Состав сметно-нормативной базы. Сметная норма. Сметная расценка. Элементные и укрупненные сметные нормативы.
— комплекс сборников сметных нормативов (государственных сметных норм и цен).
СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ 2001 ГОДА включает элементные сметные нормы и единичные расценки (в сметных ценах на 01.01.2000 г.) на: стр и спец стр работы;• ремонтно-строительные работы;
• монтажные работы (литера «М»);• пусконаладочные работы (литера «П»).
Основу сметно-нормативной базы составляют элементные сметные нормы в натуральных измерителях, а расценки являются производными от норм. Нормы и расценки делятся также по уровню применения на:
• государственные (федеральные) — государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и
федеральные единичные расценки (ФЕР);• территориальные (региональные, местные) (ТЭСН и ТЕР);
• отраслевые (ведомственные);• производственные (фирменные).
К федеральным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав действующих строительных норм и правил Российской Федерации и вводимые в действие государственными органами по делам стр-ва и жилищно-коммунального хозяйства (Госстроем России). Они применяются при определении сметной стоимости, осуществляемом в различных отраслях народного хозяйства России.
ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ в уникальных зданиях и сооружениях, к капитальности и качеству которых предъявляются повышенные требования. Полученные на основе ГЭСН данные о составе и количестве ресурсов могут быть использованы для определения продолжительности выполнения работ, составления различной технологической
К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления России, а также крупными корпорациями, для стр-ва, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли народного хоз-ва.
К региональным (территориальным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами гос управления администрации регионов России, для стр-ва, осуществляемого на территории региона. Эти нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам или дублировать их
Федеральные и территориальные единичные расценки на строительные работы (далее ЕР) составлены в базисных ценах на 1 января 2000 года и предназначены для определения ПЗ в сметной стоимости стр-ва предприятий, зданий и сооружений, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, а также для расчетов за выполненные строительные работы.
К собственной (фирменной) нормативной базе пользователей относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности заказчиков или подрядных предприятий — исполнителей работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального (территориального) уровня.
В настоящее время в наибольшей степени используются при составлении сметной документации нормы и расценки федерального и территориального уровней. Приоритетное значение в практике сметного ценообразования отводится территориальным единичным расценкам, учитывающим особенности строительного производства и уровня цен на строительную продукцию конкретных регионов (республик, краев, округов, городов и областей РФ).
О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве
В ходе разработки сметно-нормативной базы 2001 года была значительно расширена номенклатура стр машин и механизмов, а также материалов, изделий и конструкций (особенно так называемых «прочих», приведенных в базе 1984 г. и в базе 1991 г. в рублях).
При подготовке сборников ГЭСН-2001 по каждой норме был проведен анализ затрат труда рабочих- строителей и времени работы стр машин и механизмов. Сравнивались показатели баз 1984 и 1991 годов, принимались решения, а показатели, вызывающие сомнения, пересчитывались по ЕНиР.В отличие от предыдущих нормативных баз в ГЭСН-2001 появился такой показатель, как средний разряд работы, который характеризует средний разряд звена рабочих-строителей, выполняющих полный комплекс работ. Это основной инструмент для определения средств оплаты труда рабочих- строителей через размер часовой тарифной ставки. Средства оплаты труда машинистов входят в состав стоимости машино-часа машины или механизма и в понятие «средний разряд работы» не включены.