Стоимость и S-кривая потребностей человека
Заметим, что рассуждения Маркса о том, что в основе обмена должен лежать затраченный труд, всё же достаточно верны для людей, которые находятся на первом участке S-кривой потребностей человека.
* * *
Люди, находящиеся в нужде, обменивают товары и рабочее время по принципу экономии своего времени и максимальной практической отдачи.
Крестьянин прекрасно знает, сколько займёт выращивание картошки по сравнению с выращиванием пшеницы. Он знает, скольких людей накормит пшеница, скольких картошка, а скольких – малина. Исходя из этого он определяет, нужен ли ему обмен картошки на пшеницу и специализация в одном из этих занятий.
Крестьянин знает и сколько времени ему сэкономит использование плуга по сравнению с сохой или ветряная мельница по сравнению с жерновом. Поэтому он действительно мыслит обменом труда на труд.
Так же поступает и небогатый городской человек – он взвешивает, проще ли ему самому сделать ремонт в квартире, или нанять другого; приготовить обед самому или сходить в кафе.
* * *
На втором этапе S-кривой, когда базовые потребности человека удовлетворены, на этапе удовольствий, логика человека, а вместе с ней его представления о стоимости, начинают меняться. У него уже больше свободных денег.
Выбирая между удовольствиями, человек уже не смотрит только на функциональность и затраченное или сэкономленное время. Он сравнивает эффект от удовольствий. Он меняет одно удовольствие на другое, скажем, возможность сходить в театр на возможность купить торт. Он часто готов переплатить.
Здесь выиграет не то удовольствие, которое сэкономит время (или на которое было затрачено больше труда), но то, которое даст большее удовлетворение.
* * *
На третьем этапе S-кривой, когда речь идёт о власти (в рыночной экономике), человек уже не сравнивает ни время, ни труд, ни удовольствия. Он сравнивает только то, что даст ему большее приращение статуса, власти, престижа, денег. По этому принципу он и определяет стоимость товара.
На третьем этапе уже не человек определяет стоимость товара, а товар определяет, какой человек сможет его купить.
* * *
Эти закономерности легко увидеть на примере автомобилей. Все автомобили, предлагаемые сегодня на рынке, можно разбить на три группы – экономичные, средний класс (performance) и статусные.
Когда человек выбирает экономичный автомобиль, он ищет максимум функциональности за минимальную цену. Он сравнивает двигатель, расход бензина, надёжность, долговременность, проходимость, ремонтопригодность. Автомобиль для него является средством передвижения из точки А в точку Б с минимальными затратами.
При выборе машины среднего класса он уже готов переплатить существенные деньги за удовольствия. Его начинают интересовать кожаные сиденья (которые стоят дороже двигателя), красивые фары, рассекатели воздуха, и так далее. Он начинает воспринимать саму езду на машине как приключение и приятное времяпровождение.
При выборе престижной машины человек смотрит не столько на её внутренность, сколько на статус. Он не просто не стремится сэкономить, но он хочет купить настолько дорогую машину, чтобы, глядя на нее, сказали – эта машина стоит столько-то тысяч долларов, а её хозяин занимает определённое положение в обществе.
Можно выделить целые группы товаров, соответствующие разным участкам S-кривой, и для каждой группы товаров существуют свои под-законы стоимости.
В первую войдут утилитарные – бензин, электричество, простые продукты питания, дешёвая одежда, домашний телефон, автомобиль «Жигули» и так далее. Во вторую – косметика, духи, модная одежда, сотовый телефон, автомобиль «Тойота». В третью – дорогие рестораны, одежда от модельеров, автомобиль «Мерседес».
Закон стоимости меняется в соответствии с S-кривой не только для отдельного человека, но и для классов и для обществ в целом. Невозможно правила обмена с одного этапа пытаться применить на другом этапе.
Советская теория стоимости
Таким образом, теория трудовой стоимости Маркса несла множество проблем, которые невозможно было разрешить, даже при всём желании поверить в неё.
На практике в СССР была создана третья теория стоимости, которая не описана в экономических учебниках. Выход был найден не в попытке организовать абсолютно справедливый обмен; не в попытке постоянно считать, кто кому должен.
В 1920-е годы в экономике СССР начали следовать христианскому (или коммунистическому) принципу. Не ищи максимальной прибыли, не ищи и равенства в обмене. Наоборот, не бойся отдать больше, чем получишь. Работай так много и так хорошо, как можешь, а государство распределит общие результаты труда по принципу, кто больше нуждается.
Деньги выполняли функцию универсальных талонов, на которые можно было выбрать товары, которые скорее распределялись, чем продавались. Для поощрения отдельных достижений выдавалось больше или меньше талонов.
По иронии судьбы, чем сильнее становилось Советское общество, тем больше насыщалось оно товарами. Тем больше людей получали всё необходимое и переходили на этап потребления удовольствий, и тем хуже начинал работать основной закон стоимости СССР.
Три Мифа Религии Денег
Чтобы продолжить рассмотрение модели функционирования рынка, нам необходимо разоблачить три устойчивых мифа рыночной экономики – (1) миф о сложности и о глубине экономической теории, (2) миф о производстве, и (3) миф о том, что рост экономики автоматически приводит к улучшению жизни людей.
Арифметическая модель мира
Любой учебник по экономике изобилует сложными математическими формулами, замысловатыми кривыми и различными графиками. Экономика считается очень точной и детальной наукой.
Но обратим внимание на то, что в своей основе религия денег не идёт дальше арифметической модели мира. Помимо плюса и минуса, используются только три дополнительных действия. Умножение (количество товара на цену единицы товара), деление (например, общие расходы на единицу товара) и разновидность деления-умножения – процент (для долгов).
Каждый человек в мире описан в виде счётной книги. Все возможные отношения между людьми сведены к четырём арифметическим действиям.
Переход в рыночную экономику и является переходом к такой арифметической модели мира с полным откидыванием любых других соображений, как мешающих рынку, как антирыночных.
* * *
Сама идея описать весь мир, используя только арифметику, звучит довольно своеобразно. Попробуйте построить работающую модель, например, автомобиля, описывая каждую его деталь только одним цифровым дескриптором, а взаимодействие между любыми деталями – только арифметическими операциями.
Но в финансовых отчётах огромных корпораций вы не увидите ни интегралов, ни производных, никакой сложной математики – только четыре действия. Товары не будут описаны сложными физическими характеристиками – только ценой. Любой бухгалтер прекрасно обходится самым простым калькулятором (а успешному бизнесмену совершенно необязательно заканчивать школу).
В менеджменте даже присутствует понятие бизнес-модели, то есть того, как сложную деятельность реальной фирмы свести к этим четырём действиям. Если не удастся, то бизнес будет нежизнеспособен. Например, показ фильма по общедоступному ТВ сам по себе не ведёт к денежной транзакции. Поэтому в фильм вставляют рекламу, которая заставляет телезрителя купить товар, и часть выручки за этот товар поступает телеканалу как оплата за рекламу.
Чтобы хоть как-то приспособить эту примитивнейшую модель к реальной жизни, бухгалтерия использует приём открытия субсчетов и учёта разных параметров фирмы на отельном субсчете. Например, субсчет для оборудования, для интеллектуальной собственности, для пенсионных выплат и так далее. Затем устанавливаются правила взаимодействия счетов. Но всё равно они сводятся к арифметике из четырёх действий. Поэтому правила бухгалтерского учёта становятся очень сложными, запутанными и постоянно меняются. Что открывает большое поле для финансовых махинаций.