Школа классического или административного управления
Основатель – А.Файоль. Др. представители Г.Форд, А.Стоун. Особенностью данной школы является тот факт, что все её представители были крупными промышленниками. Данная школа развивалась в 2-х направлениях:
1. Выделение функций менеджмента
2. Формирование принципов и подходов к управлению А.Файоль в 1916 г. выпустил книгу «общее и промышленное управление»
Принципы:
1. Разделение труда (специализация)
2. Ответственность исполнителя
3. Дисциплина труда
4. Единоначалие
5. Единство направления
6. Подчинение личных интересов общим
7. Справедливое вознаграждение за труд
8. Централизация
Школа человеческих отношений
Основатели Э.Мийо, М.Паркер. Данная школа возникла в результате развития психологии Э.Мийо обосновал теорию психотехники, т.е. отбор кадров по профессиональной пригодности.
Э. Мийо доказал необходимость наличия на предприятии профессиональных психологов и социологов.
Э. Мийо осуществил так называемый хотторнский эксперимент. Суть состояла в выявлении влияния общения между людьми на конечные результаты.
М. Паркер исследовала проблему мотивации труда считала, что для успешного управления менеджер должен быть лидером, т.е. формальный и неформальный лидер должны совпадать в одном лице.
Школа поведенчеких наук
Представители – Д.Макгрегор, А. Маслоу, Д.Карнеги. Данная школа изучила проблема.
1. Взаимоотношение внутри коллектива
2. Проблема власти
3. Проблема авторитета
4. Проблема лидерства и коммуникации
Основной вклад: задача менеджмента состоит в том, что система управления должна быть построена таким образом, что достигая целей организации, человек удовлетворяет свои собственные потребности.
Школа количественных методов
Данная школа основана на широком использовании математич. моделей и компьютеров, облегчающих процесс разработки и принятия управленческих решений. Школа возникла в конце 40-х начале 50-х и XX века.
Л.Канторович в 1974 г. получил нобелевскую премию.
Школа процессного управления
Возникла в середине 60 г. XX века. Основная идея состоит в том, что процесс управления представляет собой непрерывную цель определенных действий.
Этапы:
1. Контроль
2. Реализация
3. Разработка и принятие решений
Функции этапов:
1. Планирование
2. Организация, стимулирование
3. Учет, анализ
Школа системного и ситуационного подхода
Возникла к 60-м нач. 70 г. XX века. С середины 70-х и все процессы и явления связанные с управлением людьми рассматриваются как устойчивая внутренняя структура организации. При этом изменение внешней среды фирмы должны учитываться при принятии управленческих решений.
Системный подход в настоящее время является универсальной методологией менеджмента. Суть системного подхода состоит в формировании системного мышления менеджера, который рассматривает внешнюю и внутреннюю среду организации как неразрывное единое целое. Принимая управленческие решения менеджер должен просчитывать последствие для всей фирмы в целом, т.е. усиление отдельного элемента, может ослабить фирму и наоборот, ослабление увеличит потенциал.
В рамках системного подхода в середине 80-х годов XX века возникает ситуационный подход, или кейсовый метод. Кейсовый метод предполагает в процессе обучения менеджера использовать конкретные ситуации.
Ситуационный подход наиболее эффективен в нестандартных ситуациях, когда существует дефицит информации, времени, ресурсов.
ВЫВОД:
На рубеже XX-XXI века можно выделить 3 наиболее интересные тенденции развития менеджмента:
1. Некоторый возврат в прошлое, т.е. происходит осознание значимой роли материально-технической базы производительности труда и качества продукции в конкурентной борьбе.
2. Человек должен рассматриваться как самостаятельная самореализующаяся личность: повышение внимания корпоративной культуре, различным формам демократизации управления, участие исполнителей в разработке управленческих решений, привлечение работников к распределению прибыли, консультирование менеджера с подчиненными по различным вопросам деятельности.
3. Усиление международного характера управления, т.е. в различных странах используются одинаковые подходы к менеджменту с учетом национальной специфики.