Системный подход к менеджменту качества
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА
Характеристика стандартов ИСО 9000
2 Основные требования и принципы систем менеджмента качества на основе стандартов ИСО 9000
Основы разработки систем управления качеством на предприятиях.
Документирование системы менеджмента качества. Политика и цели предприятия в области качества
Современные направления развития и концепция всеобщего управления качеством
Международные стандарты по охране окружающей среды и охране труда
Системы качества, соответствующие критериям национальных или региональных премий по качеству
Специальные системы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции НАССР и GMP
Если где-то возникают провалы и неудачи, причины не столько в технике или людях, ее изготавливающих и эксплуатирующих, сколько в недостатках систем управления, отсюда актуальная задача – совершенствование качества систем. Как пишет известный специалист в области управления качеством, Харрингтон: «Единственный путь внедрения эффективных и постоянных усовершенствований в жизнь компании – изменение системы управления и контроля текущих процессов. Служащие не являются источником большинства ошибок, они простые исполнители в среде, где господствуют устарелые и негибкие процедуры управления. Управляющие также не являются причиной текущих ошибок. Их единственная ошибка – работа в рамках системы, не приспособленной к учету современных требований. Если мы хотим избежать ошибок, мы не должны вести бой против людей. Не в них источник проблемы. Цель борьбы и перестройки – системы, которые контролируют ход процессов и управляют деятельностью компаний».
Системный подход – это методология познания и практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем.
Система менеджмента качества (СМК) – средство для достижения определенных результатов на рынке. В современных условиях у конкурентов имеются большие возможности, чтобы изучить новый продукт, ставший лидером продаж, и приблизить качество своей продукции к его уровню. При этом преимущество получит то предприятие, которое сможет предложить потребителям приемлемое им качество продукции по более низкой цене. Возможность достижения такого результата во многом зависит от эффективности СМК.
СМК имеет положительный как внепроизводственный, так и внутрипроизводственный эффект.
Внепроизводственный эффект СМК:
- доверие потребителей к предприятию;
- улучшение имиджа предприятия;
- большая степень доверия финансовых учреждений;
- реализация требований потребителей на всех процессах предприятия при
соблюдении законодательных рамок и соответствующих норм.
Внутрипроизводственный эффект СМК:
- надежная организация производственной, управленческой, коммуникационной и информационной структур и производственных процессов;
- создание внутрипроизводственных механизмов для координации и управления деятельности предприятия;
- экономия затрат на устранение возникшего брака или предупреждение его; - оптимизация процессов на основе регулярного анализа функционирования СМК;
- сохранение имеющихся «ноу-хау» даже при незапланированных событиях (например, смена персонала);
- создание эффективных систем для надежной корректировки допускаемых
ошибок и предупреждению их.
Принятие решений, основанных на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Соблюдение этого принципа дает возможность:
- принимать решения, обеспеченные информацией;
- возрастает способность подтвердить результативность ранее принятых решений посредством ссылки на фактические зарегистрированные данные;
- возрастает способность к анализу, выражению сомнений и изменению мнений и решений.
8 Взаимовыгодные отношения с поставщиками.Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Соблюдение этого принципа дает возможность:
- возрастает способность обеих сторон создавать ценности;
- гибкость и быстрота совместных ответов на изменения рынка или потребностей и ожидания потребителей;
- оптимальность затрат и ресурсов.
И охране труда
Очевидной тенденцией последних десятилетий является ориентация на сочетание интересов экономики с проблемами экологической безопасности общества и сохранения среды, благоприятной для жизни человека.
Начиная с 70-х гг. многие зарубежные компании в связи с ужесточением требований национальных природоохранительных законодательств предпринимали действия по анализу экологической обстановки и реализации мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Для обеспечения эффективности таких мероприятий они должны проводиться в рамках определенной структурированной системы управления. В 1992 г. в Англии появился первый национальный стандарт BS 7750 «Системы экологического управления».
Сегодня международные стандарты ИСО серии 14000 по охране окружающей среды и экологическому менеджменту дают возможность предприятиям создавать элементы эффективной системы управления качеством окружающей среды (СУКОС), которые могут быть включены в уже действующую систему управления и координироваться с работами в других направлениях (производственная деятельность, финансы и экономика, качество продукции, охрана здоровья населения, техника безопасности и др.).
Первые стандарты этой серии официально были опубликованы в конце 1996 г. В настоящее время система стандартов ИСО 14000 принята в странах Европейского союза, Японии, США и других странах.
Экологический менеджмент предприятия рассматривается как часть общего управления, заключающегося в регулировании сознательного воздействия человека на природные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических. Культурных и других потребностей при условии устойчивого развития общества и сохранения природы. Функции такой системы координируются с функциями обычного административного управления предприятием.
Основными принципами создания и функционирования системы экологического управления в соответствии со стандартом ИСО 14001 являются:
разработка экологической политики предприятия с определением ее целей и задач;
- формирование программы реализации экологической политики;
- внедрение необходимого механизма обеспечения достижения целей и задач политики в области охраны окружающей среды;
- эффективный мониторинг, контроль и проверка характеристик окружающей среды;
- постоянный анализ состояния и улучшение характеристик системы экологического управления.
Система экологического управления фактически является инструментальным средством, позволяющим предприятию систематически контролировать и минимизировать уровень экологических воздействий своей хозяйственной деятельности на природную среду.
При этом, как правило, наблюдаются снижение экологических издержек и платежей за загрязнение окружающей среды, экономия сырья, энергии и других материальных ресурсов, а также достигаются важные нематериальные выгоды для предприятия.
Основным предметом МС ИСО серии 14000 является система управления окружающей средой, наличие которой предполагает, что в организации:
- введены и соблюдаются процедуры управления окружающей средой;
- подготовлены документы (стандарты предприятия) по этим процедурам;
- назначены ответственные за конкретные области экологически значимой деятельности.
Следует обратить особое внимание на взаимосвязь стандартов ИСО 9000 и 14000. Как показывает практика, сертификация предприятия по ИСО 9000 – это 70 % выполненной работы по сертификации СУКОС. Поскольку стандарты взаимно интегрированы, возможна облегченная сертификация предприятия, уже имеющего сертификат соответствия по ИСО 9000. Необходимо иметь в виду, что границы области сертификации по ИСО 14000 шире, чем по ИСО 9000, так как системы управления качеством рассматривают нужды только потребителя, а СУКОС вызвана необходимостью обеспечить защиту экологических интересов и предприятия, и населения, и государства, т.е. общества в целом.
Предприятие, внедрившее систему экологического управления, может достичь важных преимуществ в конкуренции и добиться значительных экономических результатов. Потенциальными выгодами, связанными с внедрением и функционированием эффективной СУКОС, являются:
сбалансирование и интеграция экономических и экологических интересов предприятия;
- повышение конкурентоспособности и улучшение условий для продвижения выпускаемой продукции на внешнем рынке;
- поддержание привлекательного имиджа предприятия и высокой рыночной стоимости акций;
- возможность обязательной демонстрации заказчикам эффективного управления качеством окружающей среды;
- удовлетворение критериям инвесторов и улучшение инвестиционного климата;
- получение страхового свидетельства оправданной стоимости;
снижение аварийности производства;
- экономия сырья, материалов, энергии и других ресурсов;
- улучшение взаимоотношений с организациями природоохранного контроля, упрощение получения разрешений и полномочий;
- снижение и оптимизация платежей за загрязнение окружающей среды и природопользование;
- налаживание отношений с общественными организациями и населением.
По данным швейцарской фирмы «SGS», опрос 500 европейских компаний относительно эффективности систем экологического менеджмента показал, что более 80% фирм считают внедрение и сертификацию таких систем эффективными, 60 % окупили свои капиталовложения за один год, а около 80 % уверены в получении прибыли от капиталовложений на долгосрочной основе.
Новой тенденцией в области менеджмента, а также менеджмента качества, учитывая их фундаментальную общность, является развитие психолого-этического внутрифирменного управления. Идея, что ключевым в конкурентной борьбе является «человеческий фактор», сама по себе не нова, однако в настоящее время управление персоналом приобретает качественно новую основу. Каждая компания в зависимости от ее размеров, рода деятельности и других характеристик имеет свои неповторимые особенности. Однако работа с персоналом не отличается уникальностью. Практически во всем мире работники имеют похожие нужды и стремления. От того, как работодатели относятся к рабочей среде, зависят условия труда, производственная обстановка и конечные результаты деятельности компании – качество ее продукции, услуг и эффективность. В то же время исследования показывают, что все больше потребителей и инвесторов во всем мире при оценке деятельности компании обращают пристальное внимание на социальные аспекты ее деятельности и рабочую среду.
Для того, чтобы соответствовать возрастающим требованиям, предприятиям необходим системный подход, при котором политика предприятия и нормы трудовой и общественной этики не будут противоречить друг другу. В 1996 г. международная неправительственная организация «Международная социальная ответственность» (Social Accountability International) разработала SA 8000 – стандарт на систему социального и этического менеджмента (ССиЭМ), применяемый на добровольной основе. Его требования базируются на конвенциях Международной службы труда и других организаций по защите прав человека. В этот стандарт заложены следующие требования:
- работодатели не должны нанимать детей моложе 15 лет;
- работодатели не должны заставлять работников работать против их воли;
- работодатели должны принимать необходимые меры для обеспечения здоровья и безопасности работников;
- работники должны иметь свободу в ведении переговоров с работодателями (создавать профсоюзы и становиться их членами);
- запрещается расовая и любая дискриминация;
- работодатели не должны применять дисциплинарные воздействия;
- работники должны получать, по крайней мере, установленную государством минимальную заработную плату;
- рабочее время должно быть сокращено до 48 часов в неделю, а переработки не должны превышать 12 часов в неделю;
- система менеджмента должна быть стандартизирована.
Преимущества, которые получают предприятия, создавшие ССиЭМ и прошедшие сертификацию на соответствие требованиям стандарта SA 8000, приведены в таблице 2.
Сертификация ССиЭМ на соответствие требованиям стандарта SA 8000 должна служить гарантом того, что продукция произведена (оказаны услуги) в соответствии с общепринятым и социально приемлемым набором ценностей. В этом случае предприятия получают конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации сотрудников. Необходимо отметить, что, по оценкам специалистов, в дальнейшем США и страны Европейского союза запретят или приостановят импорт товаров из стран, которые производят продукцию, не заботясь об охране окружающей среды, и в которых не соблюдаются гуманитарные нормы на производстве. Поэтому ССиЭМ, соответствующая требованиям SA 8000, является дополнением СМК, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, и системы экологического менеджмента, соответствующей требованиям МС ИСО серии 14000.
Таблица 2 – Преимущества внедрения SA 8000
Заинтересованная сторона | Преимущества |
Работники | Сокращение аварий на рабочих местах Возросшие возможности по организации профсоюзов и коллективному ведению переговоров Возможность улучшения условий труда Осведомленность об основах трудового права Возможность общаться непосредственно с работодателем по вопросам трудовых прав Улучшение бизнес-деятельности, приводящее к экономическому росту и созданию рабочих мест |
Работодатели | Надежный и эффективный способ проявить социальную ответственность Улучшение репутации компании и повышение популярности ее торговой марки Дополнительные возможности привлечения и удержания работников Повышение качества и рост производительности Экономия от сокращения потерянных рабочих дней и снижение числа страховых счетов Улучшение отношений с работниками, профсоюзами, потребителями, неправительственными организациями и правительством |
Потребители и инвесторы | Четкая и надежная информация для тех, кто при закупках руководствуется этическими критериями Полезная информация для социально ответственных инвесторов Подтверждение того, что продукция произведена с соблюдением всех гуманитарных норм Идентификация компаний, делающих значительные успехи в деле соблюдения всех гуманитарных норм Расширение ассортимента товаров и географии производства |
Современные принципы НАССР.
1 Идентификация опасных факторов, которые следует предотвратить, устранить или снизить до приемлемого уровня.
2 Идентификация критических контрольных точек (ККТ) на конкретном этапе (этапах) технологического процесса; контроль ККТ для предотвращения или сведения к минимуму воздействия опасных факторов.
3 Установление критических пределов, которых следует придерживаться для того, чтобы ККТ находились под контролем.
4 Разработка и осуществление эффективных процедур управления в критических точках.
5 Разработка корректирующих действий, которые должны осуществляться, если результаты мониторинга свидетельствуют, что в определенной критической точке произошел выход из-под контроля.
6 Разработка процедур проверки, которые позволяют удостовериться в эффективности системы НАССР.
7 Документирование процедур и регистрация данных, необходимых для функционирования системы НАССР.
Система НАССР легко интегрируется в общую систему обеспечения качества и безопасности, например, TQM, ИСО 9000 и т. д. Система применима для всей пищевой цепи – от сельскохозяйственного производства до конечного потребителя.
В 2005 г. был принят новый международный стандарт ИСО 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования для любой организации в цепочке создания пищевой продукции». В этом стандарте объединены основные принципы НАССР и восемь принципов СМК.
В стандарте ИСО 22000:2005 определены требования, которые позволяют:
– спланировать, внедрить, применить, поддерживать в рабочем состоянии
и актуализировать систему менеджмента безопасности пищевой продукции;
– продемонстрировать соответствие законодательным требованиям в отношении безопасности пищевой продукции;
– понять требования потребителей, относящиеся к безопасности пищевой продукции;
– осуществлять эффективный обмен информацией по вопросам безопасности пищевой продукцией с заинтересованными сторонами;
– реализовать заявленную политику в области обеспечения безопасности пищевой продукции;
– сертифицировать систему менеджмента безопасности пищевой продукции, провести самооценку или самостоятельно декларировать соответствие стандарту ИСО 22000:2005.
Применять требования настоящего стандарта могут все типы организаций, начиная от производителей кормов, сырья, продуктов питания, оборудования, заканчивая розничной торговлей.
Внедрение системы НАССР дает ряд преимуществ предприятию:
– гарантированное производство качественной продукции;
– повышение конкурентоспособности продукции;
– улучшение экономических показателей деятельности предприятия (рост прибыли, уменьшение затрат) за счет роста производительности;
– повышение степени доверия со стороны представителей надзорных органов и, следовательно, уменьшение количества инспекционных проверок.
Выделяют двенадцать этапов внедрения принципов НАССР.
1 Определение области применения системы НАССР.
2 Подбор и назначение группы НАССР. Обеспечение эффективного внедрения и функционирования системы НАССР должна взять на себя группа профессионалов, состоящая из представителей руководства предприятия, производственного персонала, отделов анализа и обеспечения качества. Сотрудники предприятия, принимающие участие в процессах планирования, внедрения и поддержания системы НАССР в рабочем состоянии, должны пройти необходимое обучение.
В состав группы НАССР должны входить координатор и технический секретарь. Для обеспечения эффективной работы группы НАССР руководству предприятия следует своевременно предоставить необходимые ресурсы:
– время и место для заседаний группы, самообучения и подготовки документов системы НАССР;
– средства на первоначальное обучение членов группы;
– доступ к источникам информации;
– вычислительную и организационную технику.
3 Описание продукции. Для каждого вида (группы) продукции, на производство которых распространяется система НАССР, необходимо предоставить целый ряд данных:
– по нормативным документам и техническим условиям, регламентирующим производство продукции;
– основному сырью, пищевым добавкам и упаковки;
– конечному продукту (состав, масса, показатели качества, условия хранения и сроки годности, информация на этикетке).
4 Определение предполагаемой области применения продукции. Анализируя группы потребителей продукции, необходимо выяснить, будут ли входить в число потребителей дети, беременные женщины, больные диабетом и т. п. Если будут, то следует предусмотреть рекомендации по применению продукции. Необходимо также провести анализ известных и потенциально возможных случаев использования продукции не по назначению и предусмотреть возможность возникновения опасностей.
5 Составление группой НАССР блок-схемы (плана) производственных
процессов и, при необходимости, планов производственных помещений.
В блок-схеме перечислены процессы производства продукта, начиная с поступления ингредиентов до поставки продукции и реализации ее потребителю. По каждому этапу процесса необходимо получить максимальное количество данных. На блок-схемах или в приложениях к ним указываются:
– контролируемые параметры технологического процесса, периодичность и объем контроля (схемы производственного контроля);
– инструкции о процедурах уборки, дезинфекции и дезаэрации, а также гигиене персонала;
– сведения о техническом обслуживании и мойке оборудования и инвентаря;
– петли возврата, доработки и переработки продукции;
– пункты санитарной обработки, расположение туалетов, умывальников, хозяйственно-бытовых зон;
– система вентиляции и др.
6 Проверка (верификация) информации. Данные по продукции, представленные в блок-схемах производственных процессов, должны периодически проверяться группой НАССР, а результаты проверок документироваться.
7 Определение перечня потенциально опасных факторов и предупреждающих действий (устранение причин потенциально опасных факторов).
Система НАССР предусматривает выявление и оценку всех видов опасностей:
микробиологические опасности: санитарно-показательные микроорганизмы, условно-патогенные микроорганизмы, патогенные микроорганизмы, микроорганизмы порчи, а также паразиты и вирусы;
химические опасности: токсичные элементы, азотсодержащие соединения, пестициды, полициклические ароматические и хлорсодержащие углеводороды, микотоксины, антибиотики, гормональные препараты, пищевые добавки;
физические опасности: осколки стекла, металлопримеси, строительные материалы, грызуны, насекомые и отходы их жизнедеятельности, предметы персонала, бумага и упаковочные материалы и др.
По каждому потенциальному фактору проводят анализ риска с учетом вероятности появления опасного фактора и значимости его последствий. По результатам анализа составляют перечень факторов, по которым риск превышает допустимый уровень.
Необходимо определить и документировать предупреждающие действия, которые устраняют риски или снижают их до допустимого уровня: контроль параметров технологического процесса производства, термическая обработка, мойка и дезинфекция оборудования, инвентаря, рук, обуви и др.
8 Определение критических контрольных точек (ККТ) – места проведения контроля для идентификации опасного фактора и (или) управления риском. ККТ определяются по методу «Дерево принятия решения» на основе анализа каждого учитываемого опасного фактора при последовательном рассмотрении всех операций, включенных в блок-схему производственного процесса.
Например, необходимо получить однозначные ответы на каждый вопрос по каждому этапу и установленному опасному фактору:
Вопрос № 1. Проводятся ли предупреждающие действия в отношении установленных опасных факторов?
Если предупреждающие действия проводятся, то группа переходит к рассмотрению вопроса № 2. Если они не проводятся, то группа определяет, насколько необходимо организовать на этом этапе контроль для обеспечения безопасности продукта. Для принятия этого решения целесообразно ответить на вопросы №№ 3-4. Если контроль необходим, группа подготавливает предложения по внесению изменений в этап, процесс или продукт, чтобы осуществлять контроль и анализ. До следующего заседания группы НАССР нужно достичь соглашения в отношении подготовленных предложений по корректирующим действиям и их внедрению.
Вопрос № 2. Является ли этот этап определяющим для устранения опасного фактора или его снижения до допустимого уровня?
Отвечая на этот вопрос, рабочая группа НАССР должна учесть технические показатели продукта (например, рН, концентрация консервантов и т. д.) и процесса. Если группа считает, что ответ должен быть положительным, и на данном этапе существуют ККТ, то следует точно определить, какие из них являются наиболее критическими, например, ингредиенты, методики или процедуры.
Если ответ на вопрос № 2 отрицательный, следует перейти к вопросу № 3.
Вопрос № 3. Может ли опасный фактор проявиться или превысить допустимый уровень на данном этапе?
Группа должна определить, являются ли используемые ингредиенты или условия производственного процесса (персонал, оборудование, транспортировка) источником нарушения безопасности продукта. Ответ, как правило, положительный, за исключением случаев, когда точно известно, что опасность отсутствует.
Если ответ отрицательный - критических точек не существует. Если же ответ положительный, то следует перейти к вопросу № 4.
Вопрос № 4. Может ли следующий производственный этап устранить выявленный фактор или свести возможность его появления до допустимого уровня?
Если ответ на вопрос № 3 положительный, то группа должна рассмотреть все следующие этапы производственной блок-схемы и определить, возможно ли устранить опасный фактор или свести возможность его появления до допустимого уровня. Вопросы № 3 и 4 рассматриваются одновременно.
Если ответ на вопрос № 4 отрицательный, то этап определяется как критический и следует установить, какой фактор является опасным. Если ответ положительный, то рассматриваемый этап не считается критическим и группа должна перейти к следующему производственному этапу.
Результаты анализа опасных факторов и выявление ККТ должны быть задокументированы.
9 Установление критических пределов для каждой ККТ (согласно соответствующим требованиям). Критический предел – это величина, отделяющая допустимый уровень от недопустимого.
Для каждой ККТ критические пределы устанавливаются по одному или нескольким параметрам. Критические пределы заносят в рабочий лист НАССР установленной формы.
10 Создание системы мониторинга для каждой ККТ (что? как? когда? кто?). Мониторинг – это система постоянных наблюдений или измерений, которая позволяет удостовериться, что ККТ находятся под контролем, и сделать точные регистрационные записи для будущих проверок.
11 Разработка плана корректирующих действий (браковка партии, проверка средств измерений, наладка оборудования, изоляция несоответствующей продукции, переработка несоответствующей продукции или утилизация).
12 Документирование. К основным документам программы НАССР относятся:
– политика в области безопасности выпускаемой продукции;
– приказ по группе НАССР;
– информация о продукции и производстве;
– отчеты и рабочие листы НАССР;
– процедуры мониторинга и проведения корректирующих действий;
– программа внутренней проверки системы НАССР;
– перечень регистрационно-учетной документации.
Неотъемлемой частью системы НАССР являются внутренние проверки, которые проводятся непосредственно после внедрения системы, а затем с установленной периодичностью не реже одного раза в год.
Свидетельством того, что предприятие разработало и внедрило систему НАССР, служит ее сертификация.
Сертификация системы НАССР является гарантом того, что все виды деятельности на предприятии, которые влияют на качество и безопасность продукции, идентифицированы и эффективно управляются. Свидетельством успешной сертификации системы НАССР служит маркировка продукции соответствующим знаком.
Добросовестная производственная практика (GMP). В США вопросы, касающиеся безопасности и санитарии в производстве, определены в правилах GMP (Good Manufacturing Practice) – добросовестная производственная практика. GMP, в отличие от своего белорусского аналога (санитарных правил и нормативов), является единым документом для производства фармацевтических и пищевых продуктов.
Модель GMP представляет собой набор требований к системам качества, выработанных наиболее эффективными поставщиками отрасли. Эти требования формулируются в специальном отраслевом документе – руководстве по надлежащей производственной деятельности. Надлежащая производственная деятельность – это производство, при котором изготавливаются безопасные продукты заданного качества наиболее экономичным способом.
Правила GMP содержат общие требования к производству, хранению и транспортировке продукции, требования к производственным помещениям, технологическому оборудованию, персоналу, санитарно-гигиеническому режиму производств.
В частности, основные правила GMP предусматривают:
– четкую регламентацию всех производственных процессов и контроля за ними с целью подтверждения пригодности процессов для выпуска продукции требуемого качества;
– проведение валидации (подтверждение того, что требования удовлетворены) всех стадий производства, которые могут оказывать влияние на безопасность и качество изготовляемой продукции;
– обеспечение производства обученным персоналом, необходимыми помещениями, соответствующим оборудованием и обслуживанием;
– использование для производства сырья, вспомогательных, упаковочных и маркировочных материалов только высокого качества, а также хранение сырья и материалов в соответствующих условиях, их надлежащая транспортировка;
– разработку процедур оценки поставщиков сырья и материалов;
– наличие четко и однозначно написанных технологических регламентов и инструкций для каждого конкретного производства;
– хранение производственных протоколов в полном объеме;
– хранение и реализацию готовой продукции таким образом, чтобы свести к минимуму возможность снижения ее качества;
– разработку процедуры возврата любой партии готовой продукции на стадии продажи, поставки, а также возврат полуфабриката или продукции со склада, если установлено, что для их производства использовано несоответствующее сырье или материалы;
– рассмотрение рекламаций на качество продукции и расследование причин ухудшения качества и принятие соответствующих мер.
Правила GMP являются общим руководством, устанавливающим порядок организации производственного процесса и проведения контроля. Они содержат минимальные практические указания по современному правильному ведению производства. В разных странах на основе правил GMP создаются документы и стандарты, регламентирующие и конкретизирующие условия организации и ведения процесса производства отдельных видов продукции.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ КАЧЕСТВА