Оценка производственных запасов в балансе и текущем учете: фактическая себестоимость приобретения, средняя себестоимость, учетные цены. Метод ФИФО.
Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.
Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).
Движение материалов происходит на предприятии ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство предприятий ведут текущий учет по твердым учетным ценам.Ими могут быть плановые, либо средние покупные цены.
В этом случае по окончании месяца рассчитывают суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от учетной стоимости поступивших материалов.
Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, списываемых на производство:
• по средней (средневзвешенной) себестоимости;
• по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей стоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце.
При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: «первая партия на приход — первая в расход». Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем второй и т. д.
Пример:
Показатели | Кол-во, кг | Цена за единицу, руб/кг. | Сумма, руб. |
1 . Остаток материалов на начало месяца | |||
2. Поступили материалы в течение месяца: | |||
первая партия вторая партия третья партия | 2 000 | ||
Итого приход за месяц: | — | 3 120 | |
1. Расход материалов за месяц а) по методу средней себестоимости б) по методу ФИФО | - | ||
4. Остаток материалов на конец месяца: а) по методу средней себестоимости б) по методу ФИФО |
а) Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала :
1. Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия:
450 + 3 120 = 3 570 (руб.).
2. Определяем количество материала:
30 + 140 = 170 кг.
3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала;
3 570 : 170 = 21 руб.
4. Фактическая себестоимость израсходованного материала:
21 руб. х 150 кг. = 3 150 руб.
Остаток на конец месяца:
20 кг по цене 21 руб. на сумму 420 руб.
б) метод ФИФО
1. Определяем фактическую себестоимость израсходованного материала:
30 х 15 + 40 х 18 + 20 х 20 + 80 х 25 = 3 570 (руб.).
2. Остаток на конец месяца:
20 кг по цене 25 руб. на сумму 500 руб.
Задание на дом:
Задача.Используя исходные данные определить стоимость материалов, списываемых на производство в январе и их остаток на 1 февраля по средней себестоимости, методом ФИФО
Показатели | Кол-во, кг. | Цена за единицу, руб/кг. | Сумма, руб. |
Остаток на 1 января | |||
Поступило в январе 1 партия 2 партия 3 партия | |||
Итого поступило | - | ||
Отпущено на производство в январе | |||
Остаток материалов на 1 февраля |
Решение:
Остаток материалов на 1 февраля = 20 + 180 – 160 = 40 кг.
а) Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала :
1. Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия:
20 × 25 + 50 × 28 + 70 × 30 + 60 × 32 = 5920 (руб.)
2. Определяем количество материала:
20 + 180 = 200 кг.
3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала;
5920 : 200 = 29,6 руб.
4. Фактическая себестоимость израсходованного материала:
29,6 руб. х 160 кг. = 4736 руб. Остаток на конец месяца:
40 кг по цене 29,6 руб. на сумму 1184 руб.
б) метод ФИФО
1. Определяем фактическую себестоимость израсходованного материала:
20 × 25 + 50 × 28 + 70 × 30 + 20 × 32 = 4640(руб.)
2. Остаток на конец месяца:
40 кг по цене 32 руб. на сумму 1280 руб.
Тема урока: «Документальное оформление движения производственных запасов»
1. Документальное оформление движения материалов.
Для правильной организации учета материально-производственных запасов на предприятиях разрабатывается номенклатура - ценник.
Номенклатура — систематизированный перечень наименований материалов используемых на данном предприятии. Каждому наименованию материалов присваивают числовое обозначение — номенклатурный номер. Для учета движения материалов используется типовая документация.
Поступление материалов на склад оформляют следующими документами:
• приходный ордер (ф. М-4);
• акт о приемке материалов (ф. М-7).
Приходный ордервыписывается на все количество поступившего груза в одном экземпляре в день поступления материалов, при отсутствии расхождений с данными сопроводительных документов поставщика..
Акт о приемке материалов применяется для оформления поступивших материальных ценностей без платежных документов (неотфактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.
Акт составляется в двух экземплярах комиссией с обязательным участием представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую выписывает грузоотправитель в четырех экземплярах:
• первый служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;
• второй — для оприходования материала получателем;
• третий — для расчетов с автотранспортной организацией;
• четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.
Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступившего груза с данными накладной.
Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-11), которую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов подотчетным лицом, является товарный счет или акт (справка). Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:
• лимитно-заборной картой (ф. М-8);
• требованием-накладной на отпуск материалов (ф. М-11);
• накладной на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).
Лимитно-заборная карта выписывается на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.
Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-получателю, другой — складу.
Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная.