Раздел 3. Оценка рынка сбыта.
Курсовой работы
Курсовая работа предполагает разработку бизнес-плана.
Конкретная тема бизнес-плана должна быть связана с индустрией услуг и согласована с руководителем.
При выполнении курсовой работы студент использует материалы, собранные из различных источников: учебной и научной литературы, периодических изданий, статистической документации, информационных ресурсов. Особое внимание следует уделить материалам отчета по производственной практике.
Общий объем курсовой работы 20-25 страниц. В процессе работы над курсовой работой студент получает консультации у руководителя. После завершения выполнения курсовой работы студент сдает работу на проверку, а затем защищает ее в форме презентации.
Содержание и методика выполнения курсовой работы.
Каждый студент как будущий специалист, возможно и предприниматель, начинающий свою профессиональную деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь чётко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия (фирмы).
В рыночной экономике предприятия не смогут добиться стабильного успеха, если не будут чётко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для успешной реализации инвестиционных проектов.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность предприятия (фирмы) на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с особенностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
Ø определить конкретные направления деятельности предприятия (фирмы), целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
Ø сформулироватьдолговременные и краткосрочные цели, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализации каждой стратегии;
Ø выбратьсостав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
Ø оценитьсоответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
Ø определитьсостав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
Ø оценитьматериальное и финансовое положение предприятия и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
Ø предусмотретьтрудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Планирование деятельности с помощью бизнес-плана:
1. Заставляет заниматься перспективами производства.
2. Позволяет осуществлять более чёткую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.
3. Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.
4. Заставляет руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения.
5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации (повышает скорость адаптации).
6. Наглядно демонстрирует обязанности и ответственности всех руководителей.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в большом диапазоне (степень детализации его может быть весьма различной).
Бизнес-план документ перспективный и составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперёд.
Методика разработка бизнес-плана.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
Введение.
Раздел 1. Резюме (возможности фирмы).
Раздел 2. Виды товаров (услуг).
Раздел 3. Оценка рынков сбыта.
Раздел 4. Конкуренция на рынке сбыта.
Раздел 5. План маркетинга.
Раздел 6. Производственный план.
Раздел 7. Организационный план.
Раздел 8. Юридический план (правовое обеспечение деятельности).
Раздел 9. Оценка риска и страхование.
Раздел 10. Финансовый план.
Раздел 11. Стратегия финансирования.
Введение.
1. Наименование компании: адрес и телефон владельца.
2. С кем связываться: имя и телефон владельца.
3. О компании: сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка.
4. Предлагаемое кредитору или инвестору обеспечение: привилегированные и обычные акции, облигации и т.д.
5. Намерения бизнеса: сроки и цель займа, закладная.
6. Сводка целей использования займа.
Раздел 1. Резюме.
Текст данного раздела должен быть понятен и не специалисту в данной отрасли – предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.
В целом резюме должно дать ответы будущим кредиторам или инвесторам фирмы на два вопроса «Что они получат при успешной реализации этого проекта?» и «Каков риск потерять деньги?».
В данном разделе необходимо осветить следующие вопросы:
- основные цели предприятия;
- чем будет заниматься предприятие, какие виды товаров (услуг) производить;
- чем предлагаемые фирмой товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно их;
- какие средства необходимы для этого и где их планируется получить;
- какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы;
- какова ожидаемая выручка и прибыль от продажи товаров;
- каковы планируемые затраты на производство;
- сроки окупаемости вложенных средств.
Этот раздел должен разрабатываться в конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным разделам.
Предположительный размер — 1—4 страницы.
Раздел 2. Виды товаров (услуг).
В данном разделе бизнес-плана необходимо описать продукт (товар, услугу), который будет производить предприятие (цех), его основные технико-экономические характеристики, охарактеризовать качество вашего продукта, особенности дизайна, упаковки, какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности вашего продукта, особенности вашего продукта по сравнению с продуктом конкурентов, ответив на следующие вопросы:
1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.
2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).
3. Название товара.
4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги)?
5. Регулярно ли покупаются эти товары (услуги)?
6. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
7. Дорогие ли это товары (услуги) или нет?
8. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?
9. Сколь долго эти товары (услуги) будут оставаться на рынке?
10. На каких рынках и каким образом они продаются?
11. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет основное преимущество предлагаемых товаров в глазах потребителей? В чем их недостатки?
12. Каковы особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг?
13. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?
14. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты, которые требуются для их производства? Какова прибыль, которую будет приносить продажа одной единицы каждого товара (услуги)?
15. Каковы основные технико-экономические показатели товаров и услуг?
16. На какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент?
17. Имеются ли предложения о модернизации товаров и услуг и дальнейшем расширении (сокращении) их производства или предоставлении?
18. Учитываются ли мнения потребителей при разработке новых товаров или их модернизации?
19. Каковы особенности дизайна товара?
20. Каковы особенности упаковки товаров?
21. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?
22. Имеет ли данный товар фирменную марку?
Раздел 5. План маркетинга.
В данном разделе необходимо представить основные разделы плана маркетинга:
1. Схема распространения товара.
2. Ценообразование (ценовая политика предприятия).
3. Реклама.
4. Методы стимулирования продаж.
5. Организация послепродажного обслуживания.
6. Формирование общественного мнения о вашем предприятии.
Возможные вопросы для рассмотрения в данном разделе:
1. Товары.
Разработаны ли в компании четкие задачи по товарным группам? Нужно ли снимать с производства какие-либо товары? Нужно ли осваивать производство каких-либо новых товаров? принесет ли пользу каким-либо товарам изменение их качества, стиля или характеристик?
2. Цена.
Каковы цели, политика, стратегии и методики компании в области ценообразования? соответствуют ли цены компании потребительской ценности товара с точки зрения покупателя? Правильно ли используется система скидок с целью стимулирования сбыта?
3. Распространение.
Каковы задачи и стратегии распространения? Имеет ли компания достаточный охват и уровень обслуживания на рынке? Нужно ли вносить изменения в существующие каналы распространения или вводить новые каналы?
4. Реклама, продвижение и создание имиджа
Каковы цели компании в области продвижения товара? Как определяются расходы на эти цели? Достаточны ли они? Хорошо ли продуманы и легко ли воспринимаются рекламные сообщения? Имеются ли у компании тщательно разработанные программы стимулирования сбыта и пропаганды товара?
5. Служба сбыта.
Каковы задачи службы сбыта компании? Достаточно ли велика эта служба? Надлежащим ли образом она организована? Достаточно ли она квалифицирована, мотивирована и контролируема? Как можно оценить службу сбыта по сравнению с аналогичными службами у конкурентов?
Раздел 6. План производства.
В этом разделе бизнес-плана необходимо осветить следующие вопросы:
- где будет изготовляться продукция на действующем предприятии или на
вновь создаваемом;
- какие для этого потребуются производственные мощности;
- какое оборудование потребуется приобрести;
- где и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы.
Желательно в данном разделе представить схему производственных потоков (технологическую схему).
Кроме того выполнить следующие расчеты (см. п.6.1, 6.2, 6.3).
6.1. Расчет капитальных затрат и амортизационных отчислений на здания и сооружения.
Затраты на строительство зданий и сооружений определяются по укрупненным показателям в зависимости от их вида, объема и других характеристик с учетом отрасли промышленности и производства, которое проектируется.
К стоимости общестроительных работ, также по укрупненным нормативам, добавляется стоимость сантехнических, отделочных и прочих строительных работ.
Суммы амортизационных отчислений определяются в соответствии с установленными нормами амортизации путем перемножения значений сметной стоимости каждого объекта на норму амортизации.
Расчет капитальных затрат и амортизационных отчислений на здания и сооружения представлен в таблице 4.
Таблица 4.
Таблица 7
Примерный баланс времени работы одного среднесписочного рабочего дня
Затраты времени | Прерывное производ- ство при длительнос- ти смены, час. | Непрерывное производство при длительности смены, час | |
8,0 | 6,0 | 8,0 | |
1. Календарное время, Тк 2. Выходные дни 3. Праздничные дни | - | - | |
4. Номинальный фонд, Тн | |||
5. Планируемые невыходы: - отпуск - болезни - декретный отпуск - выполнение государ- ственных обязанностей - прочие невыходы по разрешению администрации | 7,5 0,5 | 7,5 0,5 | 7,5 0,5 |
6. Время работы одного сред- несписочного рабочего, Тэф |
7.3. Расчет численности рабочих приведен в табл. 8.
Таблица 8
Расчет численности рабочих
Наимено- вание профессий | Та- риф- ный раз- ряд | Чис- ло рабо- чих в сме- ну | Число смен | Явоч- ное число рабо- чих | Штат- ная числен- ность | Номи- наль- ный фонд рабо- чего вре- мени | Эффек- тив- ный фонд рабо- чего вре- мени | Коэф- фи- ци- ент пере- сче- та | Спи- соч- ное чис- ло ра- бо- чих |
1. Производственные рабочие: а) |
б) | |||||||||
Итого | |||||||||
2. Вспомогате- льные рабочие по уходу и надзору за обору- дованием а) б) | |||||||||
Итого | |||||||||
ВСЕГО(1+2) |
7.4. Расчет фонда заработной платы.
Исходными данными для расчета фонда заработной платы основных производственных рабочих служат: списочная численность, тарифные
ставки (дневные), число дней работы одного рабочего в год (Тэф).
Доплаты до основного фонда включают премии, доплаты за ночное время, работу в праздничные дни и другие доплаты. Их можно принять в размере 30% от тарифного фонда заработной платы.
Дополнительная заработная плата, включающая оплату отпуска, выполнение государственных обязанностей и др., принимается в среднем 10% от основного фонда заработной платы.
Расчет фонда заработной платы приводится в таблице 9
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11
Таблица 12
Смета цеховых расходов
Статьи расходов | Сумма, тыс.руб. | Пояснения к расчету |
1. Заработная плата цехового персонала | Из табл. 6 | |
2. Отчисления в социальные фонды | По нормативу от п.1(30%) | |
3. Содержание производственных зданий и сооружений | 5-7% от их стоимости | |
4. Текущий ремонт производственных зданий и сооружений | 2-3% от их стоимости | |
5. Амортизация производственных зданий и сооружений | из табл. 1 | |
6. Расходы по охране труда | 25% от зарплаты всех рабочих | |
Итого по ст. 1-6 | ||
7. Прочие расходы (износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря, расходы по испытаниям, опытам и прочие) | 10-15% от суммы по ст. 1-6 | |
Всего по смете | ||
10.1.3. Проектная калькуляция себестоимости продукции (работ,услуг).
Для расчета себестоимости продукции составляется проектная кальку-
ляция по форме, указанной в таблице 13. В ней определяются затраты по каждой статье на годовой выпуск продукции и на единицу. Калькуляционными единицами могут быть: 1 т, штуки, метры, количество койко-мест, пропускная способность, 1000 м2, 1000 шт. и т.п.
Таблица 13
Калькуляционная единица
Статьи калькуляции | Ед. измере- ния | Цена за единицу, руб. | Себестоимость единицы продукции | Затраты на годовой выпуск | |||
норма расхода | сумма, руб. | коли- че- ство | Сумма, тыс. руб. | ||||
1. Сырье и материалы а) б) 2. Полуфабрикаты собственного производства | |||||||
Итого (1+2) | |||||||
Возвратные отходы (вычитаются) | |||||||
Итого стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов за вычетом отходов | |||||||
3. Вспомогательные материалы а) б) | |||||||
Итого | |||||||
4. Топливо и энергия всех видов на технологические цели: а) топливо б) пар в) вода г) сжатый воздух и холод д) электроэнергия | |||||||
Итого топливно-энергети- ческие расходы | |||||||
5. Заработная плата (основная и дополнительная) производственны рабочих | |||||||
6. Отчисления в социальные фонды 7. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования 8.Расходы на подготовку и освоение производства 9.Цеховые расходы | |||||||
Продолжение табл. 13 | |||||||
Итого цеховя себестоимость | |||||||
10. Общезаводские расходы | |||||||
11. Потери от брака | |||||||
12. Прочие производственные расходы | |||||||
Попутная продукция (исключается) | |||||||
Итого производственная себестоимость | |||||||
13. Внепроизводственные расходы | |||||||
Итого полная себестоимость | |||||||
Пояснения к составлению проектной калькуляции себестоимости продукции.
Расчет по прямым статьям (ст. 1-4) ведут исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии и принятого в проекте объема производства. Стоимость сырья, материалов и топлива определяется по оптово-заготовительным ценам.
В статье «Полуфабрикаты собственного производства» учитываются затраты на полуфабрикаты, выпускаемые в других цехах данного предприятия, их можно оценивать по цеховой себестоимости их производства.
В статью «Заработная плата производственных рабочих» включается основная и дополнительная заработная плата этих рабочих, рассчитанная в таблице 5.
«Расходы на подготовку и освоение производства» могут быть приняты в размере 10-12% от заработной платы производственных рабочих или в размере, предусмотренном на действующем предприятии (базовом) для аналогичной продукции.
Размеры затрат по статье «Цеховые расходы» и «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования» берутся из соответствующих смет (таблицы 7,8).
Затраты по статье «Общезаводские расходы» определяются в размере 10-15% от суммы расходов на передел (разность между цеховой себестоимостью и стоимостью сырья и материалов).
«Прочие производственные расходы» определяются в размере 18-22% от общезаводских расходов.
Статья «Потери от брака» определяется только по тем производствам, в которых эти потери разрешается включать в плановые калькуляции в пределах установленных норм.
Стоимость попутной продукции исключается из себестоимости целевого продукта по ценам, принятым на предприятии, где студент проходил производственную практику, или по ценам действующих прейскурантов.
«Внепроизводственные расходы» можно принять в размере 2-3% от производственной себестоимости или в таких же размерах, как на действующем предприятии.
10.2 . Смета доходов и затрат.
Таблица 14
Показатели | Обозначения | Сумма |
1. Выручка от реализации продукции, руб. | В= ×Ц | |
2. Издержки производства (себестоимость продукции) в т.ч., руб. а) условно-постоянные расходы б) условно-переменные расходы | S = C + Y С Y | |
3. Прибыль от реализации | П = В – S | |
4. Налоги | Н | |
5. Чистая прибыль | Пч = П – Н |
10.3. Расчет точки достижения безубыточности.
Кт = ,
где Кт – точка достижения безубыточности,
С - условно-постоянные расходы, руб.
Yуд- удельные условно-переменные расходы, р
Yуд = ,
где - объем выпуска продукции (объем продаж).
10.4. Расчет основных технико-экономических показателей.
Для составления сводной таблицы основных показателей необходимо
рассчитать ряд показателей.
1.Прибыль от реализации.
П = (Ц - ) × ,
где Ц – цена единицы продукции, руб.
S - себестоимость единицы продукции, руб.
- годовой выпуск продукции.
2. Рентабельность продукции
Р = . 100%.
3. Производительность труда
ПТ = ,
где Ч – среднесписочная численность работающих (рабочих) за год,
Q – годовой объем продукции в натуральном или стоимостном исчис-
лении.
4. Дисконтированная стоимость
РY = ,
где П – ежегодные доходы (прибыль),
1….n – годы, в течение которых ожидаются доходы в размере П1,
П2, ….Пn,
ч - ставка дисконтирования (можно принять равной % ставке по бан-
ковским кредитам).
5. Чистый приведенный эффект ( РY) или чистый дисконтированный доход(ЧДД).
NРY= или ЧДД= JС,
где JС – сумма инвестиций, руб.,
Если NР и ЧДД > 0, проект следует принять.
Если NР или ЧДД < 0, то проект следует отвергнуть.
Если NР (или ЧДД)=0, то проект неубыточен, но и не приносит прибыли.
6. Индекс рентабельности инвестиций.
JR =
Если JR > 1, то проект можно принять.
Если JR < 1, то проект следует отвергнуть.
Если JR = 1, то для принятия решения требуются дополнительные консультации.
7. Срок окупаемости инвестиций (капитальных вложений).
Т = ,
где К – капитальные вложения,
П – прибыль.
Т = ,
где Дг – ежегодный доход,
JC – первоначальные инвестиции.
Таблица 15
Сводная таблица основных технико-экономических показателей
Показатели | Значение показателей |
1.Годовой объем производства продукции, нат.ед. 2. Численность работающих, чел. 3. Производительность труда, нат.ед. 4. Инвестиции, руб. 5. Себестоимость: -единицы продукции, руб., -годового выпуска продукции, руб. 6. Прибыль от реализации продукции, руб. 7. Чистый дисконтированный доход, руб. 8. Индекс рентабельности инвестиций. 9. Срок окупаемости инвестиций. |
Курсовой работы
Курсовая работа предполагает разработку бизнес-плана.
Конкретная тема бизнес-плана должна быть связана с индустрией услуг и согласована с руководителем.
При выполнении курсовой работы студент использует материалы, собранные из различных источников: учебной и научной литературы, периодических изданий, статистической документации, информационных ресурсов. Особое внимание следует уделить материалам отчета по производственной практике.
Общий объем курсовой работы 20-25 страниц. В процессе работы над курсовой работой студент получает консультации у руководителя. После завершения выполнения курсовой работы студент сдает работу на проверку, а затем защищает ее в форме презентации.
Содержание и методика выполнения курсовой работы.
Каждый студент как будущий специалист, возможно и предприниматель, начинающий свою профессиональную деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь чётко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия (фирмы).
В рыночной экономике предприятия не смогут добиться стабильного успеха, если не будут чётко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для успешной реализации инвестиционных проектов.
Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность предприятия (фирмы) на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с особенностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:
Ø определить конкретные направления деятельности предприятия (фирмы), целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
Ø сформулироватьдолговременные и краткосрочные цели, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализации каждой стратегии;
Ø выбратьсостав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
Ø оценитьсоответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
Ø определитьсостав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
Ø оценитьматериальное и финансовое положение предприятия и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
Ø предусмотретьтрудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Планирование деятельности с помощью бизнес-плана:
1. Заставляет заниматься перспективами производства.
2. Позволяет осуществлять более чёткую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей.
3. Устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля.
4. Заставляет руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения.
5. Делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночной ситуации (повышает скорость адаптации).
6. Наглядно демонстрирует обязанности и ответственности всех руководителей.
В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в большом диапазоне (степень детализации его может быть весьма различной).
Бизнес-план документ перспективный и составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперёд.
Методика разработка бизнес-плана.
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
Введение.
Раздел 1. Резюме (возможности фирмы).
Раздел 2. Виды товаров (услуг).
Раздел 3. Оценка рынков сбыта.
Раздел 4. Конкуренция на рынке сбыта.
Раздел 5. План маркетинга.
Раздел 6. Производственный план.
Раздел 7. Организационный план.
Раздел 8. Юридический план (правовое обеспечение деятельности).
Раздел 9. Оценка риска и страхование.
Раздел 10. Финансовый план.
Раздел 11. Стратегия финансирования.
Введение.
1. Наименование компании: адрес и телефон владельца.
2. С кем связываться: имя и телефон владельца.
3. О компании: сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка.
4. Предлагаемое кредитору или инвестору обеспечение: привилегированные и обычные акции, облигации и т.д.
5. Намерения бизнеса: сроки и цель займа, закладная.
6. Сводка целей использования займа.
Раздел 1. Резюме.
Текст данного раздела должен быть понятен и не специалисту в данной отрасли – предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.
В целом резюме должно дать ответы будущим кредиторам или инвесторам фирмы на два вопроса «Что они получат при успешной реализации этого проекта?» и «Каков риск потерять деньги?».
В данном разделе необходимо осветить следующие вопросы:
- основные цели предприятия;
- чем будет заниматься предприятие, какие виды товаров (услуг) производить;
- чем предлагаемые фирмой товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно их;
- какие средства необходимы для этого и где их планируется получить;
- какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы;
- какова ожидаемая выручка и прибыль от продажи товаров;
- каковы планируемые затраты на производство;
- сроки окупаемости вложенных средств.
Этот раздел должен разрабатываться в конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным разделам.
Предположительный размер — 1—4 страницы.
Раздел 2. Виды товаров (услуг).
В данном разделе бизнес-плана необходимо описать продукт (товар, услугу), который будет производить предприятие (цех), его основные технико-экономические характеристики, охарактеризовать качество вашего продукта, особенности дизайна, упаковки, какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности вашего продукта, особенности вашего продукта по сравнению с продуктом конкурентов, ответив на следующие вопросы:
1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.
2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).
3. Название товара.
4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги)?
5. Регулярно ли покупаются эти товары (услуги)?
6. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
7. Дорогие ли это товары (услуги) или нет?
8. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?
9. Сколь долго эти товары (услуги) будут оставаться на рынке?
10. На каких рынках и каким образом они продаются?
11. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет основное преимущество предлагаемых товаров в глазах потребителей? В чем их недостатки?
12. Каковы особенности технологии изготовления товаров или предоставления услуг?
13. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?
14. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты, которые требуются для их производства? Какова прибыль, которую будет приносить продажа одной единицы каждого товара (услуги)?
15. Каковы основные технико-экономические показатели товаров и услуг?
16. На какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент?
17. Имеются ли предложения о модернизации товаров и услуг и дальнейшем расширении (сокращении) их производства или предоставлении?
18. Учитываются ли мнения потребителей при разработке новых товаров или их модернизации?
19. Каковы особенности дизайна товара?
20. Каковы особенности упаковки товаров?
21. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?
22. Имеет ли данный товар фирменную марку?
Раздел 3. Оценка рынка сбыта.
Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет четко представить кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.
В данном разделе необходимо ответить на следующие вопросы:
1. На каких рынках будет действовать предприятие? Какие типы рынков используются фирмой?
2. Каковы основные сегменты этих рынков по каждому виду товаров (услуг)?
3. Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным критериям?
4. Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?
5. Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?
6. Как предлагается реагировать на эти изменения?
7. Каким образом проводится изучение потребностей и спроса? Какие методы для этого используется? Кто проводит исследования: сама фирма или привлекаются фирмы специального профиля?
8. Каковы ёмкость рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?
9. Каковы прогнозы развития ёмкости сегментов на каждом рынке на ближайшее время и более отдалённую перспективу?
10. Какова реакция рынка на новые товары?
11. Проводятся ли тестирования рынка на новые товары?