Международные экономические связи Японии
Япония являет собой яркий пример страны, очень активно участвующей в международном географическом разделении труда. Для нее характерно развитие всех видов внешнеэкономических связей, и они во многом определяют ее роль в мировом хозяйстве и обеспечивают ее экономическую безопасность. Но значение отдельных видов таких связей менялось со временем. На первом и втором этапах развития страны они сводились в основном к внешней торговле. Но затем Японии удалось завоевать достаточно прочные позиции в таких видах деятельности, как вывоз капитала, производственные, научно-технические и другие связи.
Попытаемся охарактеризовать внешнюю торговлюЯпонии по трем ее основным показателям: оборот, структура и географическое распределение.
По размерам внешнеторгового оборота (1225 млрд долл.) современная Япония занимает четвертое место в мире после ФРГ, США и Китая. Ее доля в мировом экспорте товаров превышает 5,5 %, а в мировом их импорте – 4,5 %. По экспорту услуг она уступает только США, Германии и Великобритании, а по их импорту – США и Германии. Торговый баланс страны традиционно имеет положительное сальдо: в 2006 г. превышение экспорта над импортом достигло 70 млрд долл. Но при этом по уровню открытости своей экономики Япония уступает большинству стран Западной Европы, поскольку ее экспортная квота составляет только 14 % общего объема ВВП.
На фоне постоянной тенденции к повышению внешнеторгового оборота его структура отнюдь не оставалась неизменной. Как уже было упомянуто, известный журналист В. В. Овчинников как-то сравнил экономику Японии на первом этапе ее развития с огромным перерабатывающим заводом, который ввозит почти все необходимое сырье, а затем, переработав, отправляет его на мировой рынок уже в виде готовой продукции. Неудивительно, что на этом этапе Япония превратилась в крупнейшего мирового импортера минерального сырья и топлива и экспортера продукции черной и цветной металлургии, судостроения, нефтехимии. Затем в структуре экспорта страны все большую роль начали играть автомобили, бытовая электроника, а еще позднее– различные виды наукоемкой продукции.
В 1990-х гг. японский экспорт на 3/4 состоял из продукции машиностроения (автомобили, морские суда, телевизоры, фотоаппараты, компьютеры, интегральные схемы, оптические и другие приборы), причем экспортность некоторых производств достигала 50–70 % и более (рис. 125). Остальная часть экспорта приходилась на синтетические волокна, автомобильные шины, чугун, сталь и др. Что же касается импорта, то Япония по-прежнему в сильнейшей степени зависела от ввоза многих видов топлива и сырья (рис. 125). Более того, она оказалась крупнейшим в мире покупателем некоторых из них (каменный уголь, железная руда, руды цветных металлов). По размерам ежегодного ввоза нефти (более 200 млн т) она уступала только США. В дальнейшем эта структура претерпела новые изменения. В 2006 г. в экспорте первое место занимали транспортные средства (21 %), машины и электроника (по 17 %), за ними следовали химические и электрохимические товары, чугун и сталь, оргтехника. А в импорте на первом месте осталась нефть (18 %), на втором – электроника (13 %), на третьем – продукция сельского хозяйства (9 %); далее шли химические товары, машины, электротехника, металлы и их руды.
Географическое распределение внешней торговли Японии имеет ряд особенностей, отличающих ее от Западной Европы и США. Первая из них заключается в повышенной роли в этой торговле развивающихся стран. Это относится и к ее экспорту, и в еще большей мере к ее импорту, что объясняется в первую очередь сырьевыми потребностями страны. Вторая особенность заключается в особых внешнеторговых интересах, которые имеет Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда направляется основная часть ее экспорта и откуда поступает основная часть сырьевых и продовольственных товаров.
Давая более детальную характеристику географического распределения японского импорта, можно добавить, что первое место в нем занимают страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Здесь наиболее крупными контрагентами Японии по импорту выступают Китай (21 % всего импорта, первое место), Республика Корея, Индонезия, Малайзия, Тайвань. Из стран этого субрегиона Япония ввозит топливо и сырье: нефть, древесину, а также сжиженный природный газ, руды черных и цветных металлов, разнообразную продукцию тропического земледелия, текстиль.
Рис. 125. Импорт и экспорт Японии (в начале 1990-х гг.)
Второе место в импорте Японии занимают США, и в особенности районы их Тихоокеанского побережья (Калифорния), откуда поступают как готовые изделия, так и каменный уголь, хлопок, пшеница (рис. 126), древесина, фосфориты, фармацевтические товары, компьютеры. В 1990-х гг. значение США в японском импорте еще более возросло, прежде всего за счет машин и оборудования. Довольно велика также доля зарубежной Европы (10 %, на первом месте Германия). Доля стран Юго-Западной Азии достигла своего пика в 1980 г., что было связано с резким повышением цен на нефть, но затем она сократилась, хотя и ныне составляет 11 % (Саудовская Аравия, ОАЭ). А вот доля Австралии, напротив, все время возрастает. На эту страну ныне приходится около 1/2 всего японского импорта каменного угля и железной руды, значительная часть импорта шерсти (рис. 126). В импорте Японии из России первое место принадлежит древесине, второе – каменному углю, третье – рыбе и другим продуктам морского промысла. К этому перечню должны добавиться нефть и СПГ.
Примерно те же особенности характерны и для географического распределения японского экспорта. Если рассматривать этот экспорт по регионам, то на первое место выходит Восточная Азия в составе Китая, Республики Корея, Тайваня и Сянгана (35 %), на второе – Северная Америка (23 %), на третье – зарубежная Европа (15 %) и на четвертое – Юго-Восточная Азия (8 %). Если же расматривать его по остальным странам, то в лидирующую тройку войдут США, Китай и Республика Корея. Но в целом японский промышленный экспорт охватывает все крупные регионы мира. В первую очередь это относится к экспорту продукции машиностроения.
Рис. 126. Импорт Японией сырья, топлива и продовольствия
Из других форм внешних экономических связей наибольшее значение в Японии приобрел, пожалуй, экспорт капитала.Он имеет прямую связь с ростом золотовалютных резервов Японии (до недавнего времени первое, а теперь второе место в мире после Китая – 865 млрд долл. в 2006 г.), концентрацией крупнейших банков мира, что сделало Страну восходящего солнца поистине «страной восходящей иены». В экспорте капитала из Японии участвуют и государство, и монополии. Он производится главным образом в форме ссудного капитала – так называемых иена-займов, предоставляемых на льготных условиях, и разнообразных грантов, но также и в форме прямых заграничных инвестиций. В середине 1980-х гг. по общим размерам экспорта капитала Япония вышла на первое место в мире и долго его удерживала. Но после азиатского финансового кризиса 1997–1998 гг. объем этого экспорта значительно уменьшился.
С географических позиций наибольший интерес представляет рассмотрение именно прямых иностранных инвестиций Японии. Они начались еще в 1970-егг., но объем их тогда был незначителен. Японские ТНК вкладывали капиталы в основном в предприятия по добыче сырья и по сбыту своей продукции. Но уже к концу 1980-х гг. Япония превратилась в одного из крупнейших мировых экспортеров прямых иностранных инвестиций, а во второй половине 1990-х гг. по этому показателю достигла уровня в 23–26 млрд долл. в год. В результате в 2006 г. общая сумма накопленных за границей прямых инвестиций составила уже 460 млрд долл., по этому показателю она занимает десятое место в мире.
Одновременно видоизменялась и география инвестиций. До середины 1980-х гг. они направлялись главным образом в соседние страны Восточной и Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), но затем возрос их экспорт в НИС «второй волны» – такие, как Таиланд, Малайзия, Филиппины. Намного увеличился он и в США, Западную Европу, Латинскую Америку. В конце 1990-х гг. из общей суммы прямых зарубежных инвестиций Японии более 40 % направлялось в США, 25 – в другие страны Азии, 15 – в страны Западной Европы и около 10 % – в страны Латинской Америки. Важно отметить, что теперь основная часть прямых иностранных инвестиций направляется уже не в горнодобывающую промышленность, как это было в 1970-х гг., а в отрасли «верхних этажей» и в непроизводственную сферу.
К сказанному можно добавить, что Япония лидирует в мире и по размерам ежегодно предоставляемой другим странам финансовой помощи (более 10 млрд долл.). Для многих из них она стала главной страной-донором. В качестве примеров можно привести страны Азии (Китай, Индия, Индонезия, Таиланд, Филиппины), Африки (Гана, Кения, Танзания), Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Перу, Чили), да и страны СНГ (Азербайджан, Киргизия). Значительные средства Япония выделяет и в фонд Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Рост прямых зарубежных инвестиций, в свою очередь, способствовал возникновению зарубежного производствакак своего рода «второй экономики» Японии. В конце 1990-х гг. доля такого производства в общем выпуске продукции страны достигла уже 1/4. А география его определяется тремя главными районами.
Во-первых, это новые индустриальные страны Азии (Республика Корея, Тайвань, Сянган, Сингапур, а также НИС «второй волны»), куда японские ТНК еще в 1980-х гг. стали переводить часть своих предприятий по производству бытовой электроники, создавая тем самым возможность предприятиям в своей стране перейти на выпуск более сложных и дорогих наукоемких изделий. Во-вторых, это Западная Европа и США, где Япония стала создавать прежде всего автомобильные заводы (сначала сборочные, «отверточные», а затем и, так сказать, полного автомобильного цикла), но также предприятия некоторых наукоемких отраслей. Наглядное представление о сети таких предприятий в странах Западной Европы дает рисунок 127. А в США автомобильные заводы, построенные дочерними японскими компаниями, образуют вполне отчетливый «коридор», протягивающийся от границы с Канадой до Флориды, с главными сгустками в штатах Огайо, Теннесси и Кентукки.
Начиная с 1980-х гг. Япония все более активно участвует и в научно-техническом сотрудничестве.Основная форма ее участия в нем – крупномасштабные долгосрочные программы. Примером может служить национальная программа «Человеческие границы». Япония импортирует все технологии из развитых стран Запада, а экспортирует их примерно поровну в развитые и развивающиеся страны.
Товарооборот между Россией и Японией в 1990-х гг. находился на уровне 3,5–4,5 млрд долл. в год, что было в 40 раз меньше товарооборота между Японией и США и в 20 раз меньше товарооборота между Японией и Китаем. Российский экспорт в Японию носит чисто сырьевой характер и состоит из металлов, леса и лесопродуктов, угля с добавлением некоторых продовольственных товаров. А в российском импорте из Японии 3/4 приходятся на продукцию машиностроения. В частности, на российском рынке Япония прочно удерживает важное место по продаже электробытовой техники, особенно таких известных фирм, как «Сони» и «Панасоник». Кроме того, Россия и Япония заключили несколько генеральных соглашений, связанных с привлечением японских капиталов в разработку угольных, нефтяных («Сахалин-1», «Сахалин-2»), лесных и других ресурсов российского Дальнего Востока и Забайкалья, а также с реконструкцией морских портов (Восточный, Ванино). Некоторые специалисты считают, что в перспективе в российском экспорте в Японию вполне может возрасти доля машин и химических продуктов, а также лицензий и ноу-хау.
Рис. 127. Японские промышленные предприятия в Западной Европе (к началу 1990-х гг.)
Государственный строй Индии
Понятие государственного строя, как известно, включает в себя две составляющие: форму правления и форму административно-территориального устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много политических и социальных проблем связано с их установлением.
200 лет Индия была владением Великобритании. В течение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом только после Второй мировой войны. В августе 1947 г. Индия добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 г. была провозглашена республикой. В этот день над Красным фортом – бывшей резиденцией Великих Моголов – в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но она осталась членом Содружества, возглавляемого Великобританией.
Принятая в том же году конституция определила форму правленияв стране. Индия стала парламентской республикой. Высшим законодательным органом страны является парламент, состоящий из двух палат: верхней – Совета штатов (Раджья Сабха) и нижней – Народной палаты (Лок Сабха). Главой государства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обязан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, которая на выборах получает большинство в Народной палате.
В независимой Индии в течение длительного времени у власти находилась крупнейшая политическая партия страны – Индийский национальный конгресс (ИНК), возникшая еще в конце XIX в. Лидерами ее на разных этапах были такие известные политические деятели, как Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, его дочь Индира Ганди, ее сын Раджив Ганди. Эта партия в общей сложности руководила страной 44 года. Но с конца 1970-х гг. у ИНК появились сильные соперники в лице нескольких довольно крупных оппозиционных партий, преимущественно правого толка. Сначала им удавалось победить на выборах в Народную палату и сформировать правительство на сравнительно небольшие сроки. С 1996 г. эти партии находились в стране у власти. Но в 2004 г. к руководству снова пришла ПНК.
История становления административно-территориального устройстваИндии довольно сложна и уходит корнями в далекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодальной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раздробленности.
В эпоху британского владычества территория современной Индии состояла как бы из двух административно-территориальных частей. Первую из них представляли восемь провинций, составлявших так называемую Британскую Индию. Это были крупные территориальные образования, занимавшие пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, – Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Бихар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, и в экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране – Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть образовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимости от британской короны и именовались Туземной Индией. Среди них было несколько крупных княжеств – Раджпутана, Хайдарабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и даже мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные помещичьи усадьбы. В совокупности «туземные» княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции, и княжества имели разноязыкий состав населения, что препятствовало национальной консолидации народов Индии.
Поэтому еще с конца XIX в. одним из требований нараставшего национально-освободительного движения стала ликвидация княжеств и образование провинций по лингвистическому (национальному) признаку. Наиболее последовательно они поддерживались партией Индийский национальный конгресс, но, придя к власти, эта партия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отношениями в стране. Поэтому административно-территориальные реформы осуществляются в Индии постепенно, от этапа к этапу.
На первом этапе (1947–1956) основной административно-территориальной единицей Индии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделялись на четыре группы (категории). В группу «А» вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы власти и управляющиеся губернаторами. В группу «В» вошли бывшие княжества и союзы княжеств, во главе которых стояли так называемые раджпрамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утверждением их президентом. К группе «С» были отнесены образованные из более мелких княжеств так называемые комиссарские штаты, управляющиеся комиссарами или лейтенант-губернаторами, к группе «D» – Андаманские и Никобарские острова.
На втором этапе, который был осуществлен в 1956 г., произошли более радикальные изменения в направлении укрупнения сетки административно-территориального деления и формирования более однородных в национальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории). Более сильно изменились административные границы в Южной Индии, несколько меньше – в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 штатов, сформированных по принципу лингвистического (национального) единства. Наряду со штатами был определен статус нескольких союзных территорий, управление которыми находилось в ведении президента Индии.
Третий этап административной реформы начался после 1956 г. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб – на штаты Пенджаб и Харьяна. Во-вторых, образованием «малых» штатов, объединяющих небольшие народы. Так, на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипур, Мизорам, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере – Химачал-Прадеш. Образование подобных «малых» штатов, в большинстве своем выросших из союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации малых народов Индии.
В качестве четвертого этапа административной реформы можно выделить ноябрь 2000 г., когда были образованы три новых штата. Это штат Чаттисгарх, выделенный из восточной части штата Мадхья-Прадеш, штат Уттаранчал, выделенный из северной части штата Уттар-Прадеш и штат Джаркханд, выделенный из южной части штата Бихар. Во всех трех случаях речь идет о наиболее крупных по площади и населению штатах Индии – хиндуязычных, но с наличием этнических меньшинств. По замыслу, такое разукрупнение штатов должно обеспечить более эффективное управление ими.
Современная Индия – федеративное государство (по конституции – союз штатов). В него входят 28 равноправных штатов и помимо этого еще 7 союзных территорий (рис. 128). Индийские штаты представляют собой административно-территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Это значит, что границы штатов более или менее точно совпадают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует «свой» народ (табл. 45).
Рис. 128. Административно-территориальное устройство Индии
По размерам территории штаты Индии различаются чрезвычайно сильно. К числу самых больших из них (после разукрупнения 2000 г.) относятся: Раджастхан (342 тыс. км2, что сравнимо с площадью таких стран, как Германия, Финляндия, Вьетнам), Мадхья-Прадеш (308 тыс.), Андхра-Прадеш (275 тыс.), Уттар-Прадеш (243 тыс.), Джамму и Кашмир (222 тыс.), Гуджарат (196 тыс. км2). Наряду с этим штат Гоа занимает всего 3,7 тыс. км2, а Сикким – 7,1 тыс. км2. Такие же огромные различия между штатами существуют и в численности их населения. Так, по переписи 2001 г., в штате Уттар-Прадеш было 166 млн жителей (что сравнимо с населением всего Пакистана), в штате Махараштра – почти 97 млн, в штатах Бихар – 8Змлн, Западная Бенгалия – 80 млн, Андхра-Прадеш – 76 млн жителей. Тогда как население некоторых «малых штатов» составляло всего 500 тыс. – 1 млн жителей.
Таблица 45
НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ НАРОДЫ ИНДИИ И АРЕАЛЫ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ (ПО ШТАТАМ)
Несмотря на такие различия в размерах площади и населения, каждый штат Индии имеет свое выборное законодательное собрание и правительство. Наряду с этим в нем существует и должность губернатора, назначаемого президентом страны. Если президент временно вводит в том или ином штате президентское правление, то оно от его имени осуществляется губернатором. Можно утверждать, что при федеративном административно-территориальном устройстве Индии в этой стране сильны и проявления унитаризма. Они выражаются в том, что конституция разрешает центральному правительству распускать правительства штатов и перенимать их административные функции, и в том, что для страны долгое время было характерно централизованное планирование. Впрочем, в последнее время степень такой централизации заметно уменьшилась, а правительства штатов стали играть большую роль.
На рисунке 128 показаны также 7 союзных территорий – небольших административных единиц, управление которыми осуществляется непосредственно центральным правительством. К ним относятся территория бывшей французской колонии Путтуччери (Пондишери), бывших португальских колоний Дамани Диу и некоторые другие. Отдельно выделена национальная столичная территория Дели.
Минеральные ресурсы Индии
Индия, страна-субконтинент, выделяется богатством и разнообразием природных ресурсов. Это относится ко всем основным их видам, в том числе – к минеральным ресурсам.
Среди них наибольшее значение имеют, пожалуй, рудные ресурсы.Индийскую платформу обычно выделяют в отдельную металлогеническую область, в пределах которой известны бассейны и месторождения железных, марганцевых, хромовых руд, свинца, цинка, меди, никеля, кобальта, золота, платины, урана. Некоторые из них относятся к числу крупнейших в мире.
Едва ли не в первую очередь это можно сказать о железных рудах, по разведанным запасам которых (11,5 млрд т) Индия занимает седьмое место в мире. Особенно выделяется месторождение Сингбхум, расположенное на плато Чхота-Нагпур. В центральной части Индостана разрабатываются также крупные месторождения марганцевых руд и хромитов с высоким, как и в железных рудах, содержанием полезного компонента. К этому перечню нужно добавить и месторождения бокситов с общими запасами 3,5 млрдт. Только они связаны уже не с кристаллическим фундаментом платформы и метаморфическими породами, а с корой выветривания деканских траппов. Особое место среди рудных ресурсов занимают богатства прибрежных россыпей в полосе океана, окаймляющей п-ов Индостан. Монацитовые и ильменитовые отложения этих россыпей содержат уран, торий, титан, цирконий.
Топливные ресурсыИндии на мировом фоне выглядят несколько более скромно. Тем не менее общие запасы углей оцениваются в 190 млрд т (из них только 6 млрд т приходятся на бурые, а остальное – на каменные угли), а разведанные– в 78млрдт (седьмое место в мире). Главные угольные бассейны находятся в восточной части страны, в штатах Бихар, Западная Бенгалия и Орисса. До середины 1950-х гг. нефть в Индии была разведана только на крайнем северо-востоке, в Ассаме. Но затем нефтяные месторождения были открыты в Гуджарате и на шельфе Аравийского моря, в 120 км к северу от Бомбея.
К нерудным ископаемымИндии относятся графит, слюда-мусковит, которой богаты штаты Бихар, Андхра-Прадеш и Раджастхан. Но поистине всемирную известность приобрели индийские алмазы, которые с очень давних времен добывались на севере страны в районе г. Панна (штат Мадхья-Прадеш) и южнее, в районе г. Хайдарабад (штат Андхра-Прадеш). Хотя основную часть алмазов давал северный район, более известным оказался южный. Это произошло потому, что именно здесь, в г. Голконда, находился главный их рынок. Ныне на месте Голконды можно увидеть только руины крепости, дворцов, других построек. Это все, что осталось от государства Голконда, существовавшего здесь в XVI–XVII вв.
Некоторые из алмазов Голконды заслужили, можно сказать, мировую славу. В наибольшей мере это относится, наверное, к найденному в копях Голконды алмазу «Кох-и-нур» («Гора света») в 191 карат. Известно, что этим алмазом сначала владели разные раджи и махараджи Индостана, затем правители династии Великих Моголов в Дели. В 1849 г. принц Пенджаба, захваченного англичанами, был вынужден «подарить» знаменитый алмаз английскому генерал-губернатору, а тот в свою очередь преподнес его королеве Виктории. Любопытно, что королева, не доверяя ювелирам, сама попыталась сделать его огранку, едва не погубив драгоценный камень. И ныне этот алмаз служит главным украшением британской королевской короны.
В связи с минеральными ресурсами можно упомянуть и о нетрадиционных источниках энергии. Индия – единственная страна в мире, имеющая специальное министерство возобновляемых источников энергии. Главное направление его деятельности – использование солнечной, ветровой, приливной, геотермальной энергии, альтернативных топлив, водорода, а также традиционной для страны биомассы.