Вопрос Равновесие спроса и предложения

Для того, чтобы установить, как определяется конкретная рыночная цена и количество, которое реально покупается и продается на рынке, нужно объединить анализ спроса и предложения. Представим это в графическом изображении, используя данные таблиц 1 и 2 (рис. 6).

 
 

Рисунок 6 - Равновесная цена и равновесное количество продукта

Из графика видно, что конкретная цена и реальный объем производства будут определяться соотношением спроса и предложения. Точка пересечения кривой спроса и предложения показывает равновесную цену и равновесный объем продукции, который исключает потенциальные излишки и потенциальные нехватки продукции.

Равновесная цена – это цена такого уровня, при котором количество товара, которое производители хотят продать, соответствует количеству товара, которое потребители хотят купить. На графике равновесная цена соответствует 3 долл., а равновесное количество продукта соответствует 7000 центнерам.

В любой точке, выше равновесной образуются излишек, а ниже равновесной – нехватка продукта. На графике видно, что при цене 4 долл. превышение предложения над спросом составляет 6000 центнеров, что приведет к снижению рыночной цены, сокращению объема предложения и увеличению объ­ема спроса. При цене 2 долл. превышение спроса над предложением составит 7000 центнеров, что приведет к повышению рыночной цены, а такое повышение цены одновременно заставит производителей увеличить предложение, а потребителей – уменьшить спрос.

Равновесная цена – это цена, к которой постоянно стремятся рыночные цены.

 
 

Таким образом, соотношение спроса и предложения устанавливает равновесную цену и, в свою очередь, равновесная цена уравновешивает спрос и предложение, т. е. определяет равновесное количество продукта. Наконец, для полноты анализа рассмотрим, как изменения спроса и предложения, вызванные неценовыми детерминантами, воздействуют на равновесную цену и равновесное количество продукта (рис. 7 и 8).

Рисунок 7 - Увеличение или уменьшение спроса

 
 

Рисунок 8- Увеличение или уменьшение предложения

Изменение спроса (см. рис. 7):

а) увеличение спроса при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект увеличения количества продукта и повышения цены;

б) уменьшение спроса обнаруживает эффект как снижения цены, так и сокращения количества продукта. Таким образом, обнаруживается прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и равновесного количества продукта.

5. Изменение предложения (см. рис. 8):

а) увеличение предложения при прочих равных условиях (неизменности спроса), порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта:

б) уменьшение предложения вызывает эффект повышения цены и эффект сокращения количества продукта.

Таким образом, существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но остается прямая связь между изменением равновесного количества продукта.

Сложные случаи. Возможны случаи, когда изменения спроса и предложения происходят в противоположных направлениях одновременно или в одном и том же направлении. В этих случаях равновесная цена и равновесное количество продукта будет сводиться к комбинациям предыдущих четырех возможных вариантов или даже к особым случаям – нейтрализации изменений спроса и предложения, конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.

Практическое применение теории спроса и предложения: она распространяется на все виды рынков – на рынок продуктов, рынок ресурсов, на международный валютный рынок.

Так как цена равновесия обычно ниже максимальной цены, предлагаемой потребителями, потребители выигрывают, покупая все единицы товара по одной цене. Величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить как площадь треугольника Pmax, E, PE (рис. 9). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы, поэтому производители также получают, выигрыш, продавая все единицы продукции по одной цене.

Выигрыш (излишек) производителя – это разность между совокупной (общей) выручкой TR = PE *QE (площадь прямоугольника ОPE EQE) и совокупными издержками (площадь четырехугольника O Pmin E QE).

P
Pmax Излишек потребителя

PE E

Излишек производителя Pmin

Издержки производителя

QE Q

Рисунок 9- Излишек потребителя, издержки и излишки производителя

Общество не всегда считает, что установленная рыночная цена является оптимальной. На практике это выливается в установление государством максимальных или минимальных цен.

Потолок цены – это максимальная цена, законодательно установлення правительством, которую производителю разрешается запрашивать за всой товар или услугу.

Поскольку максимальная цена - ниже равновесной, то образуется дефицит. К тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (рис. 10). Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. – все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитных товаров.

P D S

Неденежные

затраты

Законодательный потолок цены

Денежные Дефицит

Затраты

0 Q

Рисунок 10 - Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен

Если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуются излишки и возникает необходимость в дополнительных мерах, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы ликвидировать эти излишки.

Наши рекомендации