Понятие и сущность управления
http://www.studfiles.ru/preview/5251864/page:13/
Тема 3. Понятие и сущность управления. Системный характер управления
1.Сущность управления.
2.Системный характер управления
3.Виды систем
4.Организация как социальная система
Сущность управления
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется развитию малого бизнеса. В странах Запада более 95 % всех фирм составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом внедрения различных нововведений. Устойчивость малых предприятий, их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента.
Формирование в нашей стране рыночных отношений, развитие новых организационно-правовых форм хозяйственной деятельности вызывают объективную необходимость использования новых, адекватных и более эффективных способов управления. В современных условиях таким способом является менеджмент.
Как показывает исторический опыт, данный способ в наибольшей степени соответствует эффективному использованию производственных, экономических и социальных ресурсов, обеспечивает адаптацию к факторам внешней среды, конкурентную способность организации.
Овладение менеджментом — важнейшее условие повышения эффективности управления любой организацией, в т.ч. и культуры. Это обусловлено необходимостью подготовки специалистов в области менеджмента, т.е. профессиональных управляющих.
Жизнь людей характеризуется разнообразной по содержанию и формам деятельностью.
С точки зрения содержания можно выделить различные виды деятельности человека. Среди них:
•государственная;
•хозяйственная;
•производственная;
•военная;
•социальная;
•образовательная;
•научная;
•культурная;
•предпринимательская;
•педагогическая;
•другие.
Среди этого разнообразия особое место занимает деятельность управленческая. Ее роль и место можно отразить на схеме.
Управление | |||||||
Государственное | Хозяйственное | Военное | Культурное | Образовательное | Социальное | Научное | Другое |
Из данной схемы видно, что управление, как и вся деятельность человека, также весьма разнообразно и существует в самых различных видах.
Каждый вид деятельности человека нуждается в управлении.
Управление представляет собойосознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.
Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др.
На определенном этапе эволюции деятельности человека (середина XVII в.) возникает потребность в профессиональном управлении. В это период идет процесс смены феодализма на капитализм, формирование рыночных отношений, особой формы кооперации совместного труда людей — мануфактуры, а затем крупной фабрики.
Позднее, в постиндустриальном обществе происходит развитие технологии труда, индустриализация, механизация и автоматизация труда человека. Труд становится более умственным и творческим. В этих условиях возникает потребность в способе управления трудом людей, основанном не на принуждении (как на предшествующих стадиях развития), а на заинтересованности человека в результатах своего труда, на его предприимчивости.
Это обстоятельство обусловило необходимость (потребность) разработки проблем управления хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка. В начале ХХ в. рядом ученых разрабатывались проблемы научной организации труда, тем самым было положено начало становления науки управления, которую стали называть менеджментом.
Управление представляет собой специфический вид трудовой деятельности. Оно выделилось в особую разновидность труда вместе с кооперацией и разделением труда. В условиях кооперации каждый производитель выполняет только часть общей работы, поэтому для достижения общего результата требуются усилия по соединению, согласованию деятельности всех участников совместного трудового процесса. Управление устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения организации в целом. В этом качестве управление устанавливает общую связь и единство действий всех участников совместного процесса производства для достижения общих целей организации. Такова сущность процесса управления.
Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление. Существует более 300 определений управления. Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд».
Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.
Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять – значит приводить к успехам других.
Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.
Можно дать и такое определение: управление – это подготовка, принятие и реализация решений во всех областях деятельности организации, направленных на достижение запланированных целей.
Все приведенные определения управления имеют нечто общее – это воздействие субъекта управления на объект управления с определенной целью.
Принципы управления |
http://www.studfiles.ru/preview/6327791/
Общие принципы управления.
Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие посылы и рекомендации, которые важно учитывать и выполнять в практической деятельности на всех уровнях управления.
Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой, иными словами, переводят на язык практики объективные законы и закономерности.
Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность, существующую вне зависимости от сознания человека, т. е. они объективны. Вместе с тем каждый их принципов - это идея, т. е. субъективная конструкция, субъективное построение,которое мыслительно создает каждый руководитель на уровне его познания, обшей и профессиональной культуры.
Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность. Но главное не в выявлении и формулировании принципов. Важно уметь ими пользоваться, воплощать их в конкретных структурных схемах управления, в функциях органов управления, в организационных формах работы, методах управленческой деятельности.
В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления. Классификация принципов должна основываться на отражении каждым из выделенных принципов различных сторон отношений управления. В практике управления государственными органами применяются общие и частные принципы.
К числу общих (универсальных или основных) принципов управления могут быть отнесены принципы:
· научности;
· системности, системного подхода;
· единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений;
· централизации и децентрализации;
· единства распорядительства и ответственности в управлении;
· оптимальности (принцип экономии времени);
· информационной достаточности;
· обратной связи.
Принцип научности требует построения системы управления и управления ее деятельностью на строго научных основах. Необходимо использовать прогрессивные научные идеи в практике управленческой работы. Чем выше уровень общей культуры и профессионализма руководителя, тем меньше возможностей для проявления субъективизма.
Принцип системности - ведущий принцип управления. Системность означает необходимость использования системного подхода в принятии любого управленческого решения. В системе управления даже частное локальное ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению. Системный подход предусматривает изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно, как целого. При этом должны быть определены цели и критериидля функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям.
Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.
Принципы единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.
В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями руководителя (единоначальника). Это выражается:
· в полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных перед данной структурой задач;
· в наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью государства за предоставленные права;
· в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников.
По принципу единоначалия осуществляет свою деятельность руководитель ФТС России.
Принципы централизации и децентрализации. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках целостной системы управления. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные, изменения ситуации на уровне отдельных звеньев.
Централизация и децентрализация находятся в единстве и дополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она потеряет свою структурность и возможность оперативного реагирования.
Принцип единства распорядительства и ответственности в управлении. В государственной системе за конкретным руководителем установлена четкая персональная закрепленность полномочий, распорядительства по конкретному вопросу на любом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению, работнику и т. п.).
Основные варианты закрепления полномочий распорядительства следующие:
· за непосредственными руководителями в рамках общей субординации - полномочия по наиболее широкому кругу вопросов;
· за вышестоящими руководителями - полномочия, которые не делегированы ими на нижестоящие уровни;
· за руководителями функциональных подразделений - полномочия в рамках соответствующих функций и в пределах, установленных вышестоящим руководителем.
Однозначность закрепленности полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетентности и действует в соответствии с этими представлениями. Это позволяет предотвращать конфликты распорядительства, когда разные руководители и управляющие подразделения пытаются решить один и тот же вопрос с разных позиций.
Принцип единства распорядительства и ответственности означает, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что сотрудник должен докладывать не более чем одному вышестоящему лицу.
Принцип оптимальности (принцип экономии времени) требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это, в первую очередь, относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений. Возможности компьютерных технологий позволяют успешно реализовать данный принцип. Широкий набор математических методов и моделей позволяет экономить время при формировании рациональных (оптимальных) решений.
Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС России. ГНИВЦ предпринимают энергичные меры по созданию информационных систем, отвечающих задачам таможенного дела.
Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления как основы существования или существования и развития систем управления. Это
также особая форма внешней связи между системами управления, которая носит информационный характер и имеет целью координацию управленческих действий.
Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от ее естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в ее естественном или заданном состоянии.
Методологическая функция принципа обратной связи определяется рядом его существенных признаков.
Во-первых, обратная связь не исчерпывается наличием причинно-следственных связей или обратным воздействием вообще. Она приобретает характер специального обратного воздействия, а именно управляющего обратного воздействия и обусловливается передачей осведомительной и контролирующей информации.
Во-вторых, существенным признаком принципа обратной связи является то, что это принцип организации, поскольку его действие обусловлено определенной внутренней структурой и достаточно высоким уровнем организации системы управления, а также потому, что этот принцип способствует повышению уровня организации систем управления.
В-третьих, принцип обратной связи является внутренней основой и необходимым условием развития и совершенствования сложных самоуправляющихся систем. Иначе говоря, это один из принципов сохранения или сохранения и развития системы управления.
Принцип обратной связи обеспечивает также выполнение функции согласования, координации действий с другими системами управления.