Затраты на обслуживание заказа

Общие затраты, связанные с обслуживанием заказа, представляют собой сумму двух групп затрат:

ОЗ=А+В (1)

где ОЗ – общие затраты по обслуживанию запаса, ден. ед.;

А – переменные затраты на поддержание запасов;

В – переменные затраты на оформление заказов.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Рисунок 4 – Переменные затраты на поддержание запасов

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Рисунок 5 – Переменные затраты на оформление запасов

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru Рисунок 6 – Зависимость размера заказа от стоимости его оформления и

текущих расходов на поддержание запасов

Х – размер заказа в натуральных единицах;

Y – затраты в денежных единицах;

А(ах) – затраты на поддержание запасов;

В(в/х) – затраты на оформление заказов.

ОЗ - общая сумма затрат

При оптимальном размере заказа: ах = в/х.

Общую сумму затрат на обслуживание запаса можно выразить следующим образом:

ОЗ = (СХ0 /2)´СP + (Z/Х0 )´Сr , (2)

где С – стоимость единицы данного наименования ресурсам (планово-заготовительная стоимость);

Х0 - число единиц, соответствующее одному заказу;

СP - годовая ставка начислений на поддержание запасов, выраженная в процентах к стоимости этих запасов;

Z – годовая потребность в этом ресурсе в тех же единицах, что и Х;

Сr - переменные затраты, связанные с оформлением одного заказа, в тех же единицах, что и С.

Оптимальный размер заказа рассчитывают по формуле:

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru (3)

Таблица 4 – Закупка в условиях скидки с цены

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Рисунок 7 – Основные направления снижения затрат на закупки

Таблица 5 – Оценка эффективности закупочных операций

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Таблица 6 – Основные правила эффективного управления запасами

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Таблица 7 – Затраты на создание и поддержание запасов

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Таблица 8 – Функции запасов

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru Рисунок 9 – Система регулирования запасов с фиксированным размером заказа (непрерывная)

Таблица 9 – Расчет параметров системы регулирования запасов с фиксированным размером заказа

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru Рисунок 10 – Система регулирования запасов с фиксированным периодом заказа (периодическая)

Таблица 10 – Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Таблица 11 – Сравнение основных систем управления запасами

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Таблица 12 – Рекомендации по применению элементов систем управления запасами

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Рисунок 11 – A,B,C – классификация номенклатурных позиций запасов

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Задача 1

Построить график, отражающий изменение уровня транспортных запасов. Определить среднее время нахождения ресурсов в пути, средний запас и среднесуточную отгрузку ресурсов. Исход­ные данные приведены в табл. 6.1.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Решение

Запасы в пути (транспортные запасы) — это запасы продукции производственно-технического назначения, находящиеся на мо­мент учета в процессе транспортировки, т. е. территориального пе­ремещения от поставщика к потребителю или на предприятия оптовой торговли.

Построим график, характеризующий изменение уровня транс­портных запасов.

Посчитаем среднее время нахождения ресурсов в пути, которое определяется как частное суммы всех ресурсов в пути в течение месяца, и суммы всех отгрузок. Таким образом, среднее время на­хождения ресурсов в пути равно:

(10 х 8 + 20 х 6 + 20 х 10 + 40 х 8 + 30 х 6)/(10 + 20 + 20 + 40 + 30) = = 900/120 = 7,5 сут.

Задача2

План годового выпуска продукции производственного предприя­тия составляет 800 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего изделия КИ-1. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 200 руб., цена единицы комплектующего изделия — 480 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 15% его цены.

Требуется определить оптимальный размер заказа на комплек­тующее изделие КИ-1.

Решение

Затраты на содержание запасов в определенный период скла­дываются из следующих элементов:

1) суммарная стоимость подачи заказов;

2) цена заказываемого комплектующего изделия;

3) стоимость хранения запаса.

Таким образом, графически уровень суммарных издержек в за­висимости от размера заказа может быть представлен следующим образом (см. рис. 6.2).

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Рисунок – Суммарные издержки на подачу заказа и хранение запаса:

I — затраты на содержание единицы запаса, руб./шт.;

Q — размер заказа, шт.; Q" — оптимальный размер заказа, шт.;

А — стоимость подачи одного заказа, руб.

Оптимальный размер заказа соответствует минимальной ве­личине совокупных издержек. Исходя из этого, для расчета опти­мального размера заказа используется формула Вилсона.

Формула Вилсона (Wilson) имеет вид:

Где Q — оптимальный размер заказа, шт.;

А — затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;

S — потребность в заказываемом продукте за определенный пе­риод, шт.;

W — затраты на хранение единицы запаса, руб./шт.

Используя формулу (2), определяем оптимальный размер зака­за по имеющимся исходным данным:

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Округление оптимального размера заказа в большую сторону помогает избежать дефицита комплектующего изделия. Таким об­разом, оптимальный размер заказа составляет 95 шт.

Варианты для самостоятельного решения

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Задача 3

Рассчитать параметры системы управления запасами с фикси­рованным размером заказа для производственного предприятия. План годового выпуска продукции производственного предприя­тия составляет 800 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего изделия КИ-1. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 200 руб., цена единицы комплектующего изделия — 480 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 15% его цены.

Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 10 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 226 дней.

Необходимо рассчитать параметры системы управления запа­сами с фиксированным размером заказа.

Решение

Основной параметр модели ;— размер заказа, который вычис­ляется описанным в предыдущей задаче способом. Таким обра­зом, главный критерий оптимизации в такой модели — мини­мизация совокупных затрат на хранение запасов и размещение заказа (если мы заказываем продукцию редко, но большими партиями, возникают затраты, связанные с хранением и порчей продукции, если заказываем часто — возникают затраты, свя­занные с транспортировкой маленьких партий, отсутствием оп­товых скидок и т. д.).

Методика расчета основных параметров модели приведена в табл. 6.4.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Схематично модель управления запасами с фиксированным размером заказа изображена на рис. 6.3.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Результаты расчета основных параметров модели управления запасами с фиксированным размером заказа приведены в табл. 6.5.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Варианты для самостоятельного решения

Вариант 1. План годового выпуска офисных кресел предприя­тием ООО «ОфиcМебель» составляет 600 единиц, при этом на каж­дую единицу готовой продукции требуется 5 единиц комплектую­щего изделия «Колесо мебельное». Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 500 руб., цена единицы комплектующего изделия — 50 руб., а стоимость содержания комплектующего изде­лия на складе — 15% его цены. Время поставки, указанное в догово­ре о поставке, составляет 8 дней, возможная задержка поставки — 3 дня. Число рабочих дней в году — 220 дней.

Вариант 2. План годового выпуска бронированных автомоби­лей компанией ЗАО «АвтоСекьюрити» составляет 100 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 4 единицы специальных усиленных автопокрышек. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 500 руб., цена единицы комплек­тующего изделия — 3000 руб., а стоимость содержания комплек­тующего изделия на складе составляет 10% его цены. Время по­ставки, указанное в договоре о поставке, составляет 20 дней, воз­можная задержка поставки — 5 дней. Число рабочих дней в году —• 225 дней.

Вариант 3. План годового выпуска эксклюзивных табуретов для баров компанией ООО «Клубная Мебель» составляет 550 еди­ниц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 7 единиц специальной фурнитуры ФС-25. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 480 руб., цена единицы комплек­тующего изделия — 150 руб., а стоимость содержания комплектую­щего изделия на складе составляет 35% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 12 дней, возможная задержка поставки — 4 дня. Число рабочих дней в году — 223 дня.

Вариант 4. План годового выпуска серебряных гарнитуров предприятием ЗАО «Самоцветы» составляет 370 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 3 единицы обра­ботанных полудрагоценных камней (бирюзы). Известно, что стои­мость подачи одного заказа составляет 700 руб., цена единицы комплектующего изделия — 630 руб., а стоимость содержания комплек­тующего изделия на складе составляет 25% его цены. Время постав­ки, указанное в договоре о поставке, составляет 7 дней, возможная задержка поставки — 3 дня. Число рабочих дней в году — 221 день. D Вариант 5. План годового выпуска горных велосипедов компа­нией ОАО «Крути Педали» составляет 1000 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комп­лектующего «колесо велосипедное усиленное». Известно, что стои­мость подачи одного заказа составляет 270 руб., цена единицы комп­лектующего изделия — 770 руб., а стоимость содержания комплек­тующего изделия на складе составляет 30% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 9 дней, возможная за­держка поставки — 4 дня. Число рабочих дней в году — 224 дня.

Вариант 6. План годового выпуска электронных тестирующих приборов ЭЛТ-37К компанией ООО «ЭлМастер-Сервис» состав­ляет 700 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 10 диодов 12CPQ080. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 170 руб., цена единицы комплектующего изделия — 70 руб., а стоимость содержания комплектующего изде­лия на складе составляет 20% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 6 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 222 дня.

Задача 4

Рассчитать параметры системы управления запасами с фикси­рованным интервалом времени между заказами для производст­венного предприятия. План годового выпуска продукции произ­водственного предприятия составляет 800 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комп­лектующего изделия КИ-1. Известно, что оптимальный размер за­каза — 95 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, со­ставляет 10 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 226 дней.

Необходимо рассчитать параметры системы управления запа­сами с фиксированным интервалом времени между заказами.

Решение

Вработе системы с фиксированным интервалом времени между заказами оптимальный размер заказа непосредственно не исполь­зуется. Однако эффективный интервал времени между заказами, являющийся исходным параметром данной модели, предлагается исходя из оптимального размера заказа.

Отношение величины потребности к оптимальному размеру за­каза равно количеству заказов в заданный период, а число рабочих дней в заданном периоде, отнесенное к количеству заказов, равно интервалу между заказами, соответствующему оптимальному ре­жиму работы системы.

Следовательно, интервал времени между заказами можно рас­считать по следующей формуле:

I = NxQ/S, (3)

где I — интервал времени между заказами, дн.;

N — число рабочих дней в периоде, дн.;

Q — оптимальный размер заказа, шт.;

S— потребность, шт.

Методика расчета основных параметров модели приведена в табл. 6.6.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Схематично модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами изображена на рис. 6.4.

Результаты расчета основных параметров модели управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами приведены в табл. 6.7.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Варианты для самостоятельного решения

Вариант 1. План годового выпуска офисных кресел предприя­тием ООО «ОфисМебель» составляет 700 единиц, при этом на каж­дую единицу готовой продукции требуется 5 единиц комплек­тующего изделия «Колесо мебельное». Известно, что оптимальный размер заказа составляет 250 шт. Время поставки, указанное в до­говоре о поставке, составляет 8 дней, возможная задержка постав­ки — 3 дня. Число рабочих дней в году — 220 дней.

Вариант 2. План годового выпуска бронированных автомоби­лей компанией ЗАО «АвтоСекьюрити» составляет 120 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 4 единицы специальных усиленных автопокрышек. Известно, что оптималь­ный размер заказа составляет 74 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 18 дней, возможная задержка по­ставки — 5 дней. Число рабочих дней в году — 225 дней.

Вариант 3. План годового выпуска эксклюзивных табуретов для баров компанией ООО «Клубная Мебель» составляет 580 еди­ниц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 7 единиц специальной фурнитуры ФС-25. Известно, что оптималь­ный размер заказа составляет 126 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 12 дней, возможная задержка по­ставки — 4 дня. Число рабочих дней в году — 223 дня.

Вариант 4. План годового выпуска серебряных гарнитуров предприятием ЗАО «Самоцветы» составляет 350 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 3 единицы обра­ботанных полудрагоценных камней (бирюзы). Известно, что опти­мальный размер заказа составляет 63 шт. Время поставки, указан­ное в договоре о поставке, составляет 8 дней, возможная задержка поставки — 3 дня. Число рабочих дней в году — 221 день.

Вариант 5. План годового выпуска горных велосипедов компа­нией ОАО «Крути Педали» составляет 970 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комп­лектующего «колесо велосипедное усиленное». Известно, что опти­мальный размер заказа составляет 180 шт. Время поставки, ука­занное в договоре о поставке, составляет 7 дней, возможная задерж­ка поставки — 4 дня. Число рабочих дней в году — 224 дня.

Вариант 6. План годового выпуска электронных тестирующих приборов ЭЛТ-37К компанией ООО «ЭлМастер-Сервис» составля­ет 430 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 12 диодов 12CPQ060. Известно, что оптимальный размер заказа составляет 330 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 9 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 222 дня.

Задача 5

Руководство компании ЗАО «Айвен-2005», занимающейся опто­вой торговлей товарами народного потребления, приняло решение расширить торговый ассортимент, что должно привести к повыше­нию конкурентоспособности фирмы и, как следствие, укреплению позиции на рынке. Однако свободных финансовых средств, а также складских площадей недостаточно.

Перед отделом логистики поставлена задача пересмотра.мето­дов контроля товарных запасов с целью возможного высвобожде­ния складских площадей, а также денежных средств, «заморожен­ных» в излишних запасах.

Ассортимент товаров компании, а также среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж по каждой товарной позиции представлены в табл. 6.8.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

д

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Решение

Решение поставленной перед отделом логистики задачи пред­полагает установление разных методов контроля и разной полити­ки закупок для различных групп товаров. Группировка товарных позиций и последующий анализ выделенных групп позволят выбрать оптимальные технологии планирования и управления запа­сами для всего ассортимента товаров, предлагаемых компанией. Разделение товаров на группы должно учитывать долю запасов по каждой позиции в общем объеме товарных запасов, а также сте­пень неравномерности спроса (с учетом точности прогнозирова­ния) по каждой ассортиментной позиции.

Для анализа ассортимента товаров с учетом доли запасов по каждой позиции в общем объеме запасов используется метод ABC-анализа. Этот метод основан на применении правила Парето (сформулированного итальянским социологом и экономистом Вильфредо Парето), или правила 80/20. Принцип Парето гласит, что значительная часть сущностей определяется незначительным количеством причин (80% сущностей определяются 20% причин). Таким образом, идея метода состоит в том, чтобы выделить неболь­шое количество объектов, имеющих наибольшую важность, т. е. определяющих значительную часть интересующего нас (критиче­ского) параметра.

Таким образом, идея этого метода состоит в том, чтобы выде­лить среди множества объектов наиболее значимые (с точки зре­ния обозначенной цели).

Исходя из вышеизложенного, порядок проведения АВС- анализа будет следующим.

1. Формулирование цели анализа.

2. Определение множества анализируемых объектов.

3. Выделение признака, на основе которого будет классифици­ровано анализируемое множество объектов.

4. Оценка анализируемых объектов по выделенному классифи­кационному признаку.

5. Группировка объектов в порядке убывания значения при­знака.

6. Построение кривой ABC.

7. Разделение множества анализируемых объектов на три груп­пы: группа А, группа В и группа С.

В результате анализа выявляются три подмножества анализи­руемого множества объектов, требующие разного подхода к управ­лению.

Теоретически группа А включает в себя 20% позиций упорядо­ченного списка объектов, начиная с наиболее значимой, и опреде­ляет 80% сущностей; группа В включает в себя следующие 30% по­зиций, которые определяют 15% сущностей; группа С состоит из оставшихся 50% позиций и определяет лишь 5% сущностей. Однако специфика конкретного множества значений может не уклады­ваться в рамки такого распределения. Поэтому предлагается строить кривую ABC-анализа, после чего определять разделение на груп­пы, руководствуясь участками кривой, между которыми происхо­дит резкое изменение радиуса ее кривизны.

В решаемой задаче цель ABC-анализа — распределение пози­ций ассортимента по группам в зависимости от объема денежных средств, «омертвленных» в запасах по этим позициям. То есть не­обходимо определить:

— незначительное количество позиций ассортимента, запасы по которым занимают значительную долю в общей стоимости запа­сов (группа А);

— несколько большее количество позиций, запасы по которым занимают гораздо меньшую, но тоже значимую долю в общей стои­мости запасов (группа В);

— оставшиеся позиции (около половины от общего количества), запасы по которым занимают незначительную долю в общей стои­мости запасов (группа С).

Исходя из этого, объект анализа — объем товарных запасов (в де­нежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак ана­лиза — доля запасов (в %) отдельных позиций ассортимента в об­щем объеме запаса.

Следовательно, для проведения анализа рассчитаем долю от­дельных позиций в общем объеме запаса (графа 3 табл. 6.9). Доля запаса по конкретной позиции рассчитывается как отношение за­паса по данной позиции к общей сумме запасов.

Затем выстроим ассортиментные позиции в порядке убывания их доли в общей стоимости запасов. Упорядоченный список разме­щен в графах 4—7 табл. 6.9.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Пользуясь предложенным алгоритмом выделения групп и учи­тывая замечание о специфике конкретного множества, разделим ассортиментные позиции на соответствующие группы.

Далее строится кривая ABC, характеризующая полученное рас­пределение (рис. 6.5).

Анализ ABC позволяет дифференцировать номенклатуру ре­сурсов или ассортимент товаров по степени влияния на интере­сующий признак (в данном случае, по степени влияния на общий объем товарных запасов). Для разделения товаров на группы с уче­том степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции используется другой тип анализа — XYZ-анализ.

Анализ XYZ подразумевает разделение всего ассортимента то­варов (номенклатуры ресурсов) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Рав­номерность спроса может быть определена показателями относительной колеблемости (вариации) спроса, среди которых наиболее часто применяемым и достаточно легко рассчитываемым является коэффициент вариации, определяемый по формуле 4.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Рис. 6.5. Кривая АВС-анализа

Порядок проведения XYZ-анализа следующий.

1. Формулирование цели анализа.

2. Определение коэффициентов вариации по отдельным пози­циям анализируемого множества.

3. Группировка объектов множества в порядке возрастания ко­эффициента вариации.

4. Построение кривой XYZ.

5. Разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа X, группа Y и группа Z.

Предлагается разделять ассортимент товаров на группы в соот­ветствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции. Для данной задачи предлагаются следующие диапазоны групп (см. табл. 6.10).

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

В общем случае выбор алгоритма распределения рекомендует­ся осуществлять исходя из того, что указанные границы интерва­лов могут не отражать специфики конкретного множества. Поэто­му, так же как и для АВС-анализа, предлагается построить кри­вую, а затем определять разделение на группы, руководствуясь участками кривой, между которыми происходит резкое изменение радиуса ее кривизны.

В решаемой задаче цель XYZ-анализа — распределение пози­ций ассортимента по группам в зависимости от степени неравно­мерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необ­ходимо определить:

— позиции ассортимента, объемы реализации по которым прак­тически неизменны во времени (группа X);

— позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме­няются во времени, но не очень значительно и/или достаточно предсказуемо (группа Y);

— позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме­няются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z).

Исходя из этого, объект анализа — данные по реализации то­варных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным по­зициям, а признак анализа — степень неравномерности реализа­ции ассортиментных позиций с течением времени.

Следовательно, для проведения анализа рассчитаем коэффицие­нт вариации для каждой позиции ассортимента (графа 3 табл. 6.11). Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (4).

Затем выстроим ассортиментные позиции в порядке возраста­ния значения коэффициента вариации. Упорядоченный список размещен в графах 4—7 табл. 6.11.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Согласно предложенному алгоритму (см. табл. 6.10) распреде­лим позиции по соответствующим группам.

График, отображающий группы XYZ-анализа, изображен на рис. 6.6.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

По итогам анализа ABC и анализа XYZ строится матрица ABC—XYZ (табл. 6.12), после чего выделяются товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля над запасами.

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, сле­дует выработать и применять индивидуальные технологии управ­ления запасами, поскольку, согласно классификации ABC, неболь­шая по численности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финансовых средств. Например, для позиций, входя­щих в группу АХ, необходимо рассчитать оптимальный размер за­каза и рассмотреть возможность применения технологии «точно в срок», объем реализации по этим позициям относительно стаби­лен во времени. Позиции же, входящие в группу AZ, необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спро­са необходимо предусмотреть достаточный для их сглаживания страховой запас.

Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период (напри­мер, на квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой нали­чия запаса на складе. Это обусловлено тем, что данные запасы «за­мораживают» сравнительно небольшую часть денежных средств, а колебания спроса на эти позиции значительны.

Достаточно сложным вопросом является управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY, BZ. Запасы по этим пози­циям составляют небольшую, но значимую группу. Относительно колебаний спроса также сложно сделать какие-либо определенные выводы. Вообще, управление запасами по этим позициям может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным тех­нологиям планирования.

Варианты для самостоятельного решения

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Затраты на обслуживание заказа - student2.ru

Задача 6

Предприятие «Сбормебель» осуществляет сборку корпусной мебели. Для комплектации столов она закупает ножки (4 шт. на стол) и столешницы. Время выполнения заказов на ножки и столешницы составляет соответственно 2 и 3 недели, а сборка – одну неделю. Фирма получила заказ на 20 столов, которые должны быть доставлены в 5-ю неделю периода планирования и 40 столов – в 7-ю неделю периода планирования. В настоящее время у неѐ в запасе имеется 2 готовых стола, 40 ножек и 22 столешницы. Когда компания должна отправлять заказы на поставку ей комплектующих? Решение по каждому компоненту представить в виде таблиц соответственно по потребности.

Таблица 1 – Планирование кухонных столов/ «Ножки»/ «Столешницы»

Неделя
Валовая потребность              
Исходный запас              
Чистая потребность              
Начало сборки              
Плановое завершение              

Задача 7

Для выполнения программы производства алюминиевых деталей из соответствующего сплава в отражательно-нагревательной печи необходимо приготовить 5000 кг данного сплава, в состав которого входят следующие компоненты: кремний – 5,0%, медь – 2,0, марганец – 0,8, алюминий – 91,7%. Величина угара при получении сплава составляет 3% от общей завалки шихты.

Основными материалами, используемыми в технологическом процессе при производстве данного сплава, являются:

1. Силумин (кремний — 13%, алюминий — 87%)

2. Медная лигатура (медь — 50%, алюминий — 50%)

3. Марганцевая лигатура (марганец — 10%, алюминий — 90%)

4. Алюминий чушковый (алюминий — 100%)

5. Магний чушковый (магний — 100%)

В изготовлении сплава при плавке указанных выше материалов в настоящее время используются также вторичные цветные металлы:

1. Вторичный алюминиевый сплав марки АЛ-23 в количестве 1000 кг

(состав: силиций – 6,0%, медь – 1,5, магний – 0,5, марганец – 0,8, алюминий – 91,2%).

2. Переплавленные отходы в количестве 1500 кг (состав: кремний —

10,0%, медь –1,0, марганец –0,5, магний –0,3, алюминий –88,2%).

Необходимо определить потребность в материалах для изготовления 5000 кг сплава с учетом использования указанного количества вторичных цветных металлов.

Задача 8

Вылов креветок производится малыми судами и траулерами. Суда выходят в море. Невод с уловом поднимается на палубу, где креветки отделяются от водорослей, рыбы и др. В южных морях, где температура воздуха и палубы очень высокая, креветки сразу промывают в морской воде и помещают в лед, поскольку, пролежав некоторое время на палубе, они начинают портиться (покрываться черными пятнами). Температура воздуха и время хранения являются критическими факторами.

Малые суда по ловле креветок должны возвращаться каждую ночь в порт, тогда креветки могут не помещаться в лед. Они немедленно про­даются посредникам (владельцам ресторанов, кафе, прибрежных мага­зинов).

Траулеры могут находиться на месте лова неделю и больше, поскольку они оснащены рефрижераторами.

Когда креветки с больших траулеров прибывают на перерабатывающий завод, их промывают ото льда и кладут на конвейерную ленту, с которой специальные работники убирают поврежденные экземпляры. В то же время механические грейдеры сортируют их по размеру.

Далее креветки в панцире пакуют в провощенные картонные коробки, взвешивают и замораживают. После замораживания коробки с креветками покрывают водой и замораживают в блоки льда, чтобы они не высыхали.

С перерабатывающего завода креветки направляют различным покупателям (оптовым, розничным), где они тоже должны храниться при температуре минус 20 градусов С.

Задание:

Нарисуйте развернутую схему движения продукта от моря до обеденного стола.

Отметьте, какие части этой схемы являются областью логистики.

Обозначьте специфик деятельности организаций по закупке товаров. Обозначьте проблемы, встречающиеся в работе закупщика.

Также известно, что оптовый склад в городе Минске поставляет морепродукты ресторанам города. В течение месяца центры сервисного обслуживания ОАО «Лидаагропроммаш» выполнили 521 заказ на ремонт сельскохозяйственной техники. При этом остались невыполненными: 10 заказов – в силу некомпетентности специалистов сервисного центра и 9 заказов – в силу отсутствия необходимых запасных частей на складе. Определите уровень логистического сервиса.

Задача 9

Используя метод рейтинговой оценки поставщиков, определить основных поставщиков-производителей электробытовых товаров для оптового предприятия.

Условия задачи

Исходная информация по оптовому предприятию:

1. Оптовое предприятие в планируемом году намеревается закупить и реализовать 3000 единиц электробытовых товаров – 4 ассортиментных наименований. Цена реализации 1200 рублей за штуку.

2. Оптимальный размер партии поставки для оптового предприятия 300 единиц.

Исходная информация по поставщикам-производителям товаров:

3. Список возможных поставщиков-производителей товаров.

Поставщик Удаленность от покупателя, км Поставщик Удаленность от покупателя, км
1. Мозырь 6. Слуцк
2. Гродно 7. Брест
3. Полоцк 8. Могилев
4. Солигорск 9. Витебск
5. Гомель 10. Марьина Горка

4. Процент опрошенных покупателей, давших неудовлетворительную оценку качеству товаров соответствующих производителей.

1. Мозырь
2. Гродно
3. Полоцк
4. Солигорск
5. Гомель
6. Слуцк
7. Брест
8. Могилев
9. Витебск
10. Марьина Горка

Методика решения

Лучший поставщик определяется на основе рейтинга. Сначала про­водится предварительная оценка условий поставщиков по пятибалльной системе. С этой целью оценивается каждое условие поставки. При этом «5» – означает «отлично», «4» – «очень хорошо», «3» – «хорошо», «2» – «удовлетворительно», «1» – «малоприемлемо», «0» – «неприемлемо». Условия всех поставщиков представлены в пунктах 3, 4, 5. Присужденный балл проставляется в соответствующую ячейку формы 1.Итоговое значение рейтинга для каждого поставщика определяется путем суммирования произведений значимости критерия на присужденный балл. Рассчитав рейтинг для всех поставщиков и заполнив форму 1, определяют лучшего поставщика по наибольшему значению результата.

5. Условия поставщиков (порядковый номер поставщика соответствует нумерации в пункте 3)

Условия
1. Цена за ед. (руб.)
2. Размер одной партии (ед.)
3. Представление товарного кредита сроком на 20 дней - - + - - + - - - -
4. Количество ассортиментных наименований в одной партии
5. Сервисное обслуживание после поставки - - + - - + - - - +

Форма 1. Расчет рейтинга поставщиков

Критерий отбора Удельный вес критерия Номер поставщика
Балл Произведение Б П Б П Б П Б П Б П Б П Б П Б П Б П
Цена товара 0,25                                        
Качество товара 0,25                                        
Удаленность поставщика 0,15              

Наши рекомендации