Поддержка конкуренции и развитие малого и среднего предпринимательства

Одной из важных стратегических задач развития Хабаровского края следует рассматривать превращение края в комфортный регион для ведения бизнеса с высокой долей малого и среднего предпринимательства в экономике края. Для этого необходимо:

1. Стимулировать предпринимательскую инициативу граждан, наладить процесс воспроизводства субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуя следующие меры:

- популяризация предпринимательства, в том числе молодежного, семейного, женского предпринимательства, вовлечение населения в предпринимательскую деятельность;

- широкое освещение лучших практик малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях;

- развитие программ по основам предпринимательской деятельности и самозанятости для населения;

- обучение основам предпринимательства в учебных заведениях края, обеспечение профориентации старшеклассников, вовлечение в процесс обучения действующих предпринимателей;

- развитие системы специальных краткосрочных программ повышения квалификации для СМСП, в том числе руководящих кадров малых и средних предприятий для работы с корпоративными клиентами.

2. Обеспечить качество и доступность инфраструктуры поддержки СМСП края с помощью:

- обеспечения доступности инфраструктуры для развития и поддержки предпринимательской деятельности на всей территории края, развитие объектов инфраструктуры поддержки СМСП по принципу "одного окна";

- развития специализированной инфраструктуры поддержки в области инноваций и промышленного производства, в том числе с привлечением крупных предприятий, призванной повысить уровень готовности малых и средних компаний к работе в качестве отраслевых поставщиков для крупного бизнеса.

3. Создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса, снизить административные барьеры, расширить форматы взаимодействия представителей предпринимательского сообщества и органов власти за счет:

- повышения качества оказания государственных услуг СМСП;

- создания и развития системы информационно-сервисной поддержки СМСП посредством предоставления услуг акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;

- развития институтов оценки регулирующего воздействия и фактического воздействия нормативных правовых актов, привлечение к этой работе отраслевых ассоциаций бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;

- повышения информированности предпринимательства о состоянии конкурентной среды, мерах поддержки СМСП и деятельности по содействию развитию конкуренции;

- внедрения риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в отношении СМСП;

- развития портала для СМСП (обеспечение его максимальной информативности, полезности и простоты пользования, с включением сервисов "модельных решений" создания и ведения бизнеса);

- развития площадок для обмена опытом, содействие созданию и развитию отраслевых предпринимательских сообществ и иных форм самоорганизации малых и средних предприятий;

- создания условий для легализации предпринимателей и сокращения числа незарегистрированных предпринимателей.

4. Повысить доступность финансовых ресурсов для СМСП за счет:

- обеспечения максимальной включенности СМСП в федеральные программы поддержки;

- организации системы взаимодействия с институтами развития предпринимательства федерального уровня;

- развития программ микрофинансирования, гарантийной поддержки СМСП;

- развития альтернативных источников финансирования предпринимательства (венчурное финансирование, государственное кредитование стартапов и другие);

- приоритизации групп получателей прямой финансовой поддержки исходя из необходимости реализации приоритетов развития (в том числе внедряющих инновации, участвующих в производственной цепочке крупных предприятий, реализующих социальные проекты, функционирующих на приоритетных рынках).

5. Формировать и развивать спрос на товары, работы, услуги СМСП с целью увеличения их рыночной доли, выхода на рынки других регионов и стран с помощью:

- расширения взаимодействия СМСП края с крупными предприятиями;

- увеличения доли участия СМСП в закупках товаров (работ, услуг) крупных компаний с государственным или муниципальным участием;

- расширения участия СМСП в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- стимулирования выхода СМСП на рынки других регионов России, на зарубежные рынки, поддержка экспортно-ориентированных СМСП;

- развития конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках края, содействие развитию социального предпринимательства;

- содействия созданию и развитию сбытовой инфраструктуры СМСП.

6. Создать благоприятную среду для развития инноваций в СМСП, что предполагает:

- стимулирование инновационного предпринимательства, создание реестра патентодержателей и инновационных проектов с целью их дальнейшего продвижения;

- стимулирование применения передовых технологий, обеспечение поддержки коммерциализации научных разработок, поддержку реализации инновационных проектов СМСП.

Наши рекомендации