Целевые ориентиры развития физической культуры и спорта

В Саратовской области

Целевые значения 2015 год 2020 год 2025 год
Численность жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в процентах 32,5
Численность детей и подростков, занимающихся в спортивных школах и секциях области, в процентах
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, в процентах
Обеспеченность спортивными сооружениями в области по видам, в процентах к нормативу: спортивные залы плоскостные сооружения плавательные бассейны     38,5 65,1 8,1     40,3 67,1 9,1     48,1 68,3 10,8
Рост площадей спортивных сооружений по видам, кв. м: спортивные залы плоскостные сооружения плавательные бассейны            

Развитие культуры

Современная экономика повышает уровень требований к интеллектуальному и культурному развитию человеческого капитала, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию библиотечного
и музейного дела, концертной и театральной деятельности, народной культуры, а также образования в сфере культуры и искусства.

Целью развития сферы культуры области является превращение
ее в доступный стратегический ресурс повышения конкурентоспособности человека, источник его всестороннего развития, утверждение имиджа области как значимого культурно-исторического и туристского центра Российской Федерации.

Достижение целей предполагает осуществление следующих основных задач.

Создание единого культурного пространства области и обеспечение максимальной доступности услуг в сфере культуры посредством:

формирования имиджа Саратовской области через концептуальное развитие ее культурного ландшафта;

превращения культурных институтов в инструмент развития муниципальных территорий: поощрения культурных проектов развития городов и сельских населенных пунктов, развития культурной истории населенных пунктов, поддержки местных культурных инициатив, формирования новых культурных традиций городов и районов области;

развития традиционных и новых культурных индустрий
(декоративно-прикладное искусство, дизайн, мода, видео- и мультимедиа), обеспечивающих формирование «экономики знаний»;

развития инновационных моделей культурного обслуживания,
в том числе путем внедрения нестационарных форм обслуживания (мобильных комплексов информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), Интернет-центров);

перевода в электронный вид библиотечных и музейных фондов, кинофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним
с использованием сети Интернет;

сохранение и популяризация культурного наследия народов, проживающих на территории области, реализация принципа мульти-культурализма, межкультурного и межконфессионального взаимодействия.

Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культур, за счет:

развития многоукладности областной культуры – поддержки всех видов культуры – элитарной, народной, массовой, создания новых культурных центров и творческих коллективов;

формирования сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных центров), объединяющих библиотеку, клуб, музей, кинотеатр, детскую школу искусств с доступом к электронным ресурсам;

формирования культурных институтов нового типа, использующих современные информационные технологии (вэб-порталы культуры, новые типы культурного пространства музеев и библиотек, концертной деятельности), создающих принципиально новые продукты и услуги, имеющие художественные или коммерческие ценности;

создания Центра современного искусства как организации-лидера, обеспечивающего область новейшим художественным продуктом;

поддержки применения в деятельности учреждений культуры информационно-коммуникационных технологий, их оснащения современным оборудованием, освоения ими современных вариантов интерактивности, сетевых возможностей, обеспечивающих равный доступ жителей области
к культурным институтам;

содействия развитию культурно-познавательного туризма, обеспечения комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений.

Поддержка новых форм культурного просвещения и поддержка молодых дарований за счет:

стимулирования творчества в профессиональных социальных средах – технической, аграрной, медицинской – как фактора формирования способности к получению нового знания и достижения результатов;

содействия профессиональной подготовке специалистов в области новых технологий, поощряющих творчество, использование искусства для стимулирования креативности в трудовой деятельности;

выявления одаренных детей и молодежи, обеспечение условий для их образования и творческого развития, в том числе путем выплаты специальных стипендий одаренным учащимся и результативно работающим педагогам;

увеличения эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь области, путем предложения качественного художественного продукта;

поддержки культурных проектов в молодежной среде, в университетах, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях, роста
охвата детского населения дополнительным образованием художественно-эстетической направленности.

Выполнение поставленных задач будет характеризоваться следующим уровнем целевых показателей:

охват детского населения дополнительным образованием художественно-эстетической направленности: в 2015 году - 13,2 процента, в 2020 году – 13,5 процента и в 2025 году – 13,8 процента;

удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры: в 2015 году - 164 процента, в 2020 году – 166 процентов и в 2025 году – 168 процентов;

число новых поступлений в библиотечные фонды на 1 тыс. населения: в 2015 году – 190 экземпляров, в 2020 году – 225 экземпляров и в 2025 году – 250 экземпляров;

доля библиотечных каталогов, переведенных в электронную форму:
в 2015 году – 42 процента, в 2020 году – 75 процентов и в 2025 году – 100 процентов;

доля музейных предметов, внесенных в электронный каталог:
в 2015 году – 46 процентов, в 2020 году – 75 процентов и в 2025 году – 100 процентов.

Рынок труда

Динамично развивающаяся экономика – это изменение сложившейся структуры занятости населения, сокращение неэффективных рабочих мест, перераспределение работников по секторам экономики, расширение сферы услуг, развитие инновационных направлений деятельности и возникновение новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда позволит стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости.

Происходящие процессы обострят конкуренцию на рынке труда квалифицированной рабочей силы. Такая конкуренция будет приводить
к повышению требований работников к рабочим местам.

Обеспечение экономики квалифицированными кадрами требует повышения качества и комфортности рабочих мест путем улучшения условий труда и обеспечения безопасности занятых на них работников.
В этой связи в сфере управления охраной труда необходимо добиться минимизации воздействия неблагоприятных производственных факторов, угрожающих жизни и здоровью работников.

Высокие темпы роста областной экономики будут способствовать росту спроса на труд и, как следствие, увеличению его стоимости.
Свой вклад в развитие данной тенденции будет вносить также и высокий уровень образования работников области.

Исходя из отмеченных тенденций, стратегической целью в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание гибкого эффективно функционирующего рынка труда, отвечающего, с одной стороны, запросам экономики, а с другой – обеспечивающего безопасность труда, реализацию образовательного потенциала, интеллектуальных и творческих способностей жителей области.

Для достижения стратегической цели и установленных значений целевых показателей предусматривается решение следующих основных задач.

Развитие инфраструктуры рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости и скрытой безработицы предполагает:

совершенствование областной нормативной правовой базы в сфере труда и занятости, стимулирующей развитие новых и эффективных форм занятости населения;

повышение качества рабочих мест, легализацию занятости и доходов населения, снижение неполной занятости, усиление мер контроля и надзора за нарушением трудового законодательства;

развитие системы долгосрочного прогнозирования потребности работодателей в кадрах и согласования объемов и профилей подготовки кадров;

расширение спектра и повышение качества предоставления услуг
в области содействия занятости населения на основе взаимодействия государственной службы занятости населения и других структур содействия занятости (частных кадровых агентств, студенческих кадровых агентств и др.);

использование новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения
и трудовых отношений;

стимулирование организации безработными гражданами, особенно
в «критических зонах» рынка труда, предпринимательской деятельности
и ее поддержка с целью дальнейшего создания рабочих мест, развития производства и сферы услуг населению.

Рост занятости и эффективности использования труда через повышение гибкости рынка труда, улучшение качества рабочей силы, развитие территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов
с учетом приоритетов развития экономики области предполагает развитие:

профессиональной мобильности населения на основе опережающего профессионального обучения, повышения квалификации, подготовки
и переподготовки, учитывающей развитие инновационных и высоко-технологичных производств, с целью повышения конкурентоспособности
на рынке труда и реализации трудового потенциала в наиболее динамично развивающихся секторах экономики в соответствии со спросом на кадры
и в рамках модернизации и реструктуризации производства;

стимулирование трудовой мобильности населения через использование трудового потенциала работников старшего возраста, интеграцию
в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями, родителей, имеющих малолетних детей, в том числе за счет развития гибких форм занятости;

территориальной мобильности через осуществление комплекса мер
по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления поддержки гражданам, переселяющимся для работы в другую местность, и меры по стимулированию квалифицированных кадров области к возвращению из других регионов Российской Федерации.

Защита трудовых прав граждан, обеспечение здоровых и безопасных условий труда и развитие социального партнерства предполагает:

совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти области, профсоюзных организаций с органами надзора и контроля по защите трудовых прав граждан;

внедрение в повседневную практику управления безопасностью работников на производстве механизмов управления профессиональными рисками;

реализацию мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний путем информирования, консультирования и обучения безопасным методам работы, обеспечения работников эффективными современными средствами защиты;

развитие системы оценки условий труда с точки зрения заблаговременного выявления риска угрозы жизни и здоровью работника
на каждом рабочем месте;

реализацию комплекса превентивных мер, направленных на снижение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, в том числе обучение лиц, работающих во вредных и тяжелых условиях труда,
с целью их дальнейшего вывода из них.

Реализация данных мероприятий позволит повысить качество рабочих мест, осуществить поэтапное сокращение доли работающих, условия труда которых не отвечают гигиеническим нормативам, и привлечь тем самым
в базовые отрасли экономики высококвалифицированные трудовые ресурсы.

Создание условий для привлечения иностранной рабочей силы
с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах
и на основе принципа приоритетного использования местных трудовых ресурсов предполагает:

оптимизацию численности и обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы, совершенствование механизма определения объемов квотирования с учетом приоритетов развития областного рынка, реализации инвестиционных проектов, потребностей и возможностей работодателей по обустройству иностранных работников;

развитие комплекса мер по замещению местными трудовыми ресурсами вакантных рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников;

реализацию комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов;

обеспечение доступа бывших соотечественников к системам образования, здравоохранения, социальной защиты;

создание условий для социализации мигрантов, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов, в том числе через противодействие незаконной миграции, распространению принудительного труда мигрантов.

К 2025 году необходимо обеспечить следующие целевые значения важнейших индикаторов, характеризующих состояние областного рынка труда:

уровень общей безработицы не выше 2,5 процента от численности экономически активного населения (в 2011 году – 6,0 процентов);

уровень регистрируемой безработицы – не выше одного процента
от численности экономически активного населения (на 1 января 2012 года –
1,2 процента);

удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, от общего числа занятых по крупным
и средним организациям по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство
и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт
и связь, находящимся на территории области, – не более 23 процентов
(на 1 января 2012 года – 27,3 процента);

уровень производственного травматизма в расчете на 1000 работающих – не более 1,3 случая (на 1 января 2012 года – 1,6 случая).

Доступное жилье

Стратегической целью в сфере строительства жилья является обеспечение доступности жилья для всех категорий населения, а также соответствие объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач.

Обеспечение доступности жилья для населения области посредством:

создания условий для развития ипотечного кредитования
и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования
в соответствии с основными положениями, определенными Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации
до 2030 года;

реализации программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (молодых семей, специалистов на селе, граждан-получателей государственных жилищных сертификатов, инвалидов, детей-сирот, а также семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий);

поддержки развития коммерческого жилищного строительства
в рамках формирования государственного заказа на жилье эконом-класса;

обеспечения жилищного строительства земельными участками
с имеющимися объектами коммунальной инфраструктуры;

снижения административных барьеров в строительстве.

Повышение уровня качества и комфортности жилья за счет:

вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков
и комплексного развития территорий в целях жилищного строительства;

внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий
и строительных материалов в жилищном строительстве;

реализации проектов по строительству «экожилья» и сохранения сложившихся в районах жилищной застройки экосистем;

привлечения в инфраструктурное развитие отдельных территорий средств государственной корпорации «Банк развития и внешне-экономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Решение задач позволит достичь к 2025 году следующих результатов:

довести уровень обеспеченности одного жителя области жилыми помещениями – не менее 34 кв. м на человека;

обеспечить ввод жилья в 2015 году – 1762 тыс. кв. м, в 2020 году –
2968 тыс. кв. м, в 2025 году – 3119 тыс. кв. м.

Наши рекомендации