Учет производственных запасов на складе.
Порядок учёта МПЗ на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учёта. Существуют следующие методы учёта МПЗ:
1. количественно-суммовой
2. с помощью отчётов материально ответственных лиц
3. оперативно-бухгалтерский (сальдовый)
Наиболее прогрессивным и рациональным методом учёта является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учёта движения материалов и осуществляется в в карточках учета материалов (ф. М-17), которые открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала.
На основании приходных и расходных документов в карточках регистрируется поступление и расход материала. После каждой записи в карточке выводится остаток.
Кладовщик в установленные сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13).
По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).
Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу.
Типовая форма № М-13
Реестр №_____сдачи документов по приходу за ______января 200__г.
по складу_____
Номер группы материала или номенклатурный номер | Количество документов | Номера первичных документов | Сумма, руб. |
Всего: принято _________________________ документов
(цифрами, прописью)
________________200__г. Сдал кладовщик_____________ Принял _______________
(подпись) (подпись)
Типовая форма № М-14
Ведомость учета остатков материалов на складе за 200_г.
Материально-ответственное лицо__________________
№ п/п | Материалы | Номенкла-турный номер | Ед. изме-рения | Цена, руб. коп. | Остаток на 1 января | Остаток на 1 февраля | ||
Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | |||||
Тема урока: «Синтетический учет материалов. Учёт ТЗР»
Синтетический учёт материалов. Методы учёта материалов
Синтетический учет наличия и движения материальных ресурсов ведут на активном счете 10 «Материалы». Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск — по кредиту счета в суммах фактической себестоимости.
В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (покупная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.
Поступление материалов на предприятие отражается следующими проводками:
• приобретены у поставщиков: Д-т 10 К-т 60 — на покупную стоимость,
Д-т 19 К-т 60 — на сумму НДС;
• от учредителей в счет вклада в уставный капитал: Д-т 10 К-т 75/1 — на согласованную стоимость;
• безвозмездно от других организаций
Д-т 10 К-т 98, субсчет «Безвозмездное поступление» — на рыночную стоимость;
• отходы от брака: Д-т 10 К-т 28;
• отходы от ликвидации основных средств: Д-т 10 К-т 91.
Отпуск материалов отражается следующими проводками:
•на изготовление продукции: Д-т 20, 23 К-т 10;
•на строительство объектов основных средств: Д-т 08 К-т 10;
•на ремонт основных средств: Д-т 25, 26 К-т 10;
• продажа на сторону.
Учет продажи материалов ведут на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы».
По дебету счета 91 отражается:
-фактическая себестоимость реализованных материалов: Д-т 91/2 К-т 10;
-сумма НДС, начисленная на реализованные материалы: Д-т 91/2 К-т 68;
-расходы по продаже материалов: Д-т 91/2 К-т 70, 69, 76.
По кредитуотражается:
-выручка от продажи по отпускным ценам, включая НДС: Д-т 51, 62 К-т 91/1.
Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.
Если оборот дебетовый больше оборота кредитового (сальдо дебетовое) — получим убыток и его списывают на счет 99 «Прибыли убытки» проводкой: Д-т 99 К-т 91/9.
Если оборот дебетовый меньше оборота кредитового (сальдо кредитовое) — получим прибыль и ее списывают проводкой: Д-т 91/9 К-т 99.
Фактическую себестоимость израсходованных материалов записывают в журналах-ордерах 10, 10/1.
В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В этом случае все затраты, связанные с приобретением материалов, на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков записывают по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.:
Д-т 15 К-т 60, 76, 71.
Оприходование материалов, фактически поступивших на склад, отражается записью:
Д-т 10 К-т 15 по учетным ценам.
Разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимостью поступивших материалов по учетным ценам списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:
Д-т 16 К-т 15.
Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материалов в пути.
Использовать счет 15 для учета заготовительных операций или вести его сразу на счете 10 «Материалы» — решает само предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год.