Развитие торговли, телекоммуникаций, стимулирование малого и среднего предпринимательства
Современное развитие экономики области не мыслимо без динамично развивающейся торговли, телекоммуникационных услуг, малого и среднего предпринимательства.
Основной целью развития торговли является полное удовлетворение потребностей населения региона в качественных товарах, обеспечиваемое эффективной товаропроводящей системой, соответствующей требованиям ресурсно-инвестиционного сценария развития экономики области.
Направлениями развития торговой сферы являются:
увеличение количества торговых площадей современных форматов торговли и их доли в обороте отрасли;
создание дополнительных каналов реализации продукции мелких производителей, альтернативных розничным сетям, для поддержания малого и среднего бизнеса;
активное развитие потребительской кооперации, прежде всего, на селе;
организация прямой доставки сельхозпродукции потребителю посредством розничных рынков, ярмарок, передвижной торговли;
обеспечение условий для развития конкуренции в отрасли.
В результате будет сформирована определенная двухсекторная торговая сфера, в которой мелкие локальные производители будут работать через потребительскую кооперацию, отдельные частные магазины, внемагазинные формы торговли, а крупные и средние поставщики - в большей степени с сетевым ритейлом.
Такой подход позволит укрепить позиции региональных производителей, расширить объемы их производства и, соответственно, продаж.
Приоритетное значение имеют динамично развивающиеся отрасли «новой экономики», прежде всего развитие телекоммуникаций.
Основными направлениями развития телекоммуникационного комплекса являются:
создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории области;
повышение доступности для всех категорий потребителей современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
модернизация системы телевидения и радиовещания, расширение зоны уверенного приема программ телевидения и радиовещания.
Для реализации указанных приоритетных направлений необходимо создание в области условий наибольшего благоприятствования для развития телекоммуникационных компаний, демонстрирующих ежегодный прирост объема услуг более 20 процентов и успешно внедряющих все известные новейшие мировые разработки для рынка телекоммуникаций.
Это касается как стационарной телефонной связи, так и беспроводных радиотелефонных сетей. В области будет построена сеть сотовой связи
3 поколения (3G), для которой характерен высокоскоростной беспроводный доступ в Интернет.
Мероприятия, направленные на реализацию основных направлений развития телекоммуникационного комплекса области на период до 2025 года, предусматривают:
строительство областной телекоммуникационной сети на основе
NGN-технологий;
модернизацию коммутационного оборудования сети местной телефонной связи (достижение стопроцентного уровня цифровизации телефонных станций);
развитие и расширение пропускной способности областной транспортной телекоммуникационной сети на основе волоконно-оптических линий связи, строительство ВОЛС до каждого населенного пункта области;
модернизацию и развитие сети абонентского доступа («последней мили») с использованием новейших технологий;
развитие инфраструктуры мобильного широкополосного доступа на основе строительства 3G-сетей с последующим строительством мобильных сетей четвертого поколения (а потом и более современного поколения)
на основе технологий семейства WiMAX, LTE и других перспективных технологий;
развитие сетей кабельного телевидения в качестве основного сегмента системы платного телевидения и внедрение на них технологий цифрового вещания;
внедрение и последующее развитие на территории области цифрового эфирного вещания.
Реализация мероприятий по развитию телекоммуникационного комплекса позволит обеспечить:
стопроцентное покрытие домовладений и многоквартирных домов инфраструктурой широкополосного доступа (фиксированного и беспроводного);
стопроцентный охват населения области эфирным телевизионным
и радиовещанием, обеспечение наличия телерадиовещания в каждом населенном пункте области.
Создание в области бизнес-среды, благоприятствующей развитию современной высокотехнологичной экономики, предполагает стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
Стратегической целью развития малого и среднего предпринимательства в области является его преобразование в катализатор инновационного развития, благоприятную среду для формирования среднего класса, в сферу реализации предпринимательских и интеллектуальных способностей граждан.
Реализация стратегической цели предусматривает работу по следующим направлениям:
расширение инфраструктуры и форм поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированных в первую очередь на создание новых высокотехнологичных производств;
организация системной работы по ликвидации административных барьеров на пути предпринимательской деятельности;
стимулирование молодежного предпринимательства и активного участия молодежи в работе предпринимательского сообщества области;
стимулирование создания и развитие малых форм хозяйствования
в сфере обслуживания населения (включая сферу ЖКХ), диверсификация видов услуг и повышение их качества;
поддержка экологоориентированного предпринимательства;
поддержка предпринимательства на селе, включая сферу производства и переработки сельхозпродукции;
стимулирование экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства области.
Расширение инфраструктуры и форм поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированных в первую очередь на создание новых высокотехнологичных производств.
В области уже заложена основа инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: областной бизнес-инкубатор для стартующих малых предприятий, гарантийный фонд, фонд микрокредитования, инвестиционный венчурный фонд для поддержки малых предприятий, разрабатывающих
и осваивающих новые технологии, введен в эксплуатацию первый в области муниципальный бизнес-инкубатор в г.Балаково.
Учитывая потребности как малых так и средних предприятий области, а также приоритеты экономической политики области, планируется введение в эксплуатацию второго и третьего корпусов областного бизнес-инкубатора, дальнейшее расширение сети муниципальных инкубаторов, создание муниципальных фондов микрокредитования малого бизнеса в рамках муниципальных программ поддержки.
Реализация данного направления будет включать финансово-кредитное и налоговое стимулирование, а также прямую инвестиционную поддержку
в виде грантов на создание малых инновационных компаний и приобретение оборудования в лизинг, компенсации текущих и капитальных затрат, затрат на подключение к объектам инженерной инфраструктуры малых и средних инновационных компаний, организаций малого и среднего бизнеса, занимающихся модернизацией и расширением производства, внедрением энергоэффективных технологий.
Организация системной работы по ликвидации административных барьеров на пути предпринимательской деятельности.
Одним из основных препятствий развития бизнеса являются сохраняющиеся проблемы с оформлением прав на землю, постановкой
на кадастровый учет, нарушение прав при проведении государственного
и муниципального контроля, «налоговый прессинг» предпринимателей.
Решение проблем будет ориентировано на выработку четких регламентов взаимодействия с бизнесом, предусматривающих жесткие сроки и ответственность за административные проволочки, обеспечение регулярной работы «горячих линий» во всех районах области по вопросам административных барьеров для предпринимательства, интерактивное общение через соответствующий портал, создание на местах специализированных консультационных служб защиты малого бизнеса, выезжающих «на место» по факту нарушения прав предпринимателя.
Стимулирование молодежного предпринимательства и активного участия молодежи в работе предпринимательского сообщества области.
Предусматривается сохранение выпускников высших и средних специальных учебных заведений, аспирантов в качестве приоритетной категории получателей государственной поддержки на создание собственного бизнеса, обеспечение активного участие студентов в работе областного и муниципальных бизнес-инкубаторов, привлечение их к работе советов по поддержке предпринимательства, иных общественных объединений предпринимателей.
Планируется создание Центра молодежного инновационного творчества, ориентированного на обеспечение инновационной деятельности детей и молодежи. Производственное оборудование Центра, ориентированное на технологии прямого цифрового производства, позволит выполнять на основе современных технологий быстрое прототипирование, изготовление опытных образцов, единичной и мелкосерийной продукции.
Стимулирование создания и развитие малых форм хозяйствования
в сфере обслуживания населения (включая сферу ЖКХ), диверсификация видов услуг и повышение их качества.
Ниша бытового, информационного, консультационного, технического обслуживания населения традиционно занята малым бизнесом, что отражает его немалую социальную и экономическую значимость. Повышение качества оказываемых услуг населению будет обеспечиваться через стимулирование создания новых конкурирующих компаний, сохранение здоровых условий конкуренции. Особое внимание в данном направлении должно быть уделено целевой государственной поддержке создания малых обслуживающих компаний под конкретные потребности городского и сельского населения.
Поддержка экологоориентированного предпринимательства.
В связи с тем, что для Саратовской области характерна невысокая доля субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в области переработки и вторичного использования отходов производства и потребления и использования возобновляемых источников энергии, необходимо разработать и реализовать механизмы стимулирования развития малых и средних предприятий, осуществляющих производство оборудования и материалов для использования возобновляемых источников энергии, материалов для экологичного домостроения и внедрение возобновляемых источников энергии, технологий строительства «экодомов», вторичную переработку отходов.
Поддержка предпринимательства на селе, включая сферу производства и переработки сельхозпродукции.
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства области
на селе, получающих государственную поддержку, традиционно высока.
Помимо активного стимулирования предпринимательства на селе
к модернизации основных средств, внедрению новых селекционных
и перерабатывающих технологий, возмещения ряда текущих затрат предпринимателей необходимо обеспечивать стабильную доступность кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими кооперативов, в том числе и через поддержку кредитных кооперативов на селе.
В целях обеспечения сбыта продукции планируется стимулировать создание заготовительных, потребительских и снабженческо-сбытовых кооперативов на селе, обеспечивающих передачу сельскохозяйственной продукции в промышленную переработку, путем поддержки создания подобных кооперативов, в том числе с участием безработных граждан,
и компенсации части текущих затрат.
Стимулирование экспорта продукции субъектов малого и среднего предпринимательства области.
Механизмы реализации этого направления включают возмещение части расходов субъектов предпринимательской деятельности, связанных
с выходом на внешние рынки и экспортом продукции, включая затраты
на участие в отечественных и зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях, получение сертификатов качества продукции и пр.
С учетом приоритетов общегосударственной политики, а также исходя из задач социально-экономического развития области, планируется достижение следующих показателей развития малого и среднего предпринимательства
в 2025 году:
увеличение доли малого и среднего предпринимательства в объеме ВРП до 35 процентов;
увеличение доли малого бизнеса в общей структуре занятости
до 40 процентов;
последовательное изменение отраслевой структуры малых и средних предприятий: значительный рост числа компаний, занятых в инновационной и высокотехнологичной сферах, обрабатывающей промышленности, здравоохранении, строительстве и сфере услуг, существенное снижение доли предприятий оптовой и розничной торговли (до 15 процентов);
увеличение количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения как минимум в 2 раза;
обеспечение стабильных ежегодных темпов прироста инвестиций
в основной капитал малых предприятий области в размере не менее
10 процентов в год.