Структурные проблемы сложной защиты
Девяти-узловая структура работает, если мы имеем агрессивное двухслойное сознание. Если мы имеем обороняющееся сознание, то необходимо введение третьего слоя. Как мы отмечали выше, бороться с противником и сбивать его отражение методами добра невозможно, но при этом надо сохранить то, ради чего затевается вся оборона.
Как видим, это сложная конструкция. Существует несколько принципиальных проблем:
Есть постоянная угроза превращения чёрного защитного слоя в суть системы [409] . Такое превращение несомненно бы упростило систему. Есть и угроза восприятия защитного слоя как сути системы [410] .
Поскольку создание собственного отражения Соб менее срочно для защиты, чем создание отражений противника Пр и для противника ПрИ и СобИ, и в силу недостатка ресурсов, такая система всегда жертвует созданием собственного отражения. Тем более что Соб должно включать все 13 узлов. Поскольку агрессивная система проще, у неё и проблемы на порядок меньше. Плохое Соб ведёт к непониманию системой самой себя [411] .
Как следствие из предыдущего пункта, Соб и СобИ начинают совпадать. Соб и СобИ могут также совпасть из-за того, что Соб сознательно не сообщается всем своим участникам системы, чтобы исключить попадание информации к противнику. Искренняя критика в таком случае часто воспринимается только как попытка «принизить», исказить создаваемый системой образ [412] .
Не имея хорошего Соб, система начинает использовать для понимания самой себя искажённый образ себя, созданный противником – ПрИпротивника [413] . Это и является конечной целью противника. Тогда система думает, что она действует в своих интересах, но ведётся противником в его целям. Она двигается в направлении ПрЦпротивника, хотя сама считает, что двигается кСобЦ. СобЦ на самом деле задаётся черезПрИЦпротивника [414] .
Исходя из принципа присоединения – ведения – изменения, у противника следует создать впечатление, что ты сам очень похож на него, но только ты лучше и сильнее. Поэтому СобИсистемы сильно приближается к своему Пр и к Собпротивника противоположной системы [415] .
* * *
Как мы видим, переход от однослойного сознания к двухслойному порождает скачок в сложности системы. Мы описали минимально работоспособные конструкции, и они имеют 9 и 13 узлов соответственно.
При борьбе таких структур – будь то государства, корпорации или отдельные люди – искажённые и реальные отражения, отражения свои и отражения противника настолько перепутываются, что системы становятся похожи друг на друга и часто попеременно ведут одна другую, не столько ставя стратегические цели, сколько пытаясь достичь тактического преимущества.
Вариаций в борьбе двухслойных и трёхслойных сознаний очень много. Но при их анализе всегда помните о наличии в них 9-ти или 13-ти узловой структуры, не упрощая до одного-двух узлов. В процессе «игры» структуры могут умышленно скрывать, показывать или искажать наличие у них второго и третьего слоёв.
* * *
Хороша ли и удобна ли такая система для человека? Устойчива ли такая система и эффективна ли она? Приведёт ли дальнейшее развитие таких систем к улучшению или к ухудшению жизни в целом? Концентрируются ли усилия людей на созидании? Даёт ли такая система преимущество тем, кто создаёт полезное и нужное для людей?
Одно сознание всегда может защититься от другого, но когда друг с другом воюет всё общество, то это рано или поздно приводит к краху. Как только возникает двойное сознание, преимущество получает тот, кто быстрее построит свою девяти- или тринадцати-узловую агрессивную или защитную систему. Поэтому развитие насилия делает неизбежным создание таких структур. Только отказ от двойного сознания может вернуть общество к нормальной жизни.
Давайте представим мир, в котором не было бы враждебных сознаний. Два сознания создавали бы у себя копии друг друга, без желания насилия. В результате эти сознания просто бы слились, стали бы частью друг друга.
Контрудар
I.
Обратный Инжиниринг Рекламы
В повседневной жизни самое сильное и самое массовое насилие сознания принимает весьма примитивные формы, и для борьбы с ним не обязательно создавать сложную структуру.
Сегодня главное оружие насилия – это реклама. Чтобы защититься от рекламы на начальном уровне, достаточно просто не смотреть на неё. Для более глубокой защиты надо разобраться, как она устроена.
* * *
Начнём с печатной рекламы как наиболее простой. Возьмите любой глянцевый журнал для среднего потребителя и разверните его на какой-нибудь большой и яркой рекламе на всю страницу. Показательнее всего реклама одежды, косметики или автомобилей.
Давайте проведём обратный инжиниринг этой рекламы – разберём это фиктивное отражение на части и посмотрим, как оно было создано.
1) Выберите и мысленно отделите от рекламы объект, товар, вводимый в ваше сознание. Например, тюбик крема, майку или автомобиль. Вводимым объектом может быть не только конкретный товар, но и логотип или товарный знак фирмы или брэнда [416] .
2) Выберите и мысленно отделите изображение, от которого вводится товар в ваше сознание. Скорее всего, это будет изображение человека, животного, растения, или вид природы. Назовём это изображение ключом, отмычкой к сознанию.
3) Мысленно полностью отделите от рекламы текст, сопровождающий её, включая слоган (лозунг).
Разобрав рекламу на три части – товар, изображение-ключ, текст – давайте поработаем со связямимежду этими частями.
* * *
1) Замените товар и ключ.
Посмотрите, есть ли какая-либо связь между товаром и изображением, от которого вводится этот товар? Можно ли под этот товар положить другое изображение? Можно ли с этим изображением связать другой товар?
В 99 процентах случаев связь была получена простым наложением. На манекенщицу можно надеть любую другую одежду или намазать на неё любую другую косметику. Автомобиль можно поставить в любом другом месте и, наоборот, в это живописное место можно поставить любой другой автомобиль. Представьте манекенщицу в другой одежде, а автомобиль в другом месте.
Можно ли текст рекламы (заменив в нём упоминания конкретного брэнда), приклеить к рекламе конкурента или к рекламе других продуктов?
2) Удалите товар из рекламы.
Помните, что путь товару в ваше сознание открывает именно манекенщица или вид природы. Представьте вид природы – без автомобиля, манекенщицу без банки шампуня.
3) Оставьте в рекламе только товар, но удалите ключ.
Представьте косметику без манекенщицы (и без упаковки), автомобиль – без красивого места (и без блестящего корпуса), сухой суп – как порошок, без изображения курицы.
* * *
Теперь давайте немного поиздеваемся над рекламой.
1) Введите в рекламу анти-товар.
Вместо автомобиля представьте ишака, верблюда или прогулку пешком. Вместо модной одежды – солдатскую форму или робу заключённого. Вместо косметики украсьте манекенщицу углём, зубной пастой или мелом. Вместо сухого супа представьте горчицу.
2) Введите в рекламу анти-изображение.
Вместо манекенщицы представьте стерву-ведьму. Вместо живописного вида автомобиля на берегу океана – воду, загаженную нефтяными пятнами и мёртвых птиц. Вместо довольного кушателя Макдональдса – ожиревшего придурка, корчащегося от язвы желудка.
Подбирайте анти-изображение так, чтобы оно лучше отражало настоящие причинно-следственные связи, возникающие в реальной жизни.
3) Введите в рекламу анти-текст.
Придумайте свои издевательские комментарии к исходной и к модифицированной картинкам.
Подумайте, к какой ситуации исходный текст рекламы выглядел бы комично, или как изменить изображение рекламы, чтобы текст к ней начал выглядеть комично.
* * *
И, наконец, в рекламе обратите внимание на признаки того, что изначальное изображение было изменено.
Посмотрите на ретушь, на изменение масштаба отдельных объектов, на искусственное освещение, на достроенные компьютером или дорисованные элементы.
Пример восстановления причинно-следственных связей
Восстановим реальные причинно-следственные связи в рекламе сигарет. Возьмём широко рекламируемую в СНГ пачку сигарет Лаки-Страйк.
Лаки-Страйк –
это настоящая Америка
Как мы видим, производится традиционное для религии денег введение в сознание товара через его совмещение с полуголым телом (тело ещё и принадлежит знаменитости).
Как мы знаем, курение отнюдь не способствует здоровью. Восстановим причинно-следственные связи в этой рекламе. Воспользуемся опытом канадского правительства, которое ввело закон, обязывающий на упаковке каждой пачки сигарет не менее половины площади отводить не просто под текст, но под фотографию, показывающую вред курения [417] .
Это– настоящая Америка