Учет производственных запасов на складе.

Порядок учёта МПЗ на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учёта. Существуют следующие методы учёта МПЗ:

1. количественно-суммовой

2. с помощью отчётов материально ответственных лиц

3. оперативно-бухгалтерский (сальдовый)

Наиболее прогрессивным и рациональным методом учёта является оперативно-бухгалтерский. Он предполагает ведение на складах только количественно-сортового учёта движения материалов и осуществляется в в карточках учета материалов (ф. М-17), которые открывает бухгалтерия на каждый номенклатурный номер материала.

На основании приходных и расходных документов в карточках регистрируется поступление и расход материала. После каждой записи в карточке выводится остаток.

Кладовщик в установленные сроки сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов (ф. М-13).

По состоянию на первое число каждого месяца материально-ответственное лицо переносит количественные остатки из карточек в ведомость учета остатков материалов (ф. М-14).

Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу.

Типовая форма № М-13

Реестр №_____сдачи документов по приходу за ______января 200__г.

по складу_____

Номер группы материала или номенклатурный номер Количество документов Номера первичных документов Сумма, руб.
         

Всего: принято _________________________ документов

(цифрами, прописью)

________________200__г. Сдал кладовщик_____________ Принял _______________

(подпись) (подпись)

Типовая форма № М-14

Ведомость учета остатков материалов на складе за 200_г.

Материально-ответственное лицо__________________

№ п/п Материалы Номенкла-турный номер Ед. изме-рения Цена, руб. коп. Остаток на 1 января Остаток на 1 февраля
          Кол-во Сумма Кол-во Сумма
                 
                 

Тема урока: «Синтетический учет материалов. Учёт ТЗР»

Синтетический учёт материалов. Методы учёта материалов

Синтетический учет наличия и движения материальных ресур­сов ведут на активном счете 10 «Материалы». Остатки материальных ценностей и их приход записывают по дебету счета 10, расход и отпуск — по кредиту счета в суммах факти­ческой себестоимости.

В дебет счета 10 относят все затраты по их приобретению (по­купная стоимость материалов, наценки снабженческих организаций, транспортные услуги, таможенные пошлины и др.) с кредита счетов по учету расчетов.

Поступление материалов на предприятие отражается следую­щими проводками:

• приобретены у поставщиков: Д-т 10 К-т 60 — на покупную стоимость,

Д-т 19 К-т 60 — на сумму НДС;

• от учредителей в счет вклада в уставный капитал: Д-т 10 К-т 75/1 — на согласованную стоимость;

• безвозмездно от других организаций

Д-т 10 К-т 98, субсчет «Безвозмездное поступление» — на ры­ночную стоимость;

• отходы от брака: Д-т 10 К-т 28;

• отходы от ликвидации основных средств: Д-т 10 К-т 91.

Отпуск материалов отражается следующими проводками:

•на изготовление продукции: Д-т 20, 23 К-т 10;

•на строительство объектов основных средств: Д-т 08 К-т 10;

•на ремонт основных средств: Д-т 25, 26 К-т 10;

• продажа на сторону.

Учет продажи материалов ведут на активно-пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы».

По дебету счета 91 отражается:

-фактическая себестоимость реализованных материалов: Д-т 91/2 К-т 10;

-сумма НДС, начисленная на реализованные материалы: Д-т 91/2 К-т 68;

-расходы по продаже материалов: Д-т 91/2 К-т 70, 69, 76.

По кредитуотражается:

-выручка от продажи по отпускным ценам, включая НДС: Д-т 51, 62 К-т 91/1.

Сопоставлением оборотов на счете 91 определяют финансовый результат от продажи.

Если оборот дебетовый больше оборота кредитового (сальдо дебетовое) — получим убыток и его списывают на счет 99 «Прибыли убытки» проводкой: Д-т 99 К-т 91/9.

Если оборот дебетовый меньше оборота кредитового (сальдо кредитовое) — получим прибыль и ее списывают проводкой: Д-т 91/9 К-т 99.

Фактическую себестоимость израсходованных материалов запи­сывают в журналах-ордерах 10, 10/1.

В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием сче­та 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и сче­та 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В этом случае все затраты, связанные с приобретением материа­лов, на основании поступивших в организацию расчетных докумен­тов поставщиков записывают по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.:

Д-т 15 К-т 60, 76, 71.

Оприходование материалов, фактически поступивших на склад, отражается записью:

Д-т 10 К-т 15 по учетным ценам.

Разница между фактической себестоимостью приобретения и стоимо­стью поступивших материалов по учетным ценам списывается со счета 15 на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»:

Д-т 16 К-т 15.

Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие мате­риалов в пути.

Использовать счет 15 для учета заготовительных операций или вести его сразу на счете 10 «Материалы» — решает само предприя­тие при выборе учетной политики на предстоящий год.

Наши рекомендации