Советского района саратовской области

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ»

(социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Социальный педагог: Епифанова Ю.Ю.

2013-2015 год.

Программа « Социально – педагогическая коррекция и реабилитация»

РАЗДЕЛ 1.

Общие положения.

В последние годы безнадзорность детей приобрела угрожающие масштабы, растёт число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается удельный вес детей младшего школьного возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. За последние 5 лет число преступлений, совершённых подростками возросло более чем на 20%, а количество их участников более чем на 30%. Ежегодно около миллиона детей и подростков доставляются в органы внутренних дел за различные правонарушения, в приёмники-распределители попадают около 60 тыс. В целом по России это почти каждый четвёртый подросток.

В целом ряде исследований установлено, что распространенность поведенческих расстройств среди детей и подростков является характерной чертой последних десятилетий. Выявлены три уровня дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия:

1. Распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;

2. Наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;

3. Асоциальная дезадаптация родительских семей.

Относительно большой удельный вес имеют расстройства, связанные с дефектами воспитания, выявлены и представлены следующие психотравмирующие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей:

- конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой;

- алкоголизация родителей;

- повышенные требования со стороны родителей, граничащие с

деспотизмом.

Проведены многочисленные исследования, подтверждающие отрицательные воздействия конфликтных ситуаций на детей и подростков из неблагоприятных семей, в особенности на формирование у них психических расстройств, связанных со стрессом, и асоциальных форм поведения. Произошло значительное омоложение контингента наркоманов: ребята пробуют наркотик уже в тринадцать-четырнадцать лет.

В нашей школе есть семьи, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. Наблюдаются случаи асоциальных явлений (пробуют алкоголь, курение учащиеся 7-11 классов), отдельные подростки совершают правонарушения, не соблюдают Устав школы (пропускают уроки без уважительных причин, опоздания, нарушения школьной дисциплины).

Эти серьёзные педагогические проблемы школы, которые разрешимы во взаимодействии педагогов, психологов, работников медицины и социальных служб, правоохранительных органов стали основанием для разработки программы «Подросток и закон».

Основания для разработки программы.

1. Недостаточный уровень воспитанности в отдельных классах школы по результатам диагностики.

2. Нецензурная брань, сквернословие среди учащихся.

3. Омоложение асоциальных явлений среди учащихся по результатам анкетирования (табакокурение, алкоголь).

Законодательно-нормативное обеспечение программы.

1 .Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (Принят Гос. Думой 21.05 1999 года).

2. Закон РФ «Об образовании», закон Саратовской области «Об образовании».

3. Закон «О правах ребенка», «О защите прав детей», «Об опеке и попечительстве».

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

5. Конвенция о правах ребёнка. (Принята Ген. Ассамблеей ООН 20.10.1989 года).

6. Концепция воспитания личности растущего человека. (Мин. образования г. Саратов, 2000 год).

7. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. (28.02.2000 год).

8. Конституция РФ, «Гражданский и Семейный кодекс РФ».

9. «Правовой статус ребёнка в Российской Федерации». (г.Саратов, 2000год)

Цель и задачи программы.

Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.

- оказание комплексной социальной психологической и педагогической помощи в личностном самоопределении подростков.

- изучение в комплексе причин девиантного поведения учащихся.

- выявление, изучение и предупреждение отклонения в поведении несовершеннолетних.

РАЗДЕЛ 2

РАЗДЕЛ 3

РАЗДЕЛ 4

Изучение проблемных детей.

Основные задачи: 1. Формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности.

2. Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между детьми.___________________________________________

Мероприятия Сроки Ответственный  
1. Выявление причины, факторов риска всех проблемных детей, начиная с первого класса, и накопление банка данных. постоянно соц. педагог, кл. рук.  
2. Путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятельности, устанавливать характер их педагогической запущенности. постоянно педагоги, психолог, соц. педагог  
3. Определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования. постоянно соц. педагог, психолог, кл. рук.  
4. Изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность. постоянно кл. рук., соц. педагог, заместитель директора по ВР, кл. рук.  
5. Наблюдения за проблемным учеником в других группах, компаниях и объединениях, выяснение направленности этих групп, характер их выявления на ученика. постоянно соц. педагог, кл. рук.  
6. Изучение положения ребенка в семье. постоянно соц. педагог, кл. рук.  
7. Составление индивидуального коррекционного плана в начале каждого года. кл. рук.  
  воспитательной работы с семьей и ребенком.    
8. Изучение психоэмоционального физического состояния ребенка совместно с медицинскими работниками. постоянно м/с сестра
9. Пополнение базы данных. постоянно соц. педагог, кл. рук.
Проведение педагогической диагностики: промежуточное, итоговое. постоянно соц. педагог, кл. рук.
11. Изучение социальной среды ребенка. Составление социального паспорта семьи. постоянно соц. педагог
           

План работы социальных педагогов с учащимися группы «риска» -

План работы социальных педагогов на 2012-13 учебный год

Взаимодействие с ученическим коллективом Взаимодействие с педагогическим коллективом Взаимодействие с родителями и общественностью
1. Цели и задачи Оказание компетентной помощи, гуманизация социокультурной среды обитания детей и подростков Совершенствование системы воспитания личностных качеств и индивидуальных интересов и способностей учащихся Создание модели взаимодействия семьи, школы, общественных структур в разрешении актуальных социальных проблем
2.Содержание работы по направлениям -Выявление, учет социального статуса учащихся в социуме. -Оказание поддержки учащимся в процессе их социализации . -Защита прав подростка, оказавшегося в социально-опасном положении. -Устранение или нейтрализация причин, вызывающих социальные отклонения различного рода. -Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений. - Социальный контроль по обеспечению функционирования системы социальных норм. - Осуществление государственной защиты предусмотренных законом прав личности учащихся -Социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленных на развитие детей и подростков. -Комплексная система взаимодействия с классными руководителями, учителями, педагогами дополнительного образования по оказанию социально психолого-педагогической помощи учащимся в обучении, разрешении социальных проблем. -Совершенствование системы взаимодействия координационной комиссии, малых педсоветов, социально-педагогических, медико - профилактических консилиумов по предупреждению второгодничества и правонарушений учащихся .   -. Совершенствование взаимодействия семьи и школы. - Использование различных форм сотрудничества с другими структурами. - Взаимодействие семьи, учреждений дополнительного образования в творческом развитии личности ребенка. - Вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями.
3.Формы и методы работы - Социальная диагностика проблемных сфер. - Социально-психологические тесты, социометрия. - Корректировка, учет учащихся по социальным группам:
  • дети из СОП
  • группы «риска»
  • дети-инвалиды
  • дети, оставшиеся без попечения родителей и сироты
  • дети, из многодетных семей
  • дети, из малообеспеченных семей
- Контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся в социальной поддержке. - Правовая защита интересов обучающихся. - Индивидуальные, групповые собеседования при разрешении конфликтных ситуаций. - Помощь, поддержка детей из семей СОП. - Оказание помощи обучающимся в развитии их творческой активности, способностей, дарований. - Посещение обучающихся на дому при разрешении социальных, материальных вопросов, защите прав детей.
1.Анкеты, социальные карточки по классам. 2. Подготовка и проведение малых социально-педагогических консилиумов. 3.Участие в совместных заседаниях Координационной комиссии и малых педсоветов. 4. Подготовка и проведение групповых собраний и индивидуальных бесед с учащимися при решении социальных проблем в конфликтных ситуациях, при наличии форм насилия, унижения достоинства ученика. 5. Проведение дискуссий по профилактике здорового образа жизни совместно с учителями и классными руководителями. 6. Проведение дней профилактики вредных привычек. 7. Взаимодействие социально-психологических служб с педагогическим коллективом по профилактике отклонений в развитии личности, поведении подростка.   1.Диагностическая работа по изучению социального статуса семьи. 2. Составление социального паспорта и характеристик семей, оказавшихся в социально-опасном положении, семей, где есть трудные подростки. 3. Усовершенствование комплекса взаимодействия социально-психолого-педагогических служб в просветительской работе с родителями. 4. Привлечение родителей к совместной деятельности с ученическим и педагогическим коллективами.    

Ожидаемые результаты.

1. Воспитание у подростков важных жизненных качеств:

- Целеустремлённость - главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным.

- На первом месте - трудолюбие - условие всякого успеха в жизни.

- Мужество - это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов.

- Требовательность к себе и самокритичность - это путь познать себя и условие самоуважения.

- Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается.

- Нетерпимость ко всему плохому в себе. Недостатки - мои злейшие враги.

Отсутствие преступлений.

РАЗДЕЛ 6

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ

СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ»

(социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Социальный педагог: Епифанова Ю.Ю.

2013-2015 год.

Программа « Социально – педагогическая коррекция и реабилитация»

РАЗДЕЛ 1.

Общие положения.

В последние годы безнадзорность детей приобрела угрожающие масштабы, растёт число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается удельный вес детей младшего школьного возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. За последние 5 лет число преступлений, совершённых подростками возросло более чем на 20%, а количество их участников более чем на 30%. Ежегодно около миллиона детей и подростков доставляются в органы внутренних дел за различные правонарушения, в приёмники-распределители попадают около 60 тыс. В целом по России это почти каждый четвёртый подросток.

В целом ряде исследований установлено, что распространенность поведенческих расстройств среди детей и подростков является характерной чертой последних десятилетий. Выявлены три уровня дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия:

1. Распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;

2. Наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;

3. Асоциальная дезадаптация родительских семей.

Относительно большой удельный вес имеют расстройства, связанные с дефектами воспитания, выявлены и представлены следующие психотравмирующие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей:

- конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой;

- алкоголизация родителей;

- повышенные требования со стороны родителей, граничащие с

деспотизмом.

Проведены многочисленные исследования, подтверждающие отрицательные воздействия конфликтных ситуаций на детей и подростков из неблагоприятных семей, в особенности на формирование у них психических расстройств, связанных со стрессом, и асоциальных форм поведения. Произошло значительное омоложение контингента наркоманов: ребята пробуют наркотик уже в тринадцать-четырнадцать лет.

В нашей школе есть семьи, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. Наблюдаются случаи асоциальных явлений (пробуют алкоголь, курение учащиеся 7-11 классов), отдельные подростки совершают правонарушения, не соблюдают Устав школы (пропускают уроки без уважительных причин, опоздания, нарушения школьной дисциплины).

Эти серьёзные педагогические проблемы школы, которые разрешимы во взаимодействии педагогов, психологов, работников медицины и социальных служб, правоохранительных органов стали основанием для разработки программы «Подросток и закон».

Наши рекомендации