Л.б.габбасова, мазитова р.к., б.б. мирзагалямов

Л.Б.Габбасова, Мазитова Р.К., Б.Б. Мирзагалямов,

З.Н.Мирзагалямова, Л.И.Фатыхова

Учебно-методическое пособие

для подготовки и проведения деловой игры

«ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ СТРАНЫ»

Казань 2017

УДК 338.2

ББК 65.049

Га 12

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор Т.Н.Губайдуллина

Казанский (Приволжский) федеральный университет;

кандидат экономических наук, доцент С.Г.Абсалямова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Габбасова Л.Б., Мазитова Р.К., Мирзагалямов Б.Б., Мирзагалямова З.Н., Фатыхова Л.И.

Га 12 Учебно-методическое пособие для подготовки и проведения деловой игры

«Экспортная стратегия страны»: учебно-методическое пособие/ Л.Б.Габбасова,

Р.К. Мазитова, Б.Б. Мирзагалямов, З.Н.Мирзагалямова,

Л.И.Фатыхова – Казань: Изд-во КНИТУ-КАИ, 2016.-176с.

ISBN 978-5-7579-

Методические указания по проведению деловой игры предназначены для студентов второго курса направления бакалаврской подготовки 38.03.01 «Экономика» и составлены в соответствии с утвержденным учебным планом.

Деловая игра «Экспортная стратегия страны»предназначена для моделирования процесса конкурентного функционирования экономики страны, развития импортозамещения, а так же увеличения объемов экспорта конкурентоспособной продукции обрабатывающих производств на мировой рынок.

Проведение деловой игры способствует более глубокому пониманию экономических процессов, формированию компетенций, предусмотренных рабочей программой учебной практики и одновременно является формой подведения итогов аудиторной и самостоятельной работы студентов экономического блока дисциплин.

УДК 657.1

ББК 65.052.2

ISBN 978-5-7579-

© Изд-во КНИТУ-КАИ, 2017

© Л.Б.Габбасова, Р.К. Мазитова,

Б.Б.Мирзагалямов, З.Н.Мирзагалямова,

Л.И.Фатыхова, 2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Казанский национальный исследовательский технический

университет им.А.Н.Туполева - КАИ»

(КНИТУ – КАИ)

Институт экономики, управления и социальных технологий

Кафедра экономической теории

Учебно-методическое пособие

для подготовки и проведения деловой игры

«ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ СТРАНЫ»

для студентов 2 курса всех форм обучения

направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

Разработали: Габбасова Л.Б., к.э.н., доцент каф. ЭТ
  Мазитова Р.К., д.э.н., профессор каф. ЭТ
  Мирзагалямов Б.Б., ассистент каф. ЭТ
  Мирзагалямова З.Н., к.э.н., профессор каф. ЭТ
  Фатыхова Л.И., к.э.н., доцент каф. ЭТ


Казань 2017 г.

Оглавление

Введение.......................................................................................................... 6

1.Содержание деловой игры.......................................................................... 7

1.1.Цели и задачи деловой игры.................................................................... 7

1.2.Характеристика игровой модели............................................................. 7

1.3.Характеристика участников деловой игры.............................................. 8

1.4.Правила деловой игры............................................................................. 8

1.5.Порядок проведения деловой игры......................................................... 9

2.Оценка состояния и комплексные проблемы в экспортной деятельности (необходимость разработки Стратегии)….............................................................................. 13

2.1.Характеристика основных динамических и структурных трендов 13

2.2.Ключевые проблемы и риски при сложившихся трендах ................... 17

3.Внутренние и внешние условия развития экспорта ................................ 20

4.Стратегические направления развития экспорта...................................... 22

5.Параметры основных прогнозных сценариев развития экспорта........... 25

6.Цель и ключевые ориентиры в сфере развития экспорта........................ 27

7.Отраслевые приоритеты развития экспорта............................................. 29

8.Страновые (географические) приоритеты развития экспорта................. 32

9.Основные направления государственной политики по развитию экспорта .32

9.1.Итоги деятельности по созданию и развитию системы поддержки экспорта 35

9.2.Направления государственной политики по развитию экспорта ........ 37

10.Ключевые управленческие задачи и проекты для достижения целей Стратегии 38

11.Этапы реализации Стратегии.................................................................. 38

12.Рейтинг страновых экспортных рынков для России.............................. 41

13.Конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке 44

14.Перспективные страновые рынки для российского экспорта несырьевых и неэнергетических товаров............................................................................. 47

15.Экспортный потенциал в разрезе перспективных подотраслей............ 47

16.Экспортный потенциал в разрезе отобранных стран и территорий по продукции перспективных подотраслей......................................................................... 49

Рекомендуемая литература……………………………………………………100
Приложения…………………………………………………………………….108

Введение

Методические указания по проведению деловой игры предназначены для обучающихся направления подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика» и составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Деловая игра «Экспортная стратегия страны» предназначена для моделирования процесса функционирования экономики страны путём реализации ее экспортного потенциала.

Деловая игра представляет собой комплексную форму изучения вопроса экспортоориентированного развития страны в условиях повышения конкурентоспособности обрабатывающих отраслей отечественной промышленности, импортозамещения. Комплексность данной формы занятия определяется тем, что в ходе проведения деловой игры сочетаются самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя кафедры экономической теории; рассмотрение обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений студентов и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков практической, экономической работы.

Предлагаемые в методических указаниях практические задания, выполняемые обучающимися в ходе деловой игры, позволят закрепить экономический категориальный аппарат, глубже раскрыть содержание проблем интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, усвоить критерии оценки, методы анализа и диагностики экспортного потенциала страны (региона), сформировать предусмотренные ФГОС компетенции.

Содержание деловой игры

Цели и задачи деловой игры

Цели деловой игры:

1. Решение на практике задачи отбора и анализа исходной информации, характеризующей стартовые условия развития внешнеэкономической деятельности страны (региона).

2. Отработка навыков работы в группе (при защите проекта стратегии).

3. Реализация на практике системного подхода в принятии стратегических управленческих решений.

Задачи деловой игры:

1. Анализ экспортного потенциала страны (региона).

2. Разработка стратегических целей экспортного развития страны (региона).

3. Разработка основных направлений экспортной стратегии страны (региона).

4. Разработка предложений по реализации экспортного потенциала страны (региона).

5. Определение экономических механизмов реализации экспортного потенциала страны (региона).

Правила деловой игры

Деловая игра проводится по этапам и циклам. Предусматривается подготовка и проведение пяти этапов:

1 этап – предварительный;

2 этап – аналитический;

3 этап – проектный;

4 этап - подготовка к презентации проекта Стратегии;

5 этап – результирующий (защита экспортной стратегии страны на определенный период).

При защите Стратегии в игре принимают участие все студенты группы.

Проекты Стратегии детально анализируются и оцениваются. Основное внимание обращается на динамику важнейших целевых показателей (индикаторов).

В итоге студенты представляют проекты Стратегии и готовят презентацию. В результате завершения игры фиксируется сложившаяся ситуация, принимается окончательный вариант экспортной стратегии страны.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Национальная экспортная стратегия разрабатывается в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта".

И структурных трендов

Современная Россия - это страна, уже достаточно сильно интегрированная в мировую экономику. По уровню сравнительной интенсивности участия в международном разделении труда (отношение доли в мировом экспорте товаров и услуг к доле в мировом паритетном ВВП) Россия, для которой соответствующий показатель достигает 87% (60% в 2000 г.), в начале текущего десятилетия превзошла традиционно ориентированные на экспорт Мексику и Японию (81% и 73% соответственно) и значительно опережает Китай (67%), США (52%), Бразилию (46%) и Индию (36%), добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

Сформировавшаяся высокая зависимость национальной экономики от внешних рынков отражает качественно новое состояние отечественного хозяйства, которое сохранится в ближайшие десятилетия. Такой путь экономического развития России в основном соответствует тенденциям развития мировой экономики.

Коэффициент сравнительной интенсивности участия России и отдельных зарубежных стран в международном разделении труда, за 2012 год (отношение доли в мировом экспорте товаров и услуг к доле в мировом паритетном ВВП, в %) составить такую же диаграмму за 2015, 2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием)

Источник: IMF World Economic Outlook, October 2013.

Отношение экспорта товаров и услуг к ВВП России (по текущему валютному курсу) составляет в настоящее время около 30%, что превосходит аналогичные показатели для большинства крупных развитых и развивающихся экономик. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

Развитие российского экспорта в 2000-х годах характеризовалось устойчивым и существенным ростом его стоимостных объемов (за исключением спада в 2009 г. под влиянием глобального финансово-экономического кризиса) при сохранении неблагоприятных тенденций в товарной структуре зарубежных продаж. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод. Расширение стоимостных объемов экспорта в основном обеспечивалось повышением средних контрактных цен на топливно-сырьевые товары и материалы в условиях благоприятной мировой конъюнктуры, тогда как расширение поставок в натуральном выражении было очень умеренным.

В начале 2010-х годов темпы прироста экспорта товаров резко замедлились - до менее 2% в 2012 г., и ожидается нулевой прирост в 2013 г. Неблагоприятная экспортная динамика определяется вялой мировой конъюнктурой и, соответственно, стагнацией (в 2012 г.) и падением (в 2013 г.) средних контрактных цен при отсутствии (в 2012 г.) или незначительном (в 2013 г.) росте физических объемов экспорта. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

В целом международные экономические позиции России существенно окрепли в 2000-х годах, что выразилось, в том числе, в увеличении доли России в мировом экспорте товаров и услуг до 2,6% в настоящее время, по сравнению с 1,3% в 1999 г. В мировом товарном экспорте на Россию сегодня приходится 2,9% против менее 1,4% в 1999 г. Россия закрепилась в первой десятке ведущих экспортеров товаров и занимает сегодня 8-ю строчку, опережая Италию и Великобританию; стала крупнейшим мировым поставщиком энергоресурсов, главным игроком на рынках многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, обеспечила себе прочные позиции на высокотехнологичных рынках продукции оборонной, атомной, ракетно-космической промышленности. 2000-ые годы стали периодом активной транснационализации операций крупнейших российских экспортноориентированных компаний и банков, благодаря чему Россия упрочила свое коммерческое присутствие на ключевых рынках. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

Вместе с тем укрепление позиций России на мировом рынке связано в основном с расширением экспорта и зарубежных инвестиций организаций топливно-сырьевого сектора и сектора первичного передела продукции, тогда как большая часть обрабатывающих производств и поставщиков услуг обладают невысокой конкурентоспособностью и слабо представлены в экспортной деятельности. Россия лидирует среди поставщиков промышленного сырья с долей в мировом экспорте на уровне 10 - 11% (11,4% в стоимости глобального экспорта энергоносителей в 2012 г.). На нее приходится свыше 15% мирового экспорта удобрений, 4,5% экспорта цветных металлов и изделий из них, 3,5% экспорта черных металлов и изделий из них. На этом фоне рыночные позиции России в сегментах продукции высокой степени обработки, как правило, очень слабы и неустойчивы. Так, в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств доля России не превышает 0,4%. В мировом экспорте высокотехнологичной продукции удельный вес России составляет менее 0,3%, в том числе около 0,1% в экспорте фармацевтической продукции, офисного и телекоммуникационного оборудования. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

Доля России в мировом экспорте услуг составляет 1,3%, в первую очередь за счет более высокого удельного веса в мировом экспорте такого традиционного вида услуг, как транспортные (2,1%). Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

В товарной структуре экспорта удельный вес топливно-энергетических товаров достиг исторического максимума в 2011 - 2012 гг., превысив 71% (менее 50% в начале 2000-х годов). Доля машин, оборудования и транспортных средств находится на минимальном для 2000-х годов уровне - около 5% (9 - 10% в начале 2000-х годов), при этом значительную часть поставок - 30 - 40% по данной группе - составляет военно-техническая продукция. За период с 2000 г. по 2012 г. в экспорте вдвое сократился удельный вес металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, практически неразличимой стала доля продукции легкой промышленности. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

В общем стоимостном приросте экспорта товаров в 2012 г. к уровню 2000 г. на сумму 422,3 млрд долл. на увеличение поставок топливно-энергетических товаров пришлось 320 млрд долл. (76%), металлов и изделий из них - 26,7 млрд долл. (6,3%), химических продуктов - 24,6 млрд долл. (5,8%), машин, оборудования и транспортных средств - 17,3 млрд долл. (4,1%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 13,7 млрд долл. (3,2%), драгоценных камней, металлов и изделий из них - 8,9 млрд долл. (2,1%), прочих товаров - 11,1 млрд долл. (2,5%). Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

За первые девять месяцев 2013 г. основные тенденции в товарной структуре экспорта не изменились, в том числе еще более увеличилась доля топливно-энергетических товаров и снизился вес машин, оборудования и транспортных средств. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

В географической структуре экспорта за период 2000 - 2012 гг. на 2 - 3 процентных пункта повысилась доля стран АТЭС (прежде всего за счет государств Восточной Азии) - до 17 - 18% и на 1,5 - 2 процентных пункта снизилась доля Евросоюза. Увеличение веса АТЭС и его сокращение для Евросоюза является более контрастным по сравнению с серединой 2000-х годов. Доля стран СНГ остается достаточно стабильной и колеблется в основном в пределах 14 - 15%. То же самое верно для стран - партнеров России по Таможенному союзу, удельный вес которых сохраняется в пределах 7 - 8%. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

В общем стоимостном приросте экспорта товаров в 2012 г. к уровню 2000 г. на сумму 422,3 млрд долл. на увеличение поставок в Евросоюз пришлось 222 млрд долл. (52,6%), в страны АТЭС - 75,9 млрд долл. (18%), государства СНГ - 64,3 млрд долл. (15,2%), прочие страны - 60,1 млрд долл. (14,2%). Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

За первые девять месяцев 2013 г. выросла доля ЕС и АТЭС (54,3% и 18,6% соответственно) при ощутимом падении веса СНГ (до 13,7%). Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

В рейтинге экспортных рынков для России (учитывает данные по экспорту товаров, услуг и технологий на основе российской статистики, данные по экспорту товаров на базе "зеркальной" статистики стран-партнеров, а также показатели доли в экспорте товаров машинно-технической и инновационной продукции; все показатели взвешиваются в соответствии с присвоенными весами в сводном рейтинге) лидируют Германия и Нидерланды, далее следуют Китай, Белоруссия, Украина, Казахстан, США, Италия, Турция и Великобритания. Наиболее заметно в рейтинге в последние годы упрочились позиции Китая, Японии, Индии, Республики Корея, Алжира, одновременно ослабли позиции Германии, США, Финляндии, Франции, Болгарии, Венгрии, Испании, Ирана, Кипра. Методология составления рейтинга и результаты рейтингования торговых партнеров России за период 2006 - 2012 гг. приведены в Приложении 1. Добавить такую же информацию (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) м) за 2015-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод.

По развитию экспорта

Системы поддержки экспорта

Начало становления системы поддержки экспорта в Российской Федерации было положено с принятием в 2003 году Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р. В результате реализации Концепции были внедрены меры государственной финансовой поддержки экспорта: государственное гарантирование экспортных операций, долгосрочное и среднесрочное экспортное кредитование, возмещение российским экспортерам части процентных ставок по экспортным кредитам. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод

В соответствии с Концепцией в качестве агента Правительства Российской Федерации в сфере финансовой поддержки экспорта определен Государственный специализированный экспортно-импортный банк (ЗАО "Росэксимбанк").

С 2003 года Правительством Российской Федерации осуществляются меры по финансированию подготовки и проведения российских экспозиций на крупнейших международных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом. Ежегодно таким образом спонсируется участие в 20 - 25 мероприятиях. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод

В рамках существующей системы субсидирования расходов субъектов Российской Федерации на цели поддержки малых и средних предприятий (МСП) с 2005 года осуществляется частичная компенсация расходов экспортно-ориентированных МСП, направленных на развитие экспортной деятельности (в том числе расходов по сертификации товаров, получению лицензий, необходимых для экспорта; участию в выставках за рубежом; уплате процентов по экспортным кредитам; правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности; разработке фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров). Таким путем ежегодно получают поддержку до 2 тысяч экспортно-ориентированных МСП.

В начале 2010-х годов важными институциональными шагами по развитию национальной системы поддержки экспорта стали:

- создание Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ОАО "ЭКСАР", 2011 год);

- формирование региональной инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных МСП - создание региональных центров координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (2011 - 2012 годы).

Кроме того, был реализован ряд проектов Минэкономразвития России в сфере поддержки экспорта: формирование ежегодной программы бизнес-миссий Минэкономразвития России при ключевой роли торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах в их организации (2012 год), запуск Единого портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России в сети Интернет, www.ved.gov.ru (2010 год), а также создание Каталога российских экспортно-ориентированных товаров и услуг, www.export.gov.ru (2013 год).

Наряду с новыми формами информационно-консультационной и промоутерской поддержки экспортеров осуществлялась и традиционная практика консультирования и содействия российским компаниям при продвижении на зарубежные рынки отечественной продукции через сеть торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах (на конец 2013 года функционировало 51 торговое представительство), а также через деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.

Присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации в 2012 году потребовало пересмотра подходов к мерам финансовой поддержки экспорта. В соответствии со статьей 3 Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам запрещается предоставление субсидий, увязанных по закону или фактически в качестве единственного или одного из нескольких условий с результатами экспорта. В этой связи был трансформирован механизм возмещения российским экспортерам части процентных ставок по экспортным кредитам в субсидии Внешэкономбанку для поддержки кредитования иностранных покупателей российской продукции по конкурентоспособным ставкам. Одновременно потребовалось сократить программы предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по субсидированию затрат экспортеров. Также потребовалась оценка соответствия нормам ВТО механизмов государственного гарантирования экспортных операций и долгосрочного экспортного кредитования.

Последними важными инициативами по развитию системы поддержки экспорта стали утверждение Правительством Российской Федерации плана мероприятий (Дорожной карты) "Поддержка доступа на внешние рынки и поддержка экспорта" (2012 год), плана мероприятий (Дорожной карты) "Совершенствование таможенного администрирования" (2012 год) и Концепции формирования нового облика торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах (2012 год). (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод

В рамках указанной Концепции была сформирована новая организационно-функциональная модель взаимодействия торговых представительств с экспортерами на основе соглашений о взаимодействии в сфере внешнеэкономической деятельности между Минэкономразвития России и российскими компаниями, субъектами Российской Федерации и ассоциациями деловых кругов, в соответствии с которыми разрабатываются дорожные карты по реализации конкретных внешнеэкономических проектов.

Таким образом, на сегодняшний день в России созданы базовые институты и инструменты поддержки экспорта, используемые в международной практике. Дальнейшее развитие российской системы поддержки экспорта будет основано на совершенствовании действующих механизмов поддержки экспорта, их настройке на актуальные потребности российских компаний, создании новых эффективных продуктов и сервисов для экспортеров, значительном усилении поддержки экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства и дальнейшей адаптации системы к международным нормам, в первую очередь ВТО.

Подробная информация о существующих в России институтах, механизмах и инструментах поддержки экспорта, в том числе в сравнении с зарубежной практикой, приведена в Приложениях 6 и 7.

По развитию экспорта

Главным программно-целевым документом в сфере поддержки ВЭД и развития экспорта является Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности (2013 год, в настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации подготовлена обновленная версия Госпрограммы для представления в Правительство в начале 2014 года). Предлагаемые Госпрограммой акценты и мероприятия входящих в нее 6 подпрограмм позволяют поэтапно совершенствовать и отлаживать национальную систему поддержки ВЭД до уровня лучших мировых практик и обеспечивают необходимые условия для развития несырьевого экспорта, что определено в качестве одной из ключевых задач Правительства в экономической сфере в послании Президента страны Федеральному Собранию (декабрь 2013 года). (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод

В укрупненном виде мероприятия подпрограмм Государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности" направлены на достижение следующих результатов:

1) существенное улучшение условий международного экономического сотрудничества для России и увеличение отдачи такого сотрудничества для национальной экономики в виде расширения экспорта, притока эффективных зарубежных инвестиций, технологий, ноу-хау. Реализуется через совершенствование механизмов двустороннего и регионального сотрудничества, участие в деятельности международных экономических организаций и форумов;

2) дальнейшее углубление евразийской экономической интеграции путем обеспечения выполнения соглашений по ЕЭП, создания и обеспечения функционирования Евразийского экономического союза;

3) создание комплексной, в общенациональном масштабе системы поддержки ВЭД для обеспечения, прежде всего, конкурентных условий деятельности для российских компаний на внешних рынках, в агрессивной конкурентной среде. Система поддержки ВЭД должна обладать набором всех необходимых инструментов, применяемых в мировой практике, и быть конкурентоспособной с точки зрения стоимости и качества предлагаемых услуг. Это особенно важно для механизмов и инструментов финансовой поддержки экспорта;

4) радикальное снижение и устранение барьеров для развития внешнеэкономической деятельности, прежде всего таможенных и административных барьеров для развития экспорта путем совершенствования и упрощения административных процедур. На это обращено специальное внимание в послании Президента страны Федеральному Собранию (декабрь 2013 года);

5) совершенствование внешнеторговой инфраструктуры - таможенной и пограничной, пунктов пропуска на границе. Это важно для расширения участия российских предприятий в региональных и глобальных производственно-сбытовых цепочках.

Многие укрупненные задачи и мероприятия Госпрограммы конкретизируются, уточняются и развиваются в принятых или готовящихся программных документах по отдельным приоритетным направлениям развития ВЭД. Главные среди них - реализуемые в рамках Национальной предпринимательской инициативы дорожные карты, "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта" и "Совершенствование таможенного администрирования". Указанные дорожные карты, сформулированные в виде развернутых планов мероприятий, охватывают как вопросы совершенствования механизмов и инструментов поддержки отечественного экспорта в различных формах и его продвижения на внешние рынки, так и вопросы преодоления наиболее значимых внутренних и внешних барьеров для развития экспорта.

Действующая Дорожная карта по поддержке экспорта подготовлена в целях обеспечения успешного продвижения российского несырьевого экспорта на рынки зарубежных стран, внедрения и закрепления на новых рынках, увеличения числа организаций-экспортеров, в том числе из среды малых и средних предприятий. Дорожная карта содержит 48 мероприятий по 9 ключевым направлениям (их тематика поддерживает основные направления работы в рамках Госпрограммы):

- формирование общенациональной системы поддержки экспорта;

- упрощение административных, фискальных процедур;

- увеличение доступности финансовых продуктов для экспортеров;

- формирование единой информационной среды в сфере экспортной деятельности;

- развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта;

- развитие механизмов промоутерской поддержки экспорта;

- совершенствование работы торговых представительств;

- улучшение условий доступа на внешние рынки;

- развитие самоорганизации в среде экспортеров.

Основная координирующая роль при реализации мероприятий Дорожной карты приходится на ведомства финансово-экономического блока (Минфин России, Минэкономразвития России) при участии по отдельным направлениям работы отраслевых и специализированных ведомств (Минпромторг России, Минрегион России, МИД России, ФТС России, ФНС России, Росфинмониторинг, Россотрудничество), а также финансовых институтов (Банк России, Внешэкономбанк, ОАО "ЭКСАР", ЗАО "Росэксимбанк", государственные банки) и образовательных учреждений.

Представить обновленную и дополненную Дорожную карту по поддержке несырьевого экспорта. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием).

КонсультантПлюс: примечание.

Выполнение Дорожной карты по совершенствованию таможенного администрирования направлено, в том числе, на существенное снижение административных барьеров для осуществления экспортной деятельности. Данная цель достигается за счет оптимизации таможенных процедур, отказа от избыточных требований, сокращения сроков и стоимости совершения таможенных операций. В результате должны быть существенно сокращены издержки предпринимателей, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности. Дорожная карта по содержит 60 мероприятий по следующим основным направлениям:

- сокращение сроков совершения таможенных операций;

- совершенствование форм и методов таможенного контроля;

- совершенствование института таможенных представителей;

- упрощение таможенных процедур для отдельных участников ВЭД;

- мотивация сотрудников таможенных органов;

- совершенствование системы наказания за нарушения таможенных правил;

- размещение таможенных органов.

Важнейшими мероприятиями на начальном этапе выполнения Дорожной карты являются:

- переход на межведомственное электронное взаимодействие;

- ускорение выдачи разрешительных документов;

- внедрение генеральной финансовой гарантии;

- качественное совершенствование системы управления рисками;

- ревизия Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В период 2015 - 2018 годов будут реализовываться сложные и ресурсоемкие мероприятия: автоматический выпуск товаров, выпуск товаров непосредственно в пункте пропуска после их прибытия на таможенную территорию, сокращение сроков совершения таможенных операций, уплата таможенных платежей после выпуска товаров, сокращение количества требуемых документов. Координацию работы по выполнению мероприятий Дорожной карты осуществляет ФТС России. (выделено шрифтом Tahoma с подчеркиванием) за 2013-2016 и 1 квартал/полугодие 2017 г.г. и дать соответствующий вывод

С разработкой Национальной экспортной стратегии, принятием обновленных вариантов Государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности", Дорожной карты по поддержке несырьевого экспорта, а также с учетом уже принятых и действующих государственных и ведомственных документов по развитию экспорта в России будет сформирована целостная, завершенная система реализации государственной политики и приоритетов в экспортной сфере. На уровне стратегического управления будут работать Национальная экспортная стратегия и Госпрограмма, на уровне оперативно-тактического управления - соответствующие дорожные карты, другие профильные государственные и ведомственные документы.

Снижение внутренних барьеров для развития экспорта (таможенных, административных, др.).

Совершенствование таможенного администрирования, включая упрощение, ускорение и удешевление таможенных процедур при экспорте, осуществляется в рамках реализации Дорожной карты "Совершенствование таможенного администрирования".

Основными направлениями работы по упрощению административных процедур для экспортеров должны стать:

- дальнейшая либерализация валютного регулирования и валютного контроля при экспорте, обеспечивающая при этом сохранение необходимого уровня контроля со стороны государства для противодействия незаконному оттоку капитала;

- дальнейшие шаги по упрощению процедуры возврата НДС при экспорте, включая развитие применения заявительного порядка возмещения НДС;

- организации эффективного электронного межведомственного документооборота для упрощения применения административных процедур при экспорте.

Совершенствование институтов и механизмов государственной поддержки экспорта (финансовой, информационно-консультационной).

Финансовая поддержка. Деятельность по развитию системы институтов и механизмов государственной финансовой поддержки экспорта будет строиться с учетом норм и правил ВТО и ОЭСР, положений Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий, подписанного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 9 декабря 2010 г. в г. Москве. Дополнить

Основные направления развития системы финансовой поддержки экспорта:

- развитие деятельности ОАО "ЭКСАР", разработка и внедрение новых, в соответствии с современной международной практикой финансовых продуктов, реализация специальных программ поддержки экспортеров из числа МСП;

- обеспечение адаптации и совершенствования механизмов государственной гарантийной поддержки экспорта, долгосрочного экспортного кредитования в соответствии с международными обязательствами России, принятыми в рамках присоединения к ВТО;

- реализация и развитие механизмов предоставления кредитов иностранным покупателям российской продукции по конкурентоспособным ставкам, в том числе с участием Внешэкономбанка;

- ориентация ЗАО "Росэксимбанк" на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг МСП, внедрение новых финансовых продуктов, ориентированных на МСП, инновационные компании, начинающих экспортеров;

- нормативно-правовое и организационное обеспечение развития новых форм экспортного финансир

Наши рекомендации