Прибыль и её стимулирующая роль

Прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности; плата за новаторство, за талант в управлении фирмой; доход, возникающий при монопольном положении производителя на рынке. Если все выпускаемые фирмой единицы товара реализуются по одной и той же цене, то выручка от реализации дополнительной единицы товара представляет собой среднею выручку mR=AR=P. Если из совокупного дохода вычесть совокупные издержки, то разница выступает, как прибыль фирмы: TR-TC=Прибыль. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек mC, но одновременно повышает и общую выручку mR. Пока предельная выручка больше предельных издержек общая прибыль повышается и фирма увеличивает объем производства. Как только предельные издержки превышают предельную выручку общая прибыль снижается, отсюда следует величина прибыли достигнет своего максимума при таком выпуске продукции Q, при котором предельная выручка mR=предельным издержкам mC. mR=mC правило максимизации прибыли для любой рыночной ситуации.

Закон стоимости и его роль в рыночной экономике

В рыночной экономике хозяйственные субъекты имеют дело с объективными экономическими законами, которые отличаются от юридических законов.

Экономические законы выражают устойчивую, необходимую, объективную, причинно следственную зависимость в экономических процессах, явлениях. При обмене товарами встречаются разные потребительские стоимости и важно сопоставить стоимости товара, чтобы обмен был эквивалентным, взаимовыгодным.

Законы стоимости проявляются в том, что товар обменивается с учетом общественно необходимых затрат труда на их производство. Различают индивидуальные и рыночные стоимости товара, аналогичные товары могут производиться несколькими фирмами, но продаваться будут по единичным рыночным ценам с учетом спроса и предложения.

Закон стоимости является своеобразным регулятором производства, стимулирующий перелив средств из менее прибыльного производства в более прибыльное производство, кроме того закон стоимости стимулирует развитие эффективности производства. Закон стоимости приводит к дифференциации товара производителей в зависимости от доходности товара производителей. Закон стоимости проявляется через цены. Цена - это денежное выражение стоимости. Цены могут отклоняться от стоимости.

Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru

Спрос и закон спроса

Спрос - форма выраженной потребности в товарах и услугах, представляемых на рынке, и обеспечивающихся деньгами. Рыночный спрос представляет собой сумму спроса общей массы покупателей, желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от цены данного товара и цены на другой товар, от доходов покупателей от их вкусов. Зависимость объема спроса от определенных его факторов называется в экономике функцией спроса, она м.б. представлена следующим образом: объем спроса QD=f(Р,Ра,Рb…,I,T,W) Р. - цена различных товаров. I - денежный доход. T - вкусы предпочтения. W - накопленный опыт. Спрос можно выделить чрезмерный или ажиотажный когда спрос выше, чем возможность его удовлетворить. Спрос может изображаться в виде графика: количество товаров, которые будут куплены при разных ценах. Закон спроса: с повышением цены сокращается объем покупаемого товара, с понижением цены - увеличивается. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, уменьшение - влево. Следует иметь ввиду, что под влиянием только ценового фактора изменяется величина спроса и наблюдается движение вдоль сложившейся линии спроса, которая показывает быстроту реакции спроса на изменение цен.

Эластичность спроса по цене

Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Эластичность спроса - понятие, отражающее степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. ED/P = ∆ % Qd / ∆ % P

Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru

На рынке необходимо оценивать ситуацию, проводить расчёты эластичности для разных периодов времени, для отдельных групп населения (молодёжь, люди старших возрастов, сельские/городские жители). Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru

Рыночное равновесие

Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru На рынке при определенных обстоятельствах можно установится равновесие объемов спроса и предложения товаров и услуг. В этой ситуации многие хотят приобрести товар и многие предлагают товар на продажу.

Точка Е - точка равновесия объемов спроса и предложения товаров на рынке, площадь выше точке Е переставляет собой область излишка товара на рынке, а ниже - дефицит. Но участвовать в рыночных отношениях взаимовыгодно покупателям и продавцам.

∆РЕРЕ - экономическая выгода, рента покупателя.

Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru ∆РЕРВ - экономическая выгода товаропроизводителя. В принципе, сколько товара продано столько формируется и рынок.

Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru Возникают ситуации, в которых линии спроса и предложения не пересекаются: объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене.

Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru Цена предложения превышает цену спроса при любых неотрицательных объемах. Производство некоторых товаров, технологически возможно, но экономически нецелесообразно.

Возникает ситуация когда линия спроса и предложения имею общие отрезки.

Прибыль и её стимулирующая роль - student2.ru В интервале от Q1 до Q1 равновесие устанавливается при одной цене РЕ. Изменение объема товара не вызывает изменение цены предложения.

Равновесие на рынке достигается при любой цене принадлежащей отрезку [P1;P2] и равновесный объеме QE

Наши рекомендации