Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
Учитывая высокий удельный вес материальных затрат в производстве продукции, хозяйствующие субъекты должны оценивать эффективность их использования. Для этих целей в теории и практике применяется система показателей.
Обобщающим показателем, характеризующим использование на предприятии всех материальных ресурсов, является материалоемкость продукции или обратный ему показатель материалоотдача.
Материалоемкость (МЕ) и материалоотдача (МО) определяются по формулам:
МЕ=, МО=,
где МЗ – материальные затраты, в руб.
ТП – товарная продукция, в руб.
К частным показателям материалоемкости относятся металлоемкость (Ем), энергоемкость (Еэн), электроемкость (Еэл) исчисляемые по формуле:\
Ем=; Еэн=; Еэл=,
где Пм, Пэн, Пэл – количество израсходованного металла, энергии всех видов в тоннах условного топлива, электроэнергии соответственно.
Все частные показатели могут быть определены как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
40 Сущность, цели, задачи планирования.
В широком смысле слова планирование — это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:
— компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
— квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
— наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники.
Планирование предполагает:
— обоснованный набор целей;
— определение политики;
— разработку мер и мероприятий (образа действий);
— методы достижения целей;
— обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование включает в себя определение:
— конечных и промежуточных целей;
— задач, решение которых необходимо для достижения целей;
— средств и способов их решения;
— требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Планирование необходимо для достижения организацией следующих целей:
— повышение контролируемой доли рынка;
— предвидение требований потребителя;
— выпуск продукции более высокого качества;
— обеспечение согласованных сроков поставок;
— установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
— поддержание репутации фирмы у потребителей.
41 Принципы и методы планирования.
Планирование – это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Принципы планирования:
Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют следующие цели:
Хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства.
Производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия.
Научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс.
Социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия.
Экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
Принцип системности означает, что планирование представляет собой систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия.
Принцип научности требует учета перспектив научно-технического прогресса и применение научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов.
Принцип непрерывности означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования.
Принцип сбалансированности плана указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребителями в ресурсах и их наличием
Принцип директивности – в соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его у руководителя.балансовый, норм, сетьевой(новая прод) и программно-целевой, эк-мат
47.Проблемы повыш. стимул. роли зар. платы.Стимулирующая функция заработной платы – ее свойство направлять интересы трудящихся на достижение требуемых результатов труда (большего его количества, более высокого качества и т.д.) за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников.
Повышение уровня стимулирующей роли заработной платы зависит от ряда факторов. Факторы, от которых зависит стимулирующая роль заработной платы, можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним относится организация заработной платы - обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, а также совокупность составных элементов (нормирование, тарифная система, премии, доплаты и надбавки). Из внешних факторов: преобразование системы управления, организационных структур производства, правовых основ и норм хозяйствования, взяток и др. В зависимости от способа, характера влияния внешних факторов на стимулирующую роль заработной платы: – влияющие на действенность организации заработной платы (преобразование системы управления, правовых основ и норм хозяйствования и т.д.); – влияющие на структуру доходов трудящихся и долю в них заработной платы (получение доходов от собственности, приватизационных чеков, акций, нетрудовые доходы и т.д.); – влияющие на настроение, психологическое состояние человека, его стремление к высокопроизводительному труду с целью получения большего вознаграждения. Стимулирующее назначение заработной платы состоит в том, чтобы создать материальную заинтересованность в индивидуальных и коллективных результатах труда, повышении эффективности производства товаров и услуг, улучшении качественных показателей работы.Возможность достижения высокого уровня стимулирующей роли заработной платы обосновывается, в первую очередь, тем, что в структуре доходов трудящихся и их семей она составляет, как уже отмечалось, преобладающую часть доходов по сравнению с другими источниками. Умелое использование этой функции превращает заработную плату в один из важнейших рычагов повышения результативности производства и экономического роста.
43.Опер-календ. планирование– это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запуска-выпуска и срокам выполнения каждого вида продукции, распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям, а также своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри его – до каждого производственного участка и рабочего места, до конкретных исполнителей работ. Исходными данными для разработки календарных панов служат: годовые объемы выпуска продукции; трудоемкость выполняемых работ; сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических планов предприятия. В зависимости от сферы применения, оперативное планирование на большинстве предприятий различных отраслей подразделяется на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб.
Внутрицеховое планирование направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы. Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных цехов предприятия.
Показатели планов - числовые величины, характеризующие различные стороны развития деятельности экономического субъекта на перспективу.
В системе планов используются различные показатели, которые отображают как качественные, так и количественные параметры развития.
В экономических расчетах важна соизмеримость и сопоставимость плановых показателей: по времени; по видам деятельности; по ценам. Каждый из показателей обосновывается во взаимосвязи с другими показателями, что обеспечивает их взаимоподдержку и формирует единый целостный план развития предприятия, выраженный системой показателей. При расчетах показателей на этапе их обоснования выполняется ряд общих процедур в определенной последовательности.
Процедуры процесса расчета показателей включают: а) оценку состояния внешней среды и потенциала предприятия:б) прогноз внешних условий деятельности предприятия: в) целевая ориентация деятельности предприятия включает определение цели деятельности компании, реализуемой в планах:
Показатели планов доводятся в виде заданий до структурных единиц предприятия, сотрудников. Для того чтобы планы были реализованы, необходима соответствующая система мотивации персонала и контроля, которая отражала бы вклад подразделения (сотрудника) в достижение того или иного показателя плана.