Какую из категорий не выделяют при классификации персонала предприятия?
а) рабочие;
б) руководители;
в) специалисты;
г) обслуживающий персонал;
д) служащие.
4. Работники предприятия непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг называются:
а) рабочие;
б) специалисты;
в) служащие;
г) руководители.
5. Работники предприятия занятые инженерно-техническими, экономическими, юридическими видами деятельности называются:
а) рабочие;
б) специалисты;
в) служащие;
г) руководители.
6. Работники предприятия осуществляющие подготовку и оформление документации, хозяйственное обслуживание и делопроизводство называются:
а) рабочие;
б) специалисты;
в) служащие;
г) руководители.
7. Директор предприятия включается в категорию:
а) руководители;
б) специалисты;
в) служащие.
К какой группе кадрового состава предприятия относится начальник цеха?
а) руководитель высшего звена;
б) руководитель среднего звена;
в) технический персонал;
г) руководитель низшего звена;
д) специалист.
Какие из указанных категорий работников относят к рабочим?
а) работники столовой и технический персонал;
б) работники инструментального цеха, склада и транспортного цеха;
в) инженерно-технические работники и ученики;
г) работники детского сада и базы отдыха, находящихся на балансе фирмы?
10. В состав промышленно-производственного персонала не включаются:
а) работники заводских лабораторий;
б) работники вспомогательных цехов;
в) работники жилищно-коммунального хозяйства.
11. Выраженное в процентах отношение числа уволенных по собственному желанию работников за определенный период времени к их среднесписочной численности за этот же период называется:
а) перемещение кадров;
б) текучесть кадров;
в) диаграмма увольнения;
г) коэффициент увольнения.
12. Производительность труда может увеличиться при:
а) механизации и автоматизации;
б) в результате технологического развития;
в) снижении стоимости сырья;
г) улучшении качества сырья.
13. Если производительность растет медленнее, чем заработная плата, то:
а) себестоимость продукции увеличится;
б) прибыльность производства продукции не изменится;
в) прибыльность производства продукции увеличится;
г) себестоимость продукции уменьшится.
14. Затраты рабочего времени на производство единицы продукции:
а) трудоемкость;
б) скорость труда;
в) эффективность труда;
г) коэффициент выработки.
15. Под профессий понимают:
а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;
б) специальность, являющаяся источником существования;
в) любая работа, которую может выполнять работник.
16. Под списочной численностью кадров понимают:
а) численность кадров по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату;
б) количество работников, являющихся на работу в течение месяца.
17. Под производительностью труда понимают:
а) выработку продукции в единицу времени;
б) затраты труда в единицу времени;
в) степень плодотворной деятельности людей, определяемая показателями выработки и трудоемкости.
18. Под выработкой понимают:
а) затраты труда на выпуск продукции;
б) общее количество произведенной предприятием продукции.
19. Под трудоемкостью понимают:
а) затраты труда на единицу продукции;
б) затраты материальных средств на единицу труда.
ТЕМА 7
ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА,
ОРГАНИЗАЦИИ И ОПЛАТЫ ТРУДА
Вопросы темы:
1. Понятие «труд» и «заработная плата».
2. Виды и формы заработной платы.
3. Темпы роста производительности труда и заработной платы.
Труд – это вклад в процесс производства, осуществляемый людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.
В условиях рыночных отношений «способность к труду» делает рабочую силу товаром. Этот товар отличается следующими признаками:
ü создает стоимость большую, чем она стоит;
ü без ее привлечения невозможно осуществлять любое производство;
ü
Заработная плата – это величина денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени. |
Как всякий товар труд имеет цену. Цена труда – это заработная плата.
«Цена» труда индивидуума во многом зависит от его качества – квалификации.
●●● Сотрудник начальнику – Я считаю, что моя зарплата не соответствует моему образованию и опыту работы. Начальник: – Я согласен. Но не могу же я заставить Вас жить впроголодь Анекдот ●●● |
Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, т.к. заработная плата является одним из важнейших инструментов, позволяющих рационально использовать рабочую силу. При разработке политики в области заработной платы необходимо учитывать соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда.
Можно выделить три основные модели, определяющих соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда:
ü рост заработной платы пропорционален росту производительности труда;
ü рост заработной платы отстает от роста производительности труда (дегрессивная модель);
ü рост заработной платы опережает рост производительности труда (прогрессивная модель).
Первую модель можно считать идеальной. В масштабах государства она не порождает инфляции, а для предприятия содержит стимул к повышению производительности труда его работников. Хотя на практике такое соотношение поддерживать трудно.
Практические задания по теме 7
Задание 7.1.Пояснитеосновные признаки рабочей силы как товара(1–5 баллов).
ü создает стоимость большую, чем она стоит.
ü Стоимость рабочей силы определяется затратами на поддержание жизни рабочего и должного уровня его работоспособности, на его достаточное обучение, образование и воспроизводство. Эти затраты значительно зависят от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, интенсивности и сложности труда, занятости женщин и детей. Стоимость рабочей силы проявляется в виде заработной платы, на которую дополнительно оказывают влияние ситуация в экономике и на рынке труда.В период экономического подъёма и повышенной занятости зарплата может существенно превышать стоимость рабочей силы, что позволяет рабочим существенно улучшить своё материальное положение. В период спада зарплата может спускаться ниже стоимости рабочей силы, что приводит к расходованию ранее накопленных запасов и к резкому ухудшению положения рабочих.
ü
ü
ü без ее привлечения невозможно осуществлять любое производство.
. Списочный состав работников предприятия – это работники, принятые на постоянную и временную работу, связанную с основной и не основной деятельностью, на срок один день и более. Списочный состав включает: фактически работающих; отсутствующих по каким-либо причинам (в служебных командировках и ежегодных отпусках, не явившихся по болезни, выполняющих государственные и общественные обязанности, надомников; работающих неполный рабочий день или неделю; находящихся в декретном отпуске и др.).
Промышленно-производственный персонал – занятые в производственной деятельности и обслуживании производства работники основных и вспомогательных цехов, аппарата заводоуправления, лабораторий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов, вычислительных центров.
Персонал непромышленных подразделений – работники, занятые в жилищном, коммунальном и подсобном хозяйствах, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях.
Директора, мастера, главные специалисты являются руководителями – работниками, занимающими должности руководителей предприятия. Агенты, кассиры, делопроизводители, секретари, статистики – служащие, т. е. работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Основная категория персонала – это рабочие, которые участвуют в производстве продукции, в ремонте и уходе за оборудованием, производят перемещение предметов труда, готовой продукции.
Задание 7.2.Поясните, как соотносятся понятия «производительность труда» и «интенсивность труда» (1–5 баллов).
Категория «производительность труда» тесно связана с категорией «интенсивность труда».
Интенсивность труда выражается количеством труда, затрачиваемым работником за определенный промежуток рабочего времени для получения полезного результата (продукта); она определяется затратами физической, нервной и умственной энергии в единицу времени.
Повышение интенсивности труда - одно из условий роста производительности труда, поскольку увеличивает массу продукции, производимую в данный промежуток времени. Вместе с тем при повышении производительности труда происходит снижение затрат труда и стоимости каждой единицы производимого продукта, а при росте интенсивности труда увеличивается количество потребительных стоимостей и масса воплощенной в них стоимости
Задание 7.3.Решите задачу (10–15 баллов).
В цехе химического завода установлено 60 аппаратов для производства минеральных удобрений. Каждый аппарат обслуживается звеном из 3 рабочих. Режим работы предприятия непрерывный, в 4 смены по 6 часов. Каждый рабочий отрабатывает 225 смен в год. Определите списочную и явочную (в смену) численность рабочих.
Ваше решение 60*3=180 рабочих в смену;____________________________
Задание 7.4.Перечислите методы повышения производительности труда на предприятии(1–5 баллов).
производительность труда – это показатель эффективности работы сотрудников предприятия, продуктивность их производственной деятельности
. Повышение производительности труда на предприятии достигается следующими методами:
Замена труда капиталом. Реализация данного метода осуществляется путем технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий.
Интенсификация труда.Этот метод реализуется посредством применения на предприятии ряда административных мер, которые нацелены на ускорение выполнения сотрудниками предприятия их работы.
Повышение эффективности организации труда. Данный метод предполагает выявление и устранение всех факторов, приводящих к производственным потерям, определение наиболее рациональных способов увеличения эффективности работы, а также развитие на предприятии оптимальных приемов организации производственных процессов.
Задание 7.5.Поясните в чем отличие реальной и номинальной заработной платы(1–5 баллов).
Номинальная — это сумма, начисленная работнику в качестве платы за труд. Реальная заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы, т. е. количество товаров и услуг, которые реально можно приобрести за номинальную заработную плату с учетом изменения потребительских цен:
Задание 7.6.Охарактеризуйте повременную и сдельную формы оплаты труда (1–5 баллов).
Сдельная форма оплаты труда применяется, когда есть возможность учитывать количественные показатели результата труда и нормировать его путем установления норм выработки, норм времени, нормированного производственного задания. При сдельной системе труд работников оплачивается по сдельным расценкам в соответствии с количеством произведенной продукции (выполненной работы и оказанной услуги).
Повременная форма оплаты труда применяется тогда, когда невозможно количественно определить результаты трудовой деятельности работников.
При повременной системе оплаты труда размер зарплаты зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника, а не от количества выполненных работ. В зависимости от единицы учета отработанного времени применяются следующие тарифные ставки: часовые, дневные, месячные.
Задание 7.7.Перечислите как можно больше«+» и «–» сдельной и повременной формы оплаты труда для предприятия и работника(5–10 баллов).
Сдельная форма оплаты | Повременная форма оплаты | |||
+ | – | + | – | |
Для предприятия | ||||
1. Работник заинтересован в увеличении выработки. 2. Колебания в производительности в большей мере ложатся на работника. 3. Снижение издержек контроля за работником. 4. Уменьшение риска у работодателя. 5. Готовность к труду на условиях сдельной оплаты — сигнал о желании работать производительно. 6.Существуют количественные показатели выработки (производства, продаж, обслуживания). У работников существует реальная возможность увеличить выработку. Необходимо стимулировать работников в дальнейшем увеличении объемов выпуска. Целесообразно в массовом производстве, где работники выполняют простыеповторяющиеся операции, поэтому нетрудно измерить результаты их работы. | 1. В погоне за количеством работники перестают уделять внимание качеству продукции. 2. Затраты по контролю за качеством могут свести на нет экономию на других формах контроля. 3. Излишняя спешка приводит к поломкам оборудования, нарушению норм техники безопасности, росту травматизма. 4. Возможен перерасход сырья и материалов. 5. Существуют сложности при установлении норм выработки, особенно при их пересмотре. 6. Необходимы специалисты-нормировщики, документальное оформление норм. 7. Существуют сложности в определении объема выпуска: нельзя измерить все аспекты деятельности — работник работает на измеряемые показатели. 8. Происходит ослабление чувства принадлежности к коллективу; сдельщику не важны успехи коллег и общие результаты фирмы. 9. У работника нет стимулов к деятельности в долгосрочном периоде (ему важно, сколько он заработал сейчас), отсюда — выше текучесть кадров. 10. Необходимы выравнивающие различия в оплате, что бы компенсировать беспокойство работников по поводу возможных колебаний в их заработке. | 1. Уменьшаются издержки контроля за качеством продукции. 2. У работника выше чувство сопричастности к организации. 3. Меньше текучесть кадров. Результаты труда работника трудно выделить из общих результатов. 4.Результаты труда работника трудно измерить количественно. У работника нет возможности повлиять на увеличение выпуска. Производственный процесс строго регламентирован. Поставлена задача добиться экономии материальных ресурсов. Увеличение объемов выпуска продукции может привести к ухудшению ее качества. | 1. Работодатель рискует больше, чем работники: высокопродуктивный работник увеличивает прибыль, непродуктивный — наоборот (заработная плата у них одинакова). 2. Работодатель принимает на себя риск колебаний в производительности. 3. Оплату труднее связать с конечным результатом. 4. Работники могут поставить свои собственные интересы выше интересов потребителя, что в долгосрочном периоде может принести ущерб интересам работодателя. 5. Работник получает деньги фактически за присутствие на рабочем месте — у него отсутствуют стимулы к производительному труду. 6. Существует необходимость в «надзирателе», который осуществляет контроль за процессом труда, за выработкой. 7. Необходимость контроля за объемом выпуска увеличивает издержки фирмы | |
Для работника | ||||
1. Есть возможность увеличить свой заработок путем выполнения большего объема работ, роста производительности труда. 2. Практически любой работник (независимо от его репутации, здоровья и др.) может получить работу. | 1. Наличие колебаний в заработке, что нежелательно для работников, обычно не расположенных к риску. 2. Возможность недоучета факторов, не зависящих от работников, но влияющих на выработку, на результат. 3. Увеличивается вероятность нарушения техники безопасности. 4. При групповом стимулировании интересы работника и работодателя увязаны теснее, однако возможна «проблема безбилетника». 5. Эффект храповика: опасность снижения ставки заработной платы из-за высокой выработки. | 1. Определенность и относительная стабильность заработка. 2. Возможность стабильного заработка при ограниченных усилиях. 3. Сплоченность в трудовом коллективе. | . 1. Заработная плата ниже, чем при сдельной оплате. 2. Возможна несправедливость в оплате из-за ее косвенной связи с результатами труда. 3. Возможна равная оплата высоко- и низкопродуктивных работников. 4. Работник не может повысить свой заработок путем увеличения трудовых усилий. 5. При групповой оплате труда возможно появление «безбилетника». | |
Задание 7.8.Решите задачу (10–15 баллов).
Рабочий на предприятии сделал за день 42 изделия. Расценка за изделие составляет 80 руб. Вычислите заработок рабочего-сдельщика за день.
Ваше решение 80*42 =3360 ; 3360/100%*5%=168 рублей, в случае если рабочий получает 5% от прибыли_____________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 7.9.Рассчитайте численность работающих и затраты на оплату труда на разработанном Вами предприятии (задание1.15.). Результаты внесите в таблицу (10–15 баллов).