Определение сметной стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов.
Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин. В соответствии с порядком определения стоимости стр-ва и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений в сметных расчетах (сметах) затраты на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (в маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.
Нормативная потребность в строительных машинах может определяться:
— либо на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при-выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными проекта организации стр-ва (ПОС), согласованного с подрядчиком, или проекта производства работ (ППР) и выбором наиболее приемлемого для пользователя варианта;
— либо сразу по данным ПОС, согласованного с подрядчиком, или ППР.
Оценка итоговых данных о потребности в строительных машинах осуществляется:
— в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и цен на эксплуатацию строительных машин (ТСЦ-2001);
— в текущем (прогнозном) уровне — на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.
Для определения стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин (Смаш-ч) расчетным путем может быть использована формула
Смаш.-ч =А+3+Б+Э+С+Г+Р+П
где А — норматив постоянных эксплуатационных затрат — нормативные амортизационные отчисления на полное восстановление машин, руб/маш.-ч;
3 — норматив заработной платы рабочих, управляющих строительными машинами, руб/маш.-ч;
Б — норматив затрат на замену быстроизнашивающихся частей, руб/маш.-ч;
Э — норматив затрат энергоносителей, руб/маш.-ч;
С — норматив затрат смазочных материалов, руб/маш.-ч;
Г — норматив затрат гидравлической жидкости, руб/маш.-ч;
Р — норматив затрат на все виды ремонтов, техническое обслуживание и диагностирование машин, руб/маш.-ч;
П — норматив затрат на перебазирование машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую площадку, руб/маш.-ч.
Можно использовать для определения сметных затрат по эксплуатации строительных машин также формулу
Смаш.-ч = (Сед + Сгод + Сэксп ) Кнр
где Сед — единовременные затраты на 1 маш.-ч, руб/маш.-ч;
Сгод — годовые затраты на 1 маш.-ч, руб/маш.-ч;
Сэксп — эксплуатационные затраты на 1 маш.-ч, руб/маш.-ч;
Кнр — коэффициент, учитывающий накладные расходы управлений и баз по эксплуатации строительных машин.
Единовременные затраты учитывают стоимость перебазировки машин с базы на строительную площадку или с одной строительной площадки на другую. В единовременные затраты входят также затраты по монтажу, демонтажу, погрузке и разгрузке перебазируемых машин, а также затраты по использованию монтажных средств.
Годовые затраты соответствуют амортизационным отчислениям.
К эксплуатационным расходам относятся: заработная плата рабочих, занятых управлением и обслуживанием машин, затраты на электроэнергию, топливо, сжатый воздух, смазочные и обтирочные материалы, содержание и ремонт временных рельсовых путей для башенных кранов
Особенности производства работ в стесненных условиях строительной площадки. Организационные и технические решения, направленные на ограничение опасных зон, образующихся при работе грузоподъемных машин.
Внешняя стесненность выражается отношением свободной площади стройплощадки к площади необходимой для рациональной организации строительного производства и размещения техники, площадей складирования, размещения бытового городка строителей, организации внутриплощадочных дорог и т.п. Внутренняя стесненность характеризуется степенью свободы – количеством возможных направлений внутриобъектного перемещения грузов и самих грузоподъемных механизмов. На примере работ «надземного» цикла с использованием башенных и монтажных кранов рассмотрим основные факторы определяющие внутреннюю стесненность [3]: близлежащие здания и сооружения, пешеходные дорожки, ограничивают радиус перемещения грузов; временные строения производственого назн (склады, мастерские, арматурные участки, бетоносмесительные узлы) в пределах строительной площадки создают запретные зоны работы кранов; инженерные сети на территории стр-ва (заглубленные и надземные) в пределах охранных зон которых запрещается как проносить груз, так и устанавливать механизмы (располагать рельсовые пути или дорожные плиты для перемещения монтажного крана); конструктивные особенности возводимого здания, например: наличие уже смонтированного фундамента под рельсовыми путями или габариты замкнутого контура несущих конструкций здания внутри которого предполагается установить грузоподъемный механизм; особенности применяемой технологии и параметры монтажной оснастки; использование сразу нескольких механизмов в переделах строительной площадки требуют разработки детальной схемы совместной работы в ППР с указанием зон ограничений работы.
Помимо перечисленных факторов необходимо учитывать и технические особенности строительных машин. Например, в случае использования башенных кранов необходимо учитывать: требуемые размеры площадок и условия монтажа; минимальную длину рельсового пути обеспечивающую плановый ремонт механизмов и устойчивость балластной призмы; наличие «мертвой зоны» перемещения грузов определяемой минимальным вылетом стрелы крана; наличие противовесов на стреле и расположение жестких связей для крепления приставного крана.