Компоненты и звенья механизма управления качеством
Необходимыми компонентами механизма управления качеством являются цели, стратегия, политика и обязательства в области качества, которые во многом, естественно, определяются целями, стратегией и политикой управления организацией. Высшее звено руководителей предприятия обязано брать на себя обязательства и ответственность за проведение политики в области качества. Эта политика должна соответствовать целям управления предприятием в целом и управления качеством в частности, а также основным приоритетным стратегиям управления. В конечном счете, реализация стратегии управления качеством обусловливается претворением политики и выполнением принятых обязательств в области качества. Важнейшим звеном механизма управления качеством является блок, связанный с разработкой системных целевых программ «Качество»(ЦПК). Мероприятия (воздействия) по обеспечению и улучшению качества и менеджмента вытекают из ЦПК.
В механизме управления качеством для условий рынка главным долженбыть человеческий фактор, что не только не исключает, а должно привести к развитию и использованию в механизме функционирования СМК более демократичной и гласной стандартизациина всехуровнях управления и стадиях жизненного цикла продукции. Приэтом круг вопросов, подлежащих жесткой регламентации на государственном уровне, должен быть сведен к минимуму. Например, средитаких вопросов могут остаться технология производства, показателикачества продукции по ее безопасности, экологичность, экономноеиспользование ресурсов, стандартизация и унификация совместимости, взаимозаменяемость и т.п.
Принципиально важным является существенное сближение отечественных регламентирующих документов с требованиями НТД международных организаций и ряда развитых промышленных стран, а иногда их прямое применение. Кроме того, следует шире использовать в механизме управления также так называемую заводскую стандартизацию на основе СТО (стандартов организации), т.е. СТП (стандартов предприятия).
Немаловажное значение в механизме управления качеством должен иметь контроль качества сырья, материалов, комплектующих и других поставляемых изготовителю продукции ресурсов. Например, в функционировавших в СССР с 1976 г. известных КС УК при традиционном подходе изготовитель, как правило, ограничивался только входным контролем поступающих ресурсов. В условиях рынка изготовитель должен предъявлять к поставщикам (как, естественно, потребитель к изготовителю) более широкий спектр требований. В частности, изготовителю следует осуществлять, кроме входного контроля, оценку СМК поставщиков и своевременно предъявлять при необходимости обоснованные требования. То же целесообразно делать потребителям (через союзы, общества потребителей и др.), что побуждает их быть не пассивным, а активным звеном в механизме системного управления качеством. Их активность объективно необходима, так как только потребитель окончательно оценивает продукцию и услуги. Потребитель будет в большей мере защищен и удовлетворен при наличии соответствующей законодательной базы. Одной из важных обеспечивающих организационных структур зашиты потребителя и контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей (наряду с общественными структурами, в том числе союзами защиты прав потребителей и др.) должны быть государственные органы (по антимонопольной политике, поддержке предпринимательства и т.п.).
Важную роль в надежном функционировании механизма должны играть также управляющие органы отраслевых, территориальных и других систем управления качеством.Их функции могут состоять в содействии получению достоверной информации, качественных ресурсов, проведении оценки систем МК изготовителей и т.п.
Необходимым звеном в механизме управления качеством является сертификация продукции, услуг и СМК. Применительно к разработчикам и изготовителям сертификация продукции выступает одной из возможных гарантий ее стабильного сбыта, а для любого потребителя приобретение сертифицированной продукции означает, что она отвечает его потребностям и высокому уровню качества изготовления. Одной только сертификацией не может быть ограничена защита потребителей от приобретения и эксплуатации дефектной продукции. В механизме управления качеством необходимо предусмотреть элементы правового влияния на проведение политики в области качества, а также государственного надзора за внедрением и соблюдением требований к продукции(указанных в технических регламентах, ныне еще действующих стандартах и метрологических правилах).
Важным звеном в защите прав потребителей должны стать различные общественные ассоциации, объединения и организации. Деятельность государственных и других органов в области качества должна обеспечивать посредством экономического и правового методов полную защиту потребителей прямой и адекватной ответственностью изготовителя за качество своей продукции и услуг.
Для достижения требуемого качества выпускаемой продукции и создания у потребителей определенной уверенности в этом механизм управления качеством не может и не должен полностью отвергать метод аттестации, в частности заводской (как метод стимулирования производства бездефектных деталей, узлов и изделий) или технологических процессов, технологий и производства (как один из методов их развития). Для каждого вида продукции с учетом технологии ее изготовления и организации производства механизм управления качеством будет обладать специфическими особенностями. Однако ею всегда следует целенаправленно ориентировать в первую очередь на удовлетворение требований потребителей. Это в конечном итоге во многом определяет качество жизни.