Особенности рынка монополистической конкуренции

К моделям рынка несовершенной конкуренции относится и монополистическая конкуренция, которую мы также рассмотрим в данной лекции. Сегодня в состоянии монополистической конкуренции находятся предприятия розничной торговли, парикмахерские, видеосалоны, мебельные магазины и т. д.

Теория монополистической конкуренции была разработана в 30-е гг. XX в. английским экономистом Дж. Робинсон и американским ученым Э. Чемберленом.

Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, в которой превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии; предполагается наличие большого числа фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, для нее характерна легкость входа в отрасль и выхода из нее.

Рассмотрим подробно основные черты и признаки монополистической конкуренции.

Главными отличиями рыночных структур друг от друга являются положение кривой спроса отдельной фирмы и возможность выхода иных фирм на рынок. Так, спрос на продукцию фирмы – монополистического конкурента - не абсолютно эластичен, но более эластичен, чем у фирмы-монополиста. Это объясняется рядом особенностей данного рынка.

Разберём их, выделив несколько основных критериев, важнейший из которых - количество фирм в отрасли.

Для монополистической конкуренции характерно присутствие в отрасли довольно значительного количества небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не одни и те же товары. Например, студентам предлагаются самые разнообразные канцелярские принадлежности, как говорится, на любой вкус. И по этой причине все фирмы попадают в определенные условия, которые и являются особенностями рынка монополистической конкуренции.

В силу значительного количества производителей на рынке монополистической конкуренции наблюдается следующее:

а) каждая фирма производит лишь небольшую часть суммарного выпуска отрасли, а, значит, обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет очень ограниченный контроль над ценой;

б) невозможен тайный сговор между фирмами с целью искусственного повышения цен или ограничения производства;

в) можно не учитывать реакцию конкурентов, так как каждая фирма практически независима в своих решениях, а влияние действий одной фирмы на всех остальных очень незначительно.

Если покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые, в этом случае рынок характеризуется дифференциацией продукции. А именно это мы и можем наблюдать на рынке исследуемой нами структуры.

Итак, следующий важнейший критерий рынка монополистической конкуренции - дифференциация товара.

При монополистической конкуренции фирмы в отрасли имеют определенную возможность выпускать товар, не схожий с тем, который производят конкурент. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг, розничная торговля дают нам многочисленные примеры функционирования рынка монополистической конкуренции. Многочисленные фирмы предлагают нам обувь, платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, продукты, напитки и т.д. Например, все кондитерские фабрики выпускают конфеты, но продукция одной фирмы отличается от других по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию. Верхняя одежда удовлетворяет одну и ту же потребность покупателей, но предлагается она в самом разнообразном ассортименте, разными фирмами, по разным ценам. Подобное различие называется дифференциацией товара.

Дифференцированный продукт– это продукт, качественные характеристики которого отличаются от продукта, производимого конкурентом. Дифференцированный продукт может включать группу каких-либо товаров, достаточно схожих, чтобы называться одним товаром, но и столь отличных друг от друга, чтобы производитель каждого из них имел некоторую возможность влиять на цену своего товара.

В условиях дифференциации товара отдельная фирма отрасли обладает ограниченной монопольной властью над собственным товаром, т.е. может повышать цену товара, даже если остальные фирмы отрасли не делают этого, без риска потерять рынок сбыта. С помощью дифференциации продукта продавцу удается уменьшить ценовую эластичность спроса на свой товар, а значит усилить монопольную власть над ценой. Почему? Потому что конкуренты не смогут более низкими ценами привлечь к себе ту категорию покупателей, которые привыкли к определенному товару, полюбили его и твердо предпочитают его другим. Например, приверженцы спортивной одежды и обуви фирмы «NIKE». Это означает, что цена в условиях дифференциации продукта не является единственным орудием конкуренции, В борьбе за рынок сбыта важнейшим фактором становится и качество товара.

В большинстве случаев дифференциация товара объясняется разным качеством изготавливаемого продукта, различием в технологии, в видах используемого сырья, дизайна и т.д. Также, следует заметить, что дифференциацию товара могут вызвать условия его реализации: быстрое обслуживание, доставка на дом, продажа в кредит и т.д. Это побуждает покупателей приобретать товар данной фирмы, а не другой. Добавим, что на дифференциацию товара могут оказывать влияние реклама, применение торговых и товарных знаков, использование различной упаковки.

Как уже было отмечено, специфика рынка монополистической конкуренции предполагает довольно значительное число участников, чаще всего несколько десятков фирм, каждая из которых не способна контролировать рыночные цены, а продукция у фирм схожая. Как же в таких условиях «выжить»?

Это возможно, так как товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам. Поэтому фирма-монополистический конкурент очень часто использует в конкурентной борьбе методы неценовой конкуренции: рекламу, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции. Это тоже важная характерная особенность данной модели рынка. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него много хлопот при потреблении. Если купленный холодильник постоянно ломается, телевизор не дает качественного изображения, а музыкальный центр чистого звука, то проблема гарантийного ремонта приобретает первостепенное значение. Наличие этих услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара.

Предпринимателю необходимо выделить свой товар из всей массы родственных товаров, производимых другими фирмами отрасли, чтобы заставить потенциальных покупателей приобрести именно его.

Сделать это можно двумя способами:

1) изменять или улучшать качественные характеристики товара, «подгоняя», таким образом, свойства товара под запросы потребителей;

2) рекламировать свой товар и, тем самым, приспосабливать уже запросы покупателей к имеющимся характеристикам выпускаемой продукции.

Проанализируем кратко оба способа. Итак, как показывает практика, первый путь приводит к увеличению спроса на продукцию фирмы, что позволяет ей иметь экономическую прибыль. Реклама может сделать спрос менее эластичным, расширяя границы повышения цены. Что же касается вопроса воздействия рекламы на объемы продаж и цены товаров, то надо учитывать, что среди экономистов нет единого мнения на этот счет.

Одна группа специалистов доказывает, что реклама имеет много положительных черт:

- увеличивает информированность покупателей;

- способствует расширению коммуникационных сетей страны;

- стимулирует улучшение качественных характеристик продукции;

- благоприятствует расширению производства и уменьшению средних издержек из-за положительного эффекта масштаба производства;

- усиливает конкурентную борьбу между фирмами;

- может вызвать повышение уровня занятости в стране.

Их оппоненты доказывают отрицательные качества рекламы, утверждая следующее:

- реклама не столько информирует покупателей, сколько подталкивает их к определенным покупкам;

- расходы на рекламу ложатся бременем на общество, ведут к отвлечению ресурсов;

- затраты на рекламу одного товара зачастую сводятся на «нет» рекламой конкурирующего товара и способствуют росту цены товара (из-за расходов на рекламу) при неизменных объемах продаж;

- реклама «засоряет» средства массовой информации;

- реклама может вести к усилению монопольной власти какой-то фирмы.

Тем не менее, заметим, расходы на рекламу в отрасли могут быть настолько высокими, что могут служить барьерами для дополнительного входа производителей на рынок монополистической конкуренции. Но ограничения проникновения на рынок связаны не только с рекламой.

Рассмотрим и другие факторы, выделив следующий критерий рынка монополистической конкуренции - свобода входа в отрасль и выхода из нее.

В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Но в отличие от совершенной конкуренции, при которой рынок открыт, здесь барьером для входа новой фирмы в отрасль могут стать дополнительные расходы. Кроме рассмотренной выше рекламы ими могут быть любые затраты, связанные с продвижением продукции и необходимостью выделить свой товар. Могут присутствовать и барьеры, связанные с патентами на продукцию, лицензиями, фабричными клеймами, торговыми марками. Однако, в отличие от чистой монополии и олигополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

Интерес представляет также возможность применения фирмами монополистическими конкурентами таких инструментов конкурентной борьбы, которые характерны и для монополии. Это - ценовая дифференциация. Напомним, что она может проявляться в двух видах:

1) в виде различных цен на один и тот же продукт в зависимости от дополнительных издержек, связанных с продвижением его к покупателю (например, бутылка минеральной воды на оптовом складе, в магазине розничной торговли и в ресторане будет продаваться по разным ценам);

2) в виде ценовой дискриминации. когда продукт с одинаковыми издержками продается разным покупателям по разным ценам. В качестве примера можно привести действия великого комбинатора - Остапа Бендера, продававшего билеты для осмотра Провала (живописное горное местечко на Кавказе, в районе Пятигорска): «…детям и милиционерам бесплатно, членам профсоюза – по 10 копеек, не членам профсоюза – по 15 копеек».

Итак, все изложенное позволяет сделать выводы и выделить три основные черты, присущие монополистической конкуренции.

1. В отрасли присутствует достаточное число фирм, каждая из которых конкурирует со значительным количеством соперничающих фирм и поэтому не учитывает их возможную реакцию на изменение цены своего товара.

2. Фирмы отрасли производят дифференцированный товар, поэтому каждая из них имеет возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара.

3. Существует довольно свободный вход фирм в отрасль и выход из нее. Но это, как мы знаем, приводит к тому, что в долгосрочном периоде каждая фирма отрасли не может иметь экономическую прибыль.

Как уже известно из предыдущих лекций, на рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не может самостоятельно повлиять на рыночную цену, так как является «ценополучателем». Если же фирма действует на рынке несовершенной конкуренции, ей необходимо выбирать специфическую ценовую политику, характерную для данной рыночной структуры. Рассмотрим этот важнейший вопрос.

11.4. Ценообразование при монополистической конкуренции

Допустим, что каждая фирма отрасли производит какую-то определённую модификацию товара и тратит неизменную сумму на то, чтобы выделить свой товар из массы похожих товаров других фирм. Рассмотрим и проанализирует рисунок 11.5.

1. Величины Р и Q определяются по точке Е – точке пересечения кривых МС и MR. (напоминаем, что МС = MR – это условие оптимального объёма производства, характерное для всех типов рыночных структур, в том числе и для монополистической конкуренции).

2. Если точка А лежит ниже кривой АТС2, то фирма несет убытки (прямоугольник PFBA).

3. Когда цена превосходит средние издержки на единицу продукции, фирма имеет прибыль (прямоугольник PACD).

Особенности рынка монополистической конкуренции - student2.ru

Рис. 11.5. Определение цены товара и объема выпуска

в краткосрочном периоде фирмы, действующей на рынке

монополистической конкуренции

Итак, кривая спроса отдельной фирмы не является абсолютно эластичной, чтобы увеличить объемы выпуска фирма должна снижать цену товара, поэтому кривая предельной выручки MR лежит ниже кривой D. Согласно универсальному правилу, фирма максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, при котором MR=MC. В зависимости от величины Q и спроса на продукцию фирма установит цену товара Р, соответствующую точке А на кривой D, то есть в пределах рыночного спроса. (В условиях совершенной конкуренции цена соответствовала бы точке Е, так как на этом рынке MR= Р). Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убытки зависит от средних издержек на единицу продукции.

Необходимо заметить, что если какая-то фирма отрасли, например, фирма «Звезда», начинает получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то это послужит сигналом для фирм других отраслей и они начнут входить в данную отрасль

Увеличение числа фирм в отрасли приведет к тому, что суммарный спрос на конкретный товар будет распределяться на большее количество фирм и спрос на продукцию фирмы «Звезда» понизится. Это вызовет смещение кривой спроса фирмы «Звезда» влево. Кроме того, рост числа конкурирующих фирм в отрасли повысит эластичность спроса на товар фирмы «Звезда». В долгосрочном периоде вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю.

Соответственно, если фирмы несут убытки, из отрасли начинается отток капиталов. Выход фирм закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую прибыль.

Таким образом, достижение равновесия в долгосрочном периоде, когда экономическая прибыль фирмы равняется нулю, не может надолго удовлетворить предпринимателя. В постоянном стремлении увеличить прибыль он будет стараться найти пути повышения выручки при неизменных (а в идеале снижающихся) издержках на единицу продукции. А сделать это возможно, как уже было рассмотрено выше, путём дальнейшей дифференциации продукции и выделения своего товара из всей массы похожих товаров, производимых остальными фирмами отрасли.


Наши рекомендации