Рабочая Программа производственной ПРАКТИКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

___________ И.А. Ромахина

«___» ____________ 20___ года

Рабочая Программа производственной ПРАКТИКИ

Трудоемкость (в зачетных единицах) 12

Направление подготовки: 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям),

Отрасль: «Экономика и управление»

Направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, заочная

Вид практики, способ, форма проведения.

1.1. Вид практики – производственная.

1.2. Способ проведения практики – стационарная, выездная.

1.3. Форма проведения – дискретно по видам и периодам проведения практики.

1.4. Тип практики – профессиональный.

Требования к уровню освоения программы производственной практики.

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен овладеть следующими

общепрофессиональные компетенции:

- способность и готовность эксплуатировать современное оборудование (приборы) в соответствии с целями магистерской программы (ОПК-7);

- готовность взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-8);

профессиональными компетенциями (ПК):

- способность и готовность анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);

- способность и готовность создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);

- способность и готовность анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3);

- способность и готовность выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);

- способность и готовность формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования (ПК-5);

- способность и готовность организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодёжи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности (ПК-6);

- способностью и готовностью организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся (ПК-7);

- способность и готовность организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации (ПК-11);

- способность и готовность формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать российский и зарубежный опыт (ПК-12).

Обучающийся, прошедший практику, должен

знать:

- фундаментальные и специализированные знания в сфере профессионально педагогической деятельности;

уметь:

- применять фундаментальные и специализированные знания в сфере профессионально педагогической деятельности;

- эксплуатировать современное оборудование (приборы) в соответствии с целями магистерской программы;

- взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;

- проводить анализ подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;

- создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);

- проводить анализ нормативно-правовой документации профессионального образования;

- выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);

- формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования;

- организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодёжи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности;

- организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся;

- организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации;

- формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать российский и зарубежный опыт;

владеть:

- навыкамисамостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности;

- навыками реализации профессионально-педагогической деятельности;

- проектирования образовательного процесса.

3. Место производственной практики в структуре образовательной программы.

Производственная практика входит в Блок Б2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа» вариативной части программы магистра по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», отрасль «Экономика и управление», направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление». Производственная практика представляет собой вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Производственную практику обучающиеся могут проходить в профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного профессионального образования, а также службы занятости населения.

Задачипроизводственной практики:

Осуществление профессионально-практической подготовки обучающихся и формирование профессиональных умений и компетенций, определенных программой практики.

Производственная практика углубляет и закрепляет теоретические и методические знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана.

Содержание программы практики.

Содержание практики.

№п/п Наименование раздела (этапа) практики Сроки Недели (дни)
1. Подготовительный 1 день
2. Основной 1-7 неделя
3. Итоговый 8 неделя
  Всего недель:

5.2. Содержание разделов (этапов) практики.

1. Подготовительный этап.

Общее задание

Знакомство с программой практики, изучение заданий на производственную практику. Ознакомление с особенностями, целями и задачами практики, формами отчетности (учетные карточки, отчеты), требованиями к отчетной документации практики.

Индивидуальное задание (вариативно)

Планирование этапов выполнения заданий практики.

2. Основной этап.

Общее задание

2.1. Проведение анализа информации об образовательном учреждении, включающем в себя:

- подходы, реализуемых в процессе подготовки специалистов для экономической отрасли региона (ПК-1, ПК-4);

- нормативно-правовой документации профессионального образования (ПК-1, ПК-3);

- проведение оценки педагогической (образовательной) системы учреждения и общей политики в формировании ценностей и культуры обучающихся образовательных учреждений (ПК-1, ПК-4, ПК-7).

Результатом этого этапа является анализ, представленный в письменной форме.

2.2. Посещение занятий педагогов образовательного учреждения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (специалистов)) и студентов-практикантов (ОПК-8, ПК-1, ПК-4, ПК-7).

Студент должен самостоятельно проанализировать занятия, как лекционные, так и практические, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и обучающихся, формы проведения занятия и т.д. (приложение 7). Результаты анализа оформляются в письменном виде.

Индивидуальное задание (вариативно)

2.3. Разработка научно-исследовательской работы в образовательном учреждении согласно теме магистерской диссертации, включающей в себя исследование потребности в образовательных услугах различных категорий обучающихся (ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-11, ПК-12);

2.4. Разработка элективного курса с учетом требований работодателей, потребностей обучающихся; возможностей современных форм и средств обучения, качественного подхода оценки результатов обучения специалистов (ПК-2, ОК-5, ПК-6, ПК-7).

2.5. Разработка, планирование, подготовка и проведение занятий (ОПК-7, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7).

Темы научно-исследовательской работы, направление элективного курса и занятий согласовываются с руководителем магистерской диссертации и руководителями практики от ТГПУ и образовательного учреждения.

Магистранты могут выполнять работу по направлениям:

- проектирование и проведение лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий;

- разработка мультимедийных комплексов по учебным дисциплинам;

- проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;

- технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов;

- конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;

- разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий;

- разработка процедур оценки личностных и деловых компетенций студентов;

- анализ отечественной и зарубежной практик подготовки рабочих (специалистов).

Результатом выполнения индивидуального задания являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.

3. Итоговый этап.

3.1. Подготовка отчетной документации о прохождении практики (ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-11).

3.2. На основании результатов, полученных в ходе научно-педагогической практики составление доклада для отчетной или научной конференции (ОПК-7, ОПК-8).

3.3. Итоговая конференция (ОПК-7, ОПК-8, ПК-1, ПК-11, ПК-12).

Представление студентами результатов практики. Обсуждение результатов практики, анализ положительных и отрицательных моментов, возникших в процессе прохождения практики. Внесение предложений студентами и руководителями практики от образовательных учреждений и ТГПУ по оптимизации выполнения заданий практики.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья руководители разрабатывают индивидуальные задания, план и порядок прохождения практики с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Учебно-методическое обеспечение практики.

8.1. Основная литература по практике:

1. Педагогические технологии : вопросы теории и практики внедрения [Текст]:справочник для студентов : [учебное пособие для вузов]/авт.-сост. А. В. Виневская ; под общ. ред. И. А. Стеценко.-Ростов-на-Дону:Феникс,2014.-253с.

2. Румбешта, Елена Анатольевна. Современные образовательные технологии в практике учебных учреждений [Текст]:учебно-методическое пособие/МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ ; под ред. Е. А. Румбешта, А. А. Власовой.-Томск:Издательство Томского государственного педагогического университета,2014.-90с.

3. Смышляева, Л. Г., Яковлева, А. Г. Методология и методы педагогических исследований: Учебное пособие / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева. - Томск: Издательство ТГПУ, 2013. - 244 с.

4. Туккель, И.Л. Управление инновационными проектами: учебник для вузов /И.Л. Туккель, А.В. Сурина, Н.Б. Культин; под общей ред. И.Л. Туккеля. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 396.

5. Чупахин, Николай Петрович. Методологическая культура научного поиска [Текст]:учебное пособие для вузов : для магистров/Н. П. Чупахин ; МОиН, ФГБОУ ВПО ТГПУ.-Томск:Издательство Томского государственного педагогического университета,2013.-186 с.

8.2. Дополнительная литература:

1. Мандель, Борис Рувимович. Педагогика [Текст]:учебное пособие для вузов/Б. Р. Мандель.-Москва:Флинта [и др.],2014.-284с.

2. Новожилов, Э. Д. Научное исследование (логика, методология, эксперимент): монография / Э. Д. Новожилов.– М., 2005. – 363 с.

3. Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. – М., 2010. – 159 с.

4. Основы научных исследований: учебно-методическое пособие / В. А. Власов, А. А. Степанов, Л. М. Зольникова, Б. Б. Мойзес. – Томск, 2007. – 201 с.

Специальная литература, соответствующая направленности (профилю) подготовки, дополнительно рекомендуется руководителем практики.

8.3. Средства обеспечения практики.

При прохождении производственной (преддипломной) практики рекомендуется использовать следующие интернет-ресурсы:

Ресурсы для молодых ученых

http://www.youngscience.ru ­– Сайт «Президент России – молодым ученым и специалистам» создан для информационного обеспечения государственных мероприятий по поддержке молодых ученых и специалистов-инноваторов.

http://www.disser.h10.ru/ – Библиотека диссертаций.

http://vak.ed.gov.ru/ – Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии, где можно ознакомиться с авторефератами диссертаций.

Учётная карточка

по производственной практике

Ф.И.О. обучающегося:________________________________________________________

Факультет _____________ курс __________ группа __________

Направление подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), отрасль: «Экономика и управление». Направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»

Место прохождения практики: ______________________________________________________

Сроки практики: __________________________________________________________________

Руководитель практики от образовательного учреждения: ___________________________

_________________________________________________________________________________

(ФИО полностью, занимаемая должность)

Факультетский руководитель: _______________________________________________________

Индивидуальное задание: _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Посетил занятия у преподавателей ___, студентов-практикантов ___.

Виды выполненных работ.

Посещенные занятия

№ п/п дата Виды работ Подпись руководителя практики от ОО
       
       
       
       
       

Проведенные занятия

№ п/п дата Виды работ группа оценка Подпись руководителя практики от ОО
           
           
           
           
           
           

2. Отзыв-характеристика руководителя практики от образовательной организации:

Оценка уровня сформированности компетенций:

компетенция уровень[1] компетенция уровень компетенция уровень компетенция уровень
ОПК-7 1, 2, 3 ПК-1 1, 2, 3 ПК-4 1, 2, 3 ПК-7 1, 2, 3
ОПК-8 1, 2, 3 ПК-2 1, 2, 3 ПК-5 1, 2, 3 ПК-11 1, 2, 3
    ПК-3 1, 2, 3 ПК-6 1, 2, 3 ПК-12 1, 2, 3
Итоговая оценка[2]: Сумма = 1, 2, 3
                 

Полнота и качество выполнения программы практики: _______________________________ _________________________________________________________________________________ Отношение обучающегося к выполнению заданий, полученных в период практики: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проявленные обучающимся исследовательские и личные качества: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы о профессиональной пригодности обучающегося: _______________________________ _________________________________________________________________________________

Приложение 3

Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

_____________________________________________

факультет

_________________________________________________

кафедра

Отчет

АНАЛИЗ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Анализ видов деятельности, выполненных в период прохождения производственной практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Материалы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Характеристика образовательного учреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Конспекты, проведенных занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3. ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 6

Анализ учебного занятия

Дата ____________ предмет ______________________________________________________________________

№ пары______________ группа_________ ФИО преподавателя ________________________________________

кол. учащихся в группе _______ присутствует_______

Тема занятия___________________________________________________________________________________

Цель занятия___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________

Задачи занятия _________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Технические средства обучения ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ п/п Что оценивается Качественная оценка баллы
1. Анализ содержания занятия
1.1. Научность - в соответствии с требованиями; -не обеспечена
1.2. Проблемность - ярко выражена; - отсутствует
1.3. Сочетание теоретического с практическим материалом - выражено достаточно; - представлено частично; - отсутствует.
1.4. Доказательность -убедительно; - декларативно
1.5. Доступность материала - доступно; - слишком сложно (материл, на который при изложении опирается педагог, по программе должен изучаться в дальнейшем); - слишком легко (материал был изучен ранее и требовал лишь повторения)    
1.6. Учебный материал логичен и последователен - да; - иногда нарушается - нет
1.7. Связь с профилем подготовки специалиста - есть; - нет
1.8. Воспитательная направленность - присутствует -нет
1.9. Соответствие учебной программе - да; - нет
1.10. Выделение основных понятий в теме - да - нет
    Итого:  
2. Анализ методики проведения занятия (деятельность педагога)
2.1. Выполнение плана занятия - выполнен полностью; - выполнен частично; - осталось не использованное время
2.2. Использование учебного времени на организационные моменты - рационально - излишние траты на организационные моменты в начале занятия; в процессе проведения, в конце занятия (подчеркнуть)
2.3. Отбор методов, примеров, средств обучения с учетом темы и цели занятия, обеспечивающих качественное освоение нового материала, его закрепление, повторение - целесообразно; - не целесообразно
2.4. Рациональность выбора форм обучения (групповая, фронтальная) - да; - нет
2.5. Использование наглядности - в полном объеме; - недостаточно; - не используется
2.6. Эффективность использования ТСО - да; - нет
2.7. Метод изложения учебного материала (преимущественно) - проблемный; - частично – поисковый; - объяснительно – информационный  
2.8. Владение материалом - свободное; - частично пользуется конспектом; - читает по конспекту
2.9. Организация самостоятельной работы студентов (виды, формы, индивидуальный подход, степень сложности, инструктаж) - продуманна; - нет;
    Итого:  
3. Анализ работы и поведение учащихся на занятии
3.1. Интерес к занятию - высокий у всех обучающихся; - высокий у части обучающихся - отсутствует
3.2. Дисциплина - хорошая; - низкая
3.3. Внимание - высокое на всех этапах занятия; - высокое во время теоретического или практического материала (подчеркнуть); - низкое
3.4. Активность группы - высокая на всех этапах занятия - высокое во время теоретического или практического материала (подчеркнуть); - низкое  
3.5. Работоспособность обучающихся на разных этапах занятия - у всех одинаково высокая; - только у части высокая; - у всех низкая
    Итого:  
4. Манера работы преподавателя
4.1. Контакт с аудиторией - постоянен; - реагирует только, на те вопросы, замечания и действия обучающихся, которые ему интересны (подчеркнуть) - не реагирует на происходящее в аудитории (вопросы, замечания, действия обучающихся)    
4.2. Речь - яркая, эмоционально окрашена; - монотонна
4.3. Дикция - четкая, ясная; - имеются дефекты
4.4. Тактичность - да; - нет
    Итого:  
    Всего[3]:  

Общие выводы по занятию

Оценка степени достижения поставленной цели и задач занятия в целом __________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументированная характеристика достоинств и недостатков занятия_____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации, предложения______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________ /___________________________

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), отрасль: «Экономика и управление», направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики утверждена на заседании кафедры экономики и методики преподавания экономики. Протокол №5 от 26 мая 2016 года.

Зав. каф. _____________ И.А. Ромахина

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики одобрена методической комиссией факультета экономики управления. Протокол №6 от 26 мая 2016 года.

Председатель методической комиссии __________________ Т.В. Ершова

[1] нужное подчеркнуть

[2] уровень выставляется согласно шкале оценивания сформированности планируемых результатов обучения

[3] Оценка результатов анализа:Минимальное количество баллов 0; Максимальное – 37. Оценка успеваемости студента дается по следующим ключам: отлично: 27 – 36 баллов; хорошо: 18 – 26; удовлетворительно: 9 – 17 баллов; неудовлетворительно: 0-8 баллов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

___________ И.А. Ромахина

«___» ____________ 20___ года

рабочая Программа производственной ПРАКТИКИ

Трудоемкость (в зачетных единицах) 12

Направление подготовки: 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям),

Отрасль: «Экономика и управление»

Направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная, заочная

Наши рекомендации