Ремонт выстроенных в ряд кирпичных домов
В Сент-Луисе, штат Миссури, как в большинстве американских городов и во многих городах других стран, большая часть жилой застройки — однообразные улицы, вдоль которых тянутся ряды узких трехэтажных домов, сделанных из дикого камня или кирпича. Многие из когда-то солидных, старинных классических сооружений порядком обветшали и даже брошены владельцами. Что можно сделать с такими домами?
Руководитель Управления энергетики Сент-Луиса Джим Сэккетт пришел к выводу, что эти здания нужно восстановить. Но многие из них находились в ужасном состоянии. Разваливалась на куски внутренняя отделка домов, переживших пожары, перекашивались стены, неровными становились полы. Нанять квалифицированных специалистов для того, чтобы все сделать вертикальным, прямоугольным и горизонтальным, было не по средствам. Но даже если бы деньги удалось найти, многим городским беднякам все равно оказалось бы не по силам оплачивать счета за энергию в домах с тонкой или отсутствующей изоляцией, в климате с очень жарким и влажным летом и холодной зимой.
Путем проб и ошибок было найдено удачное решение. В основание в качестве самовыравнивающегося фундамента заливался «плавающий бетонный пол». Расположенный по соседству цех в массовом количестве производил сборные панели, заполненные изолирующей пеной. Панели вставлялись между жаропрочными слоями стены из сухой кладки, так, чтобы края их плотно прилегали друг к другу. Используя простую монтажную систему, приспособленную для совсем не идеальных стен, все здание можно было облицевать этим привлекательным отделочным и сверхизоляционным материалом.
Затем был найден простой способ прорезания отверстий для дверей и окон. Поскольку в то время суперокна еще были недоступны, Сэккетт выбрал другой широко известный вариант: два окна с двойной подвеской. Каждое окно состояло из верхней и нижней частей, скользящих по направляющим. Открывая и закрывая внутреннюю и внешнюю, верхнюю и нижнюю рамы в различных комбинациях, можно было заставить окна обогревать, охлаждать, проветривать или изолировать дом в различные времена года.
Результат оказался замечательным как по своему эффекту, так и по простоте. Без использования сверхсложных методов или материалов — никаких суперокон, никаких теплообменников типа воздух-воздух и т. п. — сверхизоляция вполовину сократила издержки на каждый дом за срок службы. Потребность в отоплении упала более чем на 90%; даже при отсутствии отопления в самую суровую зиму температура в помещении почти никогда не падала ниже 12°С благодаря поступлению через окна пассивного солнечного тепла. Необходимость в охлаждении сократилась примерно на столько же — один установленный в окне кондиционер мог охладить и осушить весь дом, обеспечивая комфорт.
Стоимость? Менее 2000 долларов сверх затрат на обычный капитальный ремонт, и этого достаточно, чтобы превратить заброшенное каменное строение в элегантный, долговечный, привлекательный, надежный и недорогой дом.
Штаб-квартира Банка ИНГ
В 1978 г. банк «Недерландше Мидденстандсбанк» (НМБ) был в Голландии банком номер четыре. Сейчас он переименован в «ИНГ Банк» и занимает второе место, неуклонно расширяя свою деятельность. Что же произошло? Это долгая история, похожая на сказку, но все в ней правда, и многое связано с эффективностью использования ресурсов.
В прежние дни НМБ был, как признался один из его управляющих, «неповоротливым и консервативным». Нуждаясь в равной степени и в новом имидже, и в новой штаб-квартире, служащие банка проголосовали за выбор участка в растущем районе к югу от Амстердама. Совет директоров банка хотел иметь здание из природных материалов, органично вписанное в ландшафт, в котором много солнечного света, зеленой растительности и воды, здание, отличавшееся энергетической эффективностью и низким уровнем шума.
Банк сформировал команду проектировщиков и строителей. По словам управляющего недвижимостью банка Тие Либе, кроме архитекторов и дизайнеров в нее входили представители и других специальностей. Она работала над проектом три года, регулярно консультируясь с будущими арендаторами. Строительство началось в 1983 г. и завершилось в 1987 г. Результатом явилась крайне необычная конструкция: архитектор Антон Албертс описывает этот стиль как «антропософский», исходя из основанной Рудольфом Штейнером «Науки о духе». Посмотрите на это сооружение, и вы увидите, что у него нет прямых углов (см. илл. 4 на вкладке).
Здание, в котором размещается 2400 служащих на площади примерно в 50 тысяч квадратных метров, разбито на 10 скошенных облицованных кирпичом башен из сборного железобетона. В плане участок представляет собой неправильную S-образную кривую. Тут над площадкой в 30 тысяч квадратных метров, отведенной для стоянки машин и зон обслуживания, разбросаны парки и внутренние дворы. Вдоль внутренней улицы, соединяющей все башни, тянутся рестораны и конференц-залы. Историк архитектуры Чарльз Дженкс (1990) охарактеризовал здание как «землескреб», с «волнообразно изгибающимся телом, крепко обнимающим землю». Густонаселенные жилые кварталы, офисы и предприятия розничной торговли вокруг банка усиливают образ средневекового замка с окружающей его деревней.
Как в большинстве учреждений в северной части Европы, в этом комплексе используются плиты настила, которые уже, чем в США. Рабочий стол поэтому находится от окна на расстоянии, не превышающем 7 метров, что обеспечивает отличное естественное освещение. Внутренние жалюзи отбрасывают естественный свет, проникающий через верхнюю треть каждого внешнего окна, на потолки помещений. Наряду с внутренними застекленными атриумами, проходящими через башни к внутренней улице на уровне антресоли, это поэтажное боковое освещение дает значительную часть общего освещения здания, дополняемого настольными лампами, декоративными настенными бра и ограниченным количеством подвесной арматуры.
Аналогичным уровнем комфорта отличается и проект тепловой схемы здания, обеспечивавший в основном пассивное накопление тепла в ненастную голландскую погоду. В то время в Европе суперокон еще не было, и проектировщики ограничились обыкновенным двойным остеклением. От конструкции из сборного железобетона кирпичную оболочку отделяет слой изоляции. Сама конструкция используется для сохранения тепла, получаемого благодаря пассивному накоплению солнечной энергии и внутренним источникам тепла — освещению, оборудованию и людям.
Дополнительное тепло подается через водяные радиаторы, соединенные с системой накопления горячей воды емкостью в 100 кубических метров в подвале. Вода нагревается размещенным внутри конструкции теплоизлучателем и регенерацией тепла от двигателей лифтов и компьютерных залов. В здании банка применяются также теплообменники типа воздух—воздух, которые используют тепло от выходящего отработанного воздуха для подогрева входящего воздуха. Как и многие здания в северной части Европы, банк не имеет системы кондиционирования; вместо нее используются тепловая емкость текстуры здания, механическая вентиляция, естественная вентиляция через регулируемые окна и дублирующая абсорбционная система охлаждения (главным образом для осушения), питаемая отработанным теплом от теплоизлучателя.
Этот уровень интеграции конструктивных элементов здания, естественного дневного освещения и энергетической системы дает впечатляющие результаты. Старое здание главного отделения банка потребляло 4,8 гигаджоулей на квадратный метр первичной энергии в год, новое потребляет 0,4 гигаджоуля на квадратный метр в год, что на 92% меньше. Для сравнения, соседний банк, построенный одновременно со зданием НМБ, расходует энергии на квадратный метр в пять раз больше, а затраты на его строительство были примерно такими же (Оливье, 1992). Дополнительные затраты на строительство, отнесенные к энергетическим системам НМБ, составляли порядка 700 тысяч долларов; однако годовое энергосбережение оценивается в 2,6 миллиона долларов, что окупает затраты за три месяца. Либе отмечает, что у НМБ «самые низкие затраты на энергию в голландских административных зданиях и одни из самых низких в Европе».
Наряду с простыми природными отделочными материалами в ансамбль включены произведения искусства, растения и вода. Коридоры в банке увешаны настоящими картинами, и видно, что при оформлении здания художественности исполнения придавалось большое значение. Например, поверхности из окрашенного металла в верхней части портиков башен отражают окрашенный свет на светлые скульптуры внизу, а от них свет переизлучается на оштукатуренные стены. Внимание к деталям распространяется даже на обработку температурных швов. Латунная пластинка, закрывающая такой шов в основном коридоре, поднимаясь вверх по стене, превращается в рельефную скульптуру, утопленную в стену и окруженную розеткой из мрамора различных оттенков со скрытой подсветкой. Верхние площадки на крыше, внутренние дворики, атриумы и другие внутренние помещения в различных стилях украшены зелеными насаждениями. Для фонтанов и полива растений используется собираемая в цистерну дождевая вода. Скульптурные фонтаны — они установлены даже в качестве ограждения площадок на верхних этажах — преобразуют постоянный поток воды в пульсирующую, журчащую струю. Кроме того, что они радуют глаз, водные потоки увлажняют воздух и создают акустический фон, что очень важно, поскольку в здании, которое пропускает мало внешних шумов и почти не создает собственных, тишина может быть гнетущей.
Затраты на приобретение земли, строительные работы, благоустройство, покупку произведений искусства, мебели и оборудования составили примерно 1500 долларов на квадратный метр. Другие административные здания в Голландии обошлись в такую же или даже в большую сумму. Сократилось количество случаев невыхода на работу банковских служащих, что Либе объясняет улучшением условий для работы (Ромм и Браунинг, 1994). И наконец, благодаря зданию, НМБ обрел в глазах общественного мнения привлекательный имидж. Сейчас он считается прогрессивным, творческим банком, а его здание — самое известное в стране после парламента. Деловые операции банка резко увеличились в объеме.