Управление затратами на качество
Измеряемые затраты на качество являются частью общих расходов, которые несет организация в своей деятельности. Способность организации обеспечить идентификацию затрат на качество, их оценивание, анализ и принятие корректирующих мер позволяет повысить качество продукции, что в свою очередь создаст возможность для повышения объемов продаж, увеличению доли рынка, повышению конкурентоспособности.
Система управления затратами на качество может стать мощным инструментом управления организацией при должном внимании со стороны руководства предприятия и при позитивном отношении со стороны сотрудников. Необходимо четко обозначить цели создания такой системы. Система управления затратами на качество должна быть проста и понятна всем, кто в ней будет задействован. Большое внимание при создании такой системы следует уделить вопросам планирования в интересах получения положительного результата.
В рамках системы управления затратами первоначально рекомендуется
сосредоточить внимание на самых существенных компонентах затрат на качество, а далее переходить к изучению всех затрат.
Создание системы управления затратами на качество может инициироваться высшим менеджментом компании, а также под воздействием внешних факторов, например, предложений консультантов. Если предложение о разработке системы принято, важно на предварительных этапах доказать руководству организации, что создание системы управления затратам поможет выявить не только неизвестные ранее объемы затрат на качество, но и откроет потенциальные возможности улучшения. Руководство организации должно иметь четкое представление о задачах, плане реализации, необходимых ресурсах и ожидаемых результатах планируемой системы.
В состав команды проекта, т. е. непосредственных участников создания
системы управления затратами на качество, должны входить:
– сотрудники структурных подразделений организации, где будет осуществляться учет затрат на качество;
– высокопоставленный (ответственный) сотрудник бухгалтерии, в задачи которого входит адаптация бухгалтерской информации для целей управления затратами на качество. Желательно, чтобы данный сотрудник бухгалтерии разбирался в СМК;
– лидер команды проекта – профессионал в вопросах управления качеством и экономики качества.
Необходимо наделить команду полномочиями, ресурсами в соответствии с целями создания системы управления затратами на качество.
Важно, чтобы в систему управления затратами на качество были вовлечены компетентные, знающие сотрудники организации. Поэтому обязательным условием функционирования системы является обучение ключевых сотрудников всех подразделений основным принципам управления затратами, их ролью и задачами в этом процессе. При обучении у работников компании должно сформироваться единство взглядов на управление затратами на качество, они должны стать убежденными сторонниками реализации этой системы в организации.
Необходимо разработать корпоративную методику учета затрат. Для того чтобы получать все сведения о затратах на качество, нужно использовать не только данные бухгалтерского учета, но и рассчитывать все затраты. Эта методика должна описывать все существующие в компании элементы затрат на качество и устанавливать последовательность по сбору, оценке данных по затратам. Выявленные данных рекомендуется сводить в таблицу, где они распределяются по подразделениям организации, а затем обобщаются и используются для анализа. Результатом анализа должно стать установление целей совершенствования организации. Важно определить ответственных лиц за реализацию установленных целей (таблица 1).
Таблица 1 – Примерное распределение ответственности за сбор и анализ информации о качестве
Деятельность | Исполнитель |
Определение категорий затрат, связанных с качеством | Экономический отдел, служба качества |
Сбор данных о затратах на качество | Экономический отдел |
Распределение полученных данных по категориям | Экономический отдел |
Предоставление данных о затратах на качество | Экономический отдел |
Анализ затрат на качество | Служба качества |
Исследование причин увеличения затрат на качество | Служба качества |
Разработка рекомендаций по оптимизации затрат | Служба качества |
Составление отчета по затратам на качество, его рассылка | Служба качества |
ИСО 10014:2006 «Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ» содержит не только руководящие указания и рекомендации по применению восьми принципов менеджмента качества, но и облегчает понимание связанных с ними финансовых и экономических выгод. Стандарт основан на процессном подход PDCA.
Финансовый и экономический эффект от применения принципов менеджмента может привести:
– к повышению доходности;
– к увеличению выручки;
– к повышению уровня исполнения бюджета;
– к сокращению затрат;
– к увеличению потока наличности;
– к повышению дохода от инвестированного капитала;
– к повышению конкурентоспособности;
– к дополнительному привлечению, удерживанию и лояльности потребителя;
– к повышению эффективности принятия решения;
– к оптимизации использования наличных ресурсов;
– к повышению ответственности работников;
– к увеличению интеллектуального капитала;
– к оптимизации процессов и повышению их результативности и эффективности;
– к улучшению работы в цепи поставок;
– к сокращению срока выхода на рынок;
– к расширению деятельности, повышению надежности и устойчивости организации.