Оценка производственных запасов в балансе и текущем учете: фактическая себестоимость приобретения, средняя себестоимость, учетные цены. Метод ФИФО.

Согласно ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).

Движение материалов происходит на предприятии ежедневно, и документы на приход и расход должны оформляться своевременно. Большинство предприятий ведут текущий учет по твердым учетным ценам.Ими могут быть плановые, либо средние покупные цены.

В этом случае по окончании месяца рассчитывают суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от учетной стоимости поступивших материалов.

Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материа­лов, списываемых на производство:

• по средней (средневзвешенной) себестоимости;

• по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей стоимости вида (группы) за­пасов на их количество, соответственно складывающихся из себе­стоимости и количества по остатку на начало месяца и по посту­пившим запасам в отчетном месяце.

При методе ФИФО производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприя­тие по принципу: «первая партия на приход — первая в расход». Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в произ­водство, сначала списывают материалы по цене первой закуплен­ной партии, затем второй и т. д.

Пример:

Показатели Кол-во, кг Цена за единицу, руб/кг. Сумма, руб.
1 . Остаток материалов на начало месяца
2. Поступили материалы в течение месяца:      
первая партия вторая партия третья партия 2 000
Итого приход за месяц: 3 120
1. Расход материалов за месяц а) по методу средней себестоимости б) по методу ФИФО         -      
4. Остаток материалов на конец месяца: а) по методу средней себестоимости б) по методу ФИФО              

а) Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала :

1. Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия:

450 + 3 120 = 3 570 (руб.).

2. Определяем количество материала:

30 + 140 = 170 кг.

3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала;

3 570 : 170 = 21 руб.

4. Фактическая себестоимость израсходованного материала:

21 руб. х 150 кг. = 3 150 руб.

Остаток на конец месяца:

20 кг по цене 21 руб. на сумму 420 руб.

б) метод ФИФО

1. Определяем фактическую себестоимость израсходованного материала:

30 х 15 + 40 х 18 + 20 х 20 + 80 х 25 = 3 570 (руб.).

2. Остаток на конец месяца:

20 кг по цене 25 руб. на сумму 500 руб.

Задание на дом:

Задача.Используя исходные данные определить стоимость материалов, списываемых на производство в январе и их остаток на 1 февраля по средней себестоимости, методом ФИФО

Показатели Кол-во, кг. Цена за единицу, руб/кг. Сумма, руб.
Остаток на 1 января
Поступило в январе 1 партия 2 партия 3 партия      
Итого поступило -
Отпущено на производство в январе    
Остаток материалов на 1 февраля      

Решение:

Остаток материалов на 1 февраля = 20 + 180 – 160 = 40 кг.

а) Расчет средневзвешенной себестоимости единицы материала :

1. Определяем стоимость материала данного вида, находящегося в обороте предприятия:

20 × 25 + 50 × 28 + 70 × 30 + 60 × 32 = 5920 (руб.)

2. Определяем количество материала:

20 + 180 = 200 кг.

3. Определяем среднюю фактическую себестоимость единицы материала;

5920 : 200 = 29,6 руб.

4. Фактическая себестоимость израсходованного материала:

29,6 руб. х 160 кг. = 4736 руб. Остаток на конец месяца:

40 кг по цене 29,6 руб. на сумму 1184 руб.

б) метод ФИФО

1. Определяем фактическую себестоимость израсходованного материала:

20 × 25 + 50 × 28 + 70 × 30 + 20 × 32 = 4640(руб.)

2. Остаток на конец месяца:

40 кг по цене 32 руб. на сумму 1280 руб.

Тема урока: «Документальное оформление движения производственных запасов»

1. Документальное оформление движения материалов.

Для правильной организации учета материально-производственных запасов на предприятиях разрабатывается номенклатура - ценник.

Номенклатура — систематизированный перечень наименований материалов используемых на данном предприятии. Каждому наименованию материалов присваивают числовое обозначение — номенклатурный номер. Для учета движения материалов используется типовая документация.

Поступление материалов на склад оформляют следующими до­кументами:

• приходный ордер (ф. М-4);

• акт о приемке материалов (ф. М-7).

При­ходный ордервыписывается на все количество поступившего груза в одном эк­земпляре в день поступления материалов, при отсутствии расхождений с данными сопроводительных документов поставщика..

Акт о приемке материалов применяется для оформления посту­пивших материальных ценностей без платежных документов (неот­фактурованные поставки) и в случае расхождений (количественных и качественных) с данными сопроводительных документов поставщика.

Акт составляется в двух экземплярах комиссией с обязательным участием предста­вителя поставщика или представителя незаинтересованной органи­зации.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую выписывает грузоотправитель в четырех эк­земплярах:

• первый служит основанием для списания материалов у грузо­отправителя;

• второй — для оприходования материала получателем;

• третий — для расчетов с автотранспортной организацией;

• четвертый — для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приход­ного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения ко­личества поступившего груза с данными накладной.

Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (ф. М-11), кото­рую выписывают в двух экземплярах цехи-сдатчики. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуют на основании акта об оприходовании материальных ценностей.

Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов подотчетным лицом, является товарный счет или акт (справка). Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:

• лимитно-заборной картой (ф. М-8);

• требованием-накладной на отпуск материалов (ф. М-11);

• накладной на отпуск материалов на сторону (ф. М-15).

Лимитно-заборная карта выписывается на один или несколько видов материалов, относящихся к определенному производственному заказу, в двух экземплярах. Лимитно-заборные карты используют при постоянном, систематическом отпуске материалов.

Для оформления однократного отпуска материалов на хозяйственные нужды используют требования-накладные на отпуск материалов. Их выписывают в двух экземплярах, один передается цеху-получателю, другой — складу.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладной на отпуск материалов на сторону. Ее выписывает отдел сбыта в двух экземплярах на основании договоров. Один экземпляр остается на складе, другой передается получателю. При перевозке материалов автотранспортом выписывается товарно-транспортная накладная.

Наши рекомендации