Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

На рубеже 2000 лет до н.э. в Древнем Риме возникло понятие «экономика» (экономия). Экономические отношения изучаются в государстве древних Шумер, Китае, Египте, Индии.

В Древнем Мире вопросы экономики исследовались великими мыслителями и философами древней Греции и Рима Аристотелем, Платоном, Ксенофонтом. Например, Аристотель изучал происхождение торговли и обмена, возникновение денег.

В этот период понятие «экономика» использовалось в смысле «домоводство», «управление семьей и личным имуществом. Поэтому на раннем этапе экономика представляла собой некоторый свод правил, и рекомендаций по ведению домашнего хозяйства.

Затем экономика стала видом человеческой деятельности и наукой.

Этапы развития экономической теории

1. Меркантилизм (XVI-XVII вв.) (от итальянского «мерканте» - купец, торговец) Основоположники этого направления - Т.Ман, А.Монкретьен.

Меркантилизм возник в эпоху позднего средневековья, в период разложения феодализма и зарождения капитализма, бурного роста торговли и торгового капитала, развития товарно-денежных отношений.

Главной сферой человеческой деятельности в это время была торговля, а главной фигурой - купец, поэтому меркантилизм был идеологией торгового капитала. Для меркантилизма были характерны две черты: отождествление богатства с деньгами (золотом и серебром), активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны. Меркантилисты рекомендовали государству установить запрет на вывоз денег и драгоценностей и предлагали меры по привлечению их в страну. Иностранные купцы, продав свои товары, обязаны были истратить все вырученные деньги на покупку местных товаров. Меркантилисты обращали свое внимание на активный торговый баланс и предлагали стимулировать производителей, создающих товары на экспорт, и сдерживать импорт. Таким образом, они считали, что богатство общества связано с накоплением драгоценных металлов и неэквивалентным обменом, а основой экономики является сфера обращения и торговли.

П.Буагильбер ввел «принцип естественного порядка»: «Предоставьте людям делать свои дела, предоставьте делам идти своим чередом». По его мнению, не всякие правила и рекомендации по управлению экономикой хороши. Иногда самые эффективные и рациональные способы ведения хозяйства, предложенные правительством, не приносят успеха. Наилучший способ управления экономикой - это отсутствие такового.

2. Физиократы (XVII-XVIII вв.) Ф.Кенэ, А.Тюрго.

По мнению физиократов, основным источником производства материальных благ является сельское хозяйство. В промышленности, торговле, других сферах человеческой деятельности труд бесплодный, ибо «богатства, создаваемые промышленным трудом, возникают при помощи доходов, даваемых землей». Кенэ выделял три общественных класса: класс производительный (фермеры), класс собственников, куда он относил дворянство, духовенство, чиновничество, короля со свитой и бесплодный класс - это все занятые не в сельском хозяйстве и не относящиеся к собственникам. Ф.Кенэ и А.Тюрго признавали объективность экономических законов, утверждая, что экономическая жизнь общества подчиняется действию «естественных законов». «Чистый продукт», в современном понимании - прибавочный продукт, по мнению Кенэ, создается только в сельском хозяйстве. Источником прибавочного продукта является не труд, а превышение произведенной в сельском хозяйстве продукции над той ее частью, которая потребляется в этой же отрасли.

Кенэ разработал «Экономическую таблицу», в которой сделал попытку осуществить анализ общественного воспроизводства.

3. Английская классическая политэкономия (XVII-XIX вв.) У.Петти. Данное экономическое направление возникло в Англии, поскольку эта страна в XVII-XIX вв. была наиболее развитой в мире. Здесь раньше, чем в других странах, стали складываться капиталистические производственные отношения.

4. Классическая экономическая школа (XVIII в.) А.Смит, Д.Риккардо. Представители классической школы рассматривали экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения.

В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776 г., А.Смит исходит из того, что богатство науки воплощено в продукции, которая потребляется народом: чем больше соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровень национального богатства. А.Смит отмечает большое значение свободной конкуренции и свободного ценообразования. Под экономической свободой он понимает: свободное перемещение рабочей силы; свободу внутренней и внешней торговли; свободное владение землей.

Представители классического направления были против вмешательства государства в экономику, считая экономику саморегулирующейся системой. Они подвергли анализу не только производство, но и финансы, налоговую систему, внешнюю торговлю, а также положили начало решению проблемы трудовой теории стоимости.

5. Марксистская политэкономия (30-е гг. XIX в.) К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин.

К.Маркс подверг всестороннему анализу капиталистический способ производства, завершил, начатую другими учеными, разработку теории трудовой стоимости. Маркс выдвинул материалистическое понимание истории, сущность которого состоит в том, что человеческое общество развивается от низших форм к высшим. Основой жизни человеческого общества является производство материальных благ. Цель капиталистического производства, по его мнению, - производство и присвоение прибавочной стоимости и механизм капиталистической эксплуатации.

Марксисты сформулировали некоторые экономические законы. Разработали учение об общественно-экономических формациях. Подробно исследовали стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление.

6. Западная политэкономия (30-е гг. XIX в.) Ж.Б.Сэй, Мальтус, Милль, А.Маршалл.

Английский экономист А.Маршалл считал себя приемником учения Д.Рикардо и пытался соединить теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности.

7. Неоклассическое направление, включает три школы:

· австрийская (К.Менгер, Бем-Баверк);

· американская А.Кларк);

· математическая В.Парето, Э.Вальрас, Джевонс).

Неоклассики в противоположность трудовой теории стоимости выдвинули субъективно-психологическую теорию стоимости и цены товара. Пo их мнению человек сам определяется ценность благ исходя из их полезности, которая по мере насыщения рынка товарами убывает. Наибольшей стоимостью обладает первая единица товара, поскольку полезность ее самая высокая, а полезность следующих единиц одного и того же товара уменьшается и наименьшей «предельной» полезностью, обладает последняя единица товара.

Американский экономист Д.Кларк дополнил теорию предельной полезности теорией предельной производительности труда и капитала. Центральной проблемой экономической науки он считал распределение общественного продукта, которое осуществляется в соответствии с вкладом каждого фактора производства, т.е. труда, капитала, земли.

Современные направления развития экономической науки

1. Институционализм – (конец XIX века) Основоположником этого направления является Т.Веблен, последователи Д.Гелбрейт, У.Митчел, Я.Тинберген, Р.Коуз и др. Экономическая наука должна учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических. Экономисты должны изучать общественные институты: формы хозяйственной организации, нормы поведения социальных групп, юридические законы, стереотипы мышления и массового общественного сознания, обычаи и традиции. Рынок, по их мнению, - это инструмент ресурсов, способствующий обогащению монополий. Основой власти монополий является техника, а не законы рынка. Объект изучения институционалистов - корпорация, являющаяся социально новым институтом по сравнению с частнопредпринимательской компанией в прошлом. В основе развития крупных корпораций лежит не собственность, а технический прогресс.

2. Кейнсианство и неокейнсианство – (30-е годы XX века). Основоположником этого направления является Дж.Кейнс, последователи Е.Домар, Э.Хансен и др. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. опроверг теории классиков. В после кризисный период Д.Кейнс выступил с новыми идеями. Он считал, что ключевыми проблемами капиталистического воспроизводства является емкость рынка и недостаток спроса. Кейнс различал два элемента эффективного спроса: потребительский спрос на предметы потребления и инвестиционный спрос предпринимателей на средства производства. Кейнс выступал за активное вмешательство государства в экономику страны и советовал регулировать налоговые поступления, доходы и расходы государственного бюджета.

Современные неокейнисанцы (Р.Харрод. Е.Домар, Э.Хансен и др.) восприняли основные положения теории Кейнса, разработали теорию темпов и факторов роста, модели экономического роста. Они считают необходимым постоянное, систематическое вмешательство государства в экономику для регулирования экономических процессов.

3. Монетаризм – (70-е годы XX века) М.Фридмен, И.Фишер. Монетаристы приписывают денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры и устанавливают причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Для регулирования экономических процессов они предлагают менять мощность и направления движения денежных потоков.

Темы докладов и рефератов

1. Экономические учения Древнего Мира.

2. Экономическая мысль античности.

3. Теория предельной полезности маржиналистов. (К.Менгepa, Э.Бем – Баверка, Ф.Визера).

4. Основные экономические положения теории А.Смита.

5. Теория государственного регулирования экономики Дж.Кейнса.

6. Экономическое учение К.Маркса и его место в развитии экономической теории.

7. Экономист Н.Кондратьев.

8. Ученые экономисты – лауреаты Нобелевской премии.

9. Современные направления в развитии экономической теории.

Вопросы для повторения

1. Что такое производство и что такое экономика, как они взаимосвязаны?

2. Сформулируйте предмет экономической теории.

3. Сформулируйте понятие экономического закона.

4. Из каких разделов состоит курс экономической теории?

5. Назовите и кратко охарактеризуйте методы экономической теории.

6. Назовите основные этапы развития экономической мысли.

7. Назовите современные направления экономической теории.


Наши рекомендации