Глава 15. кодификация нормативных актов
Наличие значительного числа нормативных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений, обладающих различным уровнем официальности, часто противоречащих друг другу и содержащих устаревшие нормы, требует согласования и приведения этих актов в соответствие между собой, создания единого нормативного акта. Осуществлению этой задачи служит систематизация нормативных актов - деятельность государственных органов и должностных лиц по упорядочению и совершенствованию и приведению нормативных актов в определенную внутренне согласованную систему.
Существуют три вида систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация представляет собой приведение нормативных актов в систему путем объединения нормативного материала без изменения его содержания. При инкорпорации нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
Консолидацией называют приведение нормативных актов в систему путем объединения нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. Последние после проведенной консолидации утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, имеющий собственные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица). Консолидация занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация представляет собой систематизацию, проводимую путем объединения нормативных актов с изменением их содержания в единый, логически цельный акт. Кодификация может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства) и специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института).
Для кодификации характерны следующие черты:
1) представляет собой наиболее сложную, трудоемкую и вместе с тем совершенную форму систематизации;
2) является особым видом правотворчества;
3) осуществляется только компетентными государственными органами на основании конституционных или иных законных полномочий;
4) ее результаты рассчитаны на длительный срок;
5) итоговым результатом является создание единого кодифицированного акта, который отличается юридической и логической целостностью, сводным характером (т.е. объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), сложным строением, главенствующим положением среди других отраслевых актов.
Существует несколько видов кодифицированных актов: Основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства - это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов федерации.
Кодексами называют нормативные акты, которые содержат правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и др.
Уставы представляют собой нормативные акты, которые регулируют определенную сферу государственной деятельности, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и др.
Положения - это нормативные акты специального действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организации и учреждении. Таково, например, Положение о службе в органах внутренних дел.
Под правилами понимаются нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.
Работа по поведению кодификации проходит в несколько этапов. Сначала разрабатываются общий план систематизации действующего законодательства и рабочий план кодификации в каждой отрасли права. В этих планах устанавливаются цель предполагаемой работы и ее основные этапы, определяются сроки проведения кодификации и необходимые для этого средства.
Следующим этапом является определение объема того нормативного материала, который подлежит обработке. Отбор тех или иных нормативно-правовых актов зависит от предполагаемой цели кодификации, а также от характера и значения самого правового материала.
После определения объема правового материала, подлежащего кодификационной обработке, его собирают воедино и регистрируют. Как правило, основной формой регистрации правовых актов является карточная регистрация, позволяющая создать полное хронологическое собрание законодательного материала по соответствующему вопросу.
Следующий этап кодификационного процесса - выявление актов, официально отмененных соответствующими органами, а также актов об отмене других актов, не устанавливающих новых правовых норм. Итогом проведения данной операции является существенное сокращение объема законодательного материала, подлежащего дальнейшей обработке. На этом же этапе кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными.
Затем происходит исключение из собранного материала актов, хотя формально пока и не отмененных, но фактически утративших силу в связи с последующим развитием законодательства. Вопрос о том, какие из актов фактически утратили силу, решается совместно с государственными организациями, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались. По окончании данных консультаций составляется список фактически недействующих актов, подлежащих исключению из дальнейшей кодификационной обработки материала. К списку прилагаются подробные справки с указанием мотивов исключения из процесса кодификации каждого из внесенных в него акта.
Получив таким образом лишь действующие нормативные акты, кодификатор подвергает их дальнейшей обработке. В частности, из текста акта исключаются:
вводные части, если они не содержат принципиальных указаний;
статьи с перечнем отменяемых актов, временными правилами применения акта при введении его в действие;
статьи, которые фактически утратили силу;
статьи ненормативного характера.
Все исключения также сопровождаются мотивированными объяснениями в специальных справках, на основании которых законодатель при обсуждении проекта кодификационного сборника будет решать вопрос об окончательной судьбе данных статей.
Получив, таким образом, полное собрание действующего законодательства, кодификатор создает алфавитно-предметную картотеку, а затем в алфавитном порядке располагает свободные листы с текстами законодательных актов. Это позволяет быстро получать необходимые справки по действующему законодательству, является основанием для систематического толкования действующих правовых норм, а также облегчает решение других вопросов кодификационной работы, в частности вопроса о схеме будущего кодификационного сборника, в соответствии с которой весь действующий законодательный материал распределяется по разделам.
Закончив распределение законодательного материала по разделам, кодификатор приступает к устранению имеющихся в действующем законодательстве противоречий и повторений. На этом этапе обнаруживаются и существующие в законодательстве пробелы, о которых кодификатор может и должен поставить в известность законодателя.
Итогом кодификации является создание проекта единого, сводного, юридически и логически цельного, согласованного нормативного акта (кодификационного сборника), представляемого на утверждение соответствующего компетентного государственного органа.
Контрольные вопросы и задания
1. Какую задачу призвана решить систематизация законодательства?
2. Какие виды систематизации нормативно-правовых актов вы знаете?
3. Что такое кодификация? Каковы ее основные черты?
4. Перечислите известные вам виды кодификации.
5. Какие существуют виды кодифицированных актов?
6. Изобразите в виде схемы основные этапы процесса кодификации.
7. Раскройте содержание каждого этапа кодификационного процесса.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Перечень нормативных актов, регулирующих документационное обеспечение управления
1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1-2.
3. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
4. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г.).
5. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
6. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 13 июня 1996г., 24 мая 1999 г.).
8. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. от 23 июля 1998 г.).
9. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г.).
10. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах. - М.: Государственная-архивная служба России, 1993.
11. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г. № 191.
12. Постановление Правительства Российской Федерации «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» от 27 декабря 1995 г. № 1268.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 835 «О первичных учетных документах».
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изм. от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г.).
15. Положение об Архивном фонде Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. № 552.
16. Положение о Федеральной архивной службе России. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 1562.
17. ГОСТ 9327-60. Бумага и изделия из бумаги.
18. ГОСТ 17914-72. Обложка дел длительного хранения. Типы, разделы, технические требования.
19. ГОСТ Р 1.0-92. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.
20. ГОСТ Р 6.30-97. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (с изменениями № 1, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 21.01.2000 № 9-СТ «О принятии и введении в действие изменения ГОСТ Р»).
21. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
22. Общероссийский классификатор управленческой документации. ОК 011-93.
23. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. - М.: Минтруд РФ, 1998.
24. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. - М.: НИПИстатинформ Госкомстата России, 1998.
25. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М.: ВНИИДАД, 1991.
26. Основные правила работы ведомственных архивов. - М., 1988.
27. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения. - М., 1989.
28. Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии организации. Утверждено Приказом Росархива от 19.01.1995 №2.
29. Примерное положение о Центральной экспертной комиссии (ЦЭК) министерства, ведомства Российской Федерации. Утверждено приказом Росархива от 17.03.1998 № 19.
30. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. - М.: Росархив, 1994.
31. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, в ред. от 2 августа 1985 г., с изм. и доп. от 19 октября 1990 г.).
32. Инструкция по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Утверждена приказом Министерства финансов РФ от 3 декабря 1999 г. № 107 н.
33. Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1982. № 2.
34. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. (Утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1968 г. № 189/11-64.) - М., 1968.
35. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию и учету кадров. - М., 1991.
36. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работу по документационному обеспечению управления (утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. № 72). - М.: ЦЕНТ Минтруда Российской Федерации, 1995. 26 с.
37. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления (утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 сентября 1993 г. № 152). - М.: ЦБНТ Минтруда Российской Федерации, 1993. 77 с.
38. Укрупненные нормативы времени на работу по делопроизводственному обслуживанию (утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20 мая 1987 г. № 327/ 17-42). - М.: Экономика, 1988. 30 с.
39. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению. - М., 1982.
40. Управленческие документы постоянного срока хранения, образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов). Справ, пособие. - М.: ВНИИДАД, 1996.
Приложение 2
Образец оформления общего бланка документа с угловым вариантом расположения реквизитов на формате А4
Приложение 3
Образец оформления общего бланка документа с продольным вариантом расположения реквизитов на формате А4
Приложение 4
Образец оформления общего бланка документа с угловым вариантом расположения реквизитов на формате А5
Приложение 5
Образец оформления бланка конкретного вида документа (приказа) с угловым вариантом расположения реквизитов на формате А5
Приложение 6
Образец оформления бланка конкретного вида документа (приказа) с продольным вариантом расположения реквизитов на формате А4
Приложение 7
Образец оформления бланка письма с угловым вариантом расположения реквизитов на формате А4
Приложение 8
Образец оформления бланка письма с продольным вариантом расположения реквизитов на формате А4
Приложение 9
Образец оформления бланка письма с угловым вариантом расположения реквизитов на формате А5
Приложение 10
Образец оформления бланка письма с продольным вариантом расположения реквизитов на формате A5
Приложение 11
Образец оформления бланка должностного лица на формате А4 (бланк конкретного вида документа)
Приложение 12
Образец оформления бланка должностного лица на формате А4
(бланк письма)
Приложение 13
Образец документа (справки по личному составу) с трафаретным текстом
Приложение 14
Образец оформления титульного листа устава
Приложение 15