Необходимость и возможность ППЭ
Макроэкономическое планирование охватывает всю национальную экономику и опирается на следующие предпосылки:
· Неудовлетворенность макроэкономической устойчивостью развития;
· Увеличение доли коллективного потребления в совокупном потреблении;
· Негативное воздействие на окружающую среду;
· Усиление интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики;
· Интерес к проблемам долгосрочного развития;
· Консолидация групп людей и частных компаний, в соответствии с социальными и экономическими интересами, которые не обеспечиваются рынком;
· Возникновение особых ситуаций, которые стимулируют попытки в направлении планирования (стихийные бедствия, войны).
Наряду с необходимостью возникает возможность ППЭ. Она связана с:
· Увеличением доли ресурсов, которой распоряжается правительство;
· Рост уровня организации людей и фирм;
· Опыт решения сложных ситуаций;
· Развитие экономических наук;
· Совершенствование экономической статистики;
· Разработка методов расчетов и вычислительной техники.
Проблему сочетания рыночных методов и планирования экономики можно рассматривать с точки зрения оптимального сочетания плана и рынка. По решению данной проблемы существует два подхода. Первый связан с техническими аспектами производства. С данной точки зрения условия для планирования более благоприятны в тех сферах, в которых велика степень концентрации промышленности, неразделимость основных технологических процессов и высок прирост физических объемов производства. Второй подход имеет социально-экономический аспект. Выбор между рынком и планом имеет глубокие последствия для распределения общественных сил, перспектив демократии, соотношения личных и общественных приоритетов. В целом считается, что решение крупных задач, стоящих перед развитыми странами невозможно как непосредственно рынком, так и путем административного вмешательства. Единственный вариант: плановое комбинирование различных форм общественного воздействия и государственного вмешательства, применения различных механизмов.
В процессе планирования надо принимать ряд согласованных друг с другом решений. Различают два типа экономических решений.
1) Решения микроэкономического характера, которые принимаются исходя из экономических интересов соответствующего субъекта. Основой микроэкономических решений могут служить традиции, воспитание, общественные обязанности, государственные указы и нормативные акты.
2) решения макроэкономического характера, которые связаны с определением основных пропорций на уровне национальной экономики. Эти решения могут явиться первопричиной для решения индивидов. Однако государственные органы могут принимать решения, которые влияют на макроэкономические процессы.
Учитывая фактор времени различают макроэкономические решения типа «ex ante», которые предполагают сознательное планирование макроэкономической ситуации или процессов до того, как она наступила. Решения типа «ex post» принимаются в тех случаях, когда возникла определенная макроэкономическая ситуация в результате неспланированных действий хозяйствующих субъектов на микроуровне, которая нуждается в улучшении.
На основании вышесказанного можно выделить 4 теоретические ситуации.
1) Координация решений осуществляется на микроуровне, которая «ex ante» определяет положение экономики на макроуровне. Планирование возможно на уровне фирмы, которое сочетается с государственным регулированием экономики (рынок олигополии).
2) Микроэкономические решения принимают изолированные друг от друга и конкурирующие между собой хозяйствующие субъекты. Основой для этих решений являются объективная информация, отраженная в ценах. Индивиды, принимающие решения, должны приспособиться к данным параметрам или разориться. Макроэкономическая ситуация оказывается результатом «ex post» данного процесса. Полностью господствует рынок и планирование невозможно (рынок свободной конкуренции).
3) Макроэкономические решения типа «ex ante», принимаемые центральным аппаратом, определяют макроэкономические параметры экономики. Предприятиям доводятся решения правительства, которые обязательны для исполнения. (Командно-административная система).
4) Макроэкономические решения типа «ex ante», которые принимает центральный орган управления, формируют общие принципы функционирования экономики. В данном случае микроэкономические решения типа «ex post» фирмы принимают сами, исходя из индивидуальных целей, участвуя в конкурентной или кооперативной среде (смешанная экономика).
Только решения микроэкономического характера непосредственно носят рыночный характер. Решения макроэкономического типа надо принимать на уровне центральных органов управления, так как в противном случае они станут опосредованными и непредвиденными последствиями решений микроэкономического типа.