Итоги за 15 лет «независимости»
Итоги за 15 лет «независимости»
Бронетанковая отрасль является одной из основных отраслей украинского военно-промышленного комплекса. Славные традиции создателей легендарных Советских танков Т-34, а также наиболее массового в мире послевоенного Т-54 и революционного Т-64 продолжают жить в трансформирующихся условиях современных политических реалий. Однако данный материал посвящен исключительно обзору и анализу технических достижений за последнее десятилетие, и от политики я по возможности постараюсь дистанцироваться.
История
Исторически сложилось, что Харьков на ряду с Ленингадом стал колыбелью отечественного танкостроения. Харьквский завод им. Малышева ведет свою историю еще с 1895 года, как паравозостраительный. Как известно, в первые годы существования СССР не имел своей танковой промышленности. Поэтому Харьковскому паровозостроительному заводу имени Коминтерна, была поручена организация работ по танкостроению, а в дальнейшем и разработка конструкций отечественных танков. Это было обусловлено налаженному там производству гусеничных тракторов «Коммунар», которое являлись хорошей базой для развития на заводе танкостроения.
Официальным документом, определяющим начало работ по производству танков на заводе, является Постановление постоянного мобсовещания от 1 декабря 1927 года, когда Главное Управление металлической промышленности (письмо №1159/128 от 7 января 1928 г.) поручило «...в срочном порядке проработать вопрос о постановке на ХПЗ производства танков и тракторов...»
В 1927 году, когда начинается разработка танка, имевшего обозначение 1-12-32, в последствии получившего обозначение Т-12, разработка которого была закончена к концу 1929 г. В 1931 г. на переработанный танк, получивший название Т-24 был запущен в мелкосерийное производство.
Таким образом, наряду с Ленинградским заводом «Большевик», появился еще один центр танкового производства СССР.
В 30-х годах конструкторами харьковского завода велись работы над колесно-гусеничными танками типа БТ, производившимися крупносерийно. В последствии Харьковскими танкостроителями были созданы такие танки как тяжелый многобашенный Т-35, легендарный Т-34, производство которого началось и на других крупных предприятиях страны. В начале Великой отечественной Харьковское КБ было эвакуировано в Нижний Тагил, где танк был создан модернизованный Т-34-85 и абсолютно новые танки Т-44 и Т-54. После возвращения в Харьков преобразованное КБ начало работы над новаторскими решениями в танкостроении, которые в итоге завершились созданием первого отечественного танка нового поколения – Т-64. И не стоит забывать, что именно Харьковскому КБ руководством была поручено создание перспективного танка, который произвел такую же революцию в мировом танкостроении, как и легендарный Т-34. В последствии на основе наработок по этому танку были созданы другие отечественные танки – Т-72, разработки УКБТМ, Т-80 разработки КБ «Спецмаш». Однако, это разнообразие в целом, сходных по своему военно-техническому уровню танков которые имели малую совместимость друг с другом легло тяжелейшим бременем на экономику Советского Союза. События, производившие после принятие на вооружение Т-64 и приведшие в итоге к серийному производству в СССР трех основных боевых танков (хотя слово «Основной» в этом контексте потеряло свое значение) выходит за рамки данного материала и более подробно описано в материале История отечественного танкостроения в послевоенный период.
На закате СССР в Харькове велись работы над перспективным танком нового поколения, который должен был заменить в производстве производившиеся тогда Т-64Б, Т-80У/Т-80УД, Т-72Б. Первые образцы перспективного танка «объект 477» (Молот) были изготовлены в конце 80-х, отработка танка продолжалась в 90-х (не без сотрудничества с Россией) но в связи с изменившейся политической обстановкой, финансовыми трудностями и проблемами, возникшими с межгосударственной производственной кооперацией, работы по перспективному танку приняли все более затяжной характер. К сожалению, об этой странице отечественного танкостроения фактически ничего не известно.
Полураспад
После распада СССР Украинская оборонная промышленность оказалась не просто в состоянии кризиса, но на грани выживания. Новая одурманенная элита больше не интересовалась развитием обороны, основной интерес правительства как «независимой» Украины, так и «демократической» России в те годы было лишь то, как украсть более жирный кусок нажитого за 70 лет народного достояния. Прекратилось производство танков на Кировском заводе в Ленинграде, свелись о минимума разработки бронетехники в Ленинградском КБ «Спецмаш», в критическом положении оказался и Омский «Трансмаш», на грани выживания оказались также «Уралвагонзавод» и Харьковский завод им. Малышева, как и конструкторские бюро при этих заводах.
Однако неожиданный шанс, спасший как Харьковских, так в последствии и российских (об этом будет разъяснено позже) танкостроителей представил зарубежный заказчик. В 1994 – 1995 годах танк Т-80УД был направлен на испытания в Пакистан, где получил высокую оценку местных военных. Желая переместить баланс сил в своем перманентном противостоянии с Индией Пакистан в 1996 году подписал с Украиной контракт на поставку 320 танков Т-80УД.
Этот контракт во многом спас отечественных танкостроителей, забытых собственным правительством, которое, правда, осознав возможную выгоду от продажи военной техники на зарубежный рынок уделило им внимание, которое, в прочем никоем образом, не имело в виду заботу об обороноспособности страны.
Однако, на тот период, замкнутого цикла по производству бронетанковой технике на Украине не было, уязвленное руководство ГАБТУ Российской Федерации отказывало в содействии (правда, в последствии в результате некоторых межправительственных договоренностей и кадровых изменений, некоторая помощь была оказана).
Поэтому было решено наладит замкнутый цикл производства бронетехники, это прежде всего включало:
- производство танковых пушек и боекомплекта для них (производились и разрабатывались в России – НИМИ, НИИТМ, завод №9, КБП и пр.)
- производство систем управления огнем - прицельные комплексы (Завод им. Зверева)
- производство средств защиты бронетехники – комплексы динамической защиты (ДЗ), комплексы активной защиты (КАЗ), комплексы оптико-электронного противодействия (КОЭП) и пр. разрабатывались в России (НИИ Стали, КБП, НИИТМ и пр.).
Для создания замкнутого цикла производства украинские танкостроители были вынуждены пойти на создание всей цепочки изделий, которые ниже будут рассмотрены подробнее:
Производство танковых пушек
В кратчайшие сроки Украина освоила производство необходимых современных артиллерийских систем для оснащения танков. Производство удалось развернуть в сжатые сроки, потому, что на Украине имелось предприятие, выпускающее утяжеленные трубы для нефтегазодобычи - завод им. Фрунзе (г. Сумы). Завод был, по сути, на 95 процентов оснащен необходимым оборудованием для производства пушечных стволов. Необходимо было закупить также и некоторое дополнительное оборудование для специфических операции. Производство пушек было налажено в марте 1998 года.
Таким образом, было налажено производство пушек, производившиеся ранее только в России (г. Пермь), пушки собираются на харьковском заводе, стволы поступают из Сум. Украинская пушка КБА3 является близким эквивалентом советской пушки 2А46М-1. разработаны также варианты пушки для оснащения модернизируемых танков Т-55 (КБА3К) и Т-72 (КБМ1М) а также вариант пушки калибра 120 мм (КБМ2). Конструкция пушки КБМ2 отвечает требованиям стандартов НАТО и эксплуатируется со всеми типами боеприпасов калибра 120 мм стандарта НАТО.
Еще одной интересной разработкой ХКБМ является бикалиберная (исполнение элементов ствола и казенной части позволяет быстрый монтаж стволов разных калибров 120 и 140 мм). С учетом разработанного АЗ, размещаемого в нише башни это позволит создать танк с большим модернизационным потенциалом. Также успешно прошли войсковые испытания 30-мм автоматические пушки ЗТМ1 и ЗТМ2 (аналогичные по основным характеристикам российским 2А72 и 2А42).
Системы управления огнем для танков серийно производятся на украинских предприятиях, где налажено производство усовершенствованных прицельных комплексов 1А43-У «Рось» с прицелом 1Г46М "ПРОМИНЬ" усовершенствованного прицельно-наблюдательный комплекса командира ПНК-5 "АГАТ-СМ" с встроенным лазерным дальномер и устройством ввода углов бокового упреждения (УВБУ) производства НПК "Фотоприбор", ПНК-5 повышает эффективность ведения огня командиром на 20-50% и вдвое снижает время на подготовку выстрела. Для замены прицельного комплекса «Буран» имеется тепловизионный прицельный комплекс "Буран-Катрин" с импортным ФПУ. Киевским НИИ «Квант» разработана система управления огнем с использованием оптико-телевизионных прицелов ОТП-20, которая устанавливается на боевые модули «Шквал», «Ингул» и другие. Также налажен выпуск полного спектра комплектующих необходимых для замкнутого цикла производства бронетехники, такие как стабилизаторы (2Э42М), системы учета теплового изгиба ствола пушки (СУИТ-1), навигационное оборудование (ЛИО-Н), датчики ветра (ДВЕ-БС) и многое другое. Также производятся комплектующие для танков Т-54, Т-55, Т-62, Т-72 для модернизации СУО «Волна», «Бастион», «Рекрут» и пр. которые изготовляются на Феодосийском Оптическом Заводе.
Удар сверху.
Бронепробиваемость современной тандемной боевой части (БЧ) усовершенствованной ракеты 9М119М1 по данным разработчиков составляет 900 мм по бронезащите, не оснащенной ДЗ.Отмечается, что это не предельные возможности бронепробития в пределах калибра 125 мм, однако создание БЧ с показателями бронепробития в 10-12 калибров является сложной задачей. Кроме того, широкие масштабы приобретает разработка комплексов активной защиты (КАЗ) за рубежом, которые могут с успехом поражать подлетающие управляемые ракеты. Возможным выходом из положения является разработка боеприпасов атакующих танк сверху или на пролете при помощи «ударного ядра» (не входя в зону действия КАЗ с высоты до 20 м без снижения над целью). Такие разработки были предложены специалистами Киевского КБ «Луч». Применение подобной разработки является также весьма экономически оправданным (по сравнению с комплексами с автономным самонаведением), так как создание новой ракеты осуществляется на базе уже отработанных и серийно производящихся элементов и не требует внесения изменений в систему управления огнем.
Вариантами исполнения таких боеприпасов является размещение двух боевых частей с "ударными ядрами", расположенными под углом 180 град. одна относительно другой. При пролете обеспечивается поражение танка как минимум одной боевой частью.
Второй вариант – исполнение боевой части подвешенной на оси вращения параллельно продольной оси снаряда с минимальным трением в опорах и обеспечением двух степеней вольности (установка боевой части на осе вращения на подшипниках дает ей возможность оставаться практически неподвижной при вращении снаряда).
Использование данной разработки предоставляет следующие преимущества:
- исключит возможность столкновения снаряда с естественными и искусственными препятствиями между наводчиком и целью, ликвидирует влияние пыли и задымленности поля боя;
- нейтрализовать действия комплексов активной защиты танка;
- даст возможность поражать танки, которые имеют лобовое бронирование более 1000 мм гомогенной стальной брони с динамической и многослойной защитой за счет поражения танка сверху, где бронирование гораздо меньше;
- уменьшить действия средств противодействия за счет исключения облучения цели лучом наведения;
- даст возможность поражать современные танки, используя нетандемные боевые части;
- нейтрализовать вредное влияние вращения снаряда вокруг продольной оси на бронепробитие кумулятивной боевой части за счет размещения ее практически под углом 90° к продольной оси снаряда (либо увеличить вероятность поражения цели при использовании нескольких боевых частей).
Кумулятивная защита «Нож» (ХСЧКВ)
Разработка комплекса нож началась в 97-98 годах после возникновения проблем с поставками в Пакистан танков Т-80УД с УДЗ 4С22 разработки НИИ Стали. НИИ Стали затребовали непомерную цену за возможность использования технологии (до 10% от стоимости контракта). В 2003 году «Нож» был принят на вооружение.
К преимуществам «Нож» специалисты относят возможность аффективного воздействия на бронебойные подкалиберные снаряды, а также боеприпасы типа «ударное ядро». Кроме того в отличии от «Контакта-5» особенностью комплекса является то, что при срабатывании исключена передача детонации на контейнеры не участвующие в воздействии на атакующий боеприпас.
К УДЗ проявили большой интерес зарубежном, так в 2003 году 3 танка Т-80УД (Т-84) с комплексом «Нож» закупили США. Интерес к комплексу проявили представители ОАЭ (установка на Леклерк). Потенциал комплекса также изучили представители Франции и Китая.
Сейчас разработана модификация «Ножа» для установки на боевые машины легкой категории. «Нож» обеспечивает защиту не только от противотанковых гранат и легких ПТУР, но и от снарядов АП калибра о 30 мм (в том числе и оперенных подкалиберных).
Кумулятивная защита «Нож» разработана СКТБ ИПП НАНУ совместно с ГП БЦКТ «МИКРОТЕК», НИЦ «Материалообработка взрывом» ИЭС им. Патона НАНУ и ХКБМ им. Морозова.
«Нож» обеспечивает защиту танков или других боевых машин от бронебойно-подкалиберных снарядов, кумулятивных средств поражения и ударно-кумулятивных боеприпасов типа «ударное ядро». Основным отличием «Ножа» от аналогичных существующих типов динамической защиты является воздействие на атакующие средства поражения кумулятивной струей, в отличие от метания пластин в направлении атакующего боеприпаса, что в тех или иных вариантах является принципом воздействия аналогов. Применение плоской кумулятивной струи для поражения атакующего боеприпаса и отклонения его от первоначальной траектории с приданием угла атаки, при котором снижается глубина проникновения в защищаемый объект, имеет ряд преимуществ – быстрота реакции, высокая эффективность, надежность, возможность исполнения, которое обеспечит равную защиту при встрече под прямым углом и пр.
Следует заметить, что всевозможные аналитики, например Растопшин в своей статье «необходим реализм в оценке потенциала украинского ВПК и политики официального Киева», опубликованной в ВПК № №4 (21) 4 - 10 февраля 2004 года не только дают абсолютно неверные оценки общей ситуации, но и несут откровенную дезинформацию по техническим вопросам. Например, чего стоит приведенная в вышеуказанной статье схемка под названием «Взаимодействие БПС с украинским модулем защиты Нож», где он утверждает, что при обстреле малокалиберной артиллерией во время боя модули "Нож" выводятся из строя, после чего БПС будут беспрепятственно поражать танки. При этом вывод сделан на основе фантазий Растопшина о наличии в модулях «нож» пластин-контактов, которые своим корпусом замыкает электрическую цепь, после чего происходит подрыв плоского кумулятивного заряда, что никакого отношения к реальности не имеет - «Нож» срабатывает мгновенно без специальных средств инициирования, не требует подготовки к применению и обслуживания. Таким авторам как Растопшин прежде чем писать нужно изучить то, о чем они пишут, а если информации у них нет не фантазировать а просто молчать.
Установка комплекса с использованием модулей "Нож" повышает уровень защиты танка от кумулятивных и кинетических снарядов в 2-3 раза.
Модули «НОЖ» отличает: высокая надежность (100% срабатывания и защита от всех типов противотанковых средств), безопасность при обстреле из стрелкового оружия, отсутствие детонации от осколков и зажигательных смесей, взаимозаменяемость с элементами встроенной ДЗ 4С20 или 4С22 (производства РФ) в соотношении 1:2, повышенная в 1,8-2,7 раза (по отношению к 4С22) эффективность, пониженная величина запреградного действия на броню, простота монтажа, невысокая стоимость. В 2003 году «Нож» прошел государственные испытания и был принят на вооружение украинской армии. Производство УДЗ (устройств динамической защиты) «Нож» уже налажено на нескольких киевских предприятиях. Подробнее см. - Кумулятивная защита "Нож"
Тяжелый БМП БМТ-72
Боевые тяжелые машины пехоты (БМТ) предназначаются для ведения боевых действий как в составе танковых частей и подразделений, находясь с ними в одних боевых порядках, так и самостоятельно. При этом стрелки-десантники десантироваться и продолжить сражение в пешем строю. Применение БМТ, обладающих вооружением, защитой и маневренностью, такими же, как и у танков, обеспечивает тесное взаимодействие на поле боя танков и стрелков-десантников при наиболее полном использовании сильных сторон этих родов войск.
БМТ-72 создан на удлиненной семикатковой базе танка Т-72, после проведения комплекса мероприятий по его модернизации включающих установку дополнительной защиты на корпус и башню, и установку моторно-трансмиссионного отделения танка «Оплот».
Благодаря компактности украинских дизельных танковых двигателей стало снабдить ее новым отделением для размещения 5 пехотинцев. В отличии от проекта машины БТМП-84 сконструированной на основе шасси танка «Оплот» в корме корпуса которой предполагалась дверца позволяющая пехотинцам быстро покинуть машину на БМТ-72 посадка и высадка из БМТ-72 осуществляется через люки в крыше корпуса машины за башней. Данное решение сложно назвать оптимальным.
Боевые модули
Боевые модули предназначены для вооружения вновь создаваемой и модернизации бронетехники легкой и средней категории, а также тяжелых БМП с целью повышения их огневой мощи. Замена штатного боевого отделения устаревшей техники типа БМП-1/2, М-113, БТР различных модификаций и пр. позволяет без доработки ходовой базы довести огневую мощь боевой машины до уровня лучших современных мировых аналогов. Малые габариты модулей позволяют размещать их на практически любой технике (например, модуль «Ингул» с 30 мм пушкой и ПТРК может быть размещен на БРДМ-2) бронетранспортерах, катерах береговой охраны и других носителях.
Анализ современного состояния отечественной и зарубежной легкобронированной техники показывает, что на вооружении сухопутных войск многих стран находится большое количество боевых машин, имеющих вооружение, не отвечающее современным требованиям, которые характеризуются достаточно, надежной ходовой частью, не выработавшей, своего ресурса. Как пример - боевые машины пехоты БМП-1. Замена всего парка бронемашин на новые, в настающее время не представляется возможной даже для самых экономически развитых государств, поэтому наиболее приемлемым выходом является модернизация с применением универсальных боевых модулей.
Украинскими предприятиями разработано большое количество боевых модулей, которые по основным показателям соответствуют лучшим мировым образцам, а по многим их превосходят. Среди них модули «Тайфун», «Гром», «Ингул», «Шквал», «Буг», ЗТМ-1, БАУ-23Х2 и другие.
Универсальный боевой модуль ГРОМ с вынесенным вооружением для легких боевых бронированных машин, предназначен для поражения живой силы, борьбы с бронированной техникой, огневыми точками и низколетящими, малоскоростными целями противника. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях при помощи современного стабилизатора вооружения СВУ-1000.
Устанавливается на легкие боевые бронированные машины (БТР-60/70/80, БТР-3Е, МТ-ЛБ, М-113, БМП-2 и др.), обеспечивая повышение их огневой мощи.
За счет применения вынесенного вооружения обеспечено повышение защищенности экипажа, снижена масса боевого модуля и улучшены условия обитаемости в боевом отделении (отсутствие загазованности при стрельбе). Модуль был установлен на перспективный украинский БТР-4, а также на модернизированные варианты БТР-70 и МТ-ЛБ. Модуль был разработан ХКБМ им Морозова.
Создание БТР и БМП
БТР-4
Под впечатлением от пакистанского контракта ставка была сделана на танки и машины на их базе. Увы, на весьма переполненном рынке, в условиях при том и весьма не гибкой маркетинговой политики закрепить успех не удалось.
Если бы ХКБМ начало разработку БТР-4 и ЛТБМ «Дозор» раньше то ситуация с сейчас мола быть совершенно иной, даже не учитывая многомиллионные контракты на поставки колесных боевых машин категории до 30 тонн (Польша, Финляндия, Чехия и пр.) в Европейские страны доля поставок качественных машин данной категории в страны Азии и арабские государства могло бы кардинально улучшить положение ХКБМ.
БТР-4. Фото ХКБМ.
БТР нового поколения БТР-4 был впервые представлен в 2006 году на выставке «Аэросвит-21». Безусловно, работы над машиной подобного класса были начаты с большим опозданием.
Компоновка БТР-4 полностью отличается от всех ранее созданных отечественных БТР (БТР-60/70/80/90). Отделение управления размещено в передней части корпуса, силовое отделение расположено с левой стороны за спиной водителя и снабжено проходом по правому борту в десантное отделение. Далее размещено десантное отделение с двухстворчатыми дверями для высадки десанта. Для командира и водителя имеются двери в бортах с встроенными пуленепробиваемыми стеклоблоками. Лобовые стекла также представляют собой пуленепробиваемые стеклоблоки, которые, могут закрываться бронированными крышками.
Боевая масса БТР-4 в базовом варианте составляет 17 тонн (19.3 тонн с модулем «Гром»), в варианте с дополнительным бронированием вес может достигать до 27 тонн (защита от снарядов 30-мм пушек). Десант БТР-4 составляет восемь человек и трое членов экипажа. Силовая установка состоит из двухтактного дизеля 3ТД мощностью 500 л.с. с автоматической гидромеханической трансмиссией. По желанию заказчиков возможна установка двигателя фирмы Deutz с мощностью 489 или 598 л.с. На базе БТР-4 возможен выпуск машин различного назначения: машины огневой поддержки, командирской, санитарной, зенитной, боевой разведывательной машины или ремонтно-эвакуационной машины.
Альтернативные предложения
Тяжелые БМП/БТР
Новая машина на базе Т-64 была создана специалистами ДП "Харьковский бронетанковый ремонтный завод". Базовая машина для семейства боевых и вспомогательных машин создана путем «разворота» танка Т-64 моторно-трансмиссионным отделением вперед, удалением с него башни и оборудования десантного отделения. В итоге получился УМР-64, на которой могут размещаться до 15 функциональных модулей массой до 22 тонн. Одним из вариантов является создание на его базе тяжелой БМП с десантом до 10 человек и необитаемым боевым модулем. В базовом варианте БМП весит 32,5 тонны. На базе машины также предполагается создать универсальную машиной боевого снабжения (УМБП-64), высокозащищенную командно-штабную машину с весом до 41 тонны, 120 миллиметровый самоходный миномет и другие машины.
Для посадки и высадки десанта БТР снабжен удобными дверями в кормовой части корпуса. Это выгодно отличает данную разработку Харьковских танкостроителей от конкурентов как на Украине так и в России. В отличии от специалистов ХКБМ конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода не пытались совместить несовместимые вещи – танк и БТР, в результате чего, получая малоприменимую конструкцию, которая не выполняла в полном объеме функций ни того не другого. От российских тяжелых БТР (БМО-Т, ДПМ-72) украинская машина выгодно отличается большей вместительностью десантного отделения и значительно лучшими условиями для десантирования и посадки в машину.
БТР-64Э. Фото Дмитрий (DPD).
Таким образом, на базе Т-64 вместо их утилизации предприятие во главе с В. Федосовым создало ряд специальной техники, в первую очередь для инозаказчика, чтобы покупатель мог выбрать тот товар, который ему по нраву.
Автономный модуль с передним размещением МТО с целью создания на его базе различных машин военного (тяжелые БТР) и гражданского назначения разработанный заводом ім. В. О. Малишева, который в свое время участвовал в конкурсе на создание тяжелого БМП для иорданской армии на базе танка «Центурион». Тогда конструкторы пошли простым путем установки на него компактного дизеля 5ТДФ/М, что обеспечивало в корме корпуса небольшой люк для высадки десанта. Однако заказчик предпочел более дорогую машину собственной разработки – «Темсах». Для обеспечения пехотному отделению возможности безопасного спешивания из кормовой части машины была разработана машина с передним размещением двигателя. Чтобы достичь этого без конструктивных изменений корпуса базового танка с кормовым размещением двигателя, он используется так, что в своем новом виде конструкция передней части корпуса танка была репрофилирована (кормовая часть танка стала передней частью). Для использования танка в таком виде изменено направление вращения бортовых передач, геометрия подвески также отрегулирована для сохранения распределения натяжения гусениц. Командир и водитель перемещены на приподнятых рабочих местах за перегородкой моторно-трансмиссионного отделения.
Автономный комплекс
Руководство ДП "Харьковский бронетанковый ремонтный завод", где Т-64 проходил капитальный ремонт и модернизацию (до стандарта Т-64БМ2), считает, что у танка есть перспективы на внешнем рынке, также был предложен вариант создание на ее базе целого семейства машин – тяжелого БМП/БТР, машины поддержки, самоходного миномета, командно штабной машины, универсальной машины боевого снабжения. Все эти машины, наряду с основным модернизированным танком Т-64Б могут стать основой автономного комплекса бронированных машин на единой базе танка. Таким автономным комплексом может быть мощный бронетанковый комплекс на базе танка Т-64, в том числе входящий в состав любых формирований сил общего назначения, способный выполнять тактические задачи в отрыве от тыловых баз. Представьте, насколько можно упростить процессы поддержки боеспособности, технического обслуживания и ремонта техники подразделов и частей Сухопутных войск Украины, если унифицировать базу основного танка, боевой машины пехоты бронированного ремонтно-эвакуационного средства, командно штабной машины санитарно эвакуационной и машины материального обеспечения. Кроме этого в комплекс войдут полевая артиллерия, комплексы противовоздушной обороны, разведывательные комплексы. Все это предлагают специалисты Харьковского бронетанкового ремонтного завода. Не просто предлагают - сделаны отдельные образцы и эскизные проекты.
Концепция автономного разведывательно-ударного комплекса является основной в развития военно-технической концепции системы бронированного вооружения нового поколения. Это создание семейства унифицированных образцов на базе единого шасси (объединенных в единое информационное пространство). Таким образом, в начале 21 века образцы бронетанкового вооружения снова адаптируются к изменившимся условиям и превращаются в наземные боевые высокозащищенные машины, являющиеся элементом единой системы вооружения. При этом они сохраняют главную отличительную черту - высокую степень универсальности, позволяющую решать разнотипные боевые задачи во всех видах боевых действий и эффективно взаимодействовать с другими боевыми средствами.
В этом аспекте стоит взглянуть на мнение специалистов 38 НИИ МО РФ и Омского КБТМ. Аналогичной концепции придерживаются и специалисты ФРГ. Подробнее см. Автономный комплекс бронированных машин - Трансформация бронетанкового вооружения в современных условиях.
Однако инициативу Харьковских ремонтников по возможному экспорту семейства машин на базе Т-64 совсем не радужно восприняли в Центральном бронетанковом управлении Украины, было заявлено, что задание харьковчан - ремонтировать технику, а не рассуждать относительно ее экспорта.
Кроме того, следует отметить, что модернизация танков Т-64Б до стандарта БМ «Булат» или Т-64БМ2, которая может производится на предприятиях МО Украины за значительно меньшие средства, это отмечают как директор ДП "Харьковский бронетанковый ремонтный завод" В. Федосов так и директор концерна "Техвоенсервис" Леонид Шоломицкий. По крайней мере, разумным было бы разделить эти задачи между ними и заводом им. Малышева в пропорциональном порядке.
Тем временем бронетанковые ремонтные заводы МО Украины сейчас в основном заняты работой над ремонтом и модернизацией бронетехники для иностранного заказчика - Пакистан, Китай, Иордания, Алжир, африканские страны и пр.
Киевский бронетанковый завод дает вторую жизнь и Т-72. Результативность стрельбы, достигнутая с расстояния три километра была равна 97% - и это при том, что стрельба велась в движении и при очень высокой температуре воздуха.
Конкуренты на внешнем рынке
На внешнем рынке основными конкурентами украинских танков выступают примерно аналогичные им по цене и в целом по основным характеристикам танки представляющие подход отечественной школы танкостроения, это, прежде всего Т-90, польский ПТ-91, китайский Тип-96.
Т-90 был создан в конце 80-х как глубокая модернизация танка Т-72Б. В 1989 года УКБТМ передал на испытания первые четыре танка, в последствии получивших название Т-90. Основным отличием танка от Т-72Б было наличие автоматизированной СУО позаимствованной с танка Т-80У/УД, до этого Т-72 автоматической СУО не оснащались. Танк также оснащался встроенной динамической защитой «Контакт-5», а в последствии и КОЭП «Штора-1». При этом конструкция танка в целом была аналогична танку Т-72Б, оснащенного литой башней и двигателем мощностью 840 л.с. В ответ на продажу Украиной Пакистану в 1996-99 году 320 танков Т-80УД индия в срочном порядке решила восстановить баланс сил (на тот момент индийским танкистам просто не чем было бороться с Пакистанскими Т-80УД, которые на голову превосходили их Т-72М и Т-55) и закупить в России партию Т-90С (экспортная модификация Т-90). В 1999 г. 3 машины Т-90С принимали участие в испытаниях в Индии, из них одна с литой башней и 2 новые со сварными башнями. Испытаний российских танков Т-90С, прошедших в пустыне Раджастхан, по мнению индийской стороны, оказались не совсем такими, как хотелось бы нижнетагильским танкостроителям. Согласно докладу, на который ссылается индийский источник "Политикал ивентс" (Political Events), двигатели В-84-1 мощностью 840 л.с. всех трех машин, принимавших участие в испытаниях, не выдержали тестирования по причине серьезного перегрева. А один из танковых двигателей вышел из строя, не выдержав эксплуатации в условиях высокой температуры и запыленности. Но в итоге в Дели все-таки не отказались от закупок новых российских танков. Кроме того, из-за отсутствия кондиционера за последние четыре года из-за этого оказались непригодными к использованию 80-90 СУО, которая стоит почти 20% всей стоимости танка, попытки решить эту проблему до сих пор не увенчались успехом. Таким образом, поставка украинских танков в Пакистан, по сути, реанимировало российское танкостроение, которое в те годы находилось в глубочайшем кризисе – стоял вопрос о сворачивании мощностей по производству танков на Уралвагонзаводе.
Так что же представляет из себя Т-90 по сравнению с украинским танком «Оплот»? В плане бронезащиты украинский танк не только значительно превосходит Т-90, оснащавшиеся литой башней, но и новые Т-90, которые начали оснащать сварной башней. Сталь с ЭШП, из которой изготовлена конструкция башни танка «Оплот» обеспечивает прирост стойкости на 10-15 процентов по сравнению со сварной башней из броневых сталей средней твердости применяемой на танках Т-90С, которые были поставлены в Индию. Крыша башни украинского танка выполнена цельноштампованной, что повысило ее жесткость, обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства, в отличие от Т-90С, у которого крыша башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость конструкции при фугасном воздействии. Также довольно странным является то, что Т-90 имеет конструктивно более низкую защиту башни, по отношению к корпусу (теоретически должно быть наоборот). Также стоит отметить улучшенную архитектура «Оплота», снижающая эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели и средства снижения заметности в радиолокационном и ИК-диапазоне длин волн. Т-90С имеет в 1,2…1,5 раза большую ЭПР, примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя - на левый борт), что облегчает наведение средств поражения с головками самонаведения, обнаруживается средствами разведки с большей дальности. Т-90С, при внешней схожести с Т-84 выглядит более архаичным.
В плане огневой мощи украинский и российский танки фактически равноценны, так как используют по сути, одинаковую систему управления огнем с незначительными модификациями. Тем не менее, стоит отметить наличие в составе СУО танка «Оплот» прицельно-наблюдательный комплекса командира ПНК-5 "АГАТ-СМ" с встроенным лазерным дальномер и устройством ввода углов бокового упреждения (УВБУ), ПНК-5 повышает эффективность ведения огня командиром на 20-50% и вдвое снижает время на подготовку выстрела. Также для обеспечения стабильной точности стрельбы на украинском танке установлена СУИТ-1, производства КБ «Луч» (такие разработки существуют и в России, но появились позже и на экспорт пока не предлагались). В дополнение к этому на «Оплоте» имеется датчик измерения начальной скорости снаряда, позволяющим измерять указанную скорость при каждом выстреле пушки и затем вводить информацию в танковый баллистический вычислитель комплекса управления огнём с целью автоматического учета поправки на износ канала ствола, температуру заряда и другие факторы.
В плане подвижности двигатель В-84 значительно уступает украинскому 6ТД-2 как по мощности, так и по в надежности условиях пустыни при температурах окружающей среды и удобстве эксплуатации. В последние годы российским разработчикам удалось догнать украинский дизель по мощности (В92С2 -1000 л.с. и В99 1200 л.с.), однако дальнейшее форсирование двигателя представляется малореальным. В то же время украинский дизель 6ТД-3 может развивать мощность до 1500 л.с.
Выводы
В 2004 году ГП "Завод имени Малышева" выполнил государственный оборонный заказ по модернизации бронетанковой техники – танков БМ «Булат», это был первый оплаченный государством заказ на поставки бронетехники для армии с 1992 года, когда были поставлены 44 танка Т-80УД «Береза».
Поставленные в 1999 году и показанные на параде танки «Оплот» изготовленные по заказу украинской армии, были изготовлены за счет собственных средств завода. Зря тогдашний директор завода Григорий Малюк надеялся, что в этом году с нами рассчитаются… не помогли и визиты к Кучме, который нашел более подходящий выход – просто уволить директора … за неуплату зарплаты работникам завода, который планировал подать иск на правительство, если оно не оплатит до 4 августа госзаказ на выпуск «оплотов». Еще одно объяснение столь оперативным и решительным действием Кучминской хунты является несговорчивость гендиректора в вопросе поставки в США танков Т-80УД с динамической защито