Развития владимирской области в условиях рынка
Как было отмечено в первой главе монографии, развитие и конкурентоспособность каждого субъекта Российской Федерации определяется большой совокупностью факторов. Среди них выделяют традиционные, действующие длительный период времени (особенности экономико-географического положения, природно-ресурсный и демографический потенциалы, уровень развития инфраструктуры), и новые, действие которых проявилось в последний период времени (инновационная привлекательность, институционный фактор и другие).
На развитие экономики Владимирской области большое положительное влияние всегда оказывало ее экономико-географическое положение. Она расположена в центре Европейской части России, граничит с Московской, Ярославской, Ивановской, Нижегородской и Рязанской областями. Со всеми соседними субъектами она имеет удобные транспортные связи в виде железных и автомобильных дорог, что способствует повышению ее конкурентоспособности. Эти области экономически высокоразвитые, и соседство с ними, безусловно, благоприятно сказывается на развитии нашего региона, хотя роль каждой из них в историческом плане была разной. Наибольшее влияние на Владимирскую область оказывают Москва – столица России, а также Московская и Нижегородская области и гораздо меньшее Ивановская, Ярославская и Рязанская области.
Расстояние от Владимира до Москвы составляет 190 км, до ближайшего зарубежного государства, Белоруссии, - около 600 км, а до ближайшего морского порта, Санкт-Петербурга, - более 700 км. Владимирская область удалена от внешних границ, занимает в России глубинное положение, что в значительной степени определило ее историческую судьбу и особенности экономического и социального развития.
Близость к Москве имеет для Владимирской области как позитивное, так и негативное значение. Столица сдерживает развитие на территории Владимирской области отраслей социальной сферы, в частности системы высшего образования, науки, и способствует оттоку экономически активного населения, в первую очередь специалистов с высоким уровнем образования и квалификации. Москва выносит за свои пределы промышленные предприятия, которые не соответствуют ее статусу и продукция которых теряет конкурентоспособность из-за высокой себестоимости. В Москве активно развиваются предприятия и учреждения непроизводственной сферы, связанные с оптовой и розничной торговлей недвижимостью, финансовой и банковской деятельностью. Столица остро нуждается в менеджерах, инженерно-технических работниках, строителях, работниках городского хозяйства, нянях. В этих условиях из Владимирской области в Москву перетекает значительная часть наиболее высококвалифицированных кадров. Выпускников школ притягивают вузы Москвы, которые дают более престижное образования и как результат их востребованность на рынке труда. Квалифицированная рабочая сила выбывает в Москву и Московскую область из-за более интересной работы и высокого уровня оплаты труда.
Конкурентоспособность региона также зависит от воздействия природных факторов. В этом плане следует отметить, что Владимирская область располагает достаточно комфортными природными условиями и благоприятной экологической обстановкой, что является хорошей основой для дальнейшего роста её конкурентных преимуществ.
В то же время Владимирская область бедна полезными ископаемыми. Топливные ресурсы региона представлены лишь многочисленными месторождениями торфа. Основу минерально-сырьевой базы Владимирской области составляют разнообразные компоненты для производства строительных материалов, которые широко распространены по ее территории. В области открыто и изучено значительное количество месторождений: песков -103, в их числе 6 кварцевых, более 80 - глин, 4 - трепела и опоки, около 30 карбонатного сырья (известняки), 23 - песчано-гравийного сырья, 2 - гипса, 2 - строительных песчаников и минеральной краски. Бедная минерально-сырьевая база всегда сдерживала развитие экономики Владимирской области.
Владимирская область имеет развитую гидрографическую сеть. По ее территории протекает 746 рек и ручьев, общая длина рек области – 8560 км. Главные водные артерии: Клязьма, которая пересекает всю область в широтном направлении, и Ока, протекающая вдоль ее восточной границы. На территории области насчитывается 339 озер. Следует отметить, что Владимирская область вошла в число регионов России, в которых реализуется программа экологической реабилитации рек. В настоящее время ведутся работы на реках Серой (в Александровском районе), Колокше (Юрьев-Польском районе), Судогде (г. Судогда), стоимость работ – более 180 млн руб. В будущем работы будут проведены на реках Каменке (в Суздальском районе), Колпи (Селивановском районе), Унже (в г. Меленки) и на озерах Гусь-Хрустального и Киржачского районов.
Во Владимирской области имеются значительные запасы подземных вод в объеме 668,64 млн м3. Они имеют большое значение для водоснабжения городских и сельских поселений. В области есть месторождения и ведется добыча минеральных вод, наибольшей известностью пользуются суздальская вода «Серебряный сокол», а также селивановская, судогодская и ундольская.
Реки и многочисленные озера области имеют большое рекреационное значение, так как отдых у воды наиболее привлекателен. В реках, озерах, прудах и водохранилищах водится более 40 видов рыб, которые представляют определенный промысловый интерес, в первую очередь для рыболовов-любителей.
Крупным накопителем влаги являются болота, они питают многие реки, регулируют их сток в течение года. Совсем недавно болота считались ненужным элементом природных ландшафтов, поэтому много сил и средств было потрачено на их осушение. В настоящее время болота считаются важным элементов природы, во Владимирской области не только рассматриваются, но и решаются вопросы об их охране и рациональном использовании. Некоторые болота утверждены в качестве памятников природы. На заболоченной территории Мещерской низменности в Гусь-Хрустальном районе в 1992 г. создан национальный парк «Мещера», который активно рекламируется как объект рекреационного и экологического туризма.
Самым главным природным богатством Владимирской области, безусловно, являются земли. Общая земельная площадь области составляет 2912,2 тыс. га. По характеру почвенного покрова область делится на три зоны: дерново-подзолистых супесчаных и песчаных почв, дерново-подзолистых среднесуглинистых и легкосуглинистых почв и серых лесных почв. Наиболее плодородными и ценными серыми лесными почвами занято 417,5 тыс. га, или 14,3 % общей земельной площади области. Они составляют ее «золотой» земельный фонд. Этот тип почв преимущественно сконцентрирован в Ополье. В основном же почвы области бедные, кислые, нуждаются в известковании, хорошо отзываются на внесение органических и минеральных удобрений. В условиях рыночной экономики остро встала проблема рационального использования земельных ресурсов. Требуется провести аудит земельных ресурсов с учетом их хозяйственного использования.
Владимирская область выделяется крупными запасами лесных ресурсов. Лес – это не только ценное сырье, но и важнейшая составная часть экологической системы, поставщик кислорода, накопитель влаги. В области леса занимают 1629,3 тыс. га, или 50,2 % её территории. В среднем запас древесины на 1 га лесной площади составляет 180 м3. Расчетная лесосека главного пользования утверждена в объеме 1525 тыс. м3, в т.ч. по хвойным породам 647,7 тыс. м3. Леса относятся в основном к первой (зеленые зоны городов, промышленных центров и предприятий, защитные полосы вдоль рек и дорог) и второй (водоохранные) группам. В лесах Владимирской области ведутся промышленные лесозаготовки. Большое значение для населения имеют их охотничьи, грибные, ягодные ресурсы. Леса – это и важный рекреационный ресурс области. Они притягивают отдыхающих не только нашего региона, но и Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода.
Делая некоторые обобщения, можно отметить, что на территории Владимирской области имеются благоприятные природные условия для проживания населения и развития хозяйства. Однако из-за ограниченности минерально-сырьевой базы не получили значительного развития топливо-, энерго-и сырьеемкие производства. Но это, в свою очередь, благоприятно сказывается на экологической ситуации в области.
На конкурентоспособность территории в значительной мере влияет уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры.
Основные фонды Владимирской области составляют 650,4 млрд руб., по их величине в 2014 г. среди субъектов РФ она занимала 55-е место. Износ основных фондов достиг 45,2 %. В настоящее время важно произвести их учет, определить состояние и перспективы дальнейшего использования, а возможно, реализовать на конкурсной основе. Нужно иметь в виду, что многие объекты производственной и жилищно-коммунальной инфраструктуры являются памятниками архитектуры, но практически не используются в целях развития туризма. Во Владимирской области практически нет объектов производственного туризма – эта проблема требует пристального изучения и последующего решения.
Транспортная инфраструктура области представлена железными и автомобильными дорогами, нефте- и газопроводами, линиями электропередачи. Территорию Владимирской области пересекают три железнодорожные магистрали общероссийского значения: Москва – Владимир – Нижний Новгород – Киров – Пермь, Москва – Александров – Ярославль – Архангельск, Москва – Муром – Казань – Екатеринбург, и одна из важнейших в стране автомобильных дорог: Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа (М-7).
Длина железных дорог Владимирской области составляет 922 км, на 1000 км2 территории приходится 289 км железных дорог (в России - 50 км, в Центральном федеральном округе – 261 км). Основные железные дороги в области являются двухпутными и электрифицированы. Постоянно ведется работа по модернизации железных дорог и подвижного состава. Функционируют скоростные электрички и поезда «Сапсан», «Стриж», «Ласточка». Ведутся работы по проектированию и строительству новой высокоскоростной магистрали Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань. Однако следует обратить внимание и на факт отсутствия в области железной дороги меридионального направления (Ярославль – Владимир – Рязань), ее строительство будет существенно способствовать экономическому развитию Владимирской области.
Длина автомобильных дорог общего пользования Владимирской области превышает 5770 км, на 1000 км2 территории приходится 194 км автодорог общего пользования, в то время как в России - 35 км, но в Центральном федеральном округе – 206 км. Постоянно ведутся работы по улучшению качества автомобильных дорог, растет скорость движения, повышается уровень безопасности. Планируется построить новую скоростную автодорогу из Европы в Азию, которая должна пройти через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Актюбинск, Алма-Ату, Урумчи до Пекина. Улучшается сервисное обслуживания автотранспорта, водителей и пассажиров. Для улучшения экологической ситуации в регионе автомобили переводятся на газовое топливо.
Однако слабо представлена в области инфраструктура авиатранспорта. Из аэропорта «Семязино» совершаются рейсы межрегионального характера на Санкт-Петербург и в Крым. В области есть вертолетные площадки. Но чаще авиапассажиры региона пользуются аэропортами Московского транспортного узла: Шереметьево, Домодедово, Внуково, с которыми налажено надежное чартерное автосообщение. Поднимается вопрос о строительстве аэропорта в Добрынском, но это будет возможно только при возникновении пассажиропотока определенной величины. Следует отметить, что это будет возможно при строительстве между Владимиром и Суздалем общероссийского спортивно-развлекательного центра.
Пока теряет свою роль и значение речной транспорт. Нет регулярного транспортного движения по Оке, прекратилось судоходство по Клязьме. Безусловно, Оку и Клязьму необходимо использовать в целях развития рекреации и туризма. Общегосударственной задачей федерального уровня является вопрос обеспечения этого вида туризма новыми видами судов, пригодных для маловодных рек. Для достижения этой цели возможно возрождение судостроительного производства в Гороховце. Правительство обращает внимание на то, что необходимо вести масштабные работы на реках по их дноуглублению, канализации, созданию на их берегах необходимой инфраструктуры.
Большое влияние на социально-экономическое развитие территории, по мнению Н. Н. Баранского, оказывает население, в частности, он писал: «… нельзя забывать о том, что население является и производителем, и потребителем и что таким образом экономика связана с населением, можно сказать, целиком – с начала и до конца»[46]. Иными словами, демографический фактор является определяющим при формировании региональной конкурентной среды. Демографическая ситуация складывается из демографического поведения предыдущих и нынешних поколений. В результате рождаемости, смертности, миграций, продолжительности жизни населения складывается его возрастно-половая структура, которая в свою очередь влияет на особенности воспроизводства населения. С течением времени особенности демографического поведения населения существенно изменяются. Так, до 1991 года экономика Владимирской области развивалась в условиях увеличения численности населения, что, безусловно, способствовало ее росту, затем она стала постепенно сокращаться (см. таблицу 52). В настоящее время наблюдаются естественная убыль и миграционный отток населения. По прогнозу Росстата, в перспективе процесс сокращения численности населения в области продолжится, что будет сдерживающим фактором её развития.
Чтобы сдержать отток населения, необходимо более ускоренными темпами создавать в регионе конкурентоспособную экономику, формировать на территории комфортные условия для проживания и ведения бизнеса, последовательно повышать доходы и уровень жизни населения.
Среди новых факторов развития конкурентоспособности регионов следует выделить фактор инновационного развития. Инновационные возможности региона можно разделить по происхождению на эндогенные и экзогенные.
Внутри региона инновационная база представлена вузовской и отраслевой наукой. Вузовскими научными центрами Владимирской области в настоящее время являются Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых и Ковровская технологическая академия им. В. А. Дегтярева.
Владимирский государственный университет является крупнейшим научным центром региона, в настоящее время в его состав входит 11 институтов, 73 кафедры, на которых работают свыше 170 докторов наук и профессоров и более 700 кандидатов наук и доцентов. В его составе работает Муромский институт с 6 факультетами.
В Ковровской технологической академии на 3 факультетах работают 21 доктор наук и профессор, а также около 80 кандидатов наук и доцентов.
Владимирская область имеет достаточно развитую отраслевую науку. В области около 5700 научных работников, среди которых трудятся 63 доктора и 360 кандидатов наук, в 25 организациях области занимаются научными исследованиями и разработками.
Наиболее крупными центрами отраслевой науки во Владимирской области являются Владимир, Ковров, Муром. Определенное развитие она получила в Гусь-Хрустальном, Александрове, ЗАТО г. Радужный.
В настоящее время большое значение имеет фактор «институционной обеспеченности» региона. Институционная обеспеченность региона складывается из законодательных и нормативных документов федерального, регионального и местного уровня. Задача управленцев и менеджеров - создать институционную среду для стимулирования предпринимательской деятельности и привлечения капитала в экономику региона.
Для создания полноценной институционной среды необходимо разработать стратегию инновационного развития, выявить приоритетные региональные проекты и кластеры, создать развитую рыночную инфраструктуру с банками, бизнес-инкубаторами, технопарками, разработать законодательную и нормативно-правовую базу правил, механизмов и норм функционирования рыночной экономики, постоянно обновлять ее в соответствии с новыми требованиями. Проводятся целенаправленные форумы и экономические совещания, посвященные динамичному развитию региона, импортозамещению, развитию среднего и малого бизнеса. Традиционным становится всероссийский молодежный форум «Территория смыслов на Клязьме», в котором принимает участие талантливая молодежь всей России. Создана Корпорация развития региона, которая занимается разработкой стратегии его развития.
По выводам экспертов RAEX, инвестиционная привлекательность Владимирской области в 2015 году определялась особенностями ее потенциала (издательство «Коммерсант»), в частности, она среди субъектов РФ занимала только 68-е место по природно-ресурсному потенциалу, 36-е по трудовому, 39-е по потребительскому, 41-е по производственному, 41-е по финансовому, 27-е по институциональному, 29-е по инновационному, 18-е по инфраструктурному и 18-е по туристическому. Самую высокую оценку эксперты поставили ее инфраструктурному и туристическому потенциалу, а самую низкую - природно-ресурсному.
Эксперты оценили и места, занимаемые Владимирской областью по инвестиционным рискам среди субъектов России. Она занимает по социальным рискам 17-е место, экономическим – 22-е, финансовым – 48-е, криминальным – 26-е, экологическим – 8-е и управленческим – 20-е. Очень важно укреплять финансовую базу области, развивать ее экономику. Заслуживает внимания и подготовка современных управленческих кадров. Безусловно, в этом главную роль должен выполнить Владимирский филиал РАНХиГС при Президенте РФ. Филиал должен укрепить свое значение в деле подготовки и переподготовки управленческих кадров. Безусловно, должна возрасти его роль и как научно-исследовательского центра, связанного с исследованием современного состояния области и с определением векторов ее перспективного развития.
Региону необходимо вести маркетинговую деятельность, создавать и поддерживать притягательность и престиж области, привлекательность ее ресурсов и отдельных предприятий.
Маркетинговые мероприятия необходимо проводить, исходя из следующих принципов:
- необходимо знать особенности текущей ситуации и возможности региона;
- эффективного решения проблем экономики региона;
- действия должны быть нацелены на долгосрочное устойчивое развитие;
- с учетом поведения экономических субъектов на инвестиционном рынке.
Маркетинг должен способствовать выбору приоритетных стратегических направлений развития, формированию структуры хозяйства в соответствии с потребностями общества, более рациональному использованию ресурсов.
В данном случае товаром должен выступать сам регион как комплексное социально-экономическое образование, а потребителем – многочисленные целевые группы, в качестве которых могут выступать население, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, органы местного самоуправления, некоммерческие организации и т.д.
В число программ по продвижению товаров и региона входит брендинг, основанный на активном и эмоциональном воздействии на потребителей, формирующий положительный образ региона и создающий ему престижный имидж. Региональный маркетинг должен позиционировать регион и способствовать его продвижению как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Привлекательность того или иного региона создается за счет следующих факторов:
- реального уровня развития и благополучия региона;
- имиджа территории, как регион реализует свои основные функции (места жительства, места отдыха и хозяйствования), какая ведется работа по улучшению его управления и инфраструктуры, повышению конкурентоспособности его предприятий;
- репутации региона среди других субъектов, которая учитывает комфортность проживания на территории, безопасность, социальную защищенность, авторитет региональной власти и т.п.
В настоящее время используются следующие стратегии маркетинга.
1. Маркетинг имиджа. Его цель - создание позитивного образа территории в глазах потенциальных инвесторов или туристов.
2. Маркетинг притягательности. Направлен на повышение притягательности территории для жизни человека и развития бизнеса.
3. Маркетинг инфраструктуры. Инфраструктура создает привлекательность региону. Прежде всего это надежное энергоснабжение, чистая питьевая вода, развитые коммуникации, хорошее транспортное сообщение, безопасность, а также наличие дорог, гостиниц, стадионов, аэропортов.
4. Маркетинг населения, персонала. В данном случае каждый регион разрабатывает свою стратегию, которая должна учитывать особенности его населения и уровня профессиональной подготовленности.
5. Маркетинг достопримечательностей, развлечений. Для его реализации используются естественные достопримечательности (красоты природы, историческое наследие, интерес к жизни и творчеству известных людей, объекты культуры и отдыха).
Перед Владимирской областью в настоящее время стоят задачи повышения имиджа и инвестиционной привлекательности, обоснования приоритетных направлений социально-экономического развития, разработки результативных целевых программ.
Владимирской области требуется изучение и оценка, с одной стороны, внутрирегиональных интересов и потребностей, а с другой – оценка собственных возможностей их удовлетворения. Работы в области маркетинга позволяют формировать уникальный информационный ресурс территории, который создаёт определенные конкурентные преимущества.
Дальнейшее изучение конкурентоспособности региона с использованием маркетингового подхода позволит создать лучшие, по сравнению с другими территориями, условия для удовлетворения насущных потребностей как предприятий, так и населения.
Глава 3. Опыт разработки и реализации региональных программ перспективного развития (на примере Владимирской области)