Торговля против производства
Очень важно понять, что главная ячейка религии денег, формула прибыли, не только не содержит ничего связанного с развитием производства, но наоборот, она относит производство к затратам, и потому стремится его сократить.
Максимальную прибыль надо получить во времени. Простейший, и в то же время самый эффективный способ извлечения прибыли, это способ посредника, способ перепродажи. Купить товар у одного человека по малой цене и продать его другому за большую цену.
Чем больше перепродаж сделает торговец, чем чаще он обернёт свой капитал, тем выше будет прибыль. Любое производство требует более долгих вложений и уменьшает прибыль. Торговец идёт на производство только в тех случаях, когда прибыль нельзя получить перепродажей готовых товаров.
Поэтому в религии денег не может быть такого понятия как «способ производства». Капиталистический способ производства – это частный случай перепродажи, перепродажи рабочего времени наёмного работника.
* * *
Производство возникает как исключение, возникает иногда и только в определённых условиях:
1) когда не получается получить прибыль простым грабежом или перепродажей,
2) когда существует сильная конкуренция за власть и страх её потерять,
3) когда от производства ожидается прибыль, которая относительно выше перепродажи или ничего неделания.
Если эти условия нарушаются, производство останавливается.
Производство толкают и искусственно установленные государством и обществом формальные (законы) или неформальные (мораль, культура) внешние ограничения. Эти ограничения, словно стенки канала, заставляют течь воду в нужном направлении. Нет внешних стенок, и вода растекается. Нет детального регулирования, нет и производства. Сама по себе формула прибыли производство не запускает.
Мы привыкли к слову «экономика» и к связанному с ним ростом производства. Понятие экономикапроисходит от греческого слова «oikonomike», ведение домашнего хозяйства. Интересно, что в иврите, языке евреев, знатоков рыночной экономики и финансов, слова «экономика» вообще нет. Оно переводится как «калькаля», от итальянского «калькулятио», то есть калькуляция – всё та же счётная книга.
«Экономика свободного рынка» – это бессмысленное словосочетание, что-то вроде «домашнее хозяйство торговой лавки» [192] .
* * *
Прибыль не имеет отношения к хозяйству, прибыль достигается через торговлю, иными словами через коммерцию, куплю-продажу. Купля-продажа и является основой всех отношений в религии денег.
Загляните в годичные отчёты любой корпорации, организации, правительства или налоговую декларацию отдельного человека. Они все построены по принципу всё той же счётной книги средневекового купца.
Интересно, что графа расхода в отчётах корпораций имеет два раздела – «cost» (стоимость) и «expenses» (издержки). В издержки включаются текущие расходы на деятельность фирмы, включая зарплату, оборудование и так далее. Зачем же тогда раздел «cost»? «Cost» – это стоимость закупленных фирмой готовых товаров для перепродажи.
Когда компании сообщают о полученной за год или квартал прибыли (profit), то на самом деле это не есть прибыль в нашем понимании. Это полная выручка минус «cost». «Profit» правильнее перевести как «барыш», «нажива». И только потом от прибыли отнимаются издержки и вычисляется собственно чистая прибыль (earnings).
Все сотрудники корпорации относятся к её расходам, которые следует уменьшать. Далее, чем меньше денег вложил торговец, и чем большую прибыль он получил, тем лучше. Поэтому чем выше стоимость основных фондов (то есть принадлежащих фирме производственных машин, механизмов, зданий), тем хуже прибыльность и финансовые показатели фирмы.
Естественно, что финансовые показатели выше у тех фирм, которые заняты наиболее чистой куплей-продажей, а не производством.
Для домашнего хозяйства это выглядит идиотизмом. Но отчёты и не предполагают, что кто-то должен заниматься производством или хозяйством. Все счётные книги корпораций сохранили своё первоначальное значение – описать торговую лавку.
Счётные книги толкают корпорации к тому, чтобы те избавлялись от собственности, от производства, от служащих, и стремились к своему средневековому идеалу – к пустышке.