Занятость бывает полной, неполной, частичной, временной.

Занятость рассматривается с двух точек зре­ния: как экономическое понятие — деятельность трудоспособного населения, свя­занная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая до­ход, и как экономическо-статистическая категория, отражающая соотношение меж­ду числом трудоспособного населения и числом занятых.

Граждане считаются занятыми, если они:

работают по найму;

временно не работают в связи с отпуском или другим причинам, с сохранением за ними их рабочего места;

самостоятельно обеспечивают себя работой;

избраны на оплачиваемую должность;

проходят службу в Вооруженных силах, МВД, учащиеся и студенты очного обу­чения.

Продуктивная занятость — это граждане, занятые в общественном производстве.

Социально-полезная занятость представлена теми, кто занят в общественно-полезном труде, или служит в армии, учится (в трудоспособном возрасте), занимается домашним хозяйством, уходом за детьми и больными родственниками.

Полная занятость — это состояние общества, когда все желающие работать имеют работу, а безработица находится на ее естественном уровне.

Занятость и пути ее увеличения. Занятость в странах с развитой рыночной экономикой представляет собой переменную величину, подчиняющуюся общим законам развития экономики, выражающимся на рынке труда в превышении спроса на рабочую силу над ее предложением.

Считается, что занятость трудоспособного населения в экономике в определен­ной степени может регулироваться макроэкономическим методом.

Для увеличения занятости, как показала практика, не пригодны протекционизм, программы ограничения импорта и повышение таможенных тарифов, ибо эти меры не ведут автоматически к увеличению числа рабочих мест.

Для увеличения внутренней занятости следует перемещать рабочих из экспорт­ных отраслей в защищенные отрасли, проводить разумную денежную и налоговую политику.

Лозунг "Спасайте рабочие места", как пишет Макконнел, становится наиболее популярным в коридорах власти, когда экономика находится в состоянии спада.

Специалисты в поддержку этого лозунга приводят результаты микроанализа. Совокупные расходы состоят из:

потребительских расходов (С);

капиталовложений (I);

государственных расходов (П);

чистого экспорта (Хп).

Чистый экспорт = разность между экспортом (X) и импортом (M) (4.4)

Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта (М) оказы­вает внутриэкономический, стимулирующий эффект, поскольку влечет за собой рост занятости. Но такая политика, по мнению экспертов, имеет серьезные дефекты. Для увеличения занятости правительству необходимо:

— создать систему трудоустройства и оказания помощи в профессиональной под­готовке и переподготовки незанятого населения в системе учреждений занятости;

— осуществлять мероприятия по стимулированию формированию гибкого рынка труда и правовому обеспечению трудовых отношений;

— обеспечить действенную и оптимальную социальную защиту пострадавших от безработицы людей через всеобъемлющую систему вспомоществования.

Под полной занятостьюпонимают полное использование всех пригодных трудовых ресурсов.

С точки зрения стремления любой экономической системы к равновесному со­стоянию, можно рассматривать три основных случая взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости.

1. Если при полной занятости спрос отстает от предложения, возникает дефля­ционный разрыв. Предприятия сокращают производство, приспосабливаясь к отстающему спросу. Такое развитие приводит к возникновению безработицы и на­пряженности на рынке труда.

2. Если при полной занятости спрос уравновешен с предложением — идеальный случай, когда можно говорить о равновесии, практически недостижимом для ры­ночного хозяйства.

3. Если при полной занятости спрос превышает предложение, возникает инфля­ционный разрыв, приводящий к общему повышению уровня цен и развитию инфля­ции. Инфляционные процессы происходят до тех пор, пока совокупный спрос не пе­рестанет превышать производственных возможностей.

В экономике труда различают общий спрос на труд и эффективный спрос. Если общий спрос количественно представляет собой численность занятых плюс имею­щиеся вакансии, то эффективный спрос — это разность между общим спросом и ве­личиной излишней численности работников.

Согласно выводам кейнсианской теории занятости в условиях рыночной эконо­мики не существует механизма, обеспечивающего и гарантирующего полную заня­тость. Кроме того, один из выводов этой теории гласит: рыночная система не может считаться саморегулируемой и нуждается в планомерном и целенаправленном го­сударственном регулировании.

В мировой практике выработаны два основных типа государственного регули­рования, с помощью которых осуществляется воздействие на уровень занятости.

Активный тип — это стимулирование создания новых рабочих мест и предложе­ний труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях.

Пассивный тип—это выплаты всевозможных пособий безработным.

Методами государственного обеспечения занятости являются:

прямые методы — законодательное регулирование условий найма и использова­ния рабочей силы. Особое значение имеют коллективные договора и трудовое за­конодательство;

косвенные методы — государственная финансовая политика (ассигнования и субсидии), монетарная политика регулирования денежного обращения, фискальная политика изменения налоговых ставок и др. (перемещение рабочих из экспорт­ных отраслей в защищенные отрасли, внедрение антициклических мер, разумная денежная и налоговая политика).

Таким образом, рыночным системам в равной мере противопоказаны и эфимерная "полная занятость", и слишком высокий уровень безработицы. При уровне безработицы, равном естественной ее норме, говорят об эффективной полной заня­тости, означающей определенное соотношение между занятостью и безработицей.

Важной задачей государства является создание системы социальной защиты в условиях рынка. Основными принципами социальной защиты являются:

— обеспечение системы эффективной занятости, подготовки и переквалифика­ции кадров, которая позволяла бы каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей сфере деятельности;

— организация эффективной системы формирования доходов, при которой уро­вень получаемого вознаграждения непосредственно определяется качеством и ре­зультатом работы человека независимо от сферы экономики, в которой он трудится;

— макроэкономическое регулирование процессов, дифференциация в доходах, обеспечение профессиональной и социальной мобильности населения;

— официальное установление реального уровня прожиточного минимума в на­туральной форме и регулярная его индексация в денежной;

— защита интересов потребителей, связанная с переходом от рынка продавцов к рынку покупателей, социальная поддержка безработных;

— обеспечение занятости населения на государственном уровне органами управления занятостью населения через расширение деятельности органов государственной службы занятости, а именно: Департамента федеральной государ­ственной службы занятости, входящего в состав Министерства труда и социального развития; Департаментов государственных служб занятости республик в составе РФ; Департаментов государственных служб занятости в краях, областях, автоном­ных областях и округах, городах Москве и Санкт-Петербурге; Департаментов заня­тости населения в районах и городах.

На увеличение занятости направлен Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20.04.96 г, № 36-ФЗ).

Службы занятости наделены функциями, в соответствии с которыми имеют право:

требовать информацию от работодателей о наличии свободных мест;

получать информацию о предстоящих увольнениях (за три месяца);

направлять ищущих работу на предприятия для трудоустройства.

Государственный Фонд занятости в России образуется за счет части единого социального налога с работодателей, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов организаций и граждан. Средствами Фонда распоряжается Департамент государственной службы занятости населения. Регулированием занятости могут заниматься и частные службы занятости (при наличии лицензии).

Виды и формы безработицы

Безработица — это состояние экономики, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица в периоды спадов, депрессий, характеризуется резким сокращением спроса на рабочую силу. Безра­ботица как социально-экономическая реальность противоположна понятию заня­тости. Безработица приносит огромный материальный ущерб экономике страны. В соответствии с законом Артура Оукена, когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на один процент, отставание объема ВНП со­ставляет 2,5%.

Экономические и социальные последствия безработицы разнообразны и всегда негативны. В соответствии с законом А.0укена происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, который общество могло бы достигнуть при своих данных потенциальных возможностях. Так, при уровне безработицы в США — 1% ма­териальный ущерб оценивается в 68 млрд. долл. в год. Потери же социальные и мо­ральные неисчислимы.

Мерами по сокращению безработицы могут служить следующие мероприятия:

подготовка и переподготовка кадров по дефицитным специальностям и профессиям;

широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей;

внедрение гибких форм занятости, таких как: надомный труд, работа по вызову, по краткосрочным контрактам, гибким графикам труда.

При циклической безработице из-за продолжительных периодов бездействия теряется квалификация работников, что может впоследствии обусловить значитель­ное снижение заработной платы или новые увольнения.

Исходным пунктом для анализа безработицы и мероприятий, направленных на обеспечение определенного уровня занятости, является изучение процессов на рынке труда и факторов, определяющих состояние этого рынка. Обращается особое внимание на то, как складывается цена на рабочую силу в данном конкретном месте в данное время и какие факторы определяют ее. Ценой в данном случае выступает заработная плата, которая определяется соотношением спроса и предложения (или соотношением между занятостью и безработицей). Уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных безработ­ных к общему числу работающих.

Основные виды безработицы:

фрикционная — естественная;

структурная — структурные сдвиги в экономике;

циклическая — общий спад производства — кризис;

институциональная — инициированная рынком.

Фрикционная безработица, связанная с переменой места работы по собствен­ному желанию, существует всегда и везде.

Структурная безработица связана с отмиранием устаревших отраслей и произ­водств, конверсией.

Циклическая безработица — бич рыночной экономики — вызывается спадом производства, кризисами, массовыми увольнениями.

Институциональная безработица, вызывается функционированием самих инсти­тутов рынка труда и факторами, влияющими на ее спрос и предложение.

Уровень естественной безработицы постоянно растет. В США в 60-е гг. есте­ственным уровнем безработицы считалось 4,3%, в 70-х — 6,6%, а в 80—90-е гг. — около 7%. Примерно 60% безработных приходится на структурную безработицу, а 40% на циклическую.

На динамику безработицы влияют:

экономическая и социальная политика государства;

демографические факторы;

изменения в структуре экономики;

состояние внешней экономики и вывоз капитала;

масштабы военных расходов;

позиция и активность профсоюзов.

Вопросы для контроля и обсуждения

1. Может ли существовать полная занятость?

2. Каковы механизмы рационального использования трудового потенциала региона, предприятия?

3. Следует ли считать фрикционную и структурную безработицу неизбежной?

4. Сущность эффективной занятости и возможно ли ее осуществление? Опишите природу и причины сегментации рынка труда.

5. Существует ли взаимосвязь между уровнями инфляции и безработицы? Задачи Департамента федеральной государственной службы занятости. Какие основные принципы занятости сформулированы в Законе о занятости населения Российской Федерации?

6. Какие категории граждан относятся к занятому населению?

7. Кто относится к незанятому населению?

8. В чем смысл социальной защищенности в сфере занятости?

Наши рекомендации