации капитала выступают следующие прогнозируемые эффекты:

1) уход от конкуренции: объединение предприятий позволяет увеличить объем производства, улучшить качество, выйти на более широкий рынок сбыта;

2) стремление к монополизации: монополизация позволяет доминирующему предприятию диктовать свои условия на занимаемом рынке, использовать эффект масштаба и рыночную власть;

3) повышение кредитоспособности: финансовые системы во всем мире дают кредиты под залог собственного капитала;

4) более эффективное использование современной техники: наиболее крупное производство предполагает применение наиболее прогрессивного оборудования

В общем виде структура объединений приведена на рис. 8.1.

Ассоциация– объединение на договорной основе нескольких фирм с целью совершения конкретных сделок, прибыль или убыток от которых члены ассоциации делят пропорционально вложенному капиталу. Коллективным органом управления в них является хозяйственный совет, который избирается правлением и образует исполнительную дирекцию.

Оценка финансового состояния - student2.ru Основная цель создания ассоциации – повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства в избранных направлениях (подготовка кадров, внешнеэкономическая деятельность, маркетинг и т.д.). Члены ассоциации имеют право выхода из нее в любое время с предварительным уведомлением об этом хозяйственного совета.

Рис. 8.1. Организационно-правовые формы концентрации капитала

Разновидностью ассоциативного объединения являются территориальные межотраслевые объединения (ТМО), которые решают следующие задачи:

1) участие в комплексном экономическом и социальном развитии территорий;

2) изыскание путей рационального использования местных природных, материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

3) обеспечение увеличения выпуска и расширения ассортимента товаров в регионе:

4) развитие территориальных форм специализации, концентрации и кооперирования предпринимательства;

5) активное участие в построении и совершенствовании инфраструктуры региона – транспорта, связи, энерготеплоснабжения и т.д.;

6) активизация внешнеэкономической деятельности бизнеса
с участием региональных структур.

Пул– временное объединение фирм, принадлежащих к разным отраслевым рынкам. В него могут входить торговые, биржевые, страховые, патентные и другие организации, например с целью выпуска на фондовый рынок новой ценной бумаги. Для всех вступающих в пул организаций устанавливаются единые правила ведения общих расходов и формирования прибыли, поступающей в единый целевой фонд.

Концерн– объединение предприятий различных отраслей, связанных совместными разработками посредством системы финансового участия и производственного сотрудничества. Разновидностями концерна являются холдинговые компании и тресты. Концерн является горизонтальным, вертикальным или диверсификационным объединением предприятий, которые сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству и маркетингу предприятия взяты под единое предприятие.

Крупнейшие концерны объединяют десятки, а то и сотни предприятий, включая сбытовые, обслуживающие, финансовые, страховые, научно-исследовательские и прочие фирмы. Например, «Дженерал моторс» объединяет 126 автомобильных заводов в США и 13 в Ка­наде, а также производственные и сбытовые центры в 36 странах. Продукция компании реализуется через собственную сбытовую сеть и сеть дилеров, составляющих в совокупности более 15 тыс. фирм.

Каковы бы ни были конкретные формы концерна, для него характерно единое управление из одного центра, роль которого выполняет совет директоров. В задачи совета директоров и его аппарата входит: разработка стратегии развития концерна в целом; утверждение годового бюджета и годовой программы инвестиций концерна
и его подразделений; решение вопросов, касающихся научно-техни­ческой политики, ценообразования, использования производственных мощностей; кадровые вопросы (назначение управляющих в дочерних фирмах), контроль за деятельностью всех звеньев концерна.

Ядро концерна составляет материнская холдинговая компания, выполняющая, как правило, и некоторые хозяйственные функции – обслуживание, реклама, консультирование. Как холдинговая фирма, она владеет акциями дочерних компаний, а как обслуживающая – координирует их деятельность на всех уровнях: от производства до поставки конечным потребителям. Материнская компания совместно со своими региональными центрами занимается вопросами размещения производства и его рационализации, определяет основные направления капиталовложений и изыскивает средства для их финансирования.

Несмотря на непрекращающуюся на Западе критику концернов за подрыв рыночных основ, бюрократизм, стремление «делать прибыли на бумаге», трудно представить современную рыночную экономику без них. Периодически концерны подвергаются существенной реорганизации, в последние годы – в основном в сторону децентрализации управления и повышения самостоятельности отдельных звеньев. И тем не менее за центром продолжают сохраняться контрольные функции и рычаги управления, как экономические, так
и административные.

Кардинальная причина живучести концерна в том, что современный технический прогресс остается капиталоемким. Хотя одни его направления снижают относительную потребность в капитале, другие (экономия первичных ресурсов, экология, электронная автоматизация и т.д.) требуют значительных капиталовложений.

Помимо концернов в капиталистической практике существуют иные, менее жесткие формы объединений: конгломераты и холдинговые компании.

Конгломератами в американской литературе принято называть концерны, возникшие в результате поглощения большого числа компаний, не имеющих между собой функциональных связей. От обычного концерна конгломерат отличается также большим акцентом на финансовых операциях. Значительную прибыль конгломераты извлекают не от производственной деятельности, а от выпуска ценных бумаг. Это сближает их с холдинговыми компаниями и финансовыми институтами (инвестиционными банками). Однако в отличие от последних конгломераты все же вмешиваются в производственные дела компаний, акциями которых владеют.

Холдинг– акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. Холдинг – это прежде всего финансовый фонд, объединение капиталов, а не предприятий. Принято считать, что холдинговые компании не вмешиваются во внутренние дела компаний, акциями которых владеют, а интересуются
в основном дивидендами. Холдинг может быть чистым, когда компания следит за получением дохода и его наращиванием на вложенный капитал, и смешанным, когда одно АО овладевает контрольными пакетами акций других фирм, занимаясь при этом самостоятельной предпринимательской деятельностью. Здесь налицо расширение самой среды предпринимательской деятельности (например РАО «ЕЭС России»). Так образуются диверсифицированные объединения, которые могут быть холдингами по отношению к своим дочерним фирмам, но и сами могут входить в качестве дочерних фирм в состав более могущественных холдингов.

Но это относится к компаниям, капитал которых на 100 % сформирован из акций других компаний. В этом случае прибыль холдинга равна суммарным дивидендам, получаемым по акциям дочерних компаний.

Владея контрольными пакетами акций дочерних компаний, которые значительно меньше 51 %, холдинг может вмешиваться в любые сферы их деятельности. Как только это происходит, стирается всякая грань между холдингом и концерном. Независимо от того, входит ли холдинг в структуру концерна или является самостоятельной единицей, ключевое место в его деятельности занимают финансовые операции. Холдинговая компания располагает такими мето­дами мобилизации финансовых ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям и фирмам (эмиссионно-учредительская деятель­ность, платежи за разнообразные услуги в сфере управления, финансирования, рекламы, пользование патентами, перераспределение финансовых средств дочерних предприятий).

Трест– образуется в результате слияния юридических лиц, полностью теряющих свою производственную, коммерческую
и юри­дическую самостоятельность и подчиняющихся общему управлению. Как правило, объединяются предприятия разных отраслей
и производств.

Консорциум– временное объединение на договорной основе ограниченного числа независимых в юридическом и хозяйственном отношении фирм для реализации крупномасштабных проектов. Чаще используются в финансовой деятельности, связанной с выпуском
и размещением ценных бумаг. Целью объединения в консорциум является снижение риска, расширение сфер сбыта.

В начале 90-х годов на первый план российских преобразований вышло формирование предприятий в финансово-промышленные группы (ФПГ). Они создаются не только на базе технологически
и кооперативно связанных предприятий, но и на основе диверсификации деятельности промышленных предприятий. ФПГ обязательно формируется на основе производственных предприятий и банков либо других кредитных организаций. Зарубежный опыт показывает, что данная форма концентрации капитала имеет большое количество преимуществ, к числу которых относятся прямая связь производства и кредитных организаций, взаимный интерес функционирования
и взаимодействия.

В последнее время проблема взаимодействия банков и промышленных предприятий стоит не так остро. Крупные отраслевые банки отработали принципы менеджмента и продолжают наращивать объемы кредитов промышленным предприятиям, хотя это не обязательно ФПГ. Так, например, Уралстройпромбанк характеризуется следующей структурой кредитных вложений: лидирует металлургия – более 20 %, машиностроение и металлообработка – более 15 %, торговля – 11 %.

И все-таки, почему в мировой практике большую роль отводят холдинговым компаниям и ФПГ? как они интегрируются
в произ­водство? И если это такой хороший инструмент, то каким образом его можно применить в России, какими законами регу­лировать?

В мировой практике холдинговые компании продемонстрировали, что могут оказывать большое влияние на экономическую жизнь общества благодаря гигантской концентрации капитала (холдингами являются такие всемирно известные фирмы, как «Дженерал моторс», IBM, «Форд-мотор»).

В разных странах корпорационный контроль имеет свои особенности. Так, холдинговые структуры в промышленностиСША
в основном создаются путем вертикальной, горизонтальной или межотраслевой интеграции производств корпораций. Формирование холдингов в США тесно связано с акционерным контролем одной корпорации над другими. По американскому законодательству присоединенное акционерное общество перестает быть самостоятельным юридическим лицом и становится филиалом присоединившей его компании. Коммерческие банки в США почти никогда не осуществляют акционерный контроль промышленных предприятий, однако нередки случаи, когда контрольные пакеты промышленных корпораций принадлежат небанковским финансовым институтам. Примером может быть пенсионный фонд, которому принадлежит контрольный пакет известной в США торговой корпорации «Сирз Робак». Некоторые известные американские промышленные корпорации контролируются страховыми компаниями или даже благотворительными фондами. Чаще всего подобные структуры создаются самой корпорацией с целью избежать вторжения крупных внешних акционеров.

В Западной Европе сложилась иная модель холдингового контроля. Коммерческие банки в некоторых странах Европейского союза, в особенности в Германии и Франции, играют большую роль
в процессах поглощения и контроля промышленных компаний (например, один из известнейших банков Германии – «Дойчебанк» владеет контрольным пакетом акций компании «Даймлер-Бенц»).

В Японии и Южной Корее наблюдается тесное переплетение банковского и промышленного капитала, вызванное системой перекрестного владения акциями. В Южной Корее, кроме того, широко распространены холдинги с преобладающим участием государства
в капитале промышленных предприятий.

В России холдинговые структуры начали формироваться путем преобразований отраслевых министерств в акционерные общества, контролирующие производственные предприятия, а также путем вертикальной и горизонтальной интеграции промышленных предприятий.

Холдингами первого типа являются крупнейшие естественные монополии – российские акционерные общества «Газпром» и «Единая энергетическая система (ЕЭС) России». Ко второму типу холдингов можно отнести нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и др.

В России официально зарегистрировано более 90 ФПГ, в том числе 15 транснациональных. В их составе функционируют более 1300 юридических лиц, в том числе около 100 банков[16] с уставным капиталом на момент регистрации примерно 4 млрд руб. Общая численность занятых – свыше 3,5 млн. человек. Совокупный годовой оборот продукции сектора ФПГ составляет 15 % ВВП. Среди наиболее крупных участников зарегистрированных ФПГ такие промышленные предприятия, как «АвтоВАЗ», «КамАЗ», Горьковский автомобильный завод («ГАЗ»).

Особый интерес на современном этапе процессов концентрации капитала вызывают интегрированные бизнес-структуры (ИБГ). Заметно их сходство с ФПГ, но помимо финансово-производст­венной сферы взаимовлияния появляется дополнительный спектр услуг, охватывающий институты макроуровня. Например, к ИБГ, сформированным на основе оказания кредитных, страховых и лизинговых услуг,относится «Инкомбанк», в сферу влияния которого входили ФПГ «Морская техника», ОКБ им. Сухого, Магнитогорский металлургический комбинат, Северная верфь, Балтийский завод.

ИБГ, создаваемые на базе доступа к информационным ресурсам и новейшим технологиям, выходят на путь инновационного развития. Данные кооперационные структуры формируются в сфере НИОКР (бизнес-инкубаторы, технопарки) и активно применяют механизмы франчайзинга.

ИБГ, координируемые путем распределения льготных государственных заказов, могут эффективно реструктурировать даже высокотехнологичное производство (например, в авиастроении, космической отрасли).

Наконец, ИБГ, регулируемые на основе централизации властных полномочий, к числу прочих из данного класса компаний относится АО «Роснефть», контролирующее госпакеты акций нескольких десятков компаний, в том числе компаний «Славянская бумага», «Интеррос». Объединения этого типа образуют биржи, торговые, лизинговые и другие компании.

В Российской Федерации с 1996 г. действует Международная академия корпоративного управления (МАКУ), которая в целом обеспечивает разработку и использование на практике научных принципов управления интегрированными корпоративными структурами[17].

8.2. Концентрация производства.
Кооперация и специализация

Концентрация производства– это сосредоточение производства в рамках все более крупных предприятий. Увеличение размеров предприятия можно расценивать как с позиции абсолютной концентрации, так и относительной.

Абсолютная концентрация формируется за счет следующих показателей:

1) увеличение объемов выпуска продукции;

2) увеличение стоимости основного капитала;

3) увеличение числа рабочих;

4) рост капитализации предприятий.

Относительная концентрация оценивается:

1) по увеличению удельного веса крупных предприятий в объеме производства отдельных отраслей,

2) увеличению объема производства промышленности в целом.

Существует три формы концентрации производства.

Агрегатная форма – это увеличение единичной мощности оборудования (рост производительности машин и агрегатов).

В энергетике – увеличение мощности паровых турбин, увеличение объемов доменных печей, а также мартенов и кислородных конверторов.

Технологическая – увеличение размеров технологически однородных производств. Укрупнение цехов, переделов в составе предприятий, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (т.е. агрегатной концентрации), так и путем увеличения количества однотипного оборудования. Например, на основе технологической концентрации в металлургии произошло разграничение доменных, сталелитейных и прокатных производств. В машиностроении – литейных, кузнечных, механообрабатывающих и сварочных производств соответственно.

Заводская – увеличение размеров предприятий, которое осуществляется на базе технологической концентрации в пределах одного предприятия. Приводит к усложнению производственной структуры предприятия.

Роль концентрации в производственной деятельности неоднозначна. С одной стороны, она позволяет реализовать возможности применения новейшей высокопроизводительной техники, рациональные формы специализации, кооперирования и комбинирования, с другой стороны, часто возникают проблемы, характерные для процессов слияния крупных компаний.

Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных
и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, интеллектуальный капитал.

Преимущества крупных предприятий сводятся к следующим основным моментам:

1. На крупном предприятии, как правило, внедряется оборудование большой единичной мощности.

2. Укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации.

3. Крупное производство позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, что достигается сокращением расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более совершенной техники и методов технологии производства. Кроме того, на крупных предприятиях создается возможность утилизации отходов и организации производства побочных продуктов.

4. На крупных предприятиях имеются необходимые возможности и экономическая целесообразность непосредственного соединения науки с производством, т.е. создание научно-исследовательских лабораторий, мощных конструкторских и технологических бюро, опытных установок.

Примеры негативного результата укрупнения производства демонстрируют наиболее известные неудачные процессы слияния
и поглощения (табл. 8.1)[18].

Таблица 8.1

Неудачные слияния и поглощения

Компании-участницы Проблемы Результаты
Поглощение WordPerfekt компании Novell (1994 г.) Корпоративные культуры компании включали принципиально разные взгляды на обслуживание потребителей Продажа фирмы, по цене в два раза ниже первоначальной стоимости (за 1 млрд долл. в 1996 г.)
Слияние Homedco Group и Abbey Health-care с созданием новой ком­пании Apria Homedco-care Group (1995 г.) Конкуренция между объединившимися компаниями, отличия в процедуре принятия управленческих решений В течение первого года после объединения курс акций Apria упал на 50 %, объем продаж возрос всего на 4 % (до объединения он был не ниже 10 %)
Поглощение Frame Technology компанией Adobe Systems (1995 г.) Adobe не смогла оценить сильные стороны модели бизнеса Frame, в результате чего большое количество сотрудников из отдела продаж по телефону были уволены Объем продаж фирмы снизился на 50 %, команду сбытовых агентов, работающих по телефону, пришлось создавать снова
Поглощение Southern Pacific компанией Union (1997 г.) Технические проблемы и ошибки персонала привели к снижению качества обслуживания и многочисленным несчастным случаям Падение объема продаж на 125 млн долл., увольнение ключевых специалистов

Показатели, позволяющие оценить уровень концентрации:

1) мощность агрегатов;

2) технологическая мощность;

3) общая мощность цеха или завода при выпуске однородной продукции в натуральном выражении, неоднородной – в денежном.

Концентрация производства связана с процессами специализации и кооперации. Данный процесс рассматривается на уровне оптимизации производственно-сбытовой деятельности и на уровне оптимальной системы формирования затрат.

Результатом концентрации производства является формирование оптимального объема производства и сопоставимость его с минимальным объемом выпуска (характеризует тот объем производства, который позволяет снизить издержки производства).

Роль специализации в производственной деятельности.Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства. Является важным фактором повышения эффективности общественного производства, так как открывает простор для широкого использования новой высокопроизводительной техники, для все более полной механизации и автоматизации производства. Специализация способствует НТП. Различают специализацию промышленности (расщепление существующих отраслей
и создание новых производств, выпускающих определенную продукцию); специализацию предприятий (сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ); специализацию внутри предприятии (отдельных цехов).

Кроме того, выделяют 3 формы специализации промышленного производства: предметная (автомобили, трактора, станки), подетальная (узлы, части продукции), технологическая (заводы по производству литья, поковок, штамповок).

Оценка экономической эффективности специализации с помощью следующих показателей:

1. Экономия текущих затрат на производство и доставку потребителю

Этг = [(С1 + Т1) – (С2 + Т2)]В,

где Этг – условно-годовая экономия текущих затрат от специализации,

С1, С2 – полная заводская себестоимость продукции до и после мероприятия;

Т1, Т2 – транспортные расходы по доставке продукции до и после мероприятия;

В – годовой выпуск продукции после специализации.

2. Экономия капитальных вложений и сокращение срока окупаемости

Ток = К/Этг,

где Ток – срок окупаемости капиталовложений, необходимых для специализации,

К– объем капиталовложений в основные и оборотные средства,

3. Годовой экономический эффект от специализации произ­водства

Ээ = Э – ЕК,

гдеЭэ – годовой экономический эффект от специализации произ­водства,

Е – нормативный коэффициент эффективности.

Вопросы для повторения

1. Чем отличаются понятия «концентрация капитала» и «концентрация производства»?

2. Перечислите мотивы концентрации капитала.

3. В чем заключается отличие концентрации капитала на уровне кооперации и интеграции?

4. Приведите примеры существующих ассоциаций, концернов, холдингов и трестов.

5. В чем состоит отличие интегрированных бизнес-структур от финансово-промышленных групп?

6. Как соотносятся понятия специализация и кооперация?

Темы для эссе

1. Экономическая эффективность концентрации производства
в промышленности (основа для подготовки: Экономика отрасли. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – С. 177–183).

2. Планирование концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятий (основа для подготовки: Экономика отрасли / под ред. А.С. Пелих. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. –
С. 183–188). Серия «Высшее образование».

3. Факторы влияющие на построение структуры управления группой (основа для подготовки: Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. – М.: Наука, 2001. – С. 291–312).

4. Практика построения российских корпораций (основа для подготовки: Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. – М.: Наука, 2001. – С. 313–328).

Расчетные задания

8.1. Какие виды специализации иллюстрируют следующие
примеры:

а) Тракторостроение в США специализируется на производстве изделий с высокой мощностью гусеничного типа, в Англии производят колесные тракторы с меньшей мощностью, в ФРГ – такие же тракторы низкой мощности;

б) мировой рынок судов делят между собой 4 производителя: Япония, чьи суда отличаются высоким качеством, широкой номенклатурой кораблей, высокой ценой; Южная Корея, чьи суда характеризуются большим ассортиментом, отвечает стандартам мирового качества; Скандинавия выпускает два типа кораблей – это крупные лайнеры и ледоколы высокого качества и с высокой стоимостью
и Китай выпускает суда, которые можно характеризовать как наиболее дешевые за счет низких требований к качеству;

в) английская фирма «Роллс Ройс» выпускает реактивные двигатели для производства самолетов в США, Франции; английская корпорация «Гест Кинз энд Неттлфолдз» – крупнейший производитель запасных частей малолитражных автомобилей, американская фирма «Борг-Уорнер» производила начиная с 1969 г. автоматические трансмиссии для японской фирмы «Нисан мотор».

8.2. Требуется составить баланс изделий в экономическом районе на планируемый период времени, определить долю потребности района в данном изделии, удовлетворяемую за счет собственной специализации производства, определить планируемый объем неспециализированного производства и экономию металла при условии полной специализации. Потребность в крепежах в плановом году составит 4000 т, специализированное производство планируется на уровне 3000 т, при этом 50 % будет доставлено в соседние районы. Из других районов планируется доставить 300 т изделий. Расходный коэффициент металла на 1 т изделий в специализированном производстве составляет 1,25, а в неспециализированном – 1,98.

8.3. Оцените открытость рынка для межрегиональной торговли, объем специализированного производства, если потребность района составляет 180 тыс. т строительных материалов, в другие регионы поставляется 8 тыс. т, поставки из других районов составляют 95 тыс. т. Неспециализированные предприятия производят 65 тыс. т. Как изменится показатель, если в районе будет построен завод по производству строительных материалов, мощность которого равна объему импорта?

8.4. Как изменится уровень специализации по выпуску токарных станков в плановом периоде по сравнению с отчетным, если известны следующие данные, в млн руб.:

Тип станка Отчетный период Плановый период
Токарные станки
Фрезерные станки
Измерительные инструменты
Радиоаппаратура
Работы промышленного характера
Итого

(Уровень специализации – это доля производства профилирующей продукции в общем объеме выпуска.)

8.5. Определите экономическую эффективность специализации изготовления продукции при ликвидации неспециализированного, если известны следующие данные:

Показатели Специализированное производство Неспециализированное производство
Условно-переменные затраты тыс. руб/т
Условно-постоянные затраты тыс. руб/чел-ч 2,1 1,2
Трудоемкость изготовления изделий чел-ч/т
Норматив удельных капитальных вложений для специализации производства тыс. руб./т в год

Годовая потребность в изделиях 6800 т. Специализированное производство удовлетворяет 60 % потребности.

Оценка финансового состояния - student2.ru
Глава 9. ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Интеграция– это особый этап в процессе интернационализации производства, который ведет к созданию нового качества – целостности обособленного производственного комплекса. В конце XX в. интеграция стала мощным инструментом ускоренного развития экономики и повышения конкурентоспособности рынков стран-членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый.

Существует ряд признаков интеграции:

• взаимопроникновение и переплетение производственных процессов;

• на этой основе происходят глубокие структурные изменения
в экономике страны;

• необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Наши рекомендации