Затраты на обслуживание заказа
Общие затраты, связанные с обслуживанием заказа, представляют собой сумму двух групп затрат:
ОЗ=А+В (1)
где ОЗ – общие затраты по обслуживанию запаса, ден. ед.;
А – переменные затраты на поддержание запасов;
В – переменные затраты на оформление заказов.
Рисунок 4 – Переменные затраты на поддержание запасов
Рисунок 5 – Переменные затраты на оформление запасов
Рисунок 6 – Зависимость размера заказа от стоимости его оформления и
текущих расходов на поддержание запасов
Х – размер заказа в натуральных единицах;
Y – затраты в денежных единицах;
А(ах) – затраты на поддержание запасов;
В(в/х) – затраты на оформление заказов.
ОЗ - общая сумма затрат
При оптимальном размере заказа: ах = в/х.
Общую сумму затрат на обслуживание запаса можно выразить следующим образом:
ОЗ = (СХ0 /2)´СP + (Z/Х0 )´Сr , (2)
где С – стоимость единицы данного наименования ресурсам (планово-заготовительная стоимость);
Х0 - число единиц, соответствующее одному заказу;
СP - годовая ставка начислений на поддержание запасов, выраженная в процентах к стоимости этих запасов;
Z – годовая потребность в этом ресурсе в тех же единицах, что и Х;
Сr - переменные затраты, связанные с оформлением одного заказа, в тех же единицах, что и С.
Оптимальный размер заказа рассчитывают по формуле:
(3)
Таблица 4 – Закупка в условиях скидки с цены
Рисунок 7 – Основные направления снижения затрат на закупки
Таблица 5 – Оценка эффективности закупочных операций
Таблица 6 – Основные правила эффективного управления запасами
Таблица 7 – Затраты на создание и поддержание запасов
Таблица 8 – Функции запасов
Рисунок 9 – Система регулирования запасов с фиксированным размером заказа (непрерывная)
Таблица 9 – Расчет параметров системы регулирования запасов с фиксированным размером заказа
Рисунок 10 – Система регулирования запасов с фиксированным периодом заказа (периодическая)
Таблица 10 – Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
Таблица 11 – Сравнение основных систем управления запасами
Таблица 12 – Рекомендации по применению элементов систем управления запасами
Рисунок 11 – A,B,C – классификация номенклатурных позиций запасов
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Задача 1
Построить график, отражающий изменение уровня транспортных запасов. Определить среднее время нахождения ресурсов в пути, средний запас и среднесуточную отгрузку ресурсов. Исходные данные приведены в табл. 6.1.
Решение
Запасы в пути (транспортные запасы) — это запасы продукции производственно-технического назначения, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки, т. е. территориального перемещения от поставщика к потребителю или на предприятия оптовой торговли.
Построим график, характеризующий изменение уровня транспортных запасов.
Посчитаем среднее время нахождения ресурсов в пути, которое определяется как частное суммы всех ресурсов в пути в течение месяца, и суммы всех отгрузок. Таким образом, среднее время нахождения ресурсов в пути равно:
(10 х 8 + 20 х 6 + 20 х 10 + 40 х 8 + 30 х 6)/(10 + 20 + 20 + 40 + 30) = = 900/120 = 7,5 сут.
Задача2
План годового выпуска продукции производственного предприятия составляет 800 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего изделия КИ-1. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 200 руб., цена единицы комплектующего изделия — 480 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 15% его цены.
Требуется определить оптимальный размер заказа на комплектующее изделие КИ-1.
Решение
Затраты на содержание запасов в определенный период складываются из следующих элементов:
1) суммарная стоимость подачи заказов;
2) цена заказываемого комплектующего изделия;
3) стоимость хранения запаса.
Таким образом, графически уровень суммарных издержек в зависимости от размера заказа может быть представлен следующим образом (см. рис. 6.2).
Рисунок – Суммарные издержки на подачу заказа и хранение запаса:
I — затраты на содержание единицы запаса, руб./шт.;
Q — размер заказа, шт.; Q" — оптимальный размер заказа, шт.;
А — стоимость подачи одного заказа, руб.
Оптимальный размер заказа соответствует минимальной величине совокупных издержек. Исходя из этого, для расчета оптимального размера заказа используется формула Вилсона.
Формула Вилсона (Wilson) имеет вид:
Где Q — оптимальный размер заказа, шт.;
А — затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб.;
S — потребность в заказываемом продукте за определенный период, шт.;
W — затраты на хранение единицы запаса, руб./шт.
Используя формулу (2), определяем оптимальный размер заказа по имеющимся исходным данным:
Округление оптимального размера заказа в большую сторону помогает избежать дефицита комплектующего изделия. Таким образом, оптимальный размер заказа составляет 95 шт.
Варианты для самостоятельного решения
Задача 3
Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа для производственного предприятия. План годового выпуска продукции производственного предприятия составляет 800 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего изделия КИ-1. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 200 руб., цена единицы комплектующего изделия — 480 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 15% его цены.
Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 10 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 226 дней.
Необходимо рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным размером заказа.
Решение
Основной параметр модели ;— размер заказа, который вычисляется описанным в предыдущей задаче способом. Таким образом, главный критерий оптимизации в такой модели — минимизация совокупных затрат на хранение запасов и размещение заказа (если мы заказываем продукцию редко, но большими партиями, возникают затраты, связанные с хранением и порчей продукции, если заказываем часто — возникают затраты, связанные с транспортировкой маленьких партий, отсутствием оптовых скидок и т. д.).
Методика расчета основных параметров модели приведена в табл. 6.4.
Схематично модель управления запасами с фиксированным размером заказа изображена на рис. 6.3.
Результаты расчета основных параметров модели управления запасами с фиксированным размером заказа приведены в табл. 6.5.
Варианты для самостоятельного решения
Вариант 1. План годового выпуска офисных кресел предприятием ООО «ОфиcМебель» составляет 600 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 5 единиц комплектующего изделия «Колесо мебельное». Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 500 руб., цена единицы комплектующего изделия — 50 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе — 15% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 8 дней, возможная задержка поставки — 3 дня. Число рабочих дней в году — 220 дней.
Вариант 2. План годового выпуска бронированных автомобилей компанией ЗАО «АвтоСекьюрити» составляет 100 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 4 единицы специальных усиленных автопокрышек. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 500 руб., цена единицы комплектующего изделия — 3000 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 10% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 20 дней, возможная задержка поставки — 5 дней. Число рабочих дней в году —• 225 дней.
Вариант 3. План годового выпуска эксклюзивных табуретов для баров компанией ООО «Клубная Мебель» составляет 550 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 7 единиц специальной фурнитуры ФС-25. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 480 руб., цена единицы комплектующего изделия — 150 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 35% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 12 дней, возможная задержка поставки — 4 дня. Число рабочих дней в году — 223 дня.
Вариант 4. План годового выпуска серебряных гарнитуров предприятием ЗАО «Самоцветы» составляет 370 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 3 единицы обработанных полудрагоценных камней (бирюзы). Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 700 руб., цена единицы комплектующего изделия — 630 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 25% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 7 дней, возможная задержка поставки — 3 дня. Число рабочих дней в году — 221 день. D Вариант 5. План годового выпуска горных велосипедов компанией ОАО «Крути Педали» составляет 1000 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего «колесо велосипедное усиленное». Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 270 руб., цена единицы комплектующего изделия — 770 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 30% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 9 дней, возможная задержка поставки — 4 дня. Число рабочих дней в году — 224 дня.
Вариант 6. План годового выпуска электронных тестирующих приборов ЭЛТ-37К компанией ООО «ЭлМастер-Сервис» составляет 700 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 10 диодов 12CPQ080. Известно, что стоимость подачи одного заказа составляет 170 руб., цена единицы комплектующего изделия — 70 руб., а стоимость содержания комплектующего изделия на складе составляет 20% его цены. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 6 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 222 дня.
Задача 4
Рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами для производственного предприятия. План годового выпуска продукции производственного предприятия составляет 800 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего изделия КИ-1. Известно, что оптимальный размер заказа — 95 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 10 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 226 дней.
Необходимо рассчитать параметры системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.
Решение
Вработе системы с фиксированным интервалом времени между заказами оптимальный размер заказа непосредственно не используется. Однако эффективный интервал времени между заказами, являющийся исходным параметром данной модели, предлагается исходя из оптимального размера заказа.
Отношение величины потребности к оптимальному размеру заказа равно количеству заказов в заданный период, а число рабочих дней в заданном периоде, отнесенное к количеству заказов, равно интервалу между заказами, соответствующему оптимальному режиму работы системы.
Следовательно, интервал времени между заказами можно рассчитать по следующей формуле:
I = NxQ/S, (3)
где I — интервал времени между заказами, дн.;
N — число рабочих дней в периоде, дн.;
Q — оптимальный размер заказа, шт.;
S— потребность, шт.
Методика расчета основных параметров модели приведена в табл. 6.6.
Схематично модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами изображена на рис. 6.4.
Результаты расчета основных параметров модели управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами приведены в табл. 6.7.
Варианты для самостоятельного решения
Вариант 1. План годового выпуска офисных кресел предприятием ООО «ОфисМебель» составляет 700 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 5 единиц комплектующего изделия «Колесо мебельное». Известно, что оптимальный размер заказа составляет 250 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 8 дней, возможная задержка поставки — 3 дня. Число рабочих дней в году — 220 дней.
Вариант 2. План годового выпуска бронированных автомобилей компанией ЗАО «АвтоСекьюрити» составляет 120 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 4 единицы специальных усиленных автопокрышек. Известно, что оптимальный размер заказа составляет 74 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 18 дней, возможная задержка поставки — 5 дней. Число рабочих дней в году — 225 дней.
Вариант 3. План годового выпуска эксклюзивных табуретов для баров компанией ООО «Клубная Мебель» составляет 580 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 7 единиц специальной фурнитуры ФС-25. Известно, что оптимальный размер заказа составляет 126 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 12 дней, возможная задержка поставки — 4 дня. Число рабочих дней в году — 223 дня.
Вариант 4. План годового выпуска серебряных гарнитуров предприятием ЗАО «Самоцветы» составляет 350 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 3 единицы обработанных полудрагоценных камней (бирюзы). Известно, что оптимальный размер заказа составляет 63 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 8 дней, возможная задержка поставки — 3 дня. Число рабочих дней в году — 221 день.
Вариант 5. План годового выпуска горных велосипедов компанией ОАО «Крути Педали» составляет 970 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 2 единицы комплектующего «колесо велосипедное усиленное». Известно, что оптимальный размер заказа составляет 180 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 7 дней, возможная задержка поставки — 4 дня. Число рабочих дней в году — 224 дня.
Вариант 6. План годового выпуска электронных тестирующих приборов ЭЛТ-37К компанией ООО «ЭлМастер-Сервис» составляет 430 единиц, при этом на каждую единицу готовой продукции требуется 12 диодов 12CPQ060. Известно, что оптимальный размер заказа составляет 330 шт. Время поставки, указанное в договоре о поставке, составляет 9 дней, возможная задержка поставки — 2 дня. Число рабочих дней в году — 222 дня.
Задача 5
Руководство компании ЗАО «Айвен-2005», занимающейся оптовой торговлей товарами народного потребления, приняло решение расширить торговый ассортимент, что должно привести к повышению конкурентоспособности фирмы и, как следствие, укреплению позиции на рынке. Однако свободных финансовых средств, а также складских площадей недостаточно.
Перед отделом логистики поставлена задача пересмотра.методов контроля товарных запасов с целью возможного высвобождения складских площадей, а также денежных средств, «замороженных» в излишних запасах.
Ассортимент товаров компании, а также среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж по каждой товарной позиции представлены в табл. 6.8.
д
Решение
Решение поставленной перед отделом логистики задачи предполагает установление разных методов контроля и разной политики закупок для различных групп товаров. Группировка товарных позиций и последующий анализ выделенных групп позволят выбрать оптимальные технологии планирования и управления запасами для всего ассортимента товаров, предлагаемых компанией. Разделение товаров на группы должно учитывать долю запасов по каждой позиции в общем объеме товарных запасов, а также степень неравномерности спроса (с учетом точности прогнозирования) по каждой ассортиментной позиции.
Для анализа ассортимента товаров с учетом доли запасов по каждой позиции в общем объеме запасов используется метод ABC-анализа. Этот метод основан на применении правила Парето (сформулированного итальянским социологом и экономистом Вильфредо Парето), или правила 80/20. Принцип Парето гласит, что значительная часть сущностей определяется незначительным количеством причин (80% сущностей определяются 20% причин). Таким образом, идея метода состоит в том, чтобы выделить небольшое количество объектов, имеющих наибольшую важность, т. е. определяющих значительную часть интересующего нас (критического) параметра.
Таким образом, идея этого метода состоит в том, чтобы выделить среди множества объектов наиболее значимые (с точки зрения обозначенной цели).
Исходя из вышеизложенного, порядок проведения АВС- анализа будет следующим.
1. Формулирование цели анализа.
2. Определение множества анализируемых объектов.
3. Выделение признака, на основе которого будет классифицировано анализируемое множество объектов.
4. Оценка анализируемых объектов по выделенному классификационному признаку.
5. Группировка объектов в порядке убывания значения признака.
6. Построение кривой ABC.
7. Разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа А, группа В и группа С.
В результате анализа выявляются три подмножества анализируемого множества объектов, требующие разного подхода к управлению.
Теоретически группа А включает в себя 20% позиций упорядоченного списка объектов, начиная с наиболее значимой, и определяет 80% сущностей; группа В включает в себя следующие 30% позиций, которые определяют 15% сущностей; группа С состоит из оставшихся 50% позиций и определяет лишь 5% сущностей. Однако специфика конкретного множества значений может не укладываться в рамки такого распределения. Поэтому предлагается строить кривую ABC-анализа, после чего определять разделение на группы, руководствуясь участками кривой, между которыми происходит резкое изменение радиуса ее кривизны.
В решаемой задаче цель ABC-анализа — распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от объема денежных средств, «омертвленных» в запасах по этим позициям. То есть необходимо определить:
— незначительное количество позиций ассортимента, запасы по которым занимают значительную долю в общей стоимости запасов (группа А);
— несколько большее количество позиций, запасы по которым занимают гораздо меньшую, но тоже значимую долю в общей стоимости запасов (группа В);
— оставшиеся позиции (около половины от общего количества), запасы по которым занимают незначительную долю в общей стоимости запасов (группа С).
Исходя из этого, объект анализа — объем товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак анализа — доля запасов (в %) отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса.
Следовательно, для проведения анализа рассчитаем долю отдельных позиций в общем объеме запаса (графа 3 табл. 6.9). Доля запаса по конкретной позиции рассчитывается как отношение запаса по данной позиции к общей сумме запасов.
Затем выстроим ассортиментные позиции в порядке убывания их доли в общей стоимости запасов. Упорядоченный список размещен в графах 4—7 табл. 6.9.
Пользуясь предложенным алгоритмом выделения групп и учитывая замечание о специфике конкретного множества, разделим ассортиментные позиции на соответствующие группы.
Далее строится кривая ABC, характеризующая полученное распределение (рис. 6.5).
Анализ ABC позволяет дифференцировать номенклатуру ресурсов или ассортимент товаров по степени влияния на интересующий признак (в данном случае, по степени влияния на общий объем товарных запасов). Для разделения товаров на группы с учетом степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции используется другой тип анализа — XYZ-анализ.
Анализ XYZ подразумевает разделение всего ассортимента товаров (номенклатуры ресурсов) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Равномерность спроса может быть определена показателями относительной колеблемости (вариации) спроса, среди которых наиболее часто применяемым и достаточно легко рассчитываемым является коэффициент вариации, определяемый по формуле 4.
Рис. 6.5. Кривая АВС-анализа
Порядок проведения XYZ-анализа следующий.
1. Формулирование цели анализа.
2. Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям анализируемого множества.
3. Группировка объектов множества в порядке возрастания коэффициента вариации.
4. Построение кривой XYZ.
5. Разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа X, группа Y и группа Z.
Предлагается разделять ассортимент товаров на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции. Для данной задачи предлагаются следующие диапазоны групп (см. табл. 6.10).
В общем случае выбор алгоритма распределения рекомендуется осуществлять исходя из того, что указанные границы интервалов могут не отражать специфики конкретного множества. Поэтому, так же как и для АВС-анализа, предлагается построить кривую, а затем определять разделение на группы, руководствуясь участками кривой, между которыми происходит резкое изменение радиуса ее кривизны.
В решаемой задаче цель XYZ-анализа — распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необходимо определить:
— позиции ассортимента, объемы реализации по которым практически неизменны во времени (группа X);
— позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени, но не очень значительно и/или достаточно предсказуемо (группа Y);
— позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z).
Исходя из этого, объект анализа — данные по реализации товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак анализа — степень неравномерности реализации ассортиментных позиций с течением времени.
Следовательно, для проведения анализа рассчитаем коэффициент вариации для каждой позиции ассортимента (графа 3 табл. 6.11). Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (4).
Затем выстроим ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Упорядоченный список размещен в графах 4—7 табл. 6.11.
Согласно предложенному алгоритму (см. табл. 6.10) распределим позиции по соответствующим группам.
График, отображающий группы XYZ-анализа, изображен на рис. 6.6.
По итогам анализа ABC и анализа XYZ строится матрица ABC—XYZ (табл. 6.12), после чего выделяются товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля над запасами.
Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, следует выработать и применять индивидуальные технологии управления запасами, поскольку, согласно классификации ABC, небольшая по численности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финансовых средств. Например, для позиций, входящих в группу АХ, необходимо рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии «точно в срок», объем реализации по этим позициям относительно стабилен во времени. Позиции же, входящие в группу AZ, необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спроса необходимо предусмотреть достаточный для их сглаживания страховой запас.
Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период (например, на квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой наличия запаса на складе. Это обусловлено тем, что данные запасы «замораживают» сравнительно небольшую часть денежных средств, а колебания спроса на эти позиции значительны.
Достаточно сложным вопросом является управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY, BZ. Запасы по этим позициям составляют небольшую, но значимую группу. Относительно колебаний спроса также сложно сделать какие-либо определенные выводы. Вообще, управление запасами по этим позициям может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям планирования.
Варианты для самостоятельного решения
Задача 6
Предприятие «Сбормебель» осуществляет сборку корпусной мебели. Для комплектации столов она закупает ножки (4 шт. на стол) и столешницы. Время выполнения заказов на ножки и столешницы составляет соответственно 2 и 3 недели, а сборка – одну неделю. Фирма получила заказ на 20 столов, которые должны быть доставлены в 5-ю неделю периода планирования и 40 столов – в 7-ю неделю периода планирования. В настоящее время у неѐ в запасе имеется 2 готовых стола, 40 ножек и 22 столешницы. Когда компания должна отправлять заказы на поставку ей комплектующих? Решение по каждому компоненту представить в виде таблиц соответственно по потребности.
Таблица 1 – Планирование кухонных столов/ «Ножки»/ «Столешницы»
Неделя | |||||||
Валовая потребность | |||||||
Исходный запас | |||||||
Чистая потребность | |||||||
Начало сборки | |||||||
Плановое завершение |
Задача 7
Для выполнения программы производства алюминиевых деталей из соответствующего сплава в отражательно-нагревательной печи необходимо приготовить 5000 кг данного сплава, в состав которого входят следующие компоненты: кремний – 5,0%, медь – 2,0, марганец – 0,8, алюминий – 91,7%. Величина угара при получении сплава составляет 3% от общей завалки шихты.
Основными материалами, используемыми в технологическом процессе при производстве данного сплава, являются:
1. Силумин (кремний — 13%, алюминий — 87%)
2. Медная лигатура (медь — 50%, алюминий — 50%)
3. Марганцевая лигатура (марганец — 10%, алюминий — 90%)
4. Алюминий чушковый (алюминий — 100%)
5. Магний чушковый (магний — 100%)
В изготовлении сплава при плавке указанных выше материалов в настоящее время используются также вторичные цветные металлы:
1. Вторичный алюминиевый сплав марки АЛ-23 в количестве 1000 кг
(состав: силиций – 6,0%, медь – 1,5, магний – 0,5, марганец – 0,8, алюминий – 91,2%).
2. Переплавленные отходы в количестве 1500 кг (состав: кремний —
10,0%, медь –1,0, марганец –0,5, магний –0,3, алюминий –88,2%).
Необходимо определить потребность в материалах для изготовления 5000 кг сплава с учетом использования указанного количества вторичных цветных металлов.
Задача 8
Вылов креветок производится малыми судами и траулерами. Суда выходят в море. Невод с уловом поднимается на палубу, где креветки отделяются от водорослей, рыбы и др. В южных морях, где температура воздуха и палубы очень высокая, креветки сразу промывают в морской воде и помещают в лед, поскольку, пролежав некоторое время на палубе, они начинают портиться (покрываться черными пятнами). Температура воздуха и время хранения являются критическими факторами.
Малые суда по ловле креветок должны возвращаться каждую ночь в порт, тогда креветки могут не помещаться в лед. Они немедленно продаются посредникам (владельцам ресторанов, кафе, прибрежных магазинов).
Траулеры могут находиться на месте лова неделю и больше, поскольку они оснащены рефрижераторами.
Когда креветки с больших траулеров прибывают на перерабатывающий завод, их промывают ото льда и кладут на конвейерную ленту, с которой специальные работники убирают поврежденные экземпляры. В то же время механические грейдеры сортируют их по размеру.
Далее креветки в панцире пакуют в провощенные картонные коробки, взвешивают и замораживают. После замораживания коробки с креветками покрывают водой и замораживают в блоки льда, чтобы они не высыхали.
С перерабатывающего завода креветки направляют различным покупателям (оптовым, розничным), где они тоже должны храниться при температуре минус 20 градусов С.
Задание:
Нарисуйте развернутую схему движения продукта от моря до обеденного стола.
Отметьте, какие части этой схемы являются областью логистики.
Обозначьте специфик деятельности организаций по закупке товаров. Обозначьте проблемы, встречающиеся в работе закупщика.
Также известно, что оптовый склад в городе Минске поставляет морепродукты ресторанам города. В течение месяца центры сервисного обслуживания ОАО «Лидаагропроммаш» выполнили 521 заказ на ремонт сельскохозяйственной техники. При этом остались невыполненными: 10 заказов – в силу некомпетентности специалистов сервисного центра и 9 заказов – в силу отсутствия необходимых запасных частей на складе. Определите уровень логистического сервиса.
Задача 9
Используя метод рейтинговой оценки поставщиков, определить основных поставщиков-производителей электробытовых товаров для оптового предприятия.
Условия задачи
Исходная информация по оптовому предприятию:
1. Оптовое предприятие в планируемом году намеревается закупить и реализовать 3000 единиц электробытовых товаров – 4 ассортиментных наименований. Цена реализации 1200 рублей за штуку.
2. Оптимальный размер партии поставки для оптового предприятия 300 единиц.
Исходная информация по поставщикам-производителям товаров:
3. Список возможных поставщиков-производителей товаров.
Поставщик | Удаленность от покупателя, км | Поставщик | Удаленность от покупателя, км |
1. Мозырь | 6. Слуцк | ||
2. Гродно | 7. Брест | ||
3. Полоцк | 8. Могилев | ||
4. Солигорск | 9. Витебск | ||
5. Гомель | 10. Марьина Горка |
4. Процент опрошенных покупателей, давших неудовлетворительную оценку качеству товаров соответствующих производителей.
1. Мозырь | |
2. Гродно | |
3. Полоцк | |
4. Солигорск | |
5. Гомель | |
6. Слуцк | |
7. Брест | |
8. Могилев | |
9. Витебск | |
10. Марьина Горка |
Методика решения
Лучший поставщик определяется на основе рейтинга. Сначала проводится предварительная оценка условий поставщиков по пятибалльной системе. С этой целью оценивается каждое условие поставки. При этом «5» – означает «отлично», «4» – «очень хорошо», «3» – «хорошо», «2» – «удовлетворительно», «1» – «малоприемлемо», «0» – «неприемлемо». Условия всех поставщиков представлены в пунктах 3, 4, 5. Присужденный балл проставляется в соответствующую ячейку формы 1.Итоговое значение рейтинга для каждого поставщика определяется путем суммирования произведений значимости критерия на присужденный балл. Рассчитав рейтинг для всех поставщиков и заполнив форму 1, определяют лучшего поставщика по наибольшему значению результата.
5. Условия поставщиков (порядковый номер поставщика соответствует нумерации в пункте 3)
Условия | ||||||||||
1. Цена за ед. (руб.) | ||||||||||
2. Размер одной партии (ед.) | ||||||||||
3. Представление товарного кредита сроком на 20 дней | - | - | + | - | - | + | - | - | - | - |
4. Количество ассортиментных наименований в одной партии | ||||||||||
5. Сервисное обслуживание после поставки | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + |
Форма 1. Расчет рейтинга поставщиков
Критерий отбора | Удельный вес критерия | Номер поставщика | |||||||||||||||||||
Балл | Произведение | Б | П | Б | П | Б | П | Б | П | Б | П | Б | П | Б | П | Б | П | Б | П | ||
Цена товара | 0,25 | ||||||||||||||||||||
Качество товара | 0,25 | ||||||||||||||||||||
Удаленность поставщика | 0,15 | Наши рекомендации
|