ПОСЛЕ НОМЕНКЛАТУРЫ – СВОБОДА
Нужно ли надеяться? Не станет ли в России после ухода номенклатуры еще хуже: гражданская война, анархия, терроризм, хаос и одичание, и в итоге – новая диктатура? Не станут ли люди с ностальгией вспоминать о временах правления номенклатуры, как вспоминали в годы моего детства о царских временах?
Все тоталитарные режимы стараются создать такое представление и у своих подданных, и за границей. Они запугивают не только туманной угрозой, что, как говаривал Троцкий, уходя, хлопнут дверью, но главное – тем якобы хаосом, который-де последовал бы за их исчезновением.
Исторический опыт не подтверждает этих угроз. Национал-социализм в Германии и Австрии, фашизм в Италии, франкизм в Испании, вассальные тоталитарные режимы в малых странах Западной Европы – все они сменились демократиями. После разгрома тоталитаризма родилась демократия в Гренаде. Даже советская оккупация не удержала от такого же развития малые страны Восточной Европы: власть номенклатуры там или пала, или резко ослаблена.
Ничего удивительного в этом нет. Повторим в последний раз: диктатура номенклатуры – это феодальная реакция, строй государственно-монополистического феодализма. Сущность этой реакции в том, что древний метод "азиатского способа производства", метод огосударствления применен здесь для цементирования феодальных структур, расшатанных антифеодальной революцией. Архаический класс политбюрократии возрождается как "новый класс" – номенклатура; он устанавливает свою диктатуру, неосознанным прообразом которой служат теократические азиатские деспотии. Так в наше время протянулась стародавняя реакция, замаскированная псевдопрогрессивными "социалистическими" лозунгами: сплав феодализма с древней государственной деспотией. Как бы этот сплав ни именовался – национал-социализмом, реальным социализмом, фашизмом,- речь идет об одном и том же явлении: тоталитаризме, этой чуме XX века.
Совершенно естественно, что феодальная реакция исторически недолговечна.Там, где феодальные структуры были слабее, а капитализм более развит – в Германии, Италии и других странах Западной, а теперь и значительной части Восточной Европы,- эта реакция уже потерпела крах. В более отсталых странах с еще крепкими феодальными структурами она живет и поныне, но ей также не уйти от гибели.
В конечном итоге именно поэтому режимы государственно-монополистического феодализма так хотят распространиться на весь мир. В этом они видят единственный путь к самосохранению. Вот почему столь органично возникает в их политике странный феномен оборонительной экспансии. Чингисхан со своими ордами так же стремился к "последнему морю", покоряя все более развитые государства, опасные ему именно своей развитостью. Вряд ли можно ожидать спокойного одряхления государственного феодализма и постепенного его погружения в историческое небытие. Погружение будет драматичным. Но оно неотвратимо.
Часто меня спрашивают, почему я ушел от номенклатуры. Ведь я там не бедствовал, меня не преследовали – зачем же было в 50-летнем возрасте все бросать и уходить на Запад? Именно знакомство с номенклатурой, сознание того, что это сила реакции, что жизнь идет к концу, а я нахожусь на исторически безнадежно проигравшей стороне, и определило мой выбор. Все мы исчезнем, превратимся в ничто, и останется на Земле только историческая память о нас. Как горько, если эта память будет такой же, как о приспешниках Гитлера и Муссолини!
На смену тоталитаризму, диктатуре номенклатуры закономерно приходит не какое-нибудь выдуманное идеологами общество, а парламентская демократия. Она приходит со всеми своими благами и проблемами, солнечными и теневыми сторонами, как органически рожденное, развитое общество нашей эпохи.
Живя ряд лет в Западной Германии – парламентской демократии, родившейся после падения тоталитаризма, я знаю: будут и тогда в обществе и обиженные, и недовольные, будут и несправедливости – всякое будет. Но все люди станут жить неизмеримо лучше и материально, и духовно, чем при диктатуре номенклатуры. Плюралистическое общество парламентской демократии надежно это гарантирует.
Когда-то и оно постареет, и возникнет из него другое общество будущего. Мы его не знаем, оно придет в иные века. Но одно можно сказать уже сегодня: это общество не будет порождением основоположников марксизма и "отцов" номенклатуры. Ибо мир наш – неуверенно, иногда скачками, порою на время отступая назад,- движется не от свободы к рабству, а от рабства к свободе.
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 9
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 27.
2. "Программа КПСС". Москва, 1986.
3. Курсивом выделены страны, где "пролетарские революции" происходили без оккупации войсками СССР или его союзников.
4. И. Сталин. Соч., т. 3, с. 186-187.
5. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, с. 278-279.
6. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 44, с. 381.
7. Там же, с. 379.
Там же.
9. См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 3, с. 662-663.
10. Там же, с. 468.
11. Там же, с. 583.
12. Там же, с. 585.
13. Там же, с. 583.
14. Там же, с. 171.
15. Там же, с. 174.
16. Там же, с. 169.
17. Там же, с. 179.
18. Там же, с. 176-177.
19. Там же, с. 256.
20. Там же, с. 601.
21. См. Г. Андреев. "Какую Россию уничтожили большевики". "Континент", № 42, с. 258, 261 и след.
22. "История Монгольской Народной Республики". М., 1967.
23. "Коммунист", 1984, № 16, с. 88-103.
22. "История Монгольской народной республики", М., 1967.
23. "Коммунист", 1984, № 16, с. 88-103.
24. Там же, с. 88.
25. Там же, с. 89.
Там же.
27. В. И. Ленин. Поля. собр. соч., т. 38, с. 145.
28. "Коммунист", 1984, № 16, с. 89.
29. Там же, с. 90.
30. Там же, с. 91.
31. Там же, с. 92.
32. Там же, с. 93.
Там же.
34. Там же, с. 95.
35. Там же, с. 96.
36. Там же, с. 92.
37. Там же, с. 94.
38. Там же, с. 92.
39. См. G. F. Achtninow. Die Macht im Hintergrund. Grenchen, 1950.
40. См. H.Achminow. Die Totengraber des Kommunismus. Eine Soziologie der bolschewistischen Revolution. Stuttgart, 1964.
41. См. М.Djilas."Kann der Westen die Sowjetunion bezwingen?". In:"Ostblick",Munchen,Dezember 1985, S.11.
42. J. Droz [Hrsg.]. Geschichte des Sozialismus. Bd. I-III, Frankfurt/M.-Berlin-Wien, 1974.
43. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.
44. Ср. И. Р. Шафаревич. "Социализм как явление мировой истории". Париж, 1977.
45. См. "Geschichte des Sozialismus", Bd. II, S. 43-45.
46. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.
47. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. II, с. 354.
48. См об этом: К. W. Wittvogel..Oriental Despotism. New Haven-Lole, 1976, p. 381.
49. См. Marx. Das Kapital. Hamburg, 1890-94, Bd. 1, S. 104, Bd. 3, 1.
50. См. Wittfogel, op. cit., pp. 387-388.
51. См. Энциклопедический словарь ГРАНАТ, изд. 7-е, т. 28.
52. См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, с. 57.
53. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, с. 70-71.
54. К. Marx. Formen, die der kapitalistischen Produktion vorhergehen. Berlin [Ost], 1972, S. 11.
55. Ibid., S. 15.
56. Ibid., S. 19.
57. Ibid., S. 4-5.
ВДИ. 1940, № 1.
59. CM. G. Orwell. Nineteen Eighty-Four. Penguin Books, 1972, pp. 200-202.
60. К. Wittfogel. Oriental Despotism. A copmparative Study of Total Power, New Haven and London, 1957.
61. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, с. 53.
62. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 448.
63. Emma Goldman. My Disillusionment in Russia. NY 1970, p. 258- 259.
64. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, с. 296.
Там же.
66. Там же, с. 299.
Там же.
68. Там же, с. 255.
Там же.
70. Там же.
71. Там же, с. 205.
72. Там же, с. 264.
Там же.
74. Маркс К. К критике политической экономии. М., с. 8.
75. Hannah Arendt. The Origins of Totalitarianism. Harvest / HBJ Book.
76. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 435, 439.
77. Ленин. Полн. собр. соч., т, 39. с. 89.
78. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 7.
79 См. "Октябрь в Туле. Собрание документов". Тула, 1957, с. 35, 156, 213, 218, 222, 264, 313, 316; А.Ложечко. Григорий Каминский. М., 1966, с.58-62
80. См. Мichael H. Kater. The Nazi Party. A Social Profile of Members and Leaders, 1919-1945. Cambridge, Mass., 1983.
81. См. "Neues Deutschland", 09.01.1986.
82. Kremlin-PCF. Conversations secretes, Paris, 1984, p. 69.
83. Ibidem, p. 71. См. также р. 52-56…
84: См Е. Олицкая. Мои воспоминания, тт. I-II, Франкфурт / М., 1971.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы расстаемся с классом номенклатуры. Покинем же номенклатуру в ее радостные минуты, улыбнемся ей на прощанье.
…7 ноября, Красная площадь. Громом оркестров и артиллерийского салюта, военным парадом, многочасовой демонстрацией празднует номенклатура еще одну годовщину своего господства. Это редкий случай увидеть "их" не поодиночке в "ЗИЛах" и "Чайках", в начальственных кабинетах, за красными столами президиумов, а в массе. Где еще найти толпу номенклатуры, как не на близких к Мавзолею трибунах в этот праздничный день!
Вот они стоят на светло-сером камне трибуны – грузные мужчины с грубоватыми властными лицами, их полные стареющие жены, раскормленные румяные дети. Все оделись тепло: по площади, шурша в знаменах, дует ветер, и покалывает лица острый ноябрьский снежок. Пальто из отличной английской шерсти, бархатистые шубы-дубленки, роскошные каракулевые манто, меховые шапки окружают вас со всех сторон. Но соблюдается неписанное правило номенклатуры: все эти дорогие вещи должны носиться без щеголеватой подтянутости, а несколько мешковато-неуклюже, и лица женщин не должны быть подмазанными. Это последняя скромная дань мифическому пролетарскому происхождению номенклатуры и ее мнимому демократизму.
Без трех минут десять. Все лица поворачиваются к Мавзолею, заботливые номенклатурные отцы сажают на плечи своих маленьких благородных отпрысков. Сейчас на Мавзолей, словно на капитанский мостик, поднимутся руководители класса номенклатуры. Идут! Впереди – сам шеф, немного отступив, в строго установленном порядке – остальные. Номенклатурная толпа аплодирует, приветственно машет руками: пусть сама она не на Мавзолее, а у его подножия, но там, наверху, стоят связанные с ней ее сюзерены, и, когда мир глядит на их горстку, он, сам того не сознавая, смотрит и на всю номенклатуру.
Дежурные офицеры КГБ в штатском, с красными повязками на рукавах вежливо, но бдительно следят за тем, чтобы менее значительные номенклатурщики с удаленных от Мавзолея трибун не перебрались на более близкие, где стоят особо важные чины: переходить с одной трибуны на другую разрешено только в направлении от Мавзолея. Так зримо, в реальном пространстве начинает вырисовываться конус класса номенклатуры – с вершиной на Мавзолее.
10 часов, начало парада. Впереди еще демонстрация покорных "представителей трудящихся", которые поволокут огромные портреты вождей номенклатуры, транспаранты с ее лозунгами, цифры выполнения продиктованных ею планов. Впереди – прием в Кремле, где вместе с номенклатурщиками, рассаженными строго по чинам за пронумерованными столами, послы почти всех государств мира будут праздновать годовщину Октябрьской революции. Но самая сердцевина сегодняшних удовольствий номенклатуры – сейчас, во время военного парада.
50 счастливых минут переживает номенклатурная толпа, любуясь четким шагом войск, грохочущим стремительным бегом танков, огромным размером ракет. Взгляните на их лица: как они улыбаются этим ракетам, как довольны. Это их сила лавиной катится по Красной площади. Это их сила стоит внимательными шеренгами охранников КГБ. Это их сила заставляет весь мир смотреть сейчас на Красную площадь, прислушиваться к их голосу, бояться их.
Простимся с номенклатурой в это прекрасное для нее мгновение. Помашем рукой этим дородным боярам и дебелым боярыням, столившимся на фоне средневековой крепостной стены, вокруг пирамиды Мавзолея с лежащей в ней мумией. Оставим их, опьяненных грезами о собственном могуществе, стоять в окружении могил у Кремлевской стены, как на кладбище, и пусть ноябрьский ветер засыпает колючим снегом их осенний, уходящий мир.
This file was created
With BookDesigner program
13.10.2008