Рабочая Программа производственной ПРАКТИКИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета
___________ И.А. Ромахина
«___» ____________ 20___ года
Рабочая Программа производственной ПРАКТИКИ
Трудоемкость (в зачетных единицах) 12
Направление подготовки: 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
Отрасль: «Экономика и управление»
Направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная, заочная
Вид практики, способ, форма проведения.
1.1. Вид практики – производственная.
1.2. Способ проведения практики – стационарная, выездная.
1.3. Форма проведения – дискретно по видам и периодам проведения практики.
1.4. Тип практики – профессиональный.
Требования к уровню освоения программы производственной практики.
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен овладеть следующими
общепрофессиональные компетенции:
- способность и готовность эксплуатировать современное оборудование (приборы) в соответствии с целями магистерской программы (ОПК-7);
- готовность взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-8);
профессиональными компетенциями (ПК):
- способность и готовность анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона (ПК-1);
- способность и готовность создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов) (ПК-2);
- способность и готовность анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования (ПК-3);
- способность и готовность выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов) (ПК-4);
- способность и готовность формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования (ПК-5);
- способность и готовность организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодёжи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности (ПК-6);
- способностью и готовностью организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся (ПК-7);
- способность и готовность организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации (ПК-11);
- способность и готовность формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать российский и зарубежный опыт (ПК-12).
Обучающийся, прошедший практику, должен
знать:
- фундаментальные и специализированные знания в сфере профессионально педагогической деятельности;
уметь:
- применять фундаментальные и специализированные знания в сфере профессионально педагогической деятельности;
- эксплуатировать современное оборудование (приборы) в соответствии с целями магистерской программы;
- взаимодействовать с участниками образовательной деятельности и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;
- проводить анализ подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики региона;
- создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);
- проводить анализ нормативно-правовой документации профессионального образования;
- выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
- формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования;
- организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодёжи на получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической деятельности;
- организовывать системы оценивания деятельности педагогов и обучающихся;
- организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации;
- формулировать научно-исследовательские задачи в области профессионально-педагогической деятельности и решать их с помощью современных технологий и использовать российский и зарубежный опыт;
владеть:
- навыкамисамостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный и научно-педагогический профиль своей профессионально-педагогической деятельности;
- навыками реализации профессионально-педагогической деятельности;
- проектирования образовательного процесса.
3. Место производственной практики в структуре образовательной программы.
Производственная практика входит в Блок Б2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа» вариативной части программы магистра по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», отрасль «Экономика и управление», направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление». Производственная практика представляет собой вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Производственную практику обучающиеся могут проходить в профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного профессионального образования, а также службы занятости населения.
Задачипроизводственной практики:
Осуществление профессионально-практической подготовки обучающихся и формирование профессиональных умений и компетенций, определенных программой практики.
Производственная практика углубляет и закрепляет теоретические и методические знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана.
Содержание программы практики.
Содержание практики.
№п/п | Наименование раздела (этапа) практики | Сроки Недели (дни) |
1. | Подготовительный | 1 день |
2. | Основной | 1-7 неделя |
3. | Итоговый | 8 неделя |
Всего недель: |
5.2. Содержание разделов (этапов) практики.
1. Подготовительный этап.
Общее задание
Знакомство с программой практики, изучение заданий на производственную практику. Ознакомление с особенностями, целями и задачами практики, формами отчетности (учетные карточки, отчеты), требованиями к отчетной документации практики.
Индивидуальное задание (вариативно)
Планирование этапов выполнения заданий практики.
2. Основной этап.
Общее задание
2.1. Проведение анализа информации об образовательном учреждении, включающем в себя:
- подходы, реализуемых в процессе подготовки специалистов для экономической отрасли региона (ПК-1, ПК-4);
- нормативно-правовой документации профессионального образования (ПК-1, ПК-3);
- проведение оценки педагогической (образовательной) системы учреждения и общей политики в формировании ценностей и культуры обучающихся образовательных учреждений (ПК-1, ПК-4, ПК-7).
Результатом этого этапа является анализ, представленный в письменной форме.
2.2. Посещение занятий педагогов образовательного учреждения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочих (специалистов)) и студентов-практикантов (ОПК-8, ПК-1, ПК-4, ПК-7).
Студент должен самостоятельно проанализировать занятия, как лекционные, так и практические, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и обучающихся, формы проведения занятия и т.д. (приложение 7). Результаты анализа оформляются в письменном виде.
Индивидуальное задание (вариативно)
2.3. Разработка научно-исследовательской работы в образовательном учреждении согласно теме магистерской диссертации, включающей в себя исследование потребности в образовательных услугах различных категорий обучающихся (ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-11, ПК-12);
2.4. Разработка элективного курса с учетом требований работодателей, потребностей обучающихся; возможностей современных форм и средств обучения, качественного подхода оценки результатов обучения специалистов (ПК-2, ОК-5, ПК-6, ПК-7).
2.5. Разработка, планирование, подготовка и проведение занятий (ОПК-7, ОПК-8, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-7).
Темы научно-исследовательской работы, направление элективного курса и занятий согласовываются с руководителем магистерской диссертации и руководителями практики от ТГПУ и образовательного учреждения.
Магистранты могут выполнять работу по направлениям:
- проектирование и проведение лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий;
- разработка мультимедийных комплексов по учебным дисциплинам;
- проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;
- технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов;
- конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;
- разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий;
- разработка процедур оценки личностных и деловых компетенций студентов;
- анализ отечественной и зарубежной практик подготовки рабочих (специалистов).
Результатом выполнения индивидуального задания являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.
3. Итоговый этап.
3.1. Подготовка отчетной документации о прохождении практики (ОПК-7, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-11).
3.2. На основании результатов, полученных в ходе научно-педагогической практики составление доклада для отчетной или научной конференции (ОПК-7, ОПК-8).
3.3. Итоговая конференция (ОПК-7, ОПК-8, ПК-1, ПК-11, ПК-12).
Представление студентами результатов практики. Обсуждение результатов практики, анализ положительных и отрицательных моментов, возникших в процессе прохождения практики. Внесение предложений студентами и руководителями практики от образовательных учреждений и ТГПУ по оптимизации выполнения заданий практики.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья руководители разрабатывают индивидуальные задания, план и порядок прохождения практики с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Учебно-методическое обеспечение практики.
8.1. Основная литература по практике:
1. Педагогические технологии : вопросы теории и практики внедрения [Текст]:справочник для студентов : [учебное пособие для вузов]/авт.-сост. А. В. Виневская ; под общ. ред. И. А. Стеценко.-Ростов-на-Дону:Феникс,2014.-253с.
2. Румбешта, Елена Анатольевна. Современные образовательные технологии в практике учебных учреждений [Текст]:учебно-методическое пособие/МОиН РФ, ФГБОУ ВПО ТГПУ ; под ред. Е. А. Румбешта, А. А. Власовой.-Томск:Издательство Томского государственного педагогического университета,2014.-90с.
3. Смышляева, Л. Г., Яковлева, А. Г. Методология и методы педагогических исследований: Учебное пособие / Л. Г. Смышляева, А. Г. Яковлева. - Томск: Издательство ТГПУ, 2013. - 244 с.
4. Туккель, И.Л. Управление инновационными проектами: учебник для вузов /И.Л. Туккель, А.В. Сурина, Н.Б. Культин; под общей ред. И.Л. Туккеля. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 396.
5. Чупахин, Николай Петрович. Методологическая культура научного поиска [Текст]:учебное пособие для вузов : для магистров/Н. П. Чупахин ; МОиН, ФГБОУ ВПО ТГПУ.-Томск:Издательство Томского государственного педагогического университета,2013.-186 с.
8.2. Дополнительная литература:
1. Мандель, Борис Рувимович. Педагогика [Текст]:учебное пособие для вузов/Б. Р. Мандель.-Москва:Флинта [и др.],2014.-284с.
2. Новожилов, Э. Д. Научное исследование (логика, методология, эксперимент): монография / Э. Д. Новожилов.– М., 2005. – 363 с.
3. Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебно-методическое пособие / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. – М., 2010. – 159 с.
4. Основы научных исследований: учебно-методическое пособие / В. А. Власов, А. А. Степанов, Л. М. Зольникова, Б. Б. Мойзес. – Томск, 2007. – 201 с.
Специальная литература, соответствующая направленности (профилю) подготовки, дополнительно рекомендуется руководителем практики.
8.3. Средства обеспечения практики.
При прохождении производственной (преддипломной) практики рекомендуется использовать следующие интернет-ресурсы:
Ресурсы для молодых ученых
http://www.youngscience.ru – Сайт «Президент России – молодым ученым и специалистам» создан для информационного обеспечения государственных мероприятий по поддержке молодых ученых и специалистов-инноваторов.
http://www.disser.h10.ru/ – Библиотека диссертаций.
http://vak.ed.gov.ru/ – Официальный сайт Высшей аттестационной комиссии, где можно ознакомиться с авторефератами диссертаций.
Учётная карточка
по производственной практике
Ф.И.О. обучающегося:________________________________________________________
Факультет _____________ курс __________ группа __________
Направление подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), отрасль: «Экономика и управление». Направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»
Место прохождения практики: ______________________________________________________
Сроки практики: __________________________________________________________________
Руководитель практики от образовательного учреждения: ___________________________
_________________________________________________________________________________
(ФИО полностью, занимаемая должность)
Факультетский руководитель: _______________________________________________________
Индивидуальное задание: _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Посетил занятия у преподавателей ___, студентов-практикантов ___.
Виды выполненных работ.
Посещенные занятия
№ п/п | дата | Виды работ | Подпись руководителя практики от ОО |
Проведенные занятия
№ п/п | дата | Виды работ | группа | оценка | Подпись руководителя практики от ОО |
2. Отзыв-характеристика руководителя практики от образовательной организации:
Оценка уровня сформированности компетенций:
компетенция | уровень[1] | компетенция | уровень | компетенция | уровень | компетенция | уровень | |
ОПК-7 | 1, 2, 3 | ПК-1 | 1, 2, 3 | ПК-4 | 1, 2, 3 | ПК-7 | 1, 2, 3 | |
ОПК-8 | 1, 2, 3 | ПК-2 | 1, 2, 3 | ПК-5 | 1, 2, 3 | ПК-11 | 1, 2, 3 | |
ПК-3 | 1, 2, 3 | ПК-6 | 1, 2, 3 | ПК-12 | 1, 2, 3 | |||
Итоговая оценка[2]: | Сумма = | 1, 2, 3 | ||||||
Полнота и качество выполнения программы практики: _______________________________ _________________________________________________________________________________ Отношение обучающегося к выполнению заданий, полученных в период практики: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проявленные обучающимся исследовательские и личные качества: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы о профессиональной пригодности обучающегося: _______________________________ _________________________________________________________________________________
Приложение 3
Приложение 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
_____________________________________________
факультет
_________________________________________________
кафедра
Отчет
АНАЛИЗ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ видов деятельности, выполненных в период прохождения производственной практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Материалы практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Характеристика образовательного учреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Конспекты, проведенных занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. ….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 6
Анализ учебного занятия
Дата ____________ предмет ______________________________________________________________________
№ пары______________ группа_________ ФИО преподавателя ________________________________________
кол. учащихся в группе _______ присутствует_______
Тема занятия___________________________________________________________________________________
Цель занятия___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________
Задачи занятия _________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Технические средства обучения ______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Что оценивается | Качественная оценка | баллы |
1. Анализ содержания занятия | |||
1.1. | Научность | - в соответствии с требованиями; -не обеспечена | |
1.2. | Проблемность | - ярко выражена; - отсутствует | |
1.3. | Сочетание теоретического с практическим материалом | - выражено достаточно; - представлено частично; - отсутствует. | |
1.4. | Доказательность | -убедительно; - декларативно | |
1.5. | Доступность материала | - доступно; - слишком сложно (материл, на который при изложении опирается педагог, по программе должен изучаться в дальнейшем); - слишком легко (материал был изучен ранее и требовал лишь повторения) | |
1.6. | Учебный материал логичен и последователен | - да; - иногда нарушается - нет | |
1.7. | Связь с профилем подготовки специалиста | - есть; - нет | |
1.8. | Воспитательная направленность | - присутствует -нет | |
1.9. | Соответствие учебной программе | - да; - нет | |
1.10. | Выделение основных понятий в теме | - да - нет | |
Итого: | |||
2. Анализ методики проведения занятия (деятельность педагога) | |||
2.1. | Выполнение плана занятия | - выполнен полностью; - выполнен частично; - осталось не использованное время | |
2.2. | Использование учебного времени на организационные моменты | - рационально - излишние траты на организационные моменты в начале занятия; в процессе проведения, в конце занятия (подчеркнуть) | |
2.3. | Отбор методов, примеров, средств обучения с учетом темы и цели занятия, обеспечивающих качественное освоение нового материала, его закрепление, повторение | - целесообразно; - не целесообразно | |
2.4. | Рациональность выбора форм обучения (групповая, фронтальная) | - да; - нет | |
2.5. | Использование наглядности | - в полном объеме; - недостаточно; - не используется | |
2.6. | Эффективность использования ТСО | - да; - нет | |
2.7. | Метод изложения учебного материала (преимущественно) | - проблемный; - частично – поисковый; - объяснительно – информационный | |
2.8. | Владение материалом | - свободное; - частично пользуется конспектом; - читает по конспекту | |
2.9. | Организация самостоятельной работы студентов (виды, формы, индивидуальный подход, степень сложности, инструктаж) | - продуманна; - нет; | |
Итого: | |||
3. Анализ работы и поведение учащихся на занятии | |||
3.1. | Интерес к занятию | - высокий у всех обучающихся; - высокий у части обучающихся - отсутствует | |
3.2. | Дисциплина | - хорошая; - низкая | |
3.3. | Внимание | - высокое на всех этапах занятия; - высокое во время теоретического или практического материала (подчеркнуть); - низкое | |
3.4. | Активность группы | - высокая на всех этапах занятия - высокое во время теоретического или практического материала (подчеркнуть); - низкое | |
3.5. | Работоспособность обучающихся на разных этапах занятия | - у всех одинаково высокая; - только у части высокая; - у всех низкая | |
Итого: | |||
4. Манера работы преподавателя | |||
4.1. | Контакт с аудиторией | - постоянен; - реагирует только, на те вопросы, замечания и действия обучающихся, которые ему интересны (подчеркнуть) - не реагирует на происходящее в аудитории (вопросы, замечания, действия обучающихся) | |
4.2. | Речь | - яркая, эмоционально окрашена; - монотонна | |
4.3. | Дикция | - четкая, ясная; - имеются дефекты | |
4.4. | Тактичность | - да; - нет | |
Итого: | |||
Всего[3]: |
Общие выводы по занятию
Оценка степени достижения поставленной цели и задач занятия в целом __________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аргументированная характеристика достоинств и недостатков занятия_____________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации, предложения______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________ /___________________________
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), отрасль: «Экономика и управление», направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики утверждена на заседании кафедры экономики и методики преподавания экономики. Протокол №5 от 26 мая 2016 года.
Зав. каф. _____________ И.А. Ромахина
Рабочая программа производственной (преддипломной) практики одобрена методической комиссией факультета экономики управления. Протокол №6 от 26 мая 2016 года.
Председатель методической комиссии __________________ Т.В. Ершова
[1] нужное подчеркнуть
[2] уровень выставляется согласно шкале оценивания сформированности планируемых результатов обучения
[3] Оценка результатов анализа:Минимальное количество баллов 0; Максимальное – 37. Оценка успеваемости студента дается по следующим ключам: отлично: 27 – 36 баллов; хорошо: 18 – 26; удовлетворительно: 9 – 17 баллов; неудовлетворительно: 0-8 баллов.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждениЕ высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета
___________ И.А. Ромахина
«___» ____________ 20___ года
рабочая Программа производственной ПРАКТИКИ
Трудоемкость (в зачетных единицах) 12
Направление подготовки: 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям),
Отрасль: «Экономика и управление»
Направленность (профиль): «Государственное и муниципальное управление»
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная, заочная