Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг
Государственный бюджет – это система экономических отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании фонда денежных средств государства.
Функции госбюджета:
· Перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и ¾ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.
· Вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики.
· Осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе.
· Обеспечение внутренней и внешней безопасности.
· Содержание аппарата управления.
Структура бюджетной системы Республики Беларусь дана на рис. 15.1.
Рисунок 15.1 - Структура бюджетной системы Республики Беларусь
Виды бюджетного дефицита:
· Структурный (возникает в связи с крупными структурными изменениями в экономике: конверсией военного производства, внедрением новых форм и методов организации производства и др.).
· Реальный (приводит к сокращению доходов населения, предпринимателей, что уменьшает налоговые поступления в казну; к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает государственные расходы).
· Циклический (разность между реальным и структурным дефицитом).
· Активный (возникает в результате действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов).
· Пассивный (возникает вследствие сокращения объема национального производства).
Подходы к проблеме сбалансированности бюджета
1. Следует стремиться к ежегодной сбалансированности доходов и расходов бюджета. Однако в этом случае усиливаются циклические колебания в экономике. Попытка правительства сбалансировать бюджет, увеличив налоги и сократив расходы, только уменьшит совокупный спрос и приведет к дальнейшему падению производства. Напротив, при увеличении государственных расходов и уменьшении налогов ускоряются инфляционные процессы.
2. Не следует стремиться к ежегодной сбалансированности бюджета, поскольку бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла.
В период экономического спада принимается тактика дефицитного бюджета, снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы. Недостающие средства государство получает от займов и денежной эмиссии.
В период экономического подъема правительство повышает налоги и сокращает расходы, чтобы снизить инфляцию. В результате образуется излишек средств, которые используются для выплаты по займам.
3. Концепция функциональных финансов. Сторонники этой концепции считают, что следует стремиться не к сбалансированности бюджета, а к сбалансированности экономики.
Структура бюджета дана на рис. 15.2.
|
| |||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Рисунок 15.2 – Структура бюджета
Виды государственного долга:
а) Внешний долг. Это бремя для нынешнего и будущего поколений.
б) Внутренний долг финансируется за счет эмиссии и государственных займов.