Основные задачи благоустройства при организации движения пешеходов. Системы пешеходных связей. Организация пешеходного движения. Трассирование пешеходных связей.
Пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и передвижения на территории города. К ним относятся: тротуары, аллеи, дорожки, тропинки.
При проектировании пешеходных коммуникаций на территории города следует обеспечивать:
· минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями,
· непрерывность системы пешеходных коммуникаций,
· возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения.
В системе пешеходных коммуникаций следует выделять основные и второстепенные пешеходные связи.
При проектировании пешеходных коммуникаций продольный уклон следует принимать не более 60‰, поперечный уклон (односкатный или двускатный) - оптимальный 20‰, минимальный - 5‰, максимальный - 30‰. Уклоны пешеходных коммуникаций с учетом обеспечения передвижения инвалидных колясок не должны превышать: продольный - 50‰, поперечный - 20‰. На пешеходных коммуникациях с уклонами 30-60‰ необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные выше уклоны, следует предусматривать устройство лестниц и пандусов.
Основные пешеходные коммуникации обеспечивают связь жилых, общ-нных, производственных, других зданий с:
· остановками общественного транспорта,
· учреждениями культурно-бытового обслуживания,
· рекреационными территориями.
· а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации.
Трассировка основных пешеходных коммуникаций может осуществляться вдоль улиц и
дорог (тротуары) или независимо от них. Ширину основных пешеходных коммуникаций следует рассчитывать в зависимости от интенсивности пешеходного движения в часы "пик" и пропускной способности одной полосы движения. Трассировку пешеходных коммуникаций рекомендуется осуществлять (за исключением рекреационных дорожек) по кратчайшим направлениям между пунктами тяготения или под углом к этому направлению порядка 30°.
Во всех случаях пересечения основных пешеходных коммуникаций с транспортными проездами необходимо устройство пандусов. При устройстве на пешеходных коммуникациях лестниц, пандусов, мостиков следует обеспечивать создание одинаковой пропускной способности этих элементов.
Насаждения, здания, выступающие элементы зданий и технические устройства, расположенные вдоль основных пешеходных коммуникаций, не должны сокращать ширину дорожек.
Общая ширина пешеходной коммуникации в случае размещения на ней некапитальных нестационарных сооружений должна складываться из ширины пешеходной части, ширины участка, отводимого для размещения сооружения, и ширины буферной зоны (не менее 0,75 м), предназначенной для посетителей и покупателей. Ширина пешеходных коммуникаций на участках возможного встречного движения инвалидов на креслах-колясках не д. б. менее 1,8 м.
Покрытия и конструкции основных пешеходных коммуникаций должны предусматривать
возможность их всесезонной эксплуатации, а при ширине 2,25 м и более - возможность
эпизодического проезда специализированных транспортных средств. Рекомендуется
предусматривать мощение плиткой. При прохождении пешеходных коммуникаций на верхних бровках откосов и террас, следует предусматривать ограждения.
Допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений вдоль пешеходных
коммуникаций.
Ширина коммуникаций рассчитывается в зависимости от интенсивности движения.
принимается не меньше 2,25-3 м.
Второстепенные пешеходные коммуникации обеспечивают связь между застройкой и
различными элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, бульвар, парк, лесопарк). Ширина принимается порядка 1,0-1,5 м.
Обязательный перечень элементов комплексного благоустройства на территории второстепенных пешеходных коммуникаций включает различные виды покрытия и элементы сопряжений поверхностей.
На дорожках скверов, бульваров, садов города следует предусматривать твердые виды
покрытия с элементами сопряжения. Рекомендуется мощение плиткой.
На дорожках крупных рекреационных объектов (парков, лесопарков) следует предусматривать различные виды "мягкого" или комбинированных покрытий, пешеходные тропы с естественным грунтовым покрытием.
Обоснованием для проектирования дорожно-тропиночной сети на территории микрорайона служит схема кратчайших пешеходных направлений, которая строится с учетом психофизических особенностей человека.
Схема выполняется в следующей последовательности:
1. На план наносятся все фокусы пешеходного тяготения – входы в объекты обслуживания, входы на территорию школ и детских дошкольных учреждений, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, автостоянки и т.д. Если фокус находится вне зоны видимости от выхода из дома, то намечают видимые подфокусы – угол дома, выходы из жилой группы, арки, проходы и т.п.
2. Последовательно соединяют выходы из жилых домов с каждым фокусом прямой линией. Таким образом получают сеть элементарных направлений.
3. Элементарные направления группируют в пучки по 4-5 шт. Затем от крайних направлений внутрь пучка откладывают угол 15°, что составляет половину величины горизонтального угла зрения человека.
4. От точки пересечения полученных крайних линий образуется основное направление, удовлетворяющее условиям пешеходного движения из рассматриваемых 4-5 выходов.
5. Повторить указанные операции для всех зданий в жилой группе по отношению к каждому фокусу тяготения.
Территория перед зданиями со стороны входов-выходов, ограниченная крайними направлениями в пучках, является зоной вытаптывания, т.е. зоной, в пределах которой
осуществляется движение из каждого входа-выхода из здания.
Фокусы пешеходного тяготения соединяются между собой линией основного направления. Несколько основных направлений могут пересечься в точке, от которой намечается главное направление пешеходного движения на территории микрорайона.
Определить требуемую площадь 3-этажной подземной автостоянки для постоянного хранения на территории микрорайона. Численность жителей в микрорайоне – 890 человек. Уровень автомобилизации в городе – 140 автомобилей на 1000 человек.
БИЛЕТ № 19