Рынок: сущность, черты, функции, роль
Формирование рыночных отношений в России и других постсоциалистических странах повысило практическую значимость теории рыночной экономики. Понятия «рынок» и «рыночная экономика» - взаимосвязаны, но не тождественны.
Рыночная экономика – результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка. Она возникает и интенсивно развивается вместе с возникновением и развитием капиталистической системы хозяйствования.
Рынок - неотъемлемый элемент рыночной экономики. Сам по себе он не создает товаров и товарного изобилия. Он лишь один из инструментов, воздействующих на воспроизводство и экономические интересы хозяйствующих субъектов.
Поскольку эти два понятия не только взаимосвязаны, но и неотделимы друг от друга, то в современной экономической литературе употребляются в одном и том же значении: для характеристики рыночной экономики, одновременно понимаемой и как рынок.
Рынок рассматривается как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
1) натурально-вещественные связи, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
2) товарные связи, осуществляемые посредством рынка.
Рынок пришел на смену натуральному хозяйству, первой и простейшей форме общественного хозяйства.
Натуральная форма есть такая форма хозяйства, в которой производство материальных благ и услуг ведется для потребления внутри самой хозяйственной единицы. |
Натуральная форма хозяйствования основывается на земельной собственности и ей присущи следующие черты:
1) замкнутый характер, ограниченный рамками данного хозяйства (общины);
2) простое воспроизводство (т.е. в одних и тех же масштабах);
3) универсализм крестьянина (т.е. слабое разделение труда);
4) господство традиций в принятии решений;
5) прямые связи между производством и распределением (созданный продукт движется по схеме: производство ® потребление).
Однако внутри натурального хозяйства медленно шло развитие товарно-денежных отношений. В результате общественного разделения труда и специализации происходит обособление производителей, их кооперация и объединение на новой экономической основе. На смену натуральному хозяйству пришло товарное хозяйство.
Товарное хозяйство – это такой тип хозяйства, где продукты изготавливаются не для собственного потребления, а для обмена их путем купли-продажи. |
Товарной форме хозяйствования присущи следующие черты:
1) открытость;
2) разделение труда, приведшее к росту его производительности и появлению излишков продуктов;
3) расширенное воспроизводство (повторение производства в увеличивающемся масштабе);
4) осуществление связей через рынок (созданный продукт движется по схеме: производство®распределение ®обмен® потребление):
5) продукты производятся для обмена самостоятельными, независимыми, экономически обособленными производителями, то есть производителями являются собственники средств производства и продукции. Это возможно только в условиях частной собственности.
Таким образом, важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются:
во-первых, общественное разделение труда и специализация;
во-вторых, экономическая обособленность (самостоятельность) хозяйствующих субъектов, то есть полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить и кому продавать продукцию). Обособленность возникает на базе частной собственности;
в-третьих, самостоятельность производителя, свобода предпринимательства и свободный обмен ресурсов, позволяющий сформироваться свободным ценам, подсказывающим хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.
Общественное разделение труда – это исторический процесс обособления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности. |
В основе экономического развития лежит естественное разделение труда – разделение функций между людьми, исходя из половозрастных, физических, физиологических и других особенностей. Последующее экономическое развитие породило общественное разделение труда. Известны четыре этапа общественного разделения труда:
1) отделение земледелия от скотоводства;
2) отделение ремесла от земледелия;
3) выделение посредника-купца, отделение от производства торгового капитала;
4) выделение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) от производства.
На основе общественного разделения труда возникли другие виды разделения труда: профессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное.
В результате разделения труда работники, предприятия и их подразделения, отрасли, регионы, страны ориентируются на производство ограниченного круга продуктов и оказание услуг.
Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией. |
Специализация дает немало преимуществ. Это объясняется принципом сравнительного преимущества – производить продукцию при относительно меньших издержках упущенных возможностей.
В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возросла.
Первоначально под рынком понимали место встречи продавца и покупателя, то есть место массовой купли-продажи товаров. Позднее в понятие рынка ввели отношения между продавцом и покупателем, отношение спроса и предложения. Сегодня при выявлении сущности рынка следует помнить о том, что рынок представляет собой определенную систему отношений.
Рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанная на частной собственности и механизме спроса и предложения. |
Рыночные отношения включают:
- отношения, связанные с арендой (взаимоотношения между двумя субъектами осуществляются на рыночной основе);
- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда, кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
- процесс функционирования рыночной инфраструктуры;
- обменные процессы с зарубежными партнерами.
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкуренции.
Основными чертами рынка являются:
1. Наличие товарной массы - чем количественно и качественно разнородна товарная масса, тем более развит и рынок.
2. Наличие устойчивой и развитой денежной системы. Рынок - это не бартер, не обмен по цепочке … Т – Т…, а бесконечная цепь товарно-денежного обращения …Т - Д - Т – Д’-… (по К. Марксу, Д‘>Д на размер прибавочной стоимости).
3. Свободные цены.
4. Частная собственность – это имеющие денежную оценку экономические активы, находящиеся во владении отдельных экономических субъектов (частные лица, фирмы). Различают следующие виды активов: физические – материальные ресурсы и товары, недвижимое имущество; финансовые – наличные деньги, банковские вклады и ценные бумаги; нематериальные – авторские права, патенты, торговая марка.
5. Конкуренция. Именно конкуренция заставляет искать направления деятельности, связанные с более рациональным использованием ресурсов, создает благоприятные условия для инновационной деятельности, порождает стимулы к непрерывному совершенствованию форм и способов деятельности, то есть становится вечным двигателем рыночной экономики.
6. Самостоятельность хозяйственных субъектов. Это свободный выбор партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракт, договоры, отсутствие жесткого административного товарного распределения, свобода договоров и сделок. Но эта самостоятельность относительна, поскольку подчинена правилам рыночной игры.
7. В основе действия продавца и покупатель лежит личный экономический интерес, в этом и является стимулирующая функция рынка.
8. Рынок связан с существованием трансакционных издержек. Это расходы на получение лицензий на выбранную деятельность, сбор и обработку информации о состоянии рынка, поиск покупателей (или продавцов), ведение с ними переговоров, заключение контракта, а также контроль за его соблюдением. Иными словами, это расходы на совершение сделок или издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.
9. Свободное маневрирование ресурсов, возможность изменить условия производства, технологии, свободное перемещение ресурсов в другую отрасль.
10. Рынок подчинен действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения.
11. Предполагает полную материальную ответственность за результаты деятельности.
12. Рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни.
13. Наличие развитой инфраструктуры.
14. Рынок предполагает открытость экономики перед мировым хозяйством. Региональный рынок выступает как часть национального, а национальный – как часть мирового.
Цивилизованный рынок функционирует при определенных условиях, к их числу относятся:
- реализация многогранных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной);
- система мер связанных с разработкой правового законодательства по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования;
- демократизация производства при сохранении государственных регуляторов;
- рыночная инфраструктура должна объединять рынок товаров и услуг, рынок производства и финансовый рынок;
- превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием специализированных предприятий.
Сущность рынка проявляется в его функциях:
1. Интегрирующая - состоит в соединении сферы производства, потребления, а также торговцев-посредников. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
2. Информационная - дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки по кредитам и т.д. объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг.
3. Ценообразующая (или эквивалентная) – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты на производство продукции с общественно-необходимыми.
4. Регулирующая предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве обмен между регионами. Постоянное колебание цен не только информирует о состоянии дел на рынке, но и регулирует хозяйственную деятельность. Растет цена - расширяем производство, падает - сокращаем. Рынок отвечает на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?
5. Стимулирующая состоит в побуждении производителя к созданию необходимой продукции с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли за счет снижения издержек и внедрения научно-технического прогресса, а на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.
6. Посредническая. Рынок обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Реализация интересов рыночных субъектов обеспечивает соединение интересов продавца (получение большего дохода) и интересов покупателя (в удовлетворении потребности с наименьшими затратами), предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
7. Контролирующая. Рынок - главный контролер конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
8. Санирующая. С помощью рыночных рычагов происходит освобождение общественного производства от экономически нежизнеспособных его элементов, осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
9. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров и их функционирование – товаров длительного пользования) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
10. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно». Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя - в удовлетворении потребностей с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функции» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль – это ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль категории, которая ее осуществляет.
Роль рынка в экономике сводится к следующему:
1) выдавать сигнал производству, что, в каком объеме, какой структуре следует производить;
2) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
3) дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
4) «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных производителей и свертыванию устаревших производств.