Производственно-сбытовые издержки
Производственно-сбытовые издержки представляют собой совокупность расходов организации (предприятия), выраженных в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ, услуг). К издержкам производства относят издержки на изготовление продукции. К издержкам обращения (реализации) – расходы организации (предприятия) на проведение маркетинговых исследований, продвижение продукции на рынок, рекламу продукции, затраты на сопровождение, гарантийный надзор и устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также расходы на подготовку и освоение производства, подготовку кадров и другие расходы, связанные с извлечением прибыли.
Снижение производственно-сбытовых издержек является существенным фактором роста конкурентоспособности организации (предприятия). Так, снижение удельных издержек ведет при прочих равных условиях к росту конкурентоспособности продукции и, как следствие, – к росту объемов продаж и прибыли. Это позволяет предприятию инвестировать больше средств в совершенствование продукции и технологическое развитие организации (предприятия), что, в свою очередь, создает предпосылки к росту производительности труда и дальнейшему снижению затрат.
Производственно-сбытовые издержки в зависимости от целей и задач экономического анализа могут быть классифицированы по ряду признаков (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Признак классификации | Вид затрат (издержек) |
По объекту отнесения (месту возникновения) | На изделие (группу изделий) На процесс На структурное подразделение |
По способу отнесения затрат на единицу определенного вида продукции | Прямые Косвенные |
По характеру зависимости от объема производства | Постоянные Переменные |
По роли в производственном процессе | Производственные Внепроизводственные |
По периодичности возникновения | Текущие Единовременные |
Деление издержек по объекту отнесения связано с целями экономического анализа. Ими могут выступать: структурный анализ затрат по различным стадиям производственного процесса (например, заготовительной, обрабатывающей или сборочной); анализ затрат, связанных с деятельностью структурного подразделения организации (предприятия) (например, анализ затрат службы маркетинга предприятия), анализ затрат, связанных с видом деятельности (бизнесом), регионом сбыта и т. п. Объектом отнесения в этих случаях выступают процесс либо структурное подразделение. Если анализируются затраты на производство и реализацию того или иного вида продукции, объектом отнесения издержек выступает конкретное изделие (или группа однородных изделий).
В зависимости от избранного объекта отнесения все издержки могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, величина которых может быть непосредственно рассчитана на объект отнесения на основе первичных документов (конструкторской и технологической документаций, накладных, счетов-фактур и т. п.), в которых делается ссылка на объект. Например, если объектом отнесения является изделие, то к прямым издержкам относятся: стоимость сырья, материалов и покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, входящих в состав продукции; заработная плата производственных рабочих, непосредственно занятых изготовлением продукции; дополнительная заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальные нужды производственных рабочих; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Косвенные издержки не могут быть прямо отнесены на объект в момент их возникновения в силу тех или иных причин. В качестве таких причин могут выступать:
· невозможность прямого отнесения, определяемая природой затрат. Например, затраты по содержанию административных помещений не могут быть непосредственно отнесены на определенную продукцию (работы, услуги);
· сложность организации или экономическая нецелесообразность дифференцированного учета затрат;
· принятая учетная политика предприятия, которой предусматривается учет определенных видов издержек как общих (управленческие, общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
К косвенным издержкам относятся: общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы. При рассмотрении детального состава этих расходов, которые принято относить к косвенным, в ряде случаев могут встретиться прямые расходы. Например, в составе коммерческих расходов учитываются расходы на тару и упаковку, которые явно являются прямыми. Однако практика показывает, что не всегда рационально слишком точное деление расходов на прямые и косвенные с целью повышения точности расчетов. Указанные ранее расходы на тару и упаковку относятся к коммерческим, так как обеспечивают реализацию продукции, и выделять их из соответствующей статьи калькуляции нецелесообразно.
С учетом характера влияния объема производства (сбыта) продукции на величину затрат они делятся на постоянные и переменные. К постоянным относят издержки, которые остаются практически неизменными в целом по организации. В расчете же на единицу продукции их величина обратно пропорциональна объему выпуска (объему продаж) продукции организации (например, заработная плата администрации организации, арендная плата за производственные или офисные помещения, коммунальные услуги и т. д.).
К переменным относят издержки, величина которых в расчете на единицу продукции практически не зависит от объема выпуска (объема продаж). В расчете же на годовой объем выпуска эти издержки меняются почти прямо пропорционально этому объему.
Деление издержек на постоянные и переменные является условным, поскольку подобная классификация распространяется лишь на краткосрочный период. Например, изменение условий аренды может привести к изменению постоянных издержек, или применение окладной формы оплаты труда при сохранении численности производственного персонала ведет к тому, что затраты на оплату труда рабочих сохраняются постоянными и не зависят от объемов произведенной продукции. С другой стороны, подобное деление издержек позволяет проанализировать характер их поведения при незначительных изменениях объемов производства и продаж.
По отношению издержек к производственному процессу они делятся на производственные и непроизводственные. К производственным относят издержки, возникающие в процессе производства (на заготовительной, обрабатывающей или сборочной стадиях производства). К непроизводственным относят издержки, непосредственно не связанные с производственным процессом (сбытовые затраты, административно-хозяйственные расходы организации (предприятия).
По периодичности возникновения издержки организации (предприятия) принято делить на текущие и единовременные. К текущим относят издержки, совершаемые с регулярной периодичностью в краткосрочном периоде: материальные затраты, затраты на оплату труда и др. Единовременными являются издержки, совершаемые однократно в краткосрочном периоде или повторяющиеся в производственном процессе нерегулярно. Например, это затраты на приобретение технологического оборудования, затраты на капитальный ремонт, другие капитальные вложения.