Вопрос Эластичность спроса и предложения

Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Она измеряется с помощью коэффициентов эластичности, которые показывают процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. В экономическом анализе чаще всего исследуют эластичность спроса от изменения цены и дохода.

Эластичность спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.

,

где EDP - эластичность спроса по цене,

DQ/Q- относительное изменение спроса,

DP/P - относительное изменение цены.

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и DQ<0.

Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:

.

Спрос называется эластичным, когда EDP >1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда EDP <1, то есть спрос растет (падает) медленнее цены. Если EDP = 1 говорят о единичной эластичности.

Спрос называется совершенно неэластичным, если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса EDP = 0 (кривая D1 на рис. 11). Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, спрос называются совершенно эластичным EDP = ¥ (кривая D2 на рис. 11).

P D1

D2

Q

Рисунок 11- Совершенно неэластичный (D1) и совершенно эластичный (D2) спрос

Дуговая эластичность - показатель средней реакции спроса на изменение цены товара на некотором отрезке кривой спроса D1 D2. Дуговая эластичность рассчитывается по формуле:

,

где Q1 и Q2; P1 и P2 - крайние значения количеств и цен.

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = a-вР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен . Тогда точечная эластичность линейной функции:

,

где В – наклон кривой спроса.

Изменение цены может привести как к росту, так и к снижению совокупной выручки (дохода) TR = P x Q, в зависимости от того, эластичен спрос по цене или неэластичен.

Если спрос по цене эластичен (EDP >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки, а повышение цены вызывает ее снижение, так как спрос изменяется в большей мере, чем цена.

Если спрос по цене неэластичен (EDP <1), то снижение цены вызывает уменьшение общей выручки, а повышение цены приведет к ее росту.

Факторами, влияющими на эластичность являются:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на товар.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Качество товара: спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен, а на предметы первой необходимости, как правило, неэластичен.

4. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

5. Период времени, имеющийся у потребителя для принятия решения. Для большинства товаров эластичность спроса от цены выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном.

Это объясняется тем, что:

а) людям требуется время, чтобы изменить свои потребительские привычки (если цена кофе резко вырастет, пить меньше кофе начнут не сразу – потребуется время, чтобы перейти на чай – эластичность спроса в долгосрочном периоде будет выше, чем в краткосрочном).

б) Спрос на один товар может быть связан со спросом на другой товар, запас которого у потребителя снижается медленно. Например, спрос на бензин связан с запасом автомобилей. Повышение цен на бензин вызывает в краткосрочном периоде уменьшение спроса за счет уменьшения количества и дальности поездок, а в долгосрочном периоде еще за счет того, что кто-то вообще откажется от покупки автомобиля, кто-то купит более экономный автомобиль (рис. 1.14). Спрос на товары длительного пользования, наоборот, более эластичен в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде. Это объясняется тем, что изменение цены вызывает изменение суммарного запаса товара, которым хотят обладать потребители. Но небольшое изменение суммарного запаса означает большое изменение годового объема продаж данного товара. Например, ежегодный спрос (ежегодный объем продаж) автомобилей в США составляет 7-10 млн. автомобилей, а парк автомобилей – 70 млн. Если цена автомобилей вырастет на 10%, вызовет желание уменьшить запас на 5%, что при парке автомобилей в 70 млн. приведет к сокращению ежегодных продаж на 3,5 млн. (на 35% - 50%). Так как кто-то вообще откажется от покупки автомобиля, кто-то отложит замену старого автомобиля на новый и т.д. Через какое-то время спрос на автомобили опять возрастет и в долгосрочном периоде сокращение продаж составит 5% суммарного объема. Т.о. эластичность спроса в краткосрочном периоде выше, чем эластичность в долгосрочном периоде (рис. 13).

P DSR P DLR

DLR DSR

Q Q

Рисунок 12 - Кривая краткосрочного (DSR) и долгосрочного (DLR) спроса на бензин

Рисунок 13 - Кривая краткосрочного

(DLR) и долгосрочного (DLR) спроса на автомобили

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

,

где Qx – спрос на благо Х,

Py – цена блага У.

Если товары являются взаимозаменяемыми EDx,y > 0, (если повысится цена на сливочное масло, то спрос на маргарин – заменитель масла – увеличится). Если товары являются взаимодополняемыми, то EDx,y < 0 (если повысятся цены на автомобили, то спрос на дополняющий товар – машинное масло – снизится).

Чем больше перекрестная эластичность спроса на благо Х, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда EDx,y = +¥, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если EDx,y = - ¥, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода .

,

гдеEDi - эластичность спроса от дохода,

Q – спрос,

I – доход.

Если EDi < 0, увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо. Это характерно для низкокачественных благ (например, с ростом дохода снижается потребление маргарина, макаронных изделий и т.д.)

Если EDi > 0, то благо является нормальным.

Если 0 < EDi < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости.

При EDi > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне доходов по группам потребителей, так как в зависимости от дохода, те же блага могут быть для одних потребителей предметом роскоши, а для других – предметом первой необходимости. Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < EDi < 1) должно существовать благо с EDi > 1 для конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Для большинства благ эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном, чем в краткосрочном периоде. Для товаров длительного пользования спрос относительно дохода более эластичен в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования резко изменяется в ответ на изменение дохода, отрасли, производящие эти товары, являются «циклическими», т.е. сильно реагируют на изменение деловой активности.

Рассмотрим теперь эластичность предложения.

Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

,

где ESP - эластичность предложения по цене,

DQ/Q - относительное изменение предложения,

DP/P - относительное изменение цены.

Для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.

 
 

P Sm P SS P

PS SL1

Pm D2

P0 P0 SL2

D1

P0

D1

Q0 Q Q0 QS Q Q0 QL1QL2 Q

а) б) в)

Рисунок 14 - Изменение цен и объема предложения в кратчайшем (а), краткосрочном (б) и долгосрочном (в) периодах

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично ESP = 0 (рис. 14, а). В условиях краткосрочного периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как формы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (рис. 14, б). В условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично (рис. 14, в).

Рассчитывают также эластичность предложения по отношению к таким переменным как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты.


Наши рекомендации