Вопрос микроэкономика как наука

Введение в микроэкономику

План

1. Микроэкономика как наука

2. Спрос и предложение

3. Равновесие спроса и предложения

4. Эластичность спроса и предложения

Вопрос Микроэкономика как наука

Экономика подразделяется на две основные области: макроэкономику и микроэкономику. Макроэкономика исследует экономику как единое целое. Основные проблемы макроэкономики: экономический рост, инфляция безработица.

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов (потребителей, трудящихся, собственников ресурсов, отдельных фирм и т.д.). Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне (например, как потребители принимают решения о покупке товара, как фирмы планируют численность рабочих, как рабочие решают, где и сколько трудиться), и как субъекты экономики взаимодействуют в рамках отдельных рынков.

Микроэкономика занимается объяснением и прогнозированием экономических явлений (позитивный анализ). Но микроэкономика важна и для нормативного анализа, который отвечает на вопрос, как должно быть, и предполагает наличие субъективных оценочных суждений.

Микроэкономика, как и экономическая теория в целом, не может ответить на вопрос, в чем заключается наилучший вариант экономической политики, но она может показать последствия различных решений и тем самым сделать выбор политики осознанным.

Вопрос Спрос и предложение

Спрос – характеризует количество продукта, которое потребители желают и способны купить при каждой возможной цене в течение определенного периода времени. Спрос можно представить в форме таблицы 1.

Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и ее количеством, на которое потребитель предъявляет спрос по каждой из возможных цен.

Таблица 1 - Рыночный спрос на кукурузу

Цена за 1 центнер (долл.) Величина спроса в неделю одного покупателя (в центнерах) Число покупателей на рынке Общая величина спроса в неделю (в центнерах)

Закон спроса: чем ниже цена на какой-то продукт, тем больше величина (объем) спроса, и наоборот.

Поэтому при прочих равных условиях, связь между ценой и объемом спроса обратная. Обратную связь между ценой продукции и величиной спроса можно изобразить графически (рис.1).

Графическое изображение обратной зависимости между ценой товара и спросом на него образует кривую спроса, которая имеет вид нисходящей кривой и обозначается буквой D (dimand).

Нисходящая кривая спроса, закон спроса, объясняется следующим:

1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта будут покупать и наоборот.

 
 

Рисунок 1 - Кривая спроса на кукурузу

2. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что снижение цены продукта увеличивает покупательную способность номинального денежного дохода потребителя, и поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде и наоборот.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь становятся относительно дорогими.

Экономисты считают, что важнейшим фактором, определяющим спрос, является цена. Однако, кроме цены, на величину рыночного спроса влияют и другие факторы (их называют еще неценовыми детерминантами).

Кривая рыночного спроса получается путем суммирования кривых индивидуального спроса всех потребителей на отдельном рынке. Допустим у нас только два потребителя – Андреев и Борисов, чьи индивидуальные кривые спроса известны (рис. 2 а). Тогда совокупный спрос может быть определен путем суммирования значений абсцисс спроса каждого из потребителей (рис. 2 б).

а)Кривая индивидуального спроса. б) Совокупный спрос

Рисунок 2- Индивидуальный и рыночный спрос

Неценовые факторы спроса:

1. Вкусы или предпочтения потребителей. Их благоприятные изменения для данного продукта приведут к увеличению спроса на него по каждой цене.

2. Число потребителей, на рынке. Очевидно, что их увеличение повышает спрос.

3. Денежные доходы потребителей. При повышении доходов происходит увеличение спроса на товары высшей категории и снижение спроса на товары низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Если данные товары являются взаимозаменяемыми, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (цена на маргарин повышается, спрос на товар-заменитель – масло, растет). Если два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (повышение цен на автомобили приводит к снижению спроса на бензин).

5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. Ожидание их роста может побудить к увеличению текущего спроса и наоборот.

6. Цена и полезность других товаров. Большое значение при покупке какого-либо товара имеют цены на другие товары. Например, возможность приобрести новый телевизор зависит от цен на продукты питания, стоимость коммунальных услуг, цены на проезд. После оплаты всех необходимых платежей у потребителя не останется денег на приобретение товаров длительного пользования.

Изменение одной или более основных детерминант вызывает сдвиг кривой спроса (см. рис. 3) Повышение спроса приводит к сдвигу кривой вправо (например, от D1 к D2), и наоборот, снижение спроса – сдвиг влево (от D1 к D3).

 
 

Рисунок 3 - Изменения в спросе на кукурузу

Такое смещение положения кривой спроса, вызванное неценовыми детерминантами, называется изменениями в спросе. Его не следует смешивать с изменением величины (объема) спроса, которое отражается переходом от одной точки к другой на постоянной кривой спроса и вызывается изменением цены данного продукта (например, снижение цены с 5 до 4 дол. повышает величину спроса с 2 тыс. до 4 тыс. центнеров на той же кривой D, рис. 1).

Предложение показывает разные количества продуктов, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой из возможных цен в течение данного периода времени. Рассмотрим таблицу предложения.

Таблица 2 – Рыночное предложение кукурузы

Цена за 1 центнер (долл.)   Величина предложения в неделю одним производителем (в центнерах) Число продавцов на рынке   Общая величина предложения на рынке (в центнерах)

Данные таблицы показывают, что чем выше цена, тем больше величина (объем) предложения; со снижением цены сокращается предложение.

 
 

Закон предложения - при прочих равных условиях, производители предлагают к продаже большее количество продукта по более высокой цене, чем по низкой.

.

Рисунок 4 - Кривая предложения кукурузы.

Графическое изображение связи между ценой и величиной предложения образует кривую предложения, которая имеет вид восходящей кривой и обозначается буквой S (supply).

Неценовые детерминанты:

1. Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение.

2. Технология производства. Совершенная технология позволяет при данных ценах на ресурсы снизить издержки и увеличить предложение.

3. Налоги и дотации (субсидии). Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, а дотации – как «налоги наоборот», снижающие издержки.

4. Ожидания. Ожидание увеличения цен может привести как к сокращению текущего предложения в одних отраслях, так и к увеличению производственных мощностей для увеличения будущего предложения в других отраслях.

5. Число продавцов на рынке. Очевидно, чем их больше, тем больше предложение.

 
 

Рисунок 5 -Изменения в предложении

Смещение положения всей кривой предложения, вызванное неценовыми детерминантами, называется изменением в предложении. Его следует отличать от изменения величины (объема) предложения, которая означает передвижение с одной точки к другой на постоянной кривой +уменьшает величину предложения с 12 тыс. до 10 тыс. центнеров на той же кривой S, рис. 4).

Концепция полезности

Потребители приобретают блага потому, что те удовлетворяют их потребности. Способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей называется полезностью блага.

Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) – это суммарная полезность, получаемая в результате потребления какого-то количества блага Q. Предельная полезность (MU) – это полезность дополнительной единицы блага. В результате исследований в 19 в. была выявлена следующая закономерность: чем больше какого-то блага мы потребляем, тем меньше становится полезность каждой дополнительной единицы этого блага (предельная полезность) – это законубывающей предельной полезности.

На рис.2.1 видно, что по мере увеличения потребления блага Q общая полезность TU возрастает, хотя предельная полезность MU уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность равна 0. Это означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление блага приносит вред (предельная полезность отрицательная), общая полезность снижается.

 
 

а) б)

Рис. 2.1 - Общая (а) и предельная (б) полезность

Функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества называется функцией полезности.

,

где MU – предельная полезность,

D(TU) – изменение общей полезности,

DQ - изменение количества блага.

MU равна частной производной общей полезности данного блага.

Таким образом, чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Поэтому цена блага определяется не общей, а предельной полезностью. Это объясняет парадокс воды и алмаза: вода жизненно необходима человеку, поэтому её полезность должна быть гораздо выше, чем полезность алмазов, соответственно цены на воду должны быть максимальными, а на алмазы минимальными, тогда как на практике наоборот. Это объясняется тем, что общая полезность воды больше, чем общая полезность алмазов, но, так как количество воды велико, предельная полезность, а значит и цена воды будет низкой.

Теперь зададимся вопросом: как потребитель осуществляет выбор благ. Допустим, что потребитель удовлетворяет всего три потребности: А, В и С. Данные о предельной полезности этих благ и их ценах приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Предельная полезность и цена благ

Благо Предельная полезность Цена, грн. Взвешенная полезность
MU (P) (MU/P)
A
B
C

Данные таблицы 2.1 показывают, что, потратив одну гривну на покупку блага В, потребитель получит большее приращение полезности, чем при покупке благ А и С. Очевидно, что рациональный потребитель будет стремиться максимизировать свою полезность. Это можно сделать, перераспределив бюджет таким образом, чтобы получить больше блага В и меньше благ А и С. Чем больше будет потребитель покупать блага В, тем меньше будет становиться предельная полезность данного блага. И наоборот, чем меньше он будет приобретать благ А и С, тем больше будет их предельная полезность. Наконец, когда взвешенные предельные полезности благ будут равны, дальнейшее перераспределение бюджета потеряет смысл – наступит равновесие.

Выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов, называется потребительским выбором.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая денежная единица, потраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:

Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.

Действительно, если

, то и

, и т.д.

Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть

MU1 : MU2 : . . . MUn = P1 : P2 : . . . : Pn

Обозначим взвешенную предельную полезность через λ :

,

где λ – предельная полезность денег.

Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде это можно записать так:

MUi = Pi λ

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х.Лейбенстайн делит потребительский спрос на две большие группы: функциональный и нефункциональный ( рис. 2.2 ).

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена факторами, непосредственно не связанными с присущими экономическому благу качествами.

 
 

Рис. 2.2 - Классификация потребительского спроса по Х.Лейбенстайну

Эффект присоединения к большинству проявляется, когда потребитель покупает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей и эта зависимость прямая.

Эффект сноба проявляется, если у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает.

Эффект Веблена – это престижное или демонстративное потребление, когда товары используются не по прямому назначению, а чтобы произвести впечатление. Цена товара в таком случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Увеличение спроса связано с тем, что товар имеет более высокую, а не низкую цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая спроса имеет участки с положительным наклоном.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительную покупку товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза.

ПРОИЗВОДСТВО

ПЛАН

1. Технология производства

2. Изокванты

3. Производство с одним переменным фактором производства (трудом)

4. Производство с двумя переменными вводимыми факторами

Технология производства

Теория производства и затрат (издержек) является центральной в эко­номическом управлении фирмой.

Производство – основная область деятельности фирмы.

Фирмы используют производственные факторы, которые называются так­же вводимыми (входными) факторами производства.

Мы можем подразделить производственные факторы на крупные катего­рии – труд, материалы и капитал, каждая из которых включает более узкие группировки.

Взаимоотношение между вводимыми факторами, производственным процессом и итоговым выходом продукции описывается производственной фун­кцией. Производственная функция указывает максимальный выпуск продукции Q, который может произвести фирма при каждом отдельном сочетании факторов производства. Предположим, что имеются два вводимых фактора: труд L и капитал К. Тогда:

Q = F (L, К)(1)

Данное уравнение показывает, что объем выпуска продукции, зависит от количества двух производственных факторов – капитала и труда. Например, с помощью производственной функции можно определить объем максимального урожая, который получит фермер при тех или иных сочетаниях погодных усло­вий, фондовооружённости труда и занятой рабочей силы. Следовательно, прои­зводственная функция отражает разнообразные способы соединения производ­ственных факторов для производства определенного объема продукции. Урав­нение (1) применимо к определенной технологии. Так как технология станови­тся всё более прогрессивной, фирма может увеличить объем производства про­дукции при фиксированном наборе производственных факторов.

Производственные функции не допускают расточительных или нерента­бельных производственных процессов – они предполагают экономическую эф­фективность фирм.

Изокванты

Предположим, что продукты питания (готовая продукция) производятся с использованием труда и капитала.

Таблица 3.1- Результаты выпуска продукции при различных сочетаниях факто­ров производства

Капитальные вложения (затраты капитала) Трудовые затраты (трудоемкость)
75
75
75
75

Каждый результат представляет собой максимальный объем выпуска продукции, которая может быть произведена при соответствующем сочетании труда и капитала.

Информацию, содержащуюся в таблице, можно представить графически с помощью изоквант.

Изокванта представляет собой кривую, на которой расположены все со­четания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции.

Изокванты аналогичны кривым безразличия, которыми мы пользовались при изучении теории потребительского выбора.

Карта изоквант представляет собой набор изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний факторов, и является альтернативным методом описа­ния производственной функции.

Рис. 3.1 - График выпуска продукции при изменении 2-х производственных факторов во времени

Закон убывающей отдачи

Закон убывающей отдачи гласит, что по мере того, как возрастает исполь­зование какого-нибудь производственного фактора (при фиксированных оста­льных производственных факторах), в итоге достигается точка, в которой допо­лнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

Закон убывающей отдачи применим на краткосрочном отрезке времени, когда, по меньшей мере, один производственный фактор остается неизменным.

 
 

Закон убывающей отдачи применим к определённой технологии произ­водства. Со временем, однако, изобретения и другие технологические усовер­шенствования могут привести к подъему всей кривой выпуска продукции, и, таким образом, больший выпуск может быть достигнут при тех же самых вво­димых факторах.

Рис. 3.3 - Влияние технологических усовершенствований на объём выпуска продукции

Смещение кривых выпуска продукции маскирует действие закона убывающей отдачи (т. А, т. В, т. С).

Производительность труда

Мы иногда говорим о среднем продукте труда применительно к промышленности или к экономике в целом как о производительности труда.

Потребители в целом могут повысить свой уровень потребления в долго­срочный период лишь за счёт увеличения общего количества произведённой продукции.

Самым важным источником роста производительности труда является рост накапливаемого капитала.

Рост производительности труда связан также с сырьевым сектором эко­номики. По мере того как начинают истощаться запасы ресурсов, выпуск проду­кции на одного рабочего несколько снижается.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

ПЛАН

Изокоста

Изокоста включает все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость, т.е. все сочетания двух факторов производства с равными валовыми издержками.

Валовые издержки TC равны сумме издержек на оплату рабочей силы wL и капитальных издержек rK

TC = wL + rK

 
 

Для каждого значения валовых издержек данное уравнение графически вы­ражается отдельной изокостой.

Рис. 4.4 - Равновесие производителя

Если мы перепишем уравнение валовых издержек как уравнение для пря­мой линии, мы получим

K = TC/r – (w/r)L

Из этого следует, что изокоста имеет угловой коэффициент, равный ΔK/ΔL = – (w/r), что является отношением ставки заработной платы к арендной плате за пользование капиталом (аналогично бюджетной линии). Угловой коэффициент изокосты показывает, что если фирма отказывается от единицы трудозатрат (и экономит w долларов), чтобы приобрести w/r единиц капитала по цене r ден. ед. за единицу, валовые издержки производства оста­ются теми же.

Выбор факторов производства

 
 

Предположим, мы хотим достичь объема выпуска Q1. Рис.4.4 показывает решение данной проблемы. Предположим, фирма могла бы потратить C0 на приобретение факторов производства. Однако выпуск продукции Q1 может быть достигнут при затратах C2 (K2; L2) и (K3; L3) или более дешевым способом при издержках C1 (K1; L1). Изокоста C1 является самой нижней, которая допус­кает выпуск продукции Q1. Точка касания изокванты Q1 и изокосты C1 опреде­ляет набор факторов производства, минимизирующий издержки. В этой точке углы наклона изокванты и изокосты одинаковы.

Рис. 4.5 - Выбор факторов производства

MRTS = –ΔK/ΔL = MPL/MPK

Изокоста имеет наклон ΔK/ΔL= –w/r. Из этого следует, что когда фирма минимизирует издержки производства при некотором объеме выпуска, выпол­няется следующее условие:

MPL/MPK = w/r,илиMPL/w = MPK/r

Уравнение показывает, что при минимальных издержках каждая допол­нительная денежная единица затрат на производственные факторы добавляет одинаковое количество выпускаемой продукции. Фирма может минимизиро­вать свои издержки только тогда, когда затраты на производство дополнительной единицы продукции одни и те же независимо от того, какой дополнительный фактор производства используется.

Предположим теперь, что цена одного из факторов производства (скажем, труда) возрастает. Тогда угол наклона изокосты – (w/r) увеличивается, а сама кривая становится круче.

C1 – первоначальная изокоста, фирма минимизирует издержки, произ­водя в точке A(K1; L1). Изокоста C2 отражает увеличение цены труда. Фирма минимизирует издержки, производя в точке B(K2; L2), заменяя в производственном процессе труд капиталом.

На долгосрочном этапе возможность изменения размеров капитала позволяет фирме сократить издержки. Чтобы увидеть, как меняются издержки по мере расширения экономической деятельности, рассмотрим график средних и предельных долгосрочных издержек.

 
 

Рис. 4.8 -График долговременных средних и предельных издержек

Наиболее важным определяющим фактором формы этих графиков является то, каким будет эффект масштаба – возрастающим, постоянным или падающим. Эффект масштаба показывает как изменяется выпуск продукции при одновременном увеличении в одно и то же число раз количества используемых факторов. Например, постоянный эффект масштаба означает, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции. Положительный (возрастающий) эффект масштаба означает, что при этом выпуск продукции увеличивается более, чем в два раза, тогда как падающий (отрицательный) эффект масштаба означает, что выпуск продукции увеличивается менее, чем в два раза. На долгосрочном этапе для большинства производственных технологий фирм эффект масштаба сначала возрастающий, затем постоянный и, наконец, падающий. Поэтому кривая средних долгосрочных издержек имеет U-образную форму, так же как и кривая средних краткосрочных издер­жек, но причина U-образной формы в первом случае заключается в положи­тельном и отрицательном эффекте масштаба, а не в действии закона убывающей отдачи по отношению к факторам производства.

Экономия, обусловленная ростом масштабов производства (положительный эффект масштаба), возникает в результате действия целого ряда факторов, таких как:

1. Специализация труда.

2. Специализация управленческого персонала.

3. Возможность использования наиболее эффективного оборудования.

4. Производство побочных продуктов.

Отрицательный эффект масштаба связан с определенными управленче­скими трудностями, возникающими из-за проблем обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты. В результате решения, принимаемые различными звеньями управления, оказываются противоречащими друг другу.

Рассмотрим взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными издержками.

 
 

Рис. 4.9 - График долгосрочных и краткосрочных издержек произ­водства при постоянном эффекте масштаба

Предположим, что краткосрочные средние издержки для разных размеров завода представлены кривыми SAC1, SAC2, SAC3 на рис. 4.9.

Тогда минимальный эффективный масштаб производства (наименьший объем выпуска, при котором достигается минимально возможные средние издержки) составляют Q1; при среднем размере завода производство будет эффективным при выпуске Q2, при большом – Q3. В этих случаях фирма будет производить продукцию со средними издержками в 10 ден. ед. Кривая долгосрочных средних издержек показывает минимальные издержки производства для любого объема выпуска продукции. Она является огибающей кривых краткосрочных средних издержек.

Теперь предположим, что существует множество размеров завода, кривая краткосрочных издержек ATCс локальным минимумом. В этом случае кривая долгосрочных средних издержек будет представлять собой линию LAC(рис. 4.10).

 
 

Рис. 4.10 - График долгосрочных и краткосрочных издержек производства при положительном и отрицательном эффекте масштаба

При положительном или отрицательном эффекте масштаба линия долго­срочных средних издержек не является больше горизонтальной. Она пред­ставлена в виде кривой LAC, которая имеет U-образную форму и является оги­бающей по отношению к кривым краткосрочных средних издержек для пред­приятий разных размеров. Кривая LAC никогда не поднимается выше любой кривой краткосрочных средних издержек. Точки минимальных средних издержек самого маленького и крупнейшего из предприятий не находятся на кривой долгосрочных средних издержек вследствие положительного и отрицательного эффекта масштаба на долговременном этапе. Например, небольшое предприятие, действующее с минимальными издержками, нерентабельно, потому что у более крупного предприятия есть возможность выпускать продукцию с более низкими издержками.

Чистая монополия

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Характерные черты:

1. Единственный продавец (фирма и отрасль – синонимы);

2. Нет близких заменителей;

3. Значительный контроль над ценой;

4. Заблокировано вступление в отрасль;

Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на неё, изменяя количество товара.

В борьбе за экономические прибыли в долгосрочном периоде монополии делают особые ставки на барьеры для вступления в отрасль.

Формы барьеров для вступления в отрасль:

1. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто только, если производители являются крупными, как в абсолютном выражении, так и в относительно рынка (например, автомобильная, алюминиевая, сталелитейная промышленность). Новые фирмы, вступающие на такой рынок как мелкие производители, не имеют шансов для выживания. Другой вариант – войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.

2. В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприемлема. Такие отрасли называются естественными монополиями. (Например: электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, водоснабжение, связь). Этим отраслям предоставляется государством исключительные привилегии, а в обмен отрасль сохраняет право за собой определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены.

3. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

4. Фирма может устранить новых конкурентов и посредством агрессивных, жестоких действий (например: давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание персонала, резкое снижение цен и т.д.). Многие из этих аспектов нечестной конкуренции запрещены законом, однако на практике они применяются очень часто.

Решающее различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит в их кривых спроса – «D».

Кривая спроса для конкурентной фирмы имеет вид горизонтальной кривой, продавец соглашается с ценой, установленной рынком, P = MR = D. Валовый доход (TR) равномерно возрастает и увеличивается каждый раз на одну и туже величину – P.

Так как чистый монополист является отраслью, то его кривая спроса представляет собой кривую отраслевого спроса и имеет вид нисходящей кривой.

Последствия нисходящей кривой спроса:

1. Цена превышает предельный доход (рис. 6.1).

Рис. 6.1 - Цена и предельный доход в условиях чистой монополии

Чистый монополист (любой производитель в условиях несовершенной конкуренции) с нисходящей кривой спроса должен снизить цену для того, чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена.

Пример: 3 единицы продаётся по $142 за единицу, чтобы продавать 4 единицы в день цена снижается до $132. Но снизив цену предприниматель потерял на 3-х единицах $30 ($10 * 3 шт.). В результате предельный доход от продажи четвёртой единицы MR = $102 (при цене P = $132).

2. Снижающиеся значения предельного дохода означают, что валовый доход – TR будет расти замедляющимися темпами.

Рис. 6.2 - Спрос, предельный доход и валовый доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции: а) спрос и кривая предельного дохода; б) кривая валового дохода

3. Кривая спроса чистой монополии делится на два отрезка: эластичный и неэластичный.

Спрос является эластичным на том отрезке кривой D, при движении вниз по которому – т.е. при уменьшении цены и увеличении спроса происходит рост TR – валового дохода. TR достигает максимума в точке, где MR = 0. Начиная с этой точки спрос становится неэластичным – т.е. при уменьшении цены и увеличении продаж валовый доход фирмы падает. Фирма никогда не будет снижать цену и увеличивать продажи на этом участке, поскольку это ведёт к одновременному сокращению валового дохода и увеличению издержек, что понижает прибыль.

Какую определённую комбинацию

Наши рекомендации