Основные направления государственной политики
По развитию экспорта
Итоги деятельности по созданию и развитию
Системы поддержки экспорта
Начало становления системы поддержки экспорта в Российской Федерации было положено с принятием в 2003 году Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р. В результате реализации Концепции были внедрены меры государственной финансовой поддержки экспорта: государственное гарантирование экспортных операций, долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование, возмещение российским экспортерам части процентных ставок по экспортным кредитам. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод
В соответствии с Концепцией в качестве агента Правительства Российской Федерации в сфере финансовой поддержки экспорта определен Государственный специализированный экспортно-импортный банк (ЗАО "Росэксимбанк").
С 2003 года Правительством Российской Федерации осуществляются меры по финансированию подготовки и проведения российских экспозиций на крупнейших международных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом. Ежегодно таким образом спонсируется участие в 20 - 25 мероприятиях. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод
В рамках существующей системы субсидирования расходов субъектов Российской Федерации на цели поддержки малых и средних предприятий (МСП) с 2005 года осуществляется частичная компенсация расходов экспортно-ориентированных МСП, направленных на развитие экспортной деятельности (в том числе расходов по сертификации товаров, получению лицензий, необходимых для экспорта; участию в выставках за рубежом; уплате процентов по экспортным кредитам; правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности; разработке фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров). Таким путем ежегодно получают поддержку до 2 тысяч экспортно-ориентированных МСП.
В начале 2010-х годов важными институциональными шагами по развитию национальной системы поддержки экспорта стали:
- создание Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ОАО "ЭКСАР", 2011 год);
- формирование региональной инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных МСП - создание региональных центров координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (2011 - 2012 годы).
Кроме того, был реализован ряд проектов Минэкономразвития России в сфере поддержки экспорта: формирование ежегодной программы бизнес-миссий Минэкономразвития России при ключевой роли торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах в их организации (2012 год), запуск Единого портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет, www.ved.gov.ru (2010 год), а также создание Каталога российских экспортно-ориентированных товаров и услуг, www.export.gov.ru (2013 год).
Наряду с новыми формами информационно-консультационной и промоутерской поддержки экспортеров осуществлялась и традиционная практика консультирования и содействия российским компаниям при продвижении на зарубежные рынки отечественной продукции через сеть торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах (на конец 2013 года функционировало 51 торговое представительство), а также через деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.
Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации в 2012 году потребовало пересмотра подходов к мерам финансовой поддержки экспорта. В соответствии со статьей 3 Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам запрещается предоставление субсидий, увязанных по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами экспорта. В этой связи был трансформирован механизм возмещения российским экспортерам части процентных ставок по экспортным кредитам в субсидии Внешэкономбанку для поддержки кредитования иностранных покупателей российской продукции по конкурентоспособным ставкам. Одновременно потребовалось сократить программы предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по субсидированию затрат экспортеров. Также потребовалась оценка соответствия нормам ВТО механизмов государственного гарантирования экспортных операций и долгосрочного экспортного кредитования.
Последними важными инициативами по развитию системы поддержки экспорта стали утверждение Правительством Российской Федерации плана мероприятий (Дорожной карты) "Поддержка доступа на внешние рынки и поддержка экспорта" (2012 год), плана мероприятий (Дорожной карты) "Совершенствование таможенного администрирования" (2012 год) и Концепции формирования нового облика торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах (2012 год). (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод
В рамках указанной Концепции была сформирована новая организационно-функциональная модель взаимодействия торговых представительств с экспортерами на основе соглашений о взаимодействии в сфере внешнеэкономической деятельности между Минэкономразвития России и российскими компаниями, субъектами Российской Федерации и ассоциациями деловых кругов, в соответствии с которыми разрабатываются дорожные карты по реализации конкретных внешнеэкономических проектов.
Таким образом, на сегодняшний день в России созданы базовые институты и инструменты поддержки экспорта, используемые в международной практике. Дальнейшее развитие российской системы поддержки экспорта будет основано на совершенствовании действующих механизмов поддержки экспорта, их настройке на актуальные потребности российских компаний, создании новых эффективных продуктов и сервисов для экспортеров, значительном усилении поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства и дальнейшей адаптации системы к международным нормам, в первую очередь ВТО.
Подробная информация о существующих в России институтах, механизмах и инструментах поддержки экспорта, в том числе в сравнении с зарубежной практикой, приведена в Приложениях 6 и 7.