Тема 5.6. Хозяйственный риск
Риск– возможный убыток или неудача в коммерческом деле, обусловленные изменчивостью рыночной конъюнктуры.
Чистый риск– риск, результатом которого являются либо потери, либо отсутствие их, но возможности для выигрыша нет. Например, пожар, смерть главного действующего лица фирмы, банкротство клиента, хищение, дорожно-транспортное происшествие и т. п. Избежать чистого риска, даже максимально предприняв все меры и возможности, на 100 % практически невозможно.
Любое транспортное предприятие должно считаться с риском аварии. Предприятие, имеющее здание, – с риском пожара, кражи и т. д.
Спекулятивный риск– риск, при котором предприниматель либо выигрывает, либо проигрывает. Например, при покупке недвижимости, земли, акций с целью перепродажи и получения прибыли – размер прибыли или убытков зависит от опыта и профессионализма предпринимателя.
Фундаментальный рисксвязан с экономическими, политическими, социальными и природными потрясениями, воздействию которых подвержено человеческое общество – наводнения и землетрясения, инфляция, войны и т. п.
По месту возникновения различают:
1) производственный риск– связан с производством продукции (товаров, услуг), с осуществлением любой производственной деятельности. Причины: возможное снижение объемов производства, рост затрат, повышение налогов, пошлин и пр.;
2) коммерческий риск– риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных фирмой. Причины: снижение объемов реализации при изменении конъюнктуры, повышении закупочной цены, непредвиденное снижение объемов продаж, потеря товара, инфляция и т. д.;
3) финансовый риск– риск, возникающий в сфере отношений с финансовыми институтами. Измеряется как отношение величины заемных средств по отношению к собственным.
Предпринимательский риск в сфере производства:
1) снижение производительности труда, незапланированные простои оборудования и недоиспользование производственных мощностей, потери рабочего времени, отсутствие необходимого количества исходных материальных и трудовых ресурсов, повышение процента брака;
2) снижение цены на готовую продукцию в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой, недостаточным качеством, падением спроса, ценовой инфляцией и т. п.;
3) рост цен на материальные и трудовые ресурсы ведет к росту затрат на производство готовой продукции и снижению массы прибыли предприятия;
4) рост материальных затрат обусловлен перерасходом сырья, материалов, топлива, энергии;
5) непредвиденный рост транспортных и складских расходов, торговых издержек, накладных и прочих расходов, перерасход зарплаты, переплата налогов и прочих отчислений по различным причинам, включая ошибки бухгалтерии;
6) штрафы, пени, неустойки в связи с задержкой поставки, платежей, рекламаций и т. д.
Способы уменьшения рисков:
1) избежание – просто уклонение от риска, зачастую отказ от прибыли;
2) удержание риска за инвестором – риск в пределах имеющихся собственных сумм для покрытия убытков в случае проигрыша;
3) передача риска страховому обществу;
4) снижение риска – сокращение вероятности наступления рискового события и объема потерь.
Раздел VI. Результативность деятельности предприятия.
Тема 6.1: Доход, прибыль, рентабельность деятельности предприятия
План:
1. Сущность и функции прибыли
2. Виды прибыли и методика их расчета
3. Формирование и распределение прибыли
4. Сущность и показатели рентабельности
Сущность и функции прибыли
Прибыль и рентабельность – те экономические показатели, которые характеризуют эффективность работы предприятия.
В общем виде прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и реализацию этих товаров и услуг.
Прибыль предприятия – это часть выручки от реализации продукции, которая остается после вычета из нее налогов, уплачиваемых из выручки, а также затрат на производство.
Прибыль является основной целью деятельности любого предприятия, основным источником простого и расширенного воспроизводства, одним из основных источников решения всех соц-эк задач на уровне предприятия и одним из основных источников формирования гос бюджета.
Прибыль как экономическая категория выполняет следующие функции:
1.стимулирующая – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия может либо стимулировать предприятие к деятельности, либо наоборот, подталкивать к снятию продукции с производства.
2.социальная – прибыль является основным источником формирования доходной части бюджета, из которой финансируются социальные программы, образование, здравоохранение…
3.прибыль выступает главным источником увеличения рыночной стоимости предприятия
4.прибыль характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия
5.учетная
6.оценочная