Определение сметной стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов.

Сметные затраты на эксплуатацию строительных машин. В соответствии с порядком определения стоимости стр-ва и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в ус­ловиях развития рыночных отношений в сметных расчетах (сме­тах) затраты на эксплуатацию строительных машин определяют­ся исходя из данных о времени использования (нормативная по­требность) необходимых машин (в маш.-ч) и соответствующей цены 1 маш.-ч эксплуатации машин.

Нормативная потребность в строительных машинах может оп­ределяться:

— либо на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости или в локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объ­екте (при-выполнении работы), с сопоставлением полученных результатов с данными проекта организации стр-ва (ПОС), согласованного с подрядчиком, или проекта производства работ (ППР) и выбором наиболее приемлемого для пользователя вари­анта;

— либо сразу по данным ПОС, согласованного с подрядчиком, или ППР.

Оценка итоговых данных о потребности в строительных ма­шинах осуществляется:

— в базисном уровне — по Сборнику сметных норм и цен на экс­плуатацию строительных машин (ТСЦ-2001);

— в текущем (прогнозном) уровне — на основе информации о текущих (прогнозных) ценах на эксплуатацию строительных машин.

Для определения стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строитель­ных машин (Смаш-ч) расчетным путем может быть использована формула

Смаш.-ч =А+3+Б+Э+С+Г+Р+П

где А — норматив постоянных эксплуатационных затрат — нор­мативные амортизационные отчисления на полное восстановле­ние машин, руб/маш.-ч;

3 — норматив заработной платы рабочих, управляющих стро­ительными машинами, руб/маш.-ч;

Б — норматив затрат на замену быстроизнашивающихся час­тей, руб/маш.-ч;

Э — норматив затрат энергоносителей, руб/маш.-ч;

С — норматив затрат смазочных материалов, руб/маш.-ч;

Г — норматив затрат гидравлической жидкости, руб/маш.-ч;

Р — норматив затрат на все виды ремонтов, техническое об­служивание и диагностирование машин, руб/маш.-ч;

П — норматив затрат на перебазирование машин с одной стро­ительной площадки (базы механизации) на другую площадку, руб/маш.-ч.

Можно использовать для определения сметных затрат по экс­плуатации строительных машин также формулу

Смаш.-ч = (Сед + Сгод + Сэксп ) Кнр

где Сед — единовременные затраты на 1 маш.-ч, руб/маш.-ч;

Сгод — годовые затраты на 1 маш.-ч, руб/маш.-ч;

Сэксп эксплуатационные затраты на 1 маш.-ч, руб/маш.-ч;

Кнр — коэффициент, учитывающий накладные расходы уп­равлений и баз по эксплуатации строительных машин.

Единовременные затраты учитывают стоимость перебазировки машин с базы на строительную площадку или с одной строитель­ной площадки на другую. В единовременные затраты входят так­же затраты по монтажу, демонтажу, погрузке и разгрузке переба­зируемых машин, а также затраты по использованию монтажных средств.

Годовые затраты соответствуют амортизационным отчисле­ниям.

К эксплуатационным расходам относятся: заработная плата ра­бочих, занятых управлением и обслуживанием машин, затраты на электроэнергию, топливо, сжатый воздух, смазочные и обтироч­ные материалы, содержание и ремонт временных рельсовых пу­тей для башенных кранов

Особенности производства работ в стесненных условиях строительной площадки. Организационные и технические решения, направленные на ограничение опасных зон, образующихся при работе грузоподъемных машин.

Внешняя стесненность выражается отношением свободной площади стройплощадки к площади необходимой для рациональной организации строительного производства и размещения техники, площадей складирования, размещения бытового городка строителей, организации внутриплощадочных дорог и т.п. Внутренняя стесненность характеризуется степенью свободы – количеством возможных направлений внутриобъектного перемещения грузов и самих грузоподъемных механизмов. На примере работ «надземного» цикла с использованием башенных и монтажных кранов рассмотрим основные факторы определяющие внутреннюю стесненность [3]: близлежащие здания и сооружения, пешеходные дорожки, ограничивают радиус перемещения грузов; временные строения производственого назн (склады, мастерские, арматурные участки, бетоносмесительные узлы) в пределах строительной площадки создают запретные зоны работы кранов; инженерные сети на территории стр-ва (заглубленные и надземные) в пределах охранных зон которых запрещается как проносить груз, так и устанавливать механизмы (располагать рельсовые пути или дорожные плиты для перемещения монтажного крана); конструктивные особенности возводимого здания, например: наличие уже смонтированного фундамента под рельсовыми путями или габариты замкнутого контура несущих конструкций здания внутри которого предполагается установить грузоподъемный механизм; особенности применяемой технологии и параметры монтажной оснастки; использование сразу нескольких механизмов в переделах строительной площадки требуют разработки детальной схемы совместной работы в ППР с указанием зон ограничений работы.

Помимо перечисленных факторов необходимо учитывать и технические особенности строительных машин. Например, в случае использования башенных кранов необходимо учитывать: требуемые размеры площадок и условия монтажа; минимальную длину рельсового пути обеспечивающую плановый ремонт механизмов и устойчивость балластной призмы; наличие «мертвой зоны» перемещения грузов определяемой минимальным вылетом стрелы крана; наличие противовесов на стреле и расположение жестких связей для крепления приставного крана.

Наши рекомендации