Экономические методы управления закупками товаров производственного и потребительского назначения
4. Сущность и задачи закупочной логистики.
5. Служба закупок на предприятии.
6. Задача выбора поставщика.
7. Организация службы закупок на производственном предприятии.
8. Современные модели управления запасами.
9. Механизмы закупочной логистики.
10. Синхронизация сбыта, закупок и производства.
11. Информационные технологии в логистике.
12. Роль закупочной логистике в управлении цепями поставок.
13. Планирование закупок в логистике.
14. Пути оптимизация процессов закупки материальных ресурсов на предприятиях Республики Беларусь.
15. Сравнительный анализ эффективности закупочной логистики стран СНГ.
16. Управление материалопотоками на предприятиях пищевой промышленности. 17. Управление материалопотоками на предприятиях горнодобывающей промышленности. 18. Управление материалопотоками на предприятиях агропромышленного комплекса. 19. Управление материалопотоками на предприятиях строительного комплекса. |
20. Нормирование запасов на примере предприятия. |
21. Выбор поставщика материальных ресурсов как логистическая функция |
22. Информационное обеспечение закупочной логистики. |
23. Анализ и проектирование организационной структуры службы закупок на предприятия. |
24. Выбор каналов закупки на основании проведенных исследований. |
25. Основные положения заключение договоров с поставщиками |
26. Государственные закупки и механизм их реализации. |
27. Показатели эффективности управления запасами. |
28. Влияние эффективности закупочной логистики запасов на финансовые показатели предприятия. |
ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
№ п/п | Тема | Количество часов |
Сравнительный анализ эффективности закупочной логистики стран СНГ. | ||
Управление материалопотоками на предприятиях пищевой промышленности. | ||
Управление материалопотоками на предприятиях горнодобывающей промышленности. | ||
Управление материалопотоками на предприятиях агропромышленного комплекса. | ||
Управление материалопотоками на предприятиях строительного комплекса. | ||
Нормирование запасов на примере предприятия. | ||
Выбор поставщика материальных ресурсов как логистическая функция. | ||
Информационное обеспечение закупочной логистики. | ||
Анализ и проектирование организационной структуры службы закупок на предприятия. | ||
Выбор каналов закупки на основании проведенных исследований. |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Задачи и функции закупочной логистики
2. Механизм функционирования закупочной логистики
3. Классификация запасов
4. Функции запасов
5. Расчет оптимального размера заказа.
6. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа,
7. Модель управления запасами с фиксированным периодом заказа.
8. Модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня.
9. Модель управления запасами «минимум - максимум».
10. Системы управления запасами.
11. Анализ ценности сырья и материалов
12. Определение оптимального количества заказов
13. Выбор предприятий - поставщиков
14. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению
15. Экономическое использование ресурсов
16. Понятие и принципы нормирования. Нормирование оборотных средств.
17. Нормирование расхода материалов.
18. Нормирование текущих запасов.
19. Нормирование страховых запасов.
20. Особенности принятия решения при выборе поставщика.
21. Последовательность выбора и ранжирование поставщиков.
22. Виды источников информации. Направленность информационных потоков.
23. Источники получения информации.
24. Электронная торговля в закупочной логистике.
25. Специализированные агентства с функцией подготовки информации о поставщиках.
26. Организация закупочной деятельности на предприятиях.
27. Задачи и функции службы закупок предприятия.
28. Влияние характера деятельности предприятия на выбор организационной структуры службы закупок.
29. Требования к специалисту-логистику службы закупок. Квалификационная характеристика логистика службы закупок. Оплата труда и материальное стимулирование логистика службы закупок.
30. Основные направления исследования рынка закупаемых материальных ресурсов.
31. Управленческое решение – «купить или сделать самим».
32. Анализ удовлетворения потребности.
33. Анализ факторов, определяющих цену, расходы на производство и доставку, положения о тарифах и импорте, цены поставщиков и потребителей промышленной продукции
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Задачи и функции закупочной логистики
2. Механизм функционирования закупочной логистики
3. Классификация запасов
4. Функции запасов
5. Расчет оптимального размера заказа.
6. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа,
7. Модель управления запасами с фиксированным периодом заказа.
8. Модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня.
9. Модель управления запасами «минимум - максимум».
10. Системы управления запасами.
11. Анализ ценности сырья и материалов
12. Определение оптимального количества заказов
13. Выбор предприятий - поставщиков
14. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению
15. Экономическое использование ресурсов
16. Понятие и принципы нормирования. Нормирование оборотных средств.
17. Нормирование расхода материалов.
18. Нормирование текущих запасов.
19. Нормирование страховых запасов.
20. Особенности принятия решения при выборе поставщика.
21. Последовательность выбора и ранжирование поставщиков.
22. Виды источников информации. Направленность информационных потоков.
23. Источники получения информации.
24. Электронная торговля в закупочной логистике.
25. Специализированные агентства с функцией подготовки информации о поставщиках.
26. Организация закупочной деятельности на предприятиях.
27. Задачи и функции службы закупок предприятия.
28. Влияние характера деятельности предприятия на выбор организационной структуры службы закупок.
29. Требования к специалисту - логистику службы закупок. Квалификационная характеристика логистика службы закупок. Оплата труда и материальное стимулирование логистика службы закупок.
30. Основные направления исследования рынка закупаемых материальных ресурсов.
31. Управленческое решение – «купить или сделать самим.
32. Анализ удовлетворения потребности.
33. Анализ факторов, определяющих цену, расходы на производство и доставку, положения о тарифах и импорте, цены поставщиков и потребителей промышленной продукции
34. Цель подготовки плана закупок.
35. План закупок как составная часть бизнес-плана предприятия, его содержание.
36. Планирование деловых отношений с будущими поставщиками.
37. Современные логистические системы, ориентированные на планирование потребностей материальных ресурсов
38. Потребность в материальных ресурсах для основного производства и на другие виды хозяйственной деятельности.
39. Планируемые объемы и сроки поставок материальных ресурсов, их связь с режимом производственного потребления.
40. Структура и объем требуемых материальных ресурсов.
41. Методы определения потребности в материальных ресурсах. (детерминированный, стохастический оценочный методы).
42. Процесс взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента.
43. Потребность в финансовых ресурсах.
44. Поиск и выбор поставщиков.
45. Организация работы по сбору информации и изучению контрагентов.
46. Способы выбора поставщиков
47. Источники необходимой информации о фирмах за рубежом.
48. Установление контактов с потенциальным поставщиком
49. Партнерство и его типы. Модель партнерства.
50. Факторы, компоненты и стимулы партнерства. Поддерживающие факторы партнерства: согласованность, взаимность, симметричность.
51. Этапы подготовки закупки материальных ресурсов на основе договора поставки.
52. Содержание договора поставки. Компетентность сторон.
53. Условия поставки. Правила Инкотермс.
54. Сущность государственных закупок
55. Принципы государственных закупок
56. Правовые аспекты государственных закупок.
57. Виды процедур государственных закупок.
58. Эффективность закупочной логистики. Показатели эффективности материально-технического обеспечения. Обобщающие показатели.
59. Критерии оценки эффективности закупочной логистики.
60. Индикаторы политики управления запасами.
61. Финансовые аспекты стратегии запасов.
62. Затраты на содержание запасов.
63. Влияние оборачиваемости на затраты на содержание запасов.
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Аттестация студентов проводится в двух семестрах.
В первом семестре изучения дисциплины «Закупочная логистика» студенты сдают зачет в письменной форме. Зачет проводится в форме тестовых заданий. К каждому поставленному вопросу имеются варианты ответов.
Во втором семестре изучения дисциплины «Закупочная логистика» студенты сдают экзамен по всему курсу. Экзамен проводится в письменной форме. На экзамене студент получает экзаменационный билет, который содержит 2 теоретических вопроса из курса и один кейс.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Конспект лекций
ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
1.Задачи и функции закупочной логистики
2.Механизм функционирования закупочной логистики
3.Классификация запасов
4.Функции запасов
1.Задачи и функции закупочной логистики
Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом решаются задачи: 1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий. 2. Обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них. 3. Соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий. Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Она является связующим звеном между разными товаропроизводителями и координаторами их работы. Логистика закупок выполняет следующие функции:
• формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
• выбор поставщиков;
• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
• контроль за сроками поставки материалов;
• входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Охарактеризованные функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами. Возрастание роли закупочной логистики в современных условиях Переход к рыночной экономике определяет роль и возрастающее значение закупочной логистики в общественном производстве. Рыночные условия вызвали к жизни ряд существенных изменений в сфере материально-технического обеспечения производства. Среди них особенно важными оказались: ? давление быстро растущего ассортимента продукции, запрашиваемой рынком; ? сокращение времени внедрения в производство новой продукции, ускоряющей расширение ассортимента; ? сокращение длительности производственного цикла; ? обострение конкуренции между производителями на фоне насыщения рынка нужными товарами. Все эти изменения привели к тому, что различные виды деятельности предприятия – производство, экономика, финансовая деятельность стали все больше зависеть от состояния материально-технического снабжения. Выяснилось, что в системе снабжения есть обширные зоны неэффективности, рационализация которых может дать большую экономию. Возникла необходимость реализации новых подходов к организации процессов материального обеспечения производства и управления им.
Закупочная логистика это процесс обеспечения предприятия материальными ресурсами для производства, размещения его на складах, хранение и выдача в производство при необходимой потребности.
В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков поставок. Для оптового покупателя такое положение дел требует точного расчета издержек.
2. Механизм функционирования закупочной логистики
Традиционная система организации материального снабжения основана на принципе хранения запасов. В этом случае требуется оформление документа о получении необходимых для производства материалов па складе фирмы, где эти материалы подбираются и передаются получателю либо доставляются прямо на рабочие места. В случае если требуемые предприятию материалы отсутствуют на складе фирмы, делается запрос в орган закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает заказ и обеспечивает отправку товаров. На предприятие – заказчик отправляются крупные партии материалов, как правило, автомобильным или железнодорожным транспортом. Заказанные грузы по их поступлению принимают на центральном приемном пункте компании.
Особенно важным моментом в материально-техническом снабжении по договорам является возможность организации срочных поставок. Требуемый материал может быть доставлен заказчику в течение 24 часов через торговую организацию, располагающую широким ассортиментом образцов на складе.
Договорная документация включает в себя: собственно договор, каталоги материалов, соглашения по организации процесса подачи заявок и выполнения поставок, а также инструкции по ведению контроля и учета выполнения договорных условий. Вся документация формируется таким образом, чтобы было возможно применение ЭВМ на трех стадиях процесса материально-технического снабжения. Значительное влияние на закупочную логистику оказывает сама организация процесса производства в условиях быстрого изменения ситуации на рынке сбыта и закупок.
3.Классификация запасов
Запас как явление в цепях поставок представляет собой товарно-материальные ценности, ожидающие потребления. То есть запас (stock, inventory) — это in, что сконцентрировано, приготовлено, собрано для последующего потребления.
Запасы можно классифицировать по ряду признаков.
Так, по этапу бизнес-процесса, на котором находятся товарно-материальные ценности, они подразделяются на следующие категории:
· Сырье и марериалы
· незавершенное производство;
· готовая продукция;
· товары;
· отходы.
Существует несколько другое разделение, которое определяется
Вторая группа товарно-материальных ценностей — незавершенное производство (semifinished goods) — это совокупность товарно-материальных ценностей, находящихся в рамках технологических процессов производства готовой продукции. Незавершенное производство имеется на любом производственном предприятии, так как в каждый момент времени некоторая часть товарно-материальных ценностей находится либо в процессе выполнения операций технологической обработки, либо между ними.
Третья группа товарно-материальных ценностей — готовая продукция. Готовая продукция представляет собой товарно-материальные ценности, полностью готовые к реализации данным предприятием. От незавершенного производства ми оную продукцию отличают следующие особенности:
• технологическая обработка товарно-материальных ценностей в рамках производственного процесса на данном предприятии полностью завершена;
• изделия имеют полную, предусмотренную технической документацией комплектацию;
• изделия прошли контроль качества;
• изделия приняты на склад готовой продукции.
4.Функции запасов
Функции запасов:
—географическая специализация
—консолидация ресурсов
—уравновешивание спроса и предложения
Также запасы выполняют некоторые важнейших функции, повышая гибкость и надежность управления организацией:
· функцию накопления;
· функцию защиты от изменения цен и инфляции;
· функцию управления затратами.
Первая функция запасов и их главная функция) — это накопление ресурсов и их распределение в целях повышения надежности и синхронизации движения и преобразования материальных потоков в организации (на предприятии). Производственный процесс на предприятии можно рассматривать как целенаправленное движение и преобразование материальных потоков, начиная с получения предприятием исходных материалов и компонентов продукции и кончая выпуском готовых изделий. Важнейший принцип и цель производственного (операционного) менеджмента при организации движения потоков — обеспечение их непрерывности. Однако бывает практически невозможно организовать полностью непрерывный производственный цикл на предприятии, на 100% согласовать между собой производственные звенья, внешние поставки синхронизировать с ходом производства.
Таким образом, запасы и заделы незавершенного производства возникают на разных участках движения как следствие нарушения непрерывности материальных потоков. В конечном счете, степень непрерывности потоков определяется качеством организации и планирования процессов в оперирующих системах, другими словами, уровнем производственного менеджмента. Накопление запасов позволяет также повысить устойчивость работы предприятия за счет полной или частичной ликвидации отрицательных последствий действия неблагоприятных внешних и внутренних факторов: колебаний спроса, недобросовестности поставщиков, внутренних сбоев системы по организационно-техническим причинам, задержек в пути транспорта, забастовок и др.
Во-первых, наличие запасов готовой продукции повышает уровень потребительского сервиса. Требования клиентов предприятия в реальных условиях редко могут быть удовлетворены, если в наличии нет необходимого запаса продукции. Например, если спрос на продукты производства высок только летом, фирма может в зимний период пониженного спроса создать запас, достаточный для того, чтобы удовлетворить высокий летний спрос. Или если спрос претерпевает существенные колебания, то сгладить их негативное влияние на организацию поставок продукции клиентам проще всего путем создания соответствующего запаса. Во-вторых, накопление ресурсов на входе оперирующей системы позволяет избежать простоев, т. е. неэффективного использования оборудования и живого труда, а также потерь, вызванных последующим недопроизводством товаров. Обычно если поставщики фирмы организуют поставки нерегулярно, то разумно, пока отношения с ними не урегулированы, накапливать запасы входных материалов, чтобы оградить себя от неритмичной работы поставщиков, транспорта и т. п. В-третьих, процессы, протекающие внутри предприятия, также могут иметь отклонения, быть несинхронными, различаться характером производства и потребления ресурсов и т. д. В таких случаях между взаимосвязанными процессами (подразделениями) возникают заделы незавершенного производства, играющие роль буфера, который обеспечивает их нормальную совместную работу.
Вторая функция запасов — защита от инфляции и колебаний цен, т. е. сохранение денежных ресурсов организации (предприятия). Размещая свободные наличные средства в банке, предприятие может сохранить их и получить крупный доход. С другой стороны, ценность запаса может расти быстрее, чем деньги, помещенные в банк. Таким образом, запасы могут рассматриваться в качестве инвестиций для использования в будущем или перепродажи (спекулятивные запасы). Принимая решение о создании подобных запасов, необходимо тщательно оценивать затраты и риски хранения.
Третья функция запасов — управление затратами, которые тесно связаны с размером партий, заказываемых для пополнения запасов. С запасами связана возможность прямого влияния на уровень затрат организации (предприятия). Суть в том, что в процессе управления запасами решаются два основных вопроса: какой должна быть величина заказываемой для пополнения запаса партии ресурса и когда необходимо делать такой заказ. А большинство поставщиков предлагают скидки при крупных заказываемых партиях, в определенные периоды устраивают распродажи. Транспортные компании также предоставляют скидку при перевозках больших объемов грузов. Таким образом, разовая закупка больших количеств ресурсов в определенное, время может, по существу, снизить издержки производства.
Возможность пополнять запас партиями оптимального размера - это фактор экономии средств, который действует как вне, так и внутри предприятия. Действительно, предприятие или любое его подразделение может работать без переналадки «на склад» гораздо дольше, чем, если бы оно постоянно реагировало на изменения внешнего или внутреннего спроса. Таким образом, запасы и заделы незавершенного производства позволяют получить экономию на масштабе производства.