Раздел 3. Себестоимость, прибыль, рентабельность
И маркетинговая деятельность
Тема 3.1. Издержки производства и себестоимость продукции,
Работ и услуг
Студен должен
знать:
- понятие и виды продукции, работ и услуг в лесном секторе экономики;
- понятие себестоимости продукции, работ, услуг и издержек производства;
- классификацию затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции;
- методику калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
уметь:
- составлять калькуляцию себестоимости и рассчитывать фактические показатели издержек лесной деятельности.
Понятие и классификация продукции, работ и услуг. Особенности продукции лесного сектора. Виды готовой продукции (работ и услуг).
Понятие себестоимости продукции, работ и услуг. Классификация расходов по экономическим элементам, по статьям калькуляции. Виды себестоимости: технологическая, производственная, полная (коммерческая).
Порядок расчёта расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов на текущий ремонт и коммерческих расходов.
Методические рекомендации
Приступая к изучению данной темы, следует усвоить следующие понятия: издержки и себестоимость продукции.
Издержки – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для производства (издержки производства) и реализации продукции (издержки обращения).
Себестоимость продукции (работ, услуг) – выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
Для целей планирования, учёта и калькулирования существует классификация затрат:
- по виду производства – основное и вспомогательное;
- по виду продукции – отдельное изделие, группа однородных видов продукции, работы, услуги;
- по виду расходов – статьи калькуляции и элементы затрат;
- по месту возникновения затрат – участок, цех, производство.
Существуют и иные признаки классификации затрат.
Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек целесообразно выделять классификацию затрат с учётом вида расходов по статьям калькуляции и элементам затрат.
Группировка затрат по экономическим элементам отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Смета затрат на производство включает следующие элементы:
- сырьё, основные материалы, покупные полуфабрикаты (за вычетом возвратных отходов);
- вспомогательные материалы;
- топливо со стороны;
- энергия со стороны;
- заработная плата основная и дополнительная;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие расходы.
В смете собираются затраты по общности экономического содержания, по их назначению.
При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения.
В калькуляциях отдельных видов продукции устанавливается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид:
1) сырьё, основные материалы, полуфабрикаты (за вычетом возвратных отходов);
2) вспомогательные материалы;
3) топливо на технологические цели;
4) энергия на технологические цели;
5) основная заработная плата производственных рабочих;
6) дополнительная заработная плата производственных рабочих;
7) начисления на заработную плату производственных рабочих (страховые взносы);
8) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
9) расходы на подготовку и освоение нового производства;
10) цеховые расходы;
11) общепроизводственные расходы;
12) потери от брака;
13) внепроизводственные расходы (коммерческие);
Полная себестоимость товарной продукции.
Первые семь статей затрат прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции. Остальные статьи являются комплексными, собирающими затраты по обслуживанию и управлению производством.
Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции.
В лесохозяйственном производстве нормативные издержки себестоимость) определяется по нормам потребления производственных ресурсов и ценам на эти ресурсы, действующим на определённый момент времени.
Нормативная технологическая себестоимость производства работ, услуг и товаров включает затраты на выполнение всего комплекса технологических операций, проведение которых необходимо для получения продукции, с добавлением затрат на доставку техники и рабочих к месту осуществления производственной деятельности.
Для определения нормативной технологической себестоимости (С0) составляется нормативно-технологическая карта.
Нормативно-технологическая карта регламентирует состав технологического процесса по операциям, вид применяемых машин и механизмов, сменную производительность рабочих и применяемых технических средств, а также содержит результаты расчёта технологической себестоимости по видам операций и в целом для данного вида работ.
С0 = M+W+ Т+ C1 + Z
где,
M – основные материалы;
W – оплата труда основных производственных рабочих;
Т – страховые взносы;
C1 – отчисления в фонд обязательного страхования от несчастных случаев;
Z – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
При расчёте нормативной себестоимости лесохозяйственного объекта (С) к нормативной технологической себестоимости добавляются накладные расходы, связанные с организацией и управлением и расходы на страхование рисков.
С = С₀ + С d + С2
где,
Сd – накладные расходы;
С2 – страховые выплаты в расчёте на единицу продукции.
Расчёт себестоимости обычно предлагает разработку плана снижения себестоимости продукции.
Особое внимание следует обратить на резервы и пути снижения себестоимости продукции.
Литература [1, 2, 3]
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните значение следующих терминов: издержки, себестоимость продукции (работ, услуг).
2. Назовите состав затрат, включаемых в себестоимость продукции.
3. Объясните экономическое назначение группировки затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции.
4. Укажите примерный перечень калькуляционных статей.
5. Назовите пути снижения себестоимости продукции.
6. Для чего составляется нормативно-технологическая карта?
Тема 3.2. Ценообразование. Прибыль и рентабельность
Студен должен
уметь:
- рассчитывать контрактные цены на законченные лесохозяйственные объекты;
знать:
- порядок приёмки продукции, работ и услуг;
- иметь представление о механизме ценообразования;
- порядок формирования цен на продукцию и услуги;
- использование прибыли;
- задачи и содержание кадастра земель лесного фонда;
- порядок применения платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка.
Понятие цены. Виды цен. Сущность ценовой политики организации. Методы ценообразования, их отличительные особенности. Формирование договорных цен на продукцию, работы и услуги лесного производства.
Прибыль, её виды, образование и использование. Рентабельность (доходность) продукции и производства, её виды. Максимизация прибыли и рентабельности. Пути повышения прибыли (доходности) и рентабельности.
Методические рекомендации
При изучении данной темы, необходимо усвоить понятия: продукция лесохозяйственного производства, законченный объект, незавершённое производство.
Экономическим результатом любого вида производственной деятельности является получение продукции.
Продукция лесохозяйственной деятельности представляет собой набор объектов, созданных в результате хозяйственной деятельности. Номенклатура объектов лесохозяйственной деятельности зависит от лесорастительных условий и от требований, которые формирует лесохозяйственный регламент к использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
Объекты лесохозяйственного производства могут создаваться в результате выполнения комплекса работ в течение одного календарного года. При этом продукция классифицируется как законченный объект. К законченным объектам могут относиться насаждения, пройденные рубками ухода, дороги противопожарного назначения, вновь созданные минерализованные полосы.
В условиях арендных отношений стороны в договоре прописывают порядок ежегодной приёмки и сдачи работ. Показатели оценки качества работ определяются в соответствии с Правилами по выполнению этих видов работ.
Рыночная организация производства предполагает обязательность реализации продукции (работ, услуг).
Цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем.
Цена – денежное выражение стоимости товара – продукции (работ, услуг).
Ценообразование представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов.
Изучая материал, особое внимание следует обратить на основные элементы цены при её формировании.
Существуют различные способы формирования цен на продукцию, работы и услуги (методы ценообразования):
- установление минимального уровня цены, определяемого затратами;
- установление максимального уровня цены, сформированного спросом;
- установление оптимального уровня цены.
Цена на лесохозяйственную продукцию (законченные объекты, выполненные работы) должна учитывать интересы двух сторон:
1. Заказчика и приёмщика продукции, в качестве которого выступает орган государственной власти субъекта РФ.
2. Производителя продукции, которым является арендатор лесного участка или коммерческая организация, выигравшая аукцион на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Особенностью установления цен на лесохозяйственную продукцию по сравнению с ценами на промышленную продукцию является то, что в данном случае объекты ценообразования «привязаны» к конкретному лесному участку и не могут быть доставлены на иные конкурентные рынки, как это имеет место с круглыми лесоматериалами и продукцией переработки.
Эта особенность определяет подход к установлению договорной цены как цены предложения, построенной на базе нормативной себестоимости и нормативной прибыли, определяемых в зависимости от лесорастительных условий и условий ведения хозяйственной деятельности.
Цена лесохозяйственной продукции, работ, услуг включает:
- нормативную технологическую себестоимость производства работ, услуг, продукции;
- накладные расходы, обусловленные организацией и управлением производством;
- налоговые платежи в соответствии с действующим налоговым законодательством;
- отчисления на страхование рисков для тех случаев, где существует риск потери продукции по причинам, не зависящим от производителя;
- нормативную прибыль, остающуюся в распоряжении производителя.
Цена лесохозяйственной продукции (РS) (законченных лесохозяйственных объектов) выражается формулой:
РS = С + t0 + rn - Q
где,
С – нормативная себестоимость;
t0 – налоговые выплаты;
rn – нормативная прибыль;
Q – выручка от реализации побочной продукции.
Установив цену на продукцию, производители реализуют её потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает ещё получение прибыли.
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и её себестоимостью, а в целом по предприятию – разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Различают балансовую (или валовую), налогооблагаемую, чистую прибыль предприятия.
Балансовая (валовая) прибыль предприятия = Прибыль от реализации продукции + прибыль от прочей реализации Внереализационные доходы (убытки)
Прибыль от реализации продукции = Выручка от реализации продукции - Затраты на производство и реализацию продукции
Разница между балансовой прибылью и налоговыми льготами (необлагаемой налогом суммой) называется налогооблагаемой прибылью.
Чистая прибыль определяется как разница между налогооблагаемой прибылью и величиной налога на прибыль.
Для каждой организационно-правовой формы хозяйствования законодательно установлен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
На любом предприятии объектом распределения является балансовая прибыль.
Порядок распределения и использования прибыли предприятия фиксируется в его Уставе и определяется положением, которое разрабатывается подразделениями экономических и финансовых служб и утверждается руководящим органом предприятия.
На основе прибыли рассчитываются относительные показатели (рентабельность), характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия.
1. Рентабельность общая (Робщ):
Робщ = Пб /( ОФг +СО)
где,
Пб – балансовая прибыль;
ОФг, СО – среднегодовая стоимость основных и нормируемых оборотных средств;
2. Рентабельность отдельных видов продукции (Ред, прод.):
×100 %
Литература [1, 2, 3, 4]
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятия: «цена товара».
2. Назовите основные элементы оптовой, розничной цены.
3. Охарактеризуйте методы ценообразования.
4. Сформулируйте особенности формирования контрактных цен в лесохозяйственном производстве.
5. Охарактеризуйте систему показателей прибыли.
6. Как исчисляются основные показатели рентабельности?