Вторая книга. процесс обращения капитала 247

формы обмена расточение средств производства и рабочей силы, которое ограничивает как потребление, так и реальное воспро­изводство. Такого рода производство денежного материала обра­зует действительно весьма значительную статью издержек обра­щения, о чем речь будет позднее, и относится к faux frais * капиталистического (и вообще покоящегося на товарном про­изводстве) способа производства.

[9] Форма Д — Т — Д' создает здесь затруднения и по­этому действительно является лишь видимой формой, однако выражающей прирост стоимости товарной массы, первоначально брошенной в обращение.

Если бы весь прибавочный продукт действительно выра­жался в добавочных деньгах, то 1) ни одна из его частей не рас­ходовалась бы как доход и капиталисты должны были бы питаться воздухом, 2) было бы невозможно воспроизводство в расширенном масштабе (следовательно, вообще производство, которое его предполагает), так как прибавочное Д должно быть превращено в Г, что, однако, невозможно, если прибавочное Д, как это предполагается, было бы вообще единственной реальной формой прибавочного продукта.

Часть прибавочного продукта потребляется как доход, т. е. потребляется в натуральной форме, частично непосред­ственно его производителем, частично посредством обмена. В том случае, если она потребляется его производителем непо­средственно в натуральной форме, то перед этим она не превра­щается в деньги и не требует, следовательно, денег для такого превращения. Если же она потребляется посредством обмена, то следует принять в расчет следующее: метаморфоз капитала, т. е. обращающиеся для осуществления этого метаморфоза, обусловленные этим метаморфозом деньги меньше, чем обра­щающаяся в обществе денежная масса, необходимая для обраще­ния всей товарной массы. Она включает в себя, разумеется, денежную массу, которая обращается между рабочими, между рабочим и капиталистом и между капиталистами. Но капита­лист должен «жить». Д — Т — Д не заключает в себе ни одного фартинга денег для денежного обращения, в который ему обхо­дится его личное потребление. Если он авансирует Д как капи­тал, то, согласно предположению, он еще не реализовал свои деньги как капитал, следовательно, еще не создал прибавочной стоимости, следовательно, также еще не реализовал никакого излишка денег за эту прибавочную стоимость. Но он должен иметь деньги в своих руках для антиципации этой прибавочной стоимости, должен расходовать деньги как доход, прежде чем

• — непроизводительным издержкам, Ред,



К. МАРКС

он выколотит этот доход из рабочих. И притом — будем считать, что для совершения процесса Д — Т — Д' требуется один год — он должен в течение всего этого года авансировать себе деньги, расходуемые на обращение своего дохода, на свое личное потреб­ление, а для этого он должен их иметь, то ли как их собствен­ник, то ли как взявший их в долг.

Помимо Д (денежной суммы, которую он как капитал бро­сает в обращение), оп бросает еще, следовательно, Д -\- Д'\ скажем 1 000 талеров в качестве капитала -j- 500 талеров в ка­честве дохода, следовательно, 1 500 талеров. Если, таким обра­зом, в конце процесса, поскольку он получил 10% прибыли, он извлечет из обращения 1 500 талеров, то обращение его капи-

Д т

тала представляется как 1 000 талеров — 1 000 талеров това-

Г Д'

ра — процесс производства — 1 500 талеров товара — 1 500 та­леров, и, следовательно, оно представляется как превраще­ние 1 000 талеров в 1 500 талеров. 500 талеров он сам бросил в обращение как расходователь дохода, так как он изымает их для превращения в золото своих 500 талеров, существующих в форме прибавочного продукта, сверх авансированного капи­тала в 500 талеров. Эти 500 талеров он проел, но они находятся в обращении и возвращаются к нему как превращенная в золото прибавочная стоимость, после того как он их израсходовал как простое средство обращения (не как капитал).

Если, напротив, часть прибавочной стоимости превращается обратно в капитал, причем прибавочная стоимость равна 700 та­леров, в то время как он бросил в обращение как расходова­тель дохода только 500 талеров, то это предполагает, что на другой стороне существует продукт, стоимость которого на 200 талеров больше, продукт, на который капиталист обмени­вает добавочные товары стоимостью в 200 талеров. Эти взаимно дополняющие друг друга прибавочные продукты могут обме­ниваться между капиталистами без увеличения денежной массы.

Поскольку требуется большее количество денег, постольку необходимо увеличение производства золота. Если бы оно не увеличивалось, тогда увеличивалась бы стоимость денег. Та же денежная сумма обращалась бы в возросшей капитальной стои­мости и т. д.

Детальнее мы на этом остановимся только в главе VIIкниги III.Все затруднение проистекает из формы Д — Т — Д', в которой 1) деньги выражены только как мимолетный момент, как простое средство обращения, 2) капиталист — лишь лицо, авансирующее капитал, включая также и доход (не имеющий

ВТОРАЯ КНИГА. ПРОЦЕСС ОБРАЩЕНИЯ КАПИТАЛА 249

отношения к обращению его капитала), так что различие между деньгами как капиталом и вообще авансированными деньгами не проявляется, остается незаметным.

[10] (Большая заслуга физиократов состоит в том, что они считали существенной формой процесса обращения не форму I, а форму III и форму IV.)

Мы уже отметили, что в первой фазе обращения, или мета­морфоза капитала, в фазе Д — Т, — так как она одновременно представляет собой момент реального метаморфоза — Г по своему вещественному содержанию определяется как \) объек­тивные средства производства (товары, как производительные элементы процесса труда) и 2) рабочая сила, на которую обмени­вается переменный капитал. Д делится на часть, которая функ­ционирует всего лишь как денежная форма постоянного капи­тала (элементы которого опять-таки абстрактно определены) и на другую составную часть, которая функционирует как простая денежная форма переменного капитала.

Рассмотрим обе эти части в отдельности в их отношении к форме денежного обращения, в которой представляется это превращение, и так как Т здесь распадается на Т (товар как таковой) и Р (рабочая сила), то для удобства назовем Д — Т — ту часть метаморфоза, в которой Д превращается в средства производства, vi Д — Р — ту часть метаморфоза, в которой Д превращается в рабочую силу.

Обе части: Т и Р суть составные части Т, в которые превра­щается Д, но одно превращение происходит на собственно товар­ном рынке, другое — на рынке труда. Что касается прежде всего Д — Т, то Т определено здесь вещественно; это — те вещественные потребительные стоимости, из которых состоят объективные факторы труда, в которые должно превратиться Д. Это — обмен между денежным капиталом и товарным капиталом. Однако более детальное определение этих моментов может быть развито только в более поздних формах обращения. Напротив, Д — Р может быть рассмотрен уже здесь. Часть Д, денег, при­нимающая денежную форму переменного капитала, обмени­вается на рабочую силу и вкладывается в заработную плату. Рабочий покупает на нее необходимые жизненные средства, которые производит либо его собственный капиталист, либо собрат этого капиталиста. Если рассматривать весь рабочий класс и весь класс капиталистов, то первый выкупает у второго часть совокупного продукта, часть той части совокупного про­дукта, которая состоит из необходимых жизненных средств. Капитал выплачивает рабочим, скажем, еженедельно, в сред­нем определенную денежную сумму Д, а рабочие, выплачивая



К. M A t> К С

еженедельно эти деньги обратно, выкупают соответствующие его величине товары или по совокупной их цене, выраженной в денеж­ной величине их заработной платы.

Капиталист дает деньги рабочему, рабочий покупает на них у капиталиста часть товаров, определенную размерами его заработной платы, — необходимые жизненные средства, — и таким образом в качестве покупателя возвращает капиталисту деньги, которые он получил от капиталиста в качестве про­давца; и это обращение одной и той же денежной суммы между капиталистом и рабочим в качестве денежной формы перемен­ного капитала, затрачиваемого на заработную плату, и в ка­честве покупательного средства рабочего, который превращает свою заработную плату в необходимые жизненные средства, является непрерывным.

Если мы рассматриваем только форму обращения, то мы снова находим Д — Т — Д, обратный приток части капитала, затраченной капиталистом в качестве заработной платы. То, что одной рукой капиталист выплачивает рабочему, как цену труда, то другой рукой онполучает обратно, как цену товаров, проданных им рабочему. (Это относится ко всему классу, какого бы рода ни было опосредствование, и будет рассмотрено позднее.) Капи­талист выплачивает рабочему деньги, на которые последний покупает у него товары, и рабочий ditto * уплачивает капита­листу за товары деньги, на которые капиталист покупает труд.

[И] Однако, если, во-первых, рассматривать только форму, то Д — Т — Д отнюдь не идентична с денежным обращением Д — Т — Д\ которую мы рассмотрели выше и где в форме денежного обращения выступает обратный приток денег к их исходному пункту, процесс увеличения стоимости капитала, весь его метаморфоз от первоначальной его затраты в денежной форме до его обратного превращения в денежную форму.

Обратный приток денег, затраченных капиталистом в качество цены труда, к капиталисту, как к продавцу необходимых жиз­ненных средств, — это форма, лишь кажется идентичной с фор­мой, рассмотренной выше. Если мы рассмотрим процесс деталь­нее и обозначим через Р труд (и рабочую силу, так как они в действительности идентичны), то обнаружим, что здесь про­исходят два различных, полных, а потому дополняющих друг друга в двух противоположных фазах метаморфоза, из которых Д — Т, первое звено формы Д — Т — Д, т. е. движение денеж­ного обращения между капиталистом и рабочим, принадлежит одному из этих метаморфозов, а второе звено, Т — Д, — другому

* -, тоже. Р*д,


Наши рекомендации